Товаров: 0 (0р.)

Свадьбы дербентские: Большая дагестанская свадьба в Дербенте установила два мировых рекорда — Городские новости — Новости

Содержание

Массовая свадьба в Дербенте попала в Книгу рекордов Гиннесса — Общество

ДЕРБЕНТ /Республика Дагестан/, 30 сентября. /ТАСС/. Свадьба в Дербенте, организованная на День города в воскресенье на местном стадионе Нарын-Кала, попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая многонациональная свадьба и церемония с самым большим количеством гостей, передает корреспондент ТАСС.

«За всю историю органов ЗАГСа я впервые встречаю на древней земле Дербента такое грандиозное событие — самая большая многонациональная свадебная церемония. В книгу отдела записей актов гражданского состояния администрации города Дербента 29 сентября 2019 года внесены соответствующие данные 24 пар представителей 16 национальностей. Руководствуясь семейным кодексом РФ, подтверждаю факт регистрации данных пар, создающих сегодня свою семью, о чем и расписываюсь», — сообщила начальник отдела ЗАГСа администрации Дербента Татьяна Марченко.

Есть рекорд

Рекорд зафиксировал присутствовавший на мероприятии главный редактор и основатель «Книги рекордов России», представитель по заявкам в Книгу рекордов Гиннесса Алексей Свистунов.

«Сегодня я с огромным удовольствием объявляю о том, что при десяти тысячах трехстах восьмидесяти двух свидетелях были установлены сразу два национальных рекорда — самая многонациональная свадьба с участием представителей 16 разных национальностей. Второе достижение — свадебная церемония с самым большим количеством гостей — 10382 человека», — сказал Свистунов.

Он вручил мэру Дербента Хизри Абакарову сертификат установленного рекорда Книги рекордов Гиннесса.

«Все вы знаете, что Дербент — один из самых древних городов. Исторические памятники нашего города известны всему миру и внесены в список наследия ЮНЕСКО. Так вот, сегодняшнее событие тоже прославит Дербент, войдя в Книгу рекордов Гиннесса», — сказал глава города.

Также он поздравил молодые пары с таким событием в их жизни: «Вы являетесь главной частью грандиозного исторического события. Такого в мире еще не было! Я желаю вам долгой счастливой жизни, любви, здоровья и всего наилучшего».

С приветственным словом к участникам и гостям праздника обратился и первый вице-премьер Дагестана Анатолий Карибов, который поздравил молодоженов от имени руководства региона.

Жителей и гостей Дербента с Днем города и рекордной свадьбой поздравил и и.о. главы Дербентского района Фуад Шихиев. «Хочу пожелать, чтобы в вашей жизни всегда были только лишь рекорды, чтобы те цели, которые вы поставили, всегда достигали», — сказал Шихиев.

На массовой дербентской свадьбе выступили хореографический ансамбль «Гюнеш», популярные артисты дагестанской эстрады, актеры театров, а также государственный заслуженный академический ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».

‘ Низами Гаджибалаев/ТАСС’

Самая молодая пара

Самой молодой парой массовой свадьбы, как сообщила пресс-служба мэрии Дербента, стали 19-летние Айдынбек Айдынбеков и Камила Гезалова.

Мероприятие было организовано городской администрацией по инициативе главы Дербента Хизри Абакарова. «На празднично украшенном стадионе «Нарын-Кала» собрались люди со всех концов города, из разных городов и сел не только Дагестана, но и России», — сообщили в пресс-службе.

Дербент — один из древнейших городов России и мира — уникальный памятник древней истории, он находится на побережье Каспийского моря. Это единственный город античной эпохи, сохранившийся на своем историческом месте. В настоящее время Дербент — второй по величине город Дагестана с населением более 120 тыс. человек и площадью 70 кв. км. Ежегодно город посещают десятки тысяч туристов.

Массовая и многонациональная свадьба в Дербенте попала в Книгу рекордов Гиннесса

Сразу два мировых рекорда установили в древнем городе Дербенте: справили самую многонациональную свадьбу и свадебную церемонию с самым большим количеством гостей. Все это попало в Книгу рекордов Гиннесса. Церемония продолжалась в течение трех часов. Побывала на ней и наша съемочная группа. 

Воздушный шар, цветные гирлянды, много цветов, национальные блюда, песни и танцы. На большой свадьбе постарались использовать все, что могло понравиться гостям и их удивить. В центре поля соорудили круглую сцену, на которую и пригласили виновников торжества.

Более 30 пар 16 национальностей. В самой многонациональной свадьбе изъявили желание принять участие также супруги из Москвы и те, кто прожил вместе 60 лет. Пары были одна краше другой. Выход в центр не для всех был обычным. Одни новобрачные спустились на торжество прямо с небес и показали их только после обещания главы Дербента в следующем году построить новый ЗАГС в древнем городе.

Какая же свадьба без родственников и подарков? Новобрачных окружила их многочисленная родня. Все, что происходило в центре, было видно и на самых дальних трибунах. Картинка выводилась на большой экран. Пожелания и напутствия молодоженам звучали сразу от представителей сразу трех конфессий. Затем к парам обратился глава города.

Присутствовала на торжестве и группа официальных лиц под руководством первого заместителя председателя правительства Анатолия Карибова. Он озвучил поздравление от главы республики.

Свадебная церемония продолжалась в течение трех часов. Гостям не давали скучать и проголодаться. Раздавали сладости, а те, кому посчастливилось найти место за столом, попробовали и знаменитый свадебный плов.

Для того, чтобы увидеть это масштабное свадебное зрелище, на стадионе «Нарын-кала» собрались более 10 тысяч зрителей. Гости приехали из разных районов, городов Дагестана и страны.

Эмоции переполняли всех. Каждое действие сопровождали аплодисментами. Вот их впечатления.

Рекорд официально зарегистрирован, и это кульминация праздника. Теперь древний Дербент в Книге рекордов Гиннесса, как организатор самой большой и массовой свадьбы на планете, сообщает РГВК «Дагестан».

Кавказский размах: большая дагестанская свадьба

Самая многонациональная и самая массовая: 29 сентября в Дербенте «под венец» пошли сразу 24 пары новобрачных, а на торжество пришло больше 10 тысяч гостей. Не обошлось без салюта, гигантского торта и воздушного шара. Так в самом южном городе России решили показать, какая она бывает — большая дагестанская свадьба.

Фото: Евгений Костин

Самир и Мухлисат Абдуллаевы

Уже за несколько часов до начала праздника улицы, прилегающие к стадиону «Нарын-кала», перекрыли. Полицейские проверяли работу рамок-металлоискателей, внутри стадиона расставляли столы и стулья и настраивали аппаратуру. Свадьба должна была начаться в 16:00, но зрители стали стекаться к месту масштабного торжества гораздо раньше.

— А кормить будут, интересно? Свадьба же, — любопытствовали в толпе.

Территорию стадиона условно поделили на несколько зон: мини-ярмарка, места для зрителей и большая сцена. За ней вовсю кипела работа: кондитеры собирали огромный торт, артисты театров с шашлыками из папье-маше репетировали сценки, а десятки нарядных невест и женихов позировали всем желающим.

— Мы сразу согласились, конечно, — рассказывает жених Самир. — Такое только раз в жизни бывает.

Рядом с ним — молодая супруга Мухлисат. Абдуллаевы поженились 15 сентября. Штамп в паспортах, по условиям организаторов праздника, должен был быть поставлен в сентябре 2019 года. Кроме азербайджанцев Самира и Мухлисат в этот день в Дербенте «поженились» еще 23 пары новобрачных — представители 16 разных национальностей.

На большую свадьбу пришли и семь пар, уже живущих в браке: кто несколько лет, а кто и полвека.

Фото: Евгений Костин

Слево направо: Элла и Магомед Алигушумовы, Муслим и Сарита Дадашевы

Одна из пар — Магомед и Элла Алигушумовы. Они женаты уже несколько лет, для каждого это вторая попытка создать семью. Они заметно выделяются на фоне черно-белых женихов и невест. На праздник муж-аварец с женой-еврейкой пришли в национальной одежде.

— Свадьба ведь многонациональная, а все одеты в белые платья и строгие костюмы, мы решили: должно быть что-то колоритное, — объясняет Магомед. — Платок на голове супруги — из бабушкиного сундука, он XVIII века; обувь, кстати, тоже старинная. А свой костюм я шил раньше, по другому случаю.

Муслим и Сарита Дадашевы также заметны на фоне остальных. Пожалуй, это самая высокая пара молодоженов. Семья интернациональная: муж — азербайджанец, жена — табасаранка. Парень признается, что очень волнуется, а супруга спокойна.

— На нашей свадьбе мне тоже было волнительно, но здесь больше, потому что много людей, все смотрят, — говорит Муслим. — Весь город здесь.

Фото: Евгений Костин

Десятки фотографов то и дело отзывают молодоженов для фотосессий.

— Кого? Меня? — спрашивает один из женихов в ответ на просьбу сфотографироваться.

— «Тебя» теперь нет, есть «вы», — шутит кто-то из окружающих.

Очередь из фотокамер выстраивается неподалеку: на фоне арки в форме сердца позируют Сун Лидонг со своей женой Анной Андроновой.

— Я познакомилась с мужем, когда работала в Пекине архитектором. Я из Казани, сейчас работаю в Москве. А про Дербент узнала потому, что наша команда — финалист конкурса на разработку мастер-плана Дербента. Я ведущий архитектор этого проекта и в Дербенте часто бываю, изучаю город.

Сун Лидонг стоит рядом с супругой и улыбается. Русский язык он пока знает не очень хорошо.

— Для меня новость об этой свадьбе стала сумасшедшим открытием! Я наполовину русская, наполовину татарка, а муж — китаец, — продолжает Анна. — И я подумала: это оно. Мы и так собирались пожениться, но, чтобы заключить брак с иностранцем, нужно очень много документов, переживали, что можем не успеть, но все получилось.

Фото: Евгений Костин

Пока остальные пары фотографируются, в небо над стадионом поднимают огромный красный воздушный шар с избранной парой новобрачных. По сценарию, их «украли». Для чего — зрители узнают позже.

Между парами меж тем расхаживает восхищенный происходящим главный редактор и основатель «Книги рекордов России», представитель по заявкам в Книгу рекордов Гиннесса Алексей Свистунов.

— Обычно заявляются классические вещи: кто-то отжался, подтянулся. Уже когда заявку только подали, стало понятно, что это уникальное событие, — объясняет он. — Я еще не видел, чтобы практически каждый десятый житель города пришел на свадьбу. Не говоря о том, что это не просто представители 16 разных национальностей — эти люди исповедуют разные религии.

По подсчетам организаторов, на свадьбу пришли 10 382 человека.

Наконец, ведущие объявляют о начале большой дагестанской свадьбы. После приветственной лезгинки на сцене появляются главные герои праздника.

Фото: Евгений Костин

Но вдруг выясняется, что кого-то не хватает — той самой пары молодоженов. На большом экране появляется ролик с кадрами из фильма «Кавказская пленница», бывший кавээнщик Халил Мусаев выходит на сцену. Ведущие шутят, что упитанный Халил не влез в двери местного ЗАГСа. Мусаев обращается к мэру Дербента с просьбой построить новый, и Хизри Абакаров торжественно обещает в следующем году выполнить просьбу. А с небес на землю тем временем спускают «дербентских пленников». К этому моменту новобрачные провели в корзине воздушного шара уже около часа.

На сцену приглашают представителей духовенства — муллу, раввина и православного священника. Они дают свое благословение, и в небо из рук молодоженов взлетают белые голуби.

Пока на большой сцене идет свадьба, на краю стадиона тоже нескучно. Дети облепили металлические фигуры мультяшных героев, кто-то прогуливается между торговыми палатками, другие выстроились в длинную очередь за бесплатным угощением — тарелками дымящегося плова. Растет длинный ряд огромных пустых казанов.

Арка, украшенная искусственными цветами, — другой популярный объект. Чтобы сделать фото на фоне цветов, тоже выстраивается очередь. А тамада в это время объявляет со сцены вынос одного из главных атрибутов любой свадьбы — торта.

Фото: Евгений Костин

Над дербентским тортом трудились больше десяти дней: кондитеры, оформители, а также сварщики, плотники, токари и жестянщики — всего 30 человек. Лакомство получилось внушительным. Высота торта — 120 сантиметров, ширина основания — 1,5 метра, а вес — 200 килограммов.

Вслед за гигантским тортом на сцене появляется Алексей Свистунов.

— С огромным удовольствием при более чем десяти тысячах гостей сообщаю: большая дагестанская свадьба установила сразу два заявленных рекорда, — сказал он и под аплодисменты зрителей вручил мэру Дербента сертификаты «Книги рекордов России»: свадьба стала самой многонациональной и самой массовой по количеству гостей.

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Фото: Евгений Костин

Затем удачливым посетителям торжества раздали угощение, а завершилась большая дагестанская свадьба танцами и салютом.

Анастасия Расулова

В Дербенте прошла генеральная репетиция празднования 2000-летия основания города

Сегодня, 17 сентября, в Дербенте прошла генеральная репетиция празднования 2000-летия основания города. Готовность основных  площадок к приему гостей оценивал Глава Республики Дагестан.

В частности, Рамазан Абдулатипов побывал на репетиции выступления, которое пройдет на площади Свободы в рамках фестиваля  традиционной культуры народов Дагестана с участием субъектов Российской Федерации «Традиция». После в сопровождении Председателя Правительства Республики Дагестан АбдусамадаГамидова и других ответственных лиц он ознакомился с готовностью к проведению Дня открытых дверей древнего Дербента, который состоится в магальной части города.

Начиная от ворот Орта-капы и вдоль седьмого магала гостям города предстанут быт и обычаи Дербента периода 19 века, реализованные в формате исторической реконструкции. Глава Дагестана ознакомился с тем, как гости юбилея смогут окунуться в жизнь средневекового Дербента: взору предстанут мастерская лудильщиков, пекарня, все желающие смогут ознакомиться с традициями дербентского чаепития, дербентской свадьбы, обрядом в честь рождения ребенка. Посетители седьмого магала также смогут посмотреть, какими сотни лет назад были аптеки, школы-мактабы, цирюльни, мастерские по пошивупапах, производству барабанов и ковров. Гости смогут зайти в Бала-мечеть 11 века, магазин тканей, музей культуры и быта древнего Дербента, Девичью баню 19 века, а также в древнейшую на территории России Джума-мечеть. 

Далее Глава республики отправился на крепость Нарын-кала, на площадке возле которой сегодня молодые художники нарисовали красочный дербентский ковер. Рамазан Абдулатипов осмотрел территорию цитадели, сделал ряд замечаний и дал указание в кратчайшие сроки исправить все недоработки. 

На территории крепости уже сегодня начался фестиваль изобразительного искусства «Краски Нарын-калы», он продолжится и 19 сентября. В рамках фестиваля как известные, так и начинающие художники создадут многожанровый цикл изобразительных работ – этюдов, пейзажей с натуры, посвященных объекту всемирного культурного наследия – цитадели Нарын-кала.

Там же, на крепости Нарын-кала, состоялась генеральная репетиция музыкально-театрализованной хроники тысячелетий «Гончарный круг Дагестана: от Дербентской крепости до ворот Кремля». Как отмечают организаторы представления, целью его является знакомство гостей с историей  города Дербента. Шоу будет состоять из семи эпизодов, в которых будут представлены наиболее значимые события, такие как возникновение крепости, строительство Великой стены, объединение народов, говорящих на разных языках, рождение самобытной и богатой культуры, дружба с Россией. В ходе повествования будет воссоздан образ дагестанской земли через многочисленные испытания пришедшей к единству и миру. Все действие будет происходить на великолепной сцене, которую установили прямо на территории крепости у одной из стен. 

Общаясь с журналистами, руководитель республики отметил, что 19 сентября работа по обустройству древнего города завершена не будет, по указанию Президента Российской Федерации Владимира Путина мероприятия будут продлены еще на два года. При этом Глава Дагестана отметил необходимость активнее подключаться к этой работе самим горожанам, а также рассказал о предпринимаемых в этих целях усилиях республиканской власти.   Рамазан Абдулатиповотметил, что в городе есть все условия дляуспешного развития.

«Дербент имеет шанс стать одним из мировых центров туризма.  Но для начала его надо привести в порядок», — выразил уверенность он.Также Глава республики рассказал о том, что дагестанские предприниматели, а также общественные и политические деятели активно подключились к работе по подготовке города к юбилею. В частности, руководитель группы «Сумма» Зиявудин Магомедов помог реконструировать домик Петра I, одну из улиц отремонтировал владелец Дербентского завода игристых вин Магомед Саадулаев, еще одну -депутат Государственной Думы Мурат Гаджиев. Активно подключились районы Дагестана, а также соседние республики, Рамазан Абдулатиповотметил большой вклад в эту работу со стороны Чеченской Республики. 

«Мы еще по-настоящему не вникли в смыслы и символы Дербента, а ведь они имеют 2000-летнюю историю!  Дербент — это город вечности. Вечные идеалы – истина, добро, красота и любовь здесь воплощены давно. Нам надо лишь познать их», — отметил Глава Дагестана.

В Дербенте росгвардейцы нашли потерявшегося ребенка

  • 28 октября 2020, 12:21

Сотрудники межрайонного отела вневедомственной охраны по городу Дербенту вернули родителям потерявшегося 6-летнего мальчика.

Находясь на маршруте патрулирования в вечернее время, росгвардейцы заметили ребенка, который брел по одной из улиц города без сопровождения взрослых. В ходе беседы с мальчиком правоохранители выяснили, что он приехал вместе с родителями из города Дагестанские Огни на свадьбу в Дербент. Позже ребенок вышел из банкетного зала и потерялся. Сотрудники вневедомственной охраны вместе с мальчиком стали объезжать ближайшие банкетные залы и в одном из них нашли его родственников.

Мальчика передали родителям, которые поблагодарили росгвардейцев за бдительность.

Вневедомственная охрана 8645 Ещё одна спасенная жизнь 1099

Пресс-служба Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации

Самая масштабная многонациональная свадьба в Дагестане попала в Книгу рекордов Гиннесса

Вход на праздник был свободным для всех. Фото: Instagram Хизри Абакарова

В Дербенте сыграли самую масштабную многонациональную свадьбу, на которой одновременно поженились 24 пары 16-ти национальностей и сыграли юбилеи еще 7 пар, прожившие в браке много лет. Самым юным молодоженам Айдынбеку Айдынбекову и Камиле Гезаловой всего по 19 лет, а самая старшая пара Курбановых отметила бриллиантовую свадьбу — Гаджимурад и Айша прожили вместе 60 лет!

Как рассказал «КП-Северный Кавказ» глава города и автор идеи невиданного в мире события Хизри Абакаров, церемония попала в «Книгу рекордов Гиннесса».

— Город Дербент — один из самых старых, и многие его объекты внесены в ЮНЕСКО. То, что сегодня мы делаем, внесли в «Книгу рекордов Гиннесса». Этот торжественный день станет частью нашей истории, не было такого в России и в мире! — подчеркнул мэр Дербента.

Прошла масштабная церемония бракосочетания на стадионе «Нарын-Кала». И вход на площадку с молодыми был свободным для всех желающих. Неудивительно поэтому, что наблюдали за всем больше 10 тысяч человек.

Фото: Instagram Хизри Абакарова

Большой праздник парам устроили приглашенные ансамбли и местные артисты. Гостями стали и представители духовенства, которые в свою очередь дали напутствие молодоженам: пожелали счастья, любви и всех земных благ.

Накануне мэр Дербента у себя в Instagram пригласил всех желающих отметить самую большую многонациональную свадьбу вместе

Фото: СОЦСЕТИ

Свадьба, несмотря на пасмурную погоду, прошла красиво и очень по-домашнему: с выпущенными в небо голубями, живой музыкой, национальными танцами и, конечно, богатым застольем.

Фото: Instagram Хизри Абакарова

Как отметил представитель по заявкам в «Книгу рекордов Гиннесса» из «Книги рекордов России» Алексей Свистунов, дербентская свадьба побила два рекорда: по числу гостей (10,3 тысячи гостей) и как самая многонациональная.

об азербайджанских ханствах — Реальное время

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 44-я

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов продолжает публиковать на страницах «Реального времени» отрывки из своей книги «Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей очередной фрагмент из главы «Постимперский синдром».

Азербайджанские государства. Дербентское ханство (1747—1806)

В начале XVIII века Дербент входил в состав Сефевидского государства. В тот период на Восточном Кавказе шли широкие восстания против шахского владычества. Кризисом Сефевидского государства воспользовались Российская и Османская империи. В 1722 году русская армия под командованием императора Петра I начала поход в прикаспийские владения Персии. При занятии Петром I Дербента наибом города был Имам-Кули-хан, происходивший из шиитского рода Курчи. Он преподнес российскому императору ключи от городских ворот. Петр I Имам-Кули-хана назначил ханом дербентским и начальником «туземного» войска с присвоением чина генерал-майора.

В сентябре 1723 года между Россией и Персией был заключен Петербургский мирный договор, в соответствии с которым персидский шах признавал за Россией Дербент и Баку с прилегающими к ним землями. Позднее в связи с обострением русско-турецких отношений российское правительство с целью избежания новой войны с Османской империей и заинтересованное в союзе с Персией, в марте 1735 года заключило Гянджинский договор, по которому Персии передавались Дербент и Баку с их провинциями.

После гибели в 1747 году персидского правителя Надир-шаха вновь появилось Дербентское ханство. Начиная с 1747 года с титулом хана в Дербенте правил сын Имам-Кули-хана — Мухаммад-Хасан.

Фото wikipedia.org

Русский историк С.М. Броневский о Дербентском ханстве сообщал следующее: «Число прочих жителей не превосходит 2 000 дворов. Родом они из кочующих в Персии народов шахсевен и терекемен, издревле переведенных в Дагестан, поселены в 17 деревнях, держатся секты сунской и алиевой. Говорят татарским наречием. Они прилежные земледельцы, сеют всякаго рода хлеб, хлопчатую бумагу, шефран, упражняются также в шелководстве и в копании дикой марионы, промышляют доставлением в Дербент дров, угольев и съестных припасов. Земли их изобилуют всеми припасами, лугами, лесами и водами. Горские народы нарушают их спокойствие своими набегами, каковые однако же умеют они отражать, будучи от природы храбрыми и по осторожности всегда вооружены. Все жители ханства дербентскаго вместе с городскими не более поставить могут, как четыре тысячи вооруженных людей, большею частию конницы, которая почитается в Дербенте за лучшую».

В 1765 году кубинский хан Фатали-хан присоединил Дербентское ханство к своим владениям. Однако после смерти Фатали-хана созданное им государство распалось. Наследовавший ему Ахмет-хан правил всего два года и скончался в марте 1791 года, после чего новым кубинским ханом стал его брат Шейх Али-хан. В результате недовольства политикой Шейх Али-хана Дербент вновь стал самостоятельным ханством, правителем которого в мае 1799 года был провозглашен младший сын Фатали-хана — Гасан-ага. В 1802 году Гасан-хан скончался, и Шейх Али-хан снова присоединил дербентское владение к Кубинскому ханству.

В 1806 году ханство было занято русскими войсками. Согласно Гюлистанскому договору, подписанному 12 октября 1813 года, Персия признала власть России над бывшим Дербентским ханством. Помимо Дербентского ханства к России отошли Бакинское, Карабахское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Кубинское ханства, а также часть Талышского ханства.

Нахичеванское ханство (1747—1828)

После убийства Надир-шаха в 1747 году предводитель рода Кенгерли Гейдаргули-хан изгнал иранского наиба Ага Хасана и провозгласил себя ханом.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Россия признала это ханство «в совершенной власти» Персии, однако с началом новой русско-персидской войны ханство было занято войсками генерала Паскевича, который 26 июня 1827 года вступил в Нахичевань, разгромив трехтысячный персидский кавалерийский отряд.

Фото: под редакцией ген. -майора Потто. Карта военных действий в Закавказском крае с 1809 по 1817 год. Фото runivers.ru

Келбали Хан Нахичеванский был в свое время ослеплен по приказу Ага-Мохаммед хана Каджара, что вызвало в его семье естественную ненависть к династии Каджаров. В результате его сын, правитель ханства, Эхсан Хан Кенгерли вместе с братом Ших Али-беком добровольно перешел на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией. В 1827 году Аббас-Мирза поручил оборону крепости Аббас-Абад Эхсан Хану Кенгерли. Однако Эхсан Хан тайно связался с русским главнокомандующим графом Паскевичем и сдал ему крепость 22 июля 1827 года. За это ему был пожалован чин полковника русской службы, и он был назначен наибом Нахичеванского ханства, а Ших-Али бек — наибом Ордубадского округа. В октябре 1837 года Эхсан Хан был произведен в генерал-майоры. В 1839 году под давлением управляющего на Кавказе генерала Е.А. Головина Эхсан Хан вынужден был отказаться от должности наиба. В порядке компенсации он был назначен походным атаманом Кенгерлинского войска, а позже — военно-походным атаманом Закавказских мусульманских войск.

Согласно статье III Туркманчайского мирного договора, подписанного 10 февраля 1828 года, ханство передавалось шахом «в полную собственность» Российской империи. Ханы Нахичеванские остались фактическими правителями Нахичеванского края.

Ханство было упразднено Указом императора Николая I 21 марта 1828 года. Из территорий Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, которая в 1849 году была упразднена и с присоединением Александропольского уезда преобразована в Эриванскую губернию, в составе которой земли Нахичеванского ханства — Нахичевань и Шарур-Даралагез — стали уездами, а Ордубад — округом.

Шекинское ханство (XVIII—XIХ века)

После ослабления центральной власти в государстве Сефевидов в южном Дагестане и Ширване сунниты восстали против владычества персов и кызылбашей, которые были шиитами. В 1723 году Али-Султан Цахурский, один из предводителей восставших, признал себя вассалом Османской империи, получил от турецкого султана титул Шекинского беклерибека. В 1735 году фактический правитель Персии Надир-Кули Афшар (Надир-шах) восстановил контроль над Шеки.

В 40-х годах XVIII века борьбу за независимость возглавил Гаджи Челеби, но окончательно государство получило самостоятельность только после смерти Надир-шаха в 1747 году.

Миниатюра с изображением Надир-шаха, 1769 год. Фото wikipedia.org

С конца XVIII века в связи с угрозой иранского завоевания шекинские ханы искали покровительства России. В соответствии с Гюлистанским мирным договором, заключенным между Россией и Ираном в 1813 году, Шекинское ханство присоединено к России.

В 1819 году ханская власть была упразднена и Шекинское ханство преобразовано в провинцию, которая в 1840 году переименована в Шекинский уезд Каспийской области (с 1859 года — Бакинская губерния, с 1868 года — Елизаветпольская губерния).

Ширванское (Шемахинское) ханство (1722—1734; 1748—1820)

Ширванское ханство простиралось от Каспийского моря до Геокчая. На севере оно граничило с Кубинским ханством, на востоке с Бакинским, на юге с рекой Курой, на западе с Шекинским ханством по реке Геокчай. Путешественники того времени называли Шемаху «самым богатым ханством». Шемахинское ханство обладало большими природными богатствами.

В начале века ослабла центральная власть в государстве Сефевидов, и в 1721 году Шемаха была взята восставшими суннитами под руководством лезгинского имама Хаджи-Давуда. В 1722 году турецкий султан даровал Хаджи-Давуду титул хана. По Константинопольскому договору 1724 года Ширванское ханство было признано Россией в качестве вассала Османской империи. Однако Хаджи-Давуд стремился к полной независимости. В 1725 году турки начали против него войну. В 1728 году в Гяндже прибывший на переговоры с султаном Хаджи-Давуд был арестован и сослан во внутренние районы Османской империи. Новым ширванским ханом султан назначил казикумухского хана Сурхая ибн Гарай-бека. В 1734 году фактический правитель Персии Надир-Кули Афшар (Надир-шах) нанес Сурхаю поражение и восстановил контроль над Ширваном.

После убийства Надир-шаха в 1747 году ханство вновь обрело независимость. Во главе ханства вначале был избран Гаджи Мухаммад Али, ведавший при Надир-шахе сбором провианта в Ширване. В тот период в Ширване кочевало племя ханчобаны, предводителем которого был Аскер-бек. Его сыновья — Агаси-хан и Мухаммад Сеид-хан подчинили себе ширванских кочевников, а в 1765 году овладели Ахсу и убили Гаджи Мухаммад Али-хана, установив здесь свою власть.

Фото jsoft.ws

В 1768 году кубинский хан Фатали-хан в союзе с шекинским ханом Мухаммад Гусейн-ханом осадили Шемаху. Мухаммад Саид-хан с покорностью явился к Фатали-хану, а Агаси-хан — к Мухаммад Гусейн-хану. Первого отослали в Дербент, а второго — Агаси-хана — шекинский хан ослепил и выслал на Куру.

После одержанной победы Фатали-хан и Мухаммед Гусейн-хан разделили между собой земли Ширванского ханства. В официальных документах и титулярных обращениях начиная с 1768 года Фатали-хан именовался «высокостепенным, высокопочтенным Дербентским, Кубинским и Шемахинским ханом».

Однако между Фатали-ханом и Мухаммад Гусейн-ханом возникло соперничество. Шекинский хан не хотел усиления кубинского хана у самых границ своего государства. Он примирился с ослепленным им Агаси-ханом. Последний же начал сколачивать силы против кубинского правителя из преданных в Ширване беков. Поддержку им оказал также не желавший усиления Фатали-хана аварский нуцал Мерсел-хан, приславший отряд под командованием своих сыновей. В последовавшем сражении Фатали-хан одержал победу. В 1774 году объединенные силы Мерсел-хана, Агаси-хана и Мухаммад Гусейн-хана, воспользовавшись отсутствием Фатали-хана, заняли Шемаху. В свою очередь Фатали-хан соединился с бакинским ханом Мелик Мухаммад-ханом, подошел к Шемахе и разбил противников. В 1776 году Фетали-хан возвратил Шемаху Мухаммад Сеид-хану и выдал свою сестру Фатиму за его сына Мемерзу. В 1785 году Фатали-хан одержал окончательную победу над Шекинским ханством и бывшим ширванским ханом. После его смерти началась новая борьба за власть.

25 декабря 1805 года Мустафа-хан и генерал от инфантерии Цицианов подписали трактат о вступлении Ширванского ханства в подданство Российской империи. По Гюлистанскому мирному договору 1813 года Персия признала переход Ширванского ханства под власть Российской империи. Однако в 1820 году Мустафа-хан бежал в Персию, вследствие чего титул хана был упразднен и в Шемахе было введено русское управление. После на данной территории была образована Ширванская провинция, которая в 1840 году вошла в Каспийскую область (с 1846 года — Шемахинская, с 1859 года — Бакинская губерния).

Продолжение следует

Рафаэль Хакимов

ОбществоИстория Хакимов Рафаэль Сибгатович

Дербент — самый старый город России? Подумайте еще раз, Москва говорит

ДЕРБЕНТ, Россия — Не так много лет назад Дербент гудел от планов отметить свое 5000-летие, предвидя день, когда он будет претендовать на звание «старейшего города России».

Не так быстро, пришел ответ из Москвы. Подобно пластическому хирургу, обладающему сверхъестественными способностями, центральное правительство избавлялось от веков. Планы по празднованию 5000-летия исчезли, и был проведен грандиозный праздник по случаю 2000-летия города.

Смесь мусульман, христиан и евреев, живущих здесь, на берегу Каспийского моря, коллективно отреагировала сбитым с толку «Что ?!» и продолжал дорожить старшей датой.

«В советское время говорили, что ему 5000 лет, а потом внезапно изменили его», — ворчал Алекс Абдулфез, молодой гид по древней крепости Нарын-Кала, возвышающейся над городом. «Я не узнаю никакой другой даты. Я не принимаю этого; никто не делает. В Дербенте все говорят, что ему 5 000 лет.

Споры о дате — небольшой, но показательный пример напряженности, которая давно испортила отношения между Москвой и обширными территориями ее огромной империи, особенно в таких преимущественно мусульманских регионах, как эта.

Многие в Дербенте убеждены, что Кремль сократил свой возраст на 3000 лет, чтобы мусульманский город не был назван самым старым городским поселением в стране, которая позиционирует себя как защитник традиционных христианских ценностей.

«Я бы сказал, что 95 процентов дагестанцев считают, что это политическое решение, а не научное», — сказал Александр А.Кудрявцев, опытный археолог, который поддерживает старое утверждение.

Правда несколько сложная.

Никто не сомневается в том, что Дербент когда-то был крупным древним центром, занимающим узкую полосу плоской земли, зажатую между широким Каспийским морем и скалистыми Кавказскими горами. Здесь проходил Шелковый путь — главный международный караванный торговый путь между Азией и Западной Европой.

Обойти Дербент оказалось невозможно. Его устрашающая крепость и огромные двойные стены, окружающие город от крепостных валов до моря, по сути, образовывали гигантский, столь желанный пункт для сбора платы за проезд.Его название на разных языках всегда было вариацией портала, в том числе Баб аль-Абваб, или Врата всех Врат на арабском языке.

Благодаря своему стратегическому военному и экономическому положению Дербент процветал, превращаясь в крупный административный и религиозный центр. Христианство и ислам впервые проникли на Кавказ через Дербент. Это был средневековый мегаполис с населением до 60 000 человек.

Затем монгольские орды разграбили это место в 13 веке. Время и история плыли по течению.Дербент превратился в захолустье, оставив после себя великолепную, хотя и полуразрушенную цитадель и лишь одну из ее внушительных стен.

Сегодня, с населением 120 000 человек, он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но сюда приезжает немного туристов. Г-н Абдулфез, гид, сказал, что в 2015 году он видел около 15 жителей Запада. Если бы он мог называть себя самым старым городом в России, говорят местные жители, возможно, посетители не заметили бы исламских повстанцев, грохочущих на заднем плане.

Что касается того, почему нельзя, то местные жители склонны показывать пальцем на президента Владимира В.Вставить. «Это было решено на высшем уровне», — сказал Дмитрий Дунаев, который как заместитель мэра согласился с изменением даты. «Путин подписал указ, которым официально исполнилось 2000 лет, что он и сделал на основе научных исследований».

Так как Россия, вопрос о дате породил тщательно продуманную теорию заговора. Вкратце: г-н Путин — любитель истории. После того, как он аннексировал Крым в 2014 году, он поразил историков, окрестив Херсонес, основанный около 2500 лет назад, исторический корень России, столь же святым, как Иерусалим.

Вдобавок группа арабских, персидских и турецких правителей Дербента давно ценила его роль как узкую точку, не позволяющую мародерствующим кочевникам в том, что стало Россией, грабить гораздо более цивилизованные империи Ближнего Востока.

Другими словами, многие жители Дербента убеждены, что ему отказали в совершеннолетии, потому что он противоречил различным основополагающим мифам, которые г-н Путин хотел для России.

В цитадели мусульманский призыв к молитве дрейфует из Джума-мечети VIII века, самой старой в России.По словам Фархата Алиева, экскурсовода мечети Фархат Алиев, стендам сикоморов в обширном внутреннем дворе храма уже 800 лет.

Демонстрируя комплекс, созданный самыми ранними арабскими завоевателями в восьмом веке, г-н Алиев процитировал фразу, которую, по его словам, произнес Пророк Мухаммед и записал в хадисах, сборнике его высказываний, которые считаются священным писанием: « Мусульмане не будут иметь покоя, пока не захватят Дербент ».

Поскольку исламский календарь начинается с 622 года по западному календарю, любая такая линия не доказывает древнее происхождение.

Мнение о том, что Дербент старше своего официального возраста, распространяется и на другие конфессии. Согласно данным российской переписи, еврейская община сократилась до 1345 в 2010 году с более чем 13000 в 1989 году, как раз перед тем, как открылись двери для эмиграции. В подвальном музее своей реконструированной синагоги евреи показали ценные артефакты общины. Самой старой была Тора 1516 года.

В главном Русском православном соборе женщина, протирающая стену с иконами, услышала вопрос протоиерея Николаю о возрасте города. Котельников.«Пять тысяч лет», — вызвалась она, повторяя дату даже после того, как священник заткнул ее. (Подземная камера в цитадели в форме креста могла быть древней церковью.)

Множество свидетельств подтверждают дату, которой 5000 лет. Археологи обнаружили остатки древних поселений — две примитивные терракотовые статуи богини плодородия, а также глиняную посуду — на господствующих высотах, где сейчас стоит цитадель.

Муртазали Гаджиев, заведующий отделом археологии Дагестанского центра Российской академии наук, отметил, что более древняя дата пользуется большой популярностью.

Он сам раскопал топор раннего бронзового века, который является частью находки возрастом 5000 лет. Результаты были задокументированы в широко распространенной книге в начале 1980-х годов.

«Это стало сенсацией», — сказал г-н Гаджиев. «Так идея о том, что Дербенту 5 000 лет, вошла в общественное воображение».

Несколько лет назад группа видных граждан решила отметить 5000-летие Дербента в 2015 году. Они возвели трехстворчатую арку с высеченной надписью «Дербент 5000», которая стоит до сих пор.Они продавали футболки, кофейные кружки и бутылки местного бренди, украшенные тем же логотипом.

«Это был взрыв местного патриотизма», — сказал г-н Гаджиев. Однако юбилей нуждался в федеральном одобрении.

Он посмеялся над тем, что его назвали «кремлевской марионеткой» после того, как он заседал в официальной комиссии археологов, которые решили, что материалы бронзового века были обнаружены примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. были отклонением от нормы, это непрерывное жилище началось около 2000 лет назад.

Так это самый старый город или нет?

Г-н Гаджиев глубоко вздохнул. «Я против такого подхода — это не спортивное мероприятие», — сказал он. «Скажем так, он один из старейших».

На самом деле мифы о Дербенте, кажется, бесконечно множатся. Он отметил, что Дербент не упоминается ни в Коране, ни в Библии, ни в каких-либо священных писаниях.

«Люди просто ухватились за идею, что Дербенту 5 000 лет, и им это понравилось», — сказал г-н Гаджиев. «Человечеству также потребовалось много времени, чтобы понять, что Земля не плоская.

Ухаживание может быть совершенно опасной игрой в крошечной республике на Кавказе

Ухаживание может быть смертельным делом в горах Дагестана, крошечной республики в северо-восточных предгорьях Кавказа.

«Если мужчина подходит к вам поговорить, вы должны отвернуться», — сказала Мейвенуса Халова, дагестанская девушка на рынке в южном городе Дербент.

Что, если она влюбится?

Шокирующий вопрос. Группа пожилых женщин поблизости неодобрительно щелкает языками, поспешно оглядываясь вокруг, чтобы увидеть, есть ли мужчины в пределах слышимости.

«Любовь — это зло», — сказала Вердина Диджахверат, суровая матрона с семью сыновьями.

Ее друг Мафизат Искендеров кивнул. «Также плохо, если девушка видит лицо жениха до замужества», — сказала она.

В нагорьях Кавказа брачные отношения решаются родителями. Например, любую девушку, которая выходит замуж за русского, могут зарезать родственники-мужчины.

Отчаянно независимые дагестанцы живут в горных долинах, зажатых между Каспийским морем и Кавказскими горами, к югу от собственно России, к северу от Азербайджана и к востоку от Грузии.

Тридцать три этнических группы, в том числе лезки, кумыки, чеченцы, ингуши, аварцы, армяне, калмыки, кабардинцы, азербайджанцы и евреи, составляют 2 миллиона человек.

«Десять лет назад мы и представить себе не могли, что мы такое много разных народов», — сказал Рамазан Рамазанов, правительственный чиновник из города Мехрамкент, примерно в 125 милях к югу от столицы Махачкалы.

«Сейчас люди называют себя разными народами. Мы даже не можем поехать в Москву. Все борются друг с другом на протяжении всего пути », — сказал он.

Россия впервые аннексировала Черноморское побережье Дагестана в 1722 году при Петре Великом. Но сопротивление продолжалось еще полтора века.

В середине XIX века, в разгар местного сопротивления российской экспансии, здесь господствовал религиозный фанатизм. Был популярен вариант суфизма, мистическая версия ислама.

Его героем был Шамиль, вождь Кавказских войн 1830–40-х годов. Его идеалом было создание теократического исламского государства. Его помощники были муллами или мусульманским духовенством.

Сегодня дагестанские женщины по-прежнему соблюдают традиционные ограничения, никогда не разговаривая с мужчинами публично.

Головные платки указывают на половой статус. Незамужние девушки их не носят. Молодые замужние женщины носят белое и зеленое, а старые — черное или коричневое.

Кража невест — обычное дело, поскольку стоимость приданого резко возросла из-за инфляции. Раньше мужчина хватал свою возлюбленную, когда он скакал на своей лошади. В настоящее время он ездит на машине.

Многие женщины работают в колхозах, где зарабатывают от 50 до 60 рублей в месяц — около 50 центов по курсу черного рынка.

Женщины, склонившиеся под соломенными корзинами с сеном или медными кувшинами для воды, — обычное дело.

Как насчет мужчин?

«Веди себя прилично. Нельзя разговаривать с мужчинами », — предупредил колхозник Али Экбер Гумак из Кусарского района. «Они могут подумать, что ты плохая девочка».

Дербент, Врата мира: журнал EthnoTraveler

Город Дербент может похвастаться множеством впечатляющих превосходных степеней. Это самый старый город в российской республике Дагестан, возраст которого составляет около 5000 лет.Это также самый южный город страны. Дербент также является одним из самых стратегических. Город образует естественные ворота между Каспийским морем и Кавказом. Замок, которому 1500 лет, с двумя стенами, спускающимися каскадом почти на два километра в само море, по-прежнему возвышается над городом с населением 200000 человек. На протяжении веков крепость, известная как Нарин Калах , контролировала перекресток цивилизаций в стратегическом пункте на Великом шелковом пути. Он охранял единственный возможный проход через могучие Кавказские горы, отделяющие Евразию от Ближнего Востока.

Судя по рассказам местных жителей в дымных чайных Дербента, Дербент тоже может быть одним из самых вдохновляющих мест в мире. Географическое чудо города может сравниться только с его многонациональным и многоконфессиональным составом. У Дербента самый религиозный облик из всех уголков Дагестана или России, и он существует уже сотни лет. Около 2000 лет назад он попал под влияние Кавказской Албании, раннехристианского царства, связанного с Арменией. Несмотря на то, что в городе проживает мусульманское большинство, горстка активных православных и протестантских христиан существует даже сегодня.Ислам пришел в 642 году, всего через 10 лет после смерти Пророка, а мечеть Джума в Дербенте, построенная в 734 году нашей эры, остается самой старой мечетью на российской земле.

Хотя ислам в Дербенте преимущественно суннитский, он всегда имел различное представительство среди различных сект. Фактически, единственные в России общины коренных мусульман-шиитов также можно найти в Дербентском районе. Кроме того, есть загадочные местные евреи, которых иногда называют «горскими евреями», иногда «тат», по названию персидского диалекта, на котором они говорят.Никто точно не знает, как они сюда попали, но, скорее всего, они укрылись от персидских войск в горах Кавказа в 5 годах.

Тысячи людей воспользовались выгодными возможностями эмиграции в Израиль после распада Советского Союза, но в самом центре Дербента все еще остается оживленный еврейский квартал с действующей синагогой и еврейским дошкольным учреждением. Столетие назад османские войска вошли в Дербент, чтобы отвоевать город у империалистической России. Захватив контроль, османские ополченцы начали погром против местных евреев, после чего некий мулла Усман взял на себя ответственность спрятать 800 еврейских мужчин и мальчиков в своей мечети. Османские солдаты, мусульмане, которым запрещено штурмовать святую землю мечети, потребовали входа. Усман запрещает.

Зная, что евреи находят там убежище, но не осознавая, какое количество османских офицеров потребовали, чтобы имам вывел евреев. Усман снова отказался. Османы с некоторой долей рыцарства перестали приставать к любящему евреев мулле и в конце концов решили продолжить свой путь. Было спасено более восьмисот жизней.

Перенесемся на двадцать лет вперед, в середину 1930-х годов.Дербент сейчас находится под контролем Советского Союза после падения Российской и Османской империй, которые требовали ее на протяжении многих поколений. На этот раз все перевернулось. Это период сталинской кровавой «чистки», нацеленной на интеллигенцию общества, включая видных религиозных лидеров. Мулла Усман, ныне пожилой мужчина, был незамедлительно арестован и помещен в следственный изолятор в Дербенте. Неясно, намерены ли местные коммунистические лидеры казнить его в дисциплинарном порядке или отправить в ГУЛАГ в Сибири.

Слухи о затруднительном положении Усмана быстро распространяются. Вскоре сотни евреев, переживших погромы двадцатилетней давности, вместе с родственниками ныне покойных, проводят незаконную акцию протеста у тюремной камеры муллы Усмана. С большим риском еврейская мафия требует немедленного освобождения муллы. Спустя несколько часов протесты становятся все более масштабными. Наконец, местный комиссар, как Пилат, чтобы подавить толпу, и, возможно, воодушевленный старостью Усмана, отдает приказ освободить слабого, но знаменитого священнослужителя.

Местные жители Дербента любят рассказывать мне эту историю за бесконечными чашками чая, которые пьют из изящных грушевидных стаканов без ручки. Большинство моих собеседников — мусульмане, а некоторые даже плачут, рассказывая историю. Признаюсь, что большинство моих собственных слез связано с ожогами третьей степени, которые я получил от попыток подержать стакан с чаем.

Хотя мне досадно раскапывать проверенные источники, подтверждающие какие-либо фактические подробности, я не могу избежать воздействия, которое эта история оказывает на своих вестников. Даже если аспекты этой истории были переданы мне или преувеличены, само существование сказки — а также энтузиазм и эмоции, которыми она живет, — дает ясное окно в самое сердце Дербента.

Евреи Дагестана множились веками взаимного уважения и мирного сосуществования со своими соседями-мусульманами и христианами. Количество насильственных столкновений между общинами остается поразительно низким. Сегодня среди городов Большого Ближнего Востока Дербент становится яркой звездой межкультурной и межрелигиозной гармонии, образцом, достойным серьезного подражания.

Правнуки муллы Усмана и его еврейских благодетелей продолжают ходить рука об руку по улицам Дербента, осуждая еврейско-мусульманскую ненависть во всем мире. Сунниты и шииты здесь сосуществуют в спокойствии, вместе наслаждаясь шашлыком и делясь чаем в десятках местных чайных. Даже христиане присоединяются к этой смеси, их дети играют с одноклассниками-мусульманами и евреями в пыльных переулках Дербента. Возможно, участникам мирных переговоров следует перестать искать арбитража со стороны юного Запада или искусственного международного сообщества. Хоть раз они должны обратить внимание на этот древний город-указатель на северном пороге Ближнего Востока.

Дэйв Хэйтон — постоянный участник EthnoTraveler.

Восточные коврики Derbend

Восточный ковер Дербенд — конец XIX века

МЕСТО

Карта Дербенда (Дербент)

Дербендские восточные ковры (Дербент, Дерабенд) — это разновидность ковров Северного Кавказа, которые производятся в городе Дербенд (Дербент) и его окрестностях в верхнем северо-восточном углу территории современной Российской Республики Дагестан.На востоке республика омывается Каспийским морем, а на юге — с Азербайджаном.

Порт Дербент (как его сейчас называют) — самый южный город России и, возможно, самый старый город России. Его стратегическое расположение, занимающее узкие ворота между Каспийским морем и Кавказскими горами, на протяжении веков делало его уязвимым для многих завоевателей и культур. К ним относятся Персидское, Арабское, Монгольское, Тимуридское, Ширванское и Иранское царства. Гюлистанский мирный договор 1813 года передал город в руки России.

Когда русские создавали свои административные районы, они объединили гористую местность нынешнего Дагестана с равниной у моря, известной как Дербенд (Дербент), и назвали всю территорию Дагестаном. Сегодня, хотя русский является официальным языком, существует более 30 широко распространенных местных языков. К сожалению, этот регион очень неоднороден, этнически разнообразен и может быть нестабильным.

ТКАНИ


ГОР КАВКАЗА

Ткачество в регионах Кавказа восходит к эпохе бронзы.Наряду с восточными коврами Дербенд, другие известные ковры из региона Северного Кавказа включают Куба и Дагестан.

Коврики Казак, Карабах, Гендже, Могхан, Талыш, и Ширван были основными коврами из региона Южного Кавказа.

Антикварные ковры из этих регионов часто ошибочно назывались основные точки сбора, а не реальная территория, где они были тканые, что затрудняет точную идентификацию.

КОНСТРУКЦИЯ


КОВРИК DERBEND ORIENTAL

Дербендские восточные ковры имеют многие общие черты дагестанских ковров, но, как правило, они намного смелее и грубее. Они также больше по размеру, более грубые, с более длинным ворсом, меньшим количеством цветов и нечетко очерченными фигурами.

FOUNDATION

Основа (верхние и нижние шнуры) и уток (боковые шнуры) обычно представляют собой шерсть, но туркменское влияние на территорию Дербенда привело к тому, что козья шерсть использовалась для основы многих ковров (скорее, чем шерсть), придавая коврам более дикий вид с более темным оттенком.

СВАЙКА

Ворс шерстяной и, как упоминалось выше, обычно длиннее, чем у других ковров в этом районе.

УЗЕЛ

Узел симметричный или турецкий.

Симметричный узел

СТОРОНЫ

Восточные ковры Дербенда по бокам покрыты облаками, некоторые с несколько цветов пряжи.

КОНЕЦ

концы обычно заканчиваются 4 рядами узлов на твердой кромке где растут бахрома. Однако часто основа и уток сплетены в широкую паутину (тоже заимствованную у их туркменских соседи).

ДИЗАЙН


КОВРИКОВ DERBEND ORIENTAL

Как упоминалось выше, восточные ковры Дербенд следовали многим общим чертам восточных ковров Дагестана, таким как использование решетчатых узоров и геометрических цветов.

Это может быть основной рисунок с большой звездой (например, удлиненная звезда Йомуд) или другой геометрической фигурой, которая может повторяться 3 или 5 раз по диагонали на синем или красном поле.Фигуры на синем поле часто имеют преимущественно красный и шафранно-желтый цвета. Если поле красное, цифры обычно имеют синий и желтый цвета.

Восточный ковер Derbend

Мотив защелки-крючка может стать важной частью дизайна.

Восточный ковер Дербенд — конец XIX века

Бордюрные полосы четко очерчены, как и на большинстве других кавказских ковров.

Дербенд восточные коврики имеют естественный блеск или блеск. Это характеристика многих кавказских ковров. Это может быть связано с натиранием пряжи. под грубыми шерстяными носками ткачей или это может быть результатом крашение пряжи без вымывания натурального масла из шерсти, превращая пряжу в пучок волокон, которые отражают свет.

КОВРИКИ DERBEND ORIENTAL TODAY


Ткачи античных кавказских ковров смогли относительно безопасно оставаться в своих горах во время многочисленных вторжений и политических перемен. Они могли забрать у этих захватчиков все, что хотели, но при этом продолжали сохранять свои древние обычаи и символы, по крайней мере, до 20 века.Тот век принес с собой хлопковую основу, синтетические красители и более простые узоры, что значительно снизило художественный вид и ценность ковров.

Восточные ковры Derbend были разработаны как семейные коврики и в основном использовались в качестве напольных покрытий. Поэтому они обычно были толще и крупнее. К сожалению, они изначально не были склонны быть выдающимися в художественном отношении.

«Институционализация» ковровой промышленности под властью России привела к производству серийных ковров для коммерческого использования. Те женщины, которые продолжали использовать древние методы, ткали коврики не для зарабатывания денег, а для частных семейных мероприятий, таких как свадьбы. По-прежнему ожидается, что семья будет поставлять тканые изделия, такие как коврики, для использования в качестве приданого, хотя сейчас не так важно гордиться конечным продуктом, как раньше.

С распадом Российской империи в 1991 году интерес Запада к ткачеству на Кавказе возродился. Достигнет ли он когда-либо таких высот, остается открытым вопросом.

Как и в случае со многими другими современными коврами из Кавказского региона, в Пакистане ткут ковры с кавказскими узорами, которые на самом деле больше напоминают оригинальные ковры, чем любые недавние ковры из кавказских гор. В этих ковриках используются натуральные растительные красители, они очень прочные. Они часто продаются под названием «Казак».


Top of Derbend Oriental Rugs

Вернуться к статьям

Вернуться на главную


«Самая чистая чистота, которую вы когда-либо видели. «

by

ABC Oriental Rug & Carpet Cleaning Co.
130 Cecil Malone Drive Ithaca, NY 14850

607-272-1566

Home | | Обзор веб-сайта

Жених и невеста — разноплановые пары в Дагестане | Художественная литература в переводе

Слушатели Radio 4 уже будут знакомы с сериалом Жених и невеста , поскольку он был раскуплен как драма, адаптированная романистом Бетан Робертс и вышедшая в эфир в начале этого года.По радио это было охарактеризовано как «комично-трагическая история любви». Отчасти это правда. Но сам роман, вышедший сейчас в переводе, поочередно нежный и жестокий, ярко демонстрирующий опасное столкновение поколений.

Сейчас, когда ей за тридцать, русско-дагестанская писательница Алиса Ганиева стала известной и известной в московском литературном мире, когда она выиграла Дебютную литературную премию для авторов до 25 лет за свой рассказ Салам, Далгат ! Он был опубликован под мужским псевдонимом, а личность автора стала известна только на церемонии награждения. Он представил жизнь Дагестана в суровом немигающем свете, отражая проблемы взросления в маленькой российской республике, где культурные традиции, националистическая политика и фундаменталистская религия ощущают притяжение 21 века.

Жених и невеста ощетинивается этим напряжением. Его главные герои — Патя и Марат, которым обоим по 20 лет, и они оба отправляются домой в сельский Дагестан после проживания и работы в Москве. Каждый из них оказывается на грани невозможного выбора: жить вдали от своей страны и своих семей, жить жизнью, которая дает свободу через карьеру; или поддержание связей с местом, откуда они родом, жизнь компромисса через брак.В романе есть юмористическая сторона, но с самого начала ясно, что сентиментального решения этой дилеммы не будет.

Ганиева исследует, что бы произошло, если бы вы решили принять свое наследие. Марат — многообещающий московский адвокат, работающий над громким расследованием смерти правозащитника. У него мало времени на религию, но он уважает свою семью и, кажется, принимает настойчивые просьбы своей матери о том, чтобы зал был забронирован для его свадьбы. Все это не подлежит обсуждению.Все, что ему нужно сделать, это найти невесту. Или, вернее, принять любую невесту, которую она найдет.

Патя из той же небольшой общины. У нее более узкие возможности: как женщина и тем более подчиненная прихотям своей семьи, она знает, что ей, возможно, не разрешат вернуться в Москву. Конечно, она должна выйти замуж — и поскорее. А в 25 она уже считается лежащей на полке.

По мере того, как они оба спешат к срокам, установленным их семьями, Ганиева вызывает в воображении красочный мир, полный странных, комических и угрожающих персонажей, которые чувствуют себя так, будто они вышли из литературного помесь Goodfellas и My Big Fat Greek Wedding .Бабушка предупреждает будущую невесту, чтобы она наложила на нос пластырь, чтобы не было морщин. Поклонник Пати, тупица-фундаменталист, который верит в избиение людей, чтобы заставить их увидеть свет, усмехается: «Факты исходят от самого дьявола». Дядя сидел в ГУЛАГе 10 лет за то, что пошутил, что его пенис такой же мощный, как и сам Сталин.

Диалектное ощущение писательства Ганиевой отчетливо передано в переводе Кэрол Аполлонио. Сначала это кажется неуклюжим и неудобным.(Не совсем на уровне Trainspotting , но представьте себе подобный эффект.) Но вы осваиваете его и понимаете, как он отражает невозможность миров этих персонажей: кажется, что все говорят на одном языке, но на самом деле все есть перепутал. Смелый и потрясающий роман, напоминающий лучшие произведения Элиф Шафак.

Жених и невеста публикуется Deep Vellum по цене 11,99 фунтов стерлингов. Чтобы заказать копию за 10,19 фунтов стерлингов, перейдите на сайт guardianbookshop.com или позвоните по телефону 0330 333 6846.Бесплатная доставка по Великобритании на сумму более 10 фунтов стерлингов, только онлайн-заказы. Минимальная цена заказа по телефону составляет £ 1,99

ДЕРБЕНТ — JewishEncyclopedia.com

Морской порт в российской провинции Дагестан (Кавказ), на западном берегу Каспийского моря. Город Дербент был основан персидским царем Хобадом в начале шестого века для защиты персидских владений от нападений хазар; но укрепленное поселение существовало здесь задолго до этого. Еврейское население Дербента и его окрестностей, вероятно, является потомками военной колонии, которую основал там Ануширван (530-578).Предположение Йозефа Шварца о том, что Дербент — это «Тербент», упомянутое в Талмуде (Yer. Meg. IV. 75), поэтому безосновательно. С расширением царства Хазар еврейская община в Дербенте быстро росла, так что в восьмом веке у нее, вероятно, было больше населения, чем сегодня.

Еврейская община Дербента имела определенное значение в период правления Хазарского царства. Ибн Чаугал рассказывает о процветающем невольничьем рынке в Дербенте, где встречались купцы всех национальностей.Место тогда было намного больше Тифлиса. Когда русские опустошили хазарский город Семендер, выжившие жители этого города вместе с жителями Ателя (столицы хазар), среди которых было много евреев, бежали в Дербент (Гаркави, «Сказание мусульманских писателей о Славянах и Русских», стр. 220). Дербент был присоединен к России в 1806 году. Вильгельм де Рубруки, описывая стены Дербента (1254), сообщает, что вся страна была заселена преимущественно евреями (Г. де Рубрук, «Récit de Son Voyage», с.280, Париж, 1877 г.).

По данным Анисимова, еврейское население в 1888 году составляло 1 671 человек; у них было 220 домов, 160 садов, 19 магазинов, 1020 дециатин (около 2754 акров) земли, 4 синагоги, 6 раввинов и 8 школ с 95 учениками. Еврейское население в 1891 году составляло 2490 из 15 265 человек. Еврейский квартал находится к югу от города, за стеной.

Рождение обычаев.

Примечательны некоторые еврейские обычаи Дербента. Женщина во время родов становится на колени, а акушерка берет ребенка и кладет его в деревянный сосуд.Затем она поливает ребенка солью, очищает его и кладет без повязки в колыбель. На восьмой день люди собираются в синагоге, и «шаммаш» (пономарь) отводит ребенка в синагогу для обрезания. Честь держать детей продается в течение всего года на Празднике ликования закона (Simḥat Torah) тому, кто больше заплатит. Деньги идут раввину. В родильную камеру в течение семи недель после родов никого, кроме акушерки и ближайшей родственницы матери, не допускают. Отцу не разрешается купаться или писать в течение семи недель со дня рождения. В этот период никому не разрешается подниматься на крышу дома, и иногда случается, что люди, не соблюдающие эти законы, совершают серьезные нападения. Если ребенок женского пола, старушки собираются в доме матери и выбирают ей имя, даже не сообщая раввину. В течение этих семи недель нельзя ни разводить огонь в доме, ни брать посуду.

Детям позволено расти очень дикими и далеко не чистыми.Мальчиков учат ездить верхом и обращаться с оружием, а мальчики не старше четырнадцати лет часто убивают друг друга в ссорах или драках. В убогих, грязных, невысоких школьных зданиях порой беспорядочно сбиваются в кучу сорок учеников. Они сидят, скрестив ноги, и изучают алфавит, молитвенник и Пятикнижие на татском языке. Однако есть много людей, которые вообще не получают образования.

Подготовка к браку.

Когда молодой человек собирается выбрать себе жену, он должен сначала договориться об урегулировании с родителями девушки, и в таком случае старший брат девушки выступает в роли официального представителя. Если этот брат санкционирует брак, то мать молодого человека начинает торговаться о цене, которая должна быть заплачена за невесту, которая должна быть не менее шестидесяти рублей. На следующий день после заключения сделки устраиваются застолья сначала в доме девушки, а затем в доме юноши. На второй день отцы обеих сторон заключают сделку в доме раввина, с которым передается на хранение договор о помолвке («тенаим»). Иногда очень молодым девушкам обещают выйти замуж, а поскольку брак по закону не может быть заключен до достижения девушкой тринадцатилетнего возраста, молодой человек обязан ее одеть и послать ей подарки.В случае разрыва контракта девушка обязана вернуть все подарки. В Дербенте нет закона о помолвке («эрусин»), как на Кубе и в других местах на Кавказе, где регулярно проводится обручение, когда молодой человек произносит слова «Заяц» и т. Д. Во время помолвки. . Обрученному мужчине не разрешается входить в дом его будущей невесты до дня свадьбы. Церемония бракосочетания должна состояться в среду или четверг. Свадебное застолье длится много дней.См. Чорный, «Сефер ха-Маса’от», стр. 298–310.

Библиография:
  • Chorny, Sefer ha-Masa’ot, pp. 298-310;
  • Вельденбаум, Путеводитель по Кавказу, стр. 337, Тифлис, 1888 г .;
  • Erckert, Der Kaukasus und Seine Völker, стр. 218, Лейпсик, 1887 г .;
  • Дорн, Каспия, стр. 277, Санкт-Петербург, 1875;
  • Hahn, Kaukasische Reisen und Studien, p. 171, Лейпсик, 1896 г .;
  • Анисимова, Кавказские Евреи, Москва. 1888;
  • две брошюры Др.Шарбат бен Нисим, ошибочно приписанный еврею. Encyc. я. 607 своему сыну Илье Шарбатовичу Анисимову.
H.R.

Дарбанд / Дербенд / Крепость Дербент (Нарин Гала), Дагестан

Рекомендуемая предварительная литература:

»Кавказ
» Азербайджан

Ссылки по теме:
»Сураханы, Азербайджан, Аташгях
» Хыналыг, Азербайджан, Аташгях

Художественное впечатление о Дарбанде и средневековье. Изображение предоставлено: Муса Мусаев.

Город Дарбанд / Дербент — ныне город в Российской Республике Дагестан — был северным пограничным городом во время арийско-зороастрийского владычества региона. «Дарбанд» означает «закрытая дверь» или «закрытые ворота» на персидском языке. Обычно сообщается, что это имя и его значение относятся к стратегическому положению Дарбанда, которое позволило гарнизонам его форта остановить мародерство северных племен от набегов на арийские земли на юге. В городе есть форт, построенный, скажем, Сасанидами в середине V века нашей эры.На нашей странице о Кавказе мы отметили, что согласно одной теории, Дарбанд, вероятно, был частью Сасанидской провинции Баласаган.

Перепись 1886 года зафиксировала, что этнические иранцы составляли около 60% населения Дарбанда (см. Тати-парси на нашей странице Дарбанда).

В конце концов, Дарбанд действительно поддался северному вторжению, на этот раз армий Российской Империи. После периодических периодов российской оккупации, начавшейся в 1723 году, город вместе с провинцией Дагестан был передан России после того, как Россия победила Каджарский Иран в русско-персидской войне 1804-1813 годов.


Карта региона Восточного Кавказа с местоположением некоторых старых Аташгах и исторических мест. Изображение предоставлено: Базовая карта — Энкарта. Модификации — K. E. Eduljee

Дарбанд расположен на узком участке относительно плоской земли шириной 3 км (2 мили) между горами Большого Кавказа и Каспийским морем. Он расположен на самой узкой части прибрежной полосы, которая несколько расширяется к северу и югу от города.

Окружающие горы сделали узкий проход единственным реальным региональным маршрутом для караванов, курсирующих по своей торговле.Одна ветка арийской торговой дороги должна была проходить сразу за городским фортом.


На нашей странице о Кавказе мы отметили, что согласно одной интерпретации надписи, последняя зороастрийская династия, правившая Арьяной / Иран-шахром, зороастрийские Сасаниды (около 225-645 гг. Н.э.), называлась пограничной провинцией на стыке Горы Большого Кавказа и Каспийское море, Баласаган / Баласакан. Одна транскрипция надписи царя Шапура I (годы правления 241–272 гг. Н. Э.) В Накш-э Рустам гласит: «Баласаган та фраз о Каф-Коф уд Аланан бар / дар», что означает «Баласаган до гор Кавказа.и Врата Аланов. Ворота Аланов, возможно, были городом и его укреплениями, которые теперь называются Дербентом или Дарбандом, что означает «закрытая дверь», имея в виду закрытый проход.

Согласно Эриху Кеттенхофену в «Дарбанд» в Иране, «Ни Албания [греко-римское название Арана / Ардана], ни город Дарбанд, похоже, не были завоеваны римлянами в их борьбе с парфянами за гегемонию в Кавказ; и, вопреки утверждениям армянских источников, влияние Армении в регионе не заметно.Монеты и архитектурные детали свидетельствуют о взаимодействии с парфянами… »« Как нападения северных народов [гунны в конце IV в. CE], Дарбанд стал важнейшим оплотом и символической границей между кочевым и аграрным образом жизни ».


По словам Эриха Кеттенхофена, «благодаря раскопкам, проводимым советскими археологами, начиная с 1971 года, историю Дарбанда можно проследить вплоть до конца 4-го тысячелетия до нашей эры. Находки каменных и бронзовых топоров и глиняной посуды позволяют предположить, что к тому времени вершина холма была заселена ».


Эрих Кеттенхофен из Ираники: «В 1-м тысячелетии до нашей эры история Дарбанда была тесно связана с событиями к северу от Кавказа и в евразийских степях в целом, и крепость играла важную роль в защите территорий к югу от Кавказа». «… Первоначальное укрепление холма в конце 8 века до н.э., по всей видимости, было ответом коренного населения на вторжения скифов с севера.«« Стены, по-видимому, достигли максимальной высоты 2 м и максимальной толщины 7 м. По всей видимости, крепость неоднократно разрушалась в течение этого [4-5 вв. Н.э.] и последующих периодов ».

В начале 4 в. До н.э. холм стал цитаделью растущего города.


Художественный оттиск средневекового Нарин Гала / Нарын Кала с целыми нижними пристройками стен. Город и его гавань были защищены высокими стенами.Изображение предоставлено: Неизвестный художник

Сасанидская крепость Дарбана Нарин Гала (Нарын Кала) была внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2003 году. По данным UNESCO.ru и UNESCO.org, в середине V века н.э. (в эпоху Сасанидов) Дербент получил свое нынешнее название и свое нынешнее название. Самая эффектная особенность — две параллельные каменные стены, тянущиеся от гор до моря. Стены в среднем имеют высоту 12 метров, ширину 3 метра, а расстояние между ними составляет от 300 до 400 метров. Они даже уходят в Каспийское море примерно на 500 метров.Между двумя стенами расположена самая старая часть города. Эрик А. Пауэлл в «Великой стене шаха» утверждает, что стены, примыкающие к крепости, «известны в местном масштабе как Даг Бахри, горная стена».

Первоначально в стенах было 73 башни, но южные башни были частично разобраны в 19 веке. Сейчас осталось 46 башен. В укреплениях также было 14 ворот, но сохранились только девять из них. Стены поднимаются в гору до сохранившейся крепости Нарин-Кала, построенной на самой высокой точке холма.


Сасанидская крепость Дарбанда Нарин Гала / Нарын Кала — вид со стороны Каспийского моря. Изображение предоставлено: ajanskafkas.com
Среднеперсидская (пехлевийская) надпись на стене Дарбанда. Изображение предоставлено: Бахман Сарджани через Фарруха Джората.

Фаррух Джорат в своей статье «Зороастризм в Северном Ширване» отмечает, что на стенах Нарин Гала имеется более десяти надписей на среднеперсидском / пехлевийском языке.Транслитерация одного из них гласит: «ZNE W MN ZNE’ plbl dlywš ZY ’twrp’tkn’ m’lkl ». Он транскрибируется как «ēn ud az ēn ābarbar Daryuš ī durbādagān āmārgar» и переводится как «Это и более высокое, чем это сделано Дариушем, сборщиком налогов / сборов Адурбадагана (Азербайджан)». [от Джората, Фарруха — «Зороастризм в Северном Ширване»]


Ф. Джорат также отмечает отрывок из среднеперсидской (пехлевийской) надписи Магупаити (Мобеда и главного жреца Ирана) Картира III века, найденный на стенах так называемого Каба-э Зартошт в Накш-э Ростам.Наш перевод выглядит следующим образом: «. .. По приказу Царя царей я (Магупаити Картир) учредил мобедов (зороастрийских священников) и устроил пожары в странах за пределами Ирана … (включая) Арман (Армения), Вирзан (Иберия) ) и Аран / Ардан (Албания), а также от Баласагана до горы Кавказа и Ворот Аланов ». Примечательно, что эти страны были перечислены как часть Анирана — за пределами Ирана — а не как часть собственно Иран-Шахр, который заканчивался в Азербайджане.

Джорат продолжает утверждать, что интересную информацию о зороастризме в Дарбанде еще в XIX веке н.э. дает Д.Шапиро в «Караиме из Волинии встречает зороастрийца из Баку» *. Авраам Фиркович, еврейский караим и собиратель древних рукописей, писал о встрече 1840 года с «огнепоклонником» в Дарбанде. Фиркович спросил человека: «Почему вы поклоняетесь огню?» На что этот человек ответил, что он не поклоняется огню, а скорее Творцу, символизируемому огнем, по имени Q’rţ ’, абстракция и, следовательно, не личность. Пехлевийское слово Q’rţ ’ происходит от авестийского kirdar , обозначающего Создателя. [* Дан Шапира в «Караим из Волинии встречает зороастрийца из Баку», Vol. 5, No. 1, 2001, pp. 105-106.]


Зороастрийский погребальный комплекс. На переднем плане «Дом мертвых». На заднем плане вход в дахму в пещере. Изображение предоставлено: Муртазали Гаджиев через Фарруха Джората.

Ф. Джорат в «Зороастризме в Северном Ширване» (отредактированный для синтаксиса), цитирующий зороастрийский погребальный комплекс д-ра Муртазали Гаджиева возле Дербента , утверждает: «В 2000 году на склонах ущелья« Йетти гойлар »была небольшая пещера (глубина 1 .7 м, ширина 3,6 м, высота 1,8 м) привлекла внимание дербентских археологов. Осмотр привел к теории, что пещера была разновидностью дахмы, зороастрийского сооружения для размещения трупов, чтобы предотвратить загрязнение почвы. Затем высушенные кости скелета помещали в астодан, небольшой оссуарий.

«Перегородка отделяла останки тела от остальной части комнаты для обряда яшти-седуш и шаб-гирих. В углу комнаты, рядом с первым захоронением, в небольшой нише в скале, склеп ( astodan) был найден вместе с аккуратно сложенным полным скелетом человека.Кирпичи в пещере датируются 13-15 веками нашей эры.

Джорат также приводит цитату, приписываемую писателю IX века аль-Масуди в произведении М.М. Маммаева «Зороастризм в средневековом Дагестане»: «Когда кто-либо из них умирает, они кладут труп на носилки и несут его на открытое место (« майдан »). ), где его оставляют на три дня на носилках … Такая практика была распространена среди жителей этого города (Дарбанд — Ф.Дж.) в течение 300 лет …. На четвертый день они поместили останки в скальные гробницы. или в каменных ящиках (астодан).»


Астодан (склеп). Изображение предоставлено: Муртазали Гаджиев через Фарруха Джората.

» Вершина


Рекомендуемая дополнительная литература:

»Сураханы, Азербайджан Храм огня Чахар Таки
» Дахмас, Азербайджан
»Руины Шамкирской эры Ахеменидов
» Исторические места Азербайджана

.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *