Свадебные традиции, от которых давно пора отказаться!
Свадьба — это особая церемония, которая сопровождается множеством специфических ритуалов и традиций. Нечасто люди задумываются, что несут в себе те или иные обычаи, и каждый ли из них стоит того, чтобы следовать ему, бережно хранить и передавать следующим поколениям. Мы поговорили с экспертами и выяснили, что они думают о русских традициях, от которых давно пора отказаться, и что нужно для свадьбы?
Анна Петриченко, свадебное агентство «Мелодия любви»: «Да, современная свадьба не похожа на то, что было у наших мам и пап. Каждая пара старается сделать этот день неповторимым и незабываемым, используя при этом все возможности свадебной индустрии. Но есть традиции, которые, вроде как, и устарели и не модные… Но если их не соблюсти… Поймут ли гости? Нашим парам мы всегда предлагаем несколько вариантов решения этого вопроса.
1. Если каравай, разбрасывание риса, битье бокалов и выпуск голубей так ценят ваши родители, то можно оставить одну-две традиции, чтобы отдать
дань уважения старшему поколению на свадьбе.
2. Мы предлагаем множество новых, современных, а главное, интересных ритуалов взамен устаревшим. И самое важное, что многие из них — это не просто ритуалы на один день, а семейные традиции, которые молодые будут соблюдать и после свадьбы. «Церемония розы», «Церемония с письмами», «Благодарность родителям с ангелами», «Шкатулка приятных воспоминаний», «Книга рода», «Золотые рыбки»… Каждая из них несет свой смысл и предназначение».
Сохранить
Фотограф Настя Дубровина
Сохранить
Егор Желов
1. Разбрасывание риса
Вы не хотите пропустить последние новости свадебной индустрии?
Подпишитесь на нашу рассылку
Фотограф Юлианна Асиновская относится к рису весьма настороженно: «От чего хотелось мне всегда хочется отговорить на свадьбах, так это от бросания риса. Даже если скажешь гостям, что бросать надо в ноги, всё равно многие будут кидать в воздух. Да, рис неплохо выглядит на фото, если его действительно много. Но рис не очень хорошо выглядит в прическе невесты
, из которой его вытащить порой очень сложно. А если рис попадает в вырез корсетного платья, то скорее всего остатки его будут высыпаться из невесты уже после свадьбы».
Сохранить
Фотообъединение Poompon
2. Разрезание торта
Совместное разрезание торта гигантским ножом — вы точно хотите это сделать? Мы не рекомендуем отказаться от торта совсем — это прекрасное сладкое завершение любого праздника. Но не лучше ли сэкономить время и насладиться вкусом десерта? Решать вам!
Свадебный фотограф Ирина Черепанова: «Влюбленные испытывают очень много эмоций, разрезая торт вместе, не стоит их лишать такого момента. Но к этой традиции нужно подойти правильно. Я думаю, стоит дать паре возможность самим отрезать первые кусочки и, по традиции, подарить гостям, но нужно, чтобы все это выглядело эстетично и для нас, фотографов, и для видеооператоров, чтобы в руках у молодых был
красивый нож, соответствующие тарелочки. Не нужно, чтобы пара нарезала торт полностью, это займет слишком много времени, к тому же не все торты легко и красиво режутся. Лучше доверить это профессионалам, а самим продолжить наслаждаться торжеством».
Сохранить
Свадебный фотограф Ирина Черепанова
Сохранить
Свадебный фотограф Ирина Шумилина
3. Бесконечный фотопоток
Юлианна Асиновская считает, что свадьбу совсем не обязательно превращать в фотосъемки: «Сейчас все чаще жених и невеста проводят свадебную фотосессию в специально выделенный для этого день, а непосредственно в день свадьбы съемка ведется преимущественно репортажная, с несколькими портретами «в рамочку». И я очень поддерживаю эту тенденцию! Не превращайте свадьбу в бесконечную фотосессию, особенно если у вас много гостей. Проводите время с друзьями и родственниками, развлекайтесь и отдыхайте, а съемку проведите в отдельный день, в идеальном месте и в идеальное время, не подстраивая ее под церемонию и банкет».
Сохранить
Свадебный фотограф Yulianna Asinovskaya
Свадебный фотограф Анна Агафонова
Сохранить
Meteltsev Wedding Photo
4. Сбор денег
Юлианна Асиновская: «У нас в стране очень любят на свадьбах проводить конкурсы, связанные со сбором денег, и дарить деньги в конвертах. Если говорить о последнем, то это удобно для гостей и пары, это лучше, чем получить какую-нибудь ненужную вещь. Но это так скучно! Я советую парам создавать вишлисты, в которых гости смогут отмечать, кто какой подарок подарит. Так ведь гораздо интереснее и вы получите именно то, что вам нужно. Что касается конкурсов, то я встречала свадьбы, где тема денег в развлекательной программе была под запретом. И это ничуть не помешало веселью — есть столько конкурсов и игр, столько всего, что вполне можно обойтись без денег. Все гости будут чувствовать себя комфортно и в равных условиях».
Анна Петриченко, свадебное агентство «Мелодия любви»: «Про эту традицию сложно сказать однозначно. Тут выбор за молодоженами. Многие гости, если на свадьбе не собираются деньги или не устраиваются аукционы, остаются недовольными. Вроде как и не свадьба! Привыкли, так положено. Мое личное мнение: конечно,
давно пора отказаться от этих поборов. Очень интересная идея с виш-листами, полностью и всецело поддерживаю. Или неплохо, чтобы деньги приносили скромно и в конверте. Поверьте, на свадьбе столько всего интересного! Не стоит делать денежное шоу, тем более, когда дело касается подарков».
Сохранить
Анна Столярова и Гриша Карпов
Ответственность за вашу свадьбу целиком и полностью лежит на вас, поэтому только вам решать, стоит ли игнорировать традиции и если да, то какие. А мы лишь попробовали порассуждать на тему устаревших обычаев, которые, на наш взгляд, с годами потеряли всякий смысл. Действуйте так, как вам подсказывает сердце, а не так, как требуют окружающие.
Читайте также:
Нарушаем «нерушимые» свадебные традиции!
Свадебные традиции и обряды народов мира
Свадебные церемонии мира очень разнообразны. У каждой страны и народа есть свои особенности, которые многим могут показаться дикими. Некоторые церемонии поражают своим романтизмом, некоторые наоборот своим минимализмом и практичностью.
Азия
Китай: В Китае цвет любви и радости — красный, поэтому красным бывает обычно все: платье невесты, свечи, коробки с подарками и конверты с деньгами. Невеста получает в подарок от своих родственниц маленькие коробочки с золотыми украшениями. На китайской свадьбе тамада, ни на минуту не закрывающий рта, руководит разделыванием огромного многослойного торта, который нужно разрезать снизу вверх, поскольку он символизирует лестницу, по которой молодые поднимаются к своему счастью.
Из Китая к нам пришла традиция, когда жених и невеста во время свадебной церемонии пьют вино из бокалов, связанных красной лентой.
Традиционная китайская свадебная церемония:
«Жениться» — по-китайски буквально «взять жену», а «выйти замуж» — «покинуть родную семью».
Такова суть брака в китайском понимании — жена переходит в дом и род мужа, и вся её последующая судьба тесно связывается с новой семьёй. В силу этого за дочерьми никогда не давали в приданое землю, часто мебель, украшения, предметы домашнего обихода, денежные суммы. В день свадьбы невеста в головном уборе, имитирующем убор императрицы, с лицом, плотно завешанным жемчужными нитями, входила в богато разукрашенный паланкин, который за порогом дома запирал её отец, и под звуки дудок и взрывы петард красочная процессия направлялась к дому жениха по самым людным и широким улицам, часто кружным путём. За паланкином несли приданое в раскрытых сундуках, а глашатаи, сопровождающие процессию, читали полный его перечень, а также имя новобрачной и заслуги её рода. По прибытии процессии в дом жениха, свекор торжественно отпирал паланкин, невеста шла к дому, переступая по спинам играющих львов, в которых наряжались молодые друзья и родственники жениха, входила в дом, где начиналась церемония поклонения духам предков, а также Небу и Земле.
Этот обряд был самой значимой и торжественной частью свадебного церемониала — после трёх поклонов перед родовым алтарём, жених откидывал с лица невесты алое покрывало и подносил ей кубок с ритуальным вином, невеста отпивала три глотка и передавала кубок жениху, он также делал три глотка, и с этого момента молодые считались мужем и женой. Вечером предстояла ещё одна часть свадебного обряда. Одна из комнат превращалась в спальню новобрачных и украшалась соответственно — по стенам изображения неразлучных уток-мандаринок, вырезанные из красной бумаги, золотые иероглифы двойное счастье, фонарики и цветы, кровать, убранная красным постельным бельём, с нарядным пологом, трюмо, на зеркале которого, а также на окнах висят даосские обереги иероглифы-заклинания выписанные красной тушью по жёлтой бумаге, на трюмо зеркало и тяжёлый костяной гребень. Свекровь вводит молодую жену, следом входит муж, и вносят дымящиеся чашечки с лапшой долголетия, которую вскоре дадут отведать молодым. Сперва новобрачный, а затем его молодая жена садятся на постель, им подают два бокала, перевязанные у основания красной лентой, их трижды наполняют фруктовым вином, смешанным в специальном сосуде.
Когда бокалы осушены в третий раз, пришла пора обменяться обувью в знак согласия не расставаться всю жизнь. Это «переполох в спальне»- если как следует не устроить его силами гостей, демоны и прочая нечисть не упустят случая пошутить пострашнее! Так было сто — восемьдесят лет назад.
Тибет: Гости благословляют молодых и повязывают им на шеи шарфики. А поскольку свадьба — торжество многолюдное, к концу его виновники сидят, увязанные шарфами по самую макушку. Здесь женщина может иметь двух мужей.
Таиланд: Молодожены, увитые гирляндами, сидят на коленях и держатся за руки. Самый старый родственник, ведущий церемонии, опускает их руки в воду и объявляет их мужем и женой.
Индия: Здесь девушкам разрешено вступать в брак с 16 лет, а вот юношам, вернее, мальчикам — с 5-6 лет. В Индии после окончания церемонии бракосочетания один из мужчин-членов семьи осыпает жениха и невесту лепестками цветов. Этот ритуал символизирует защиту молодых от злых сил. Чтобы отогнать злых духов, над головами молодых три раза крутят кокосовые орехи.
Иран: Платье невесте покупает жених. Это просто большой кусок материи, в который невесту аккуратно заворачивают. После церемонии молодых посыпают сахаром.
Япония: В день свадьбы невеста со своей семьей едет в гости к жениху. По традиции невеста надевает на голову треугольную косынку, чтобы спрятать «рожки ревности», которые, как говорят, есть у каждой женщины. В Японии невеста меняет наряд минимум трижды за свадьбу, сначала надевает белое кимоно, потом красное, потом обычный европейский наряд.
Традиционная японская свадебная церемония:
В эпоху Эдо среди представителей класса самураев браки, как правило, заключались семьями без участия жениха и невесты. Люди незнатного происхождения в основном женились и выходили замуж по любви. Обычай устраивать браки распространился во всех классах японского общества в эпоху Мэйдзи (вторая половина 19 века ) из желания родителей продолжать родословную и сохранять свой социальный статус.
Принято, чтобы семья будущего жениха дарила деньги и такие символические знаки удачи, как съедобные морские водоросли комбу (символ процветания будущих поколений) и морское ушко (знак пожелания долгой жизни). В ответ семья будущей невесты преподносит примерно половину стоимости даров. Этот обмен обозначает желание пары вступить в брак и согласие семей с их выбором партнеров. Раньше, если мужчина намеревался соблюсти все формальности, он дарил избраннице в ходе церемонии юино девять обручальных подарков (если не девять, то пять или семь).
С 19 века, начала модернизации в Японии, распространена церемония бракосочетания в Синтоистском храме с объявлением о союзе, обращенном к божеству храма, точно также как это было во времена Императора. Невеста в традиционном свадебном уборе (сиромуку) полностью белого цвета, от шелковой вуали и кимоно до длинной верхней одежды, пояса оби, носков таби и сандалий. Белый цвет символизирует чистоту и желание молодой супруги воспринять цвета ее нового дома (т. е. усвоить новые привычки). Жених облачен в традиционную японскую одежду (черное кимоно, куртку хаори, украшенную знаком семейного герба и брюки хакама). Молодая супруга появится в приемном зале в белом кимоно или в свадебном платье западного стиля, но в ходе приема она ненадолго покинет гостей и вернется в цветном кимоно или платье. Этот обычай, зародившийся в эпоху Муромати (14-15 вв.), означает, что супруга возвращается к повседневной жизни и готова начать новую жизнь со своим мужем. Еще одним из ритуалов считают разрезание свадебного торта, что символизирует первое совместное действие супружеской пары, а гости, в свою очередь, дружно аплодируют и желают долгой и счастливой семейной жизни. В конце приема в знак благодарности новобрачные дарят букеты родителям, а потом молодой супруг (или его отец ) благодарит гостей. Прием был для них возможностью официально объявить о заключении брака и выразить признательность всем тем людям, которые сыграли важную роль в их жизни.
Африка
Алжир: В этой стране разрешено женщинам рождение «спящих детей» — тех, которые появляются во время длительного отсутствия мужа. По поверью этого народа «спящий» ребёнок может жить в утробе матери несколько лет. Мужья, удостоенные чести иметь «спящего» ребёнка, сохраняют отцовские чувства к внебрачным детям.
Кения: Из Кении пошла традиция раскрашивать невесте руки и ногти ритуальными узорами черно-красного цвета; краска держится целый год, символизируя новый статус женщины. Здесь весьма распространены «пробные» браки. А свадьба играется только после рождения ребёнка.
Еще одна замечательная традиция, существующая в Кении, предписывает мужу в течение первого месяца после свадьбы носить женскую одежду, дабы почувствовать всю тяжесть женской доли.
Нигерия: Девушка должна хорошенько поправиться перед свадьбой, иначе ее вернут родителям.
ЮАР: Чтобы молодые были счастливы, родители должны принести огонь из своих домов и зажечь очаг в доме молодых.
Марокко: Свадьба длится от 4 до 7 дней. Прежде чем войти в новый дом, невеста должна трижды обойти вокруг него, а перед свадьбой принять очищающую молочную ванну.
Цветы являются неотъемлемым атрибутом свадьбы афроамериканцев. Женщины украшают себя цветами и ракушками в знак чистоты и непорочности, а потом прыгают со своим избранником через метлу, что знаменует начало семейной жизни. Традиционные африканские и афроамериканские свадьбы сопровождаются звуками барабанов и национальных инструментов. Невеста надевает бусы из ракушек как символ чистоты и непорочности.
Европа
Австрия: Невеста украшает свою фату миртом, который является цветком жизни.
Великобритания: Невеста и ее гости вместе идут до церкви. Возглавляет процессию маленькая девочка, разбрасывающая цветы по дороге, чтобы жизнь невесты протекала счастливо и была наполнена цветами.
Германия: Вечером накануне свадьбы друзья невесты приходят к двери ее дома и разбивают о порог блюда и тарелки в знак удачи. Гости бьют тарелки об пол, а молодые выметают осколки — чтобы в их доме больше ничего не разбилось. После венчания свидетель похищает невесту и тащит ее в пивную, где поит, пока их не найдет жених, который платит за все, что выпила невеста.
Ирландия: Ирландцы стремятся жениться в день Святого Патрика. Невеста перед свадьбой должна сама причесаться и уложить волосы. Этот обычай сохраняет женскую силу. А медовый месяц пара должна провести в глуши, вдали от всех, попивая медовое вино, — это делается на тот случай, если вдруг родители передумают и решат разлучить влюбленных.
Испания: В букете невесты обязательно должны присутствовать оранжевые цветы, для пущей красоты их также вплетают в волосы новобрачной. Жених дарит невесте тринадцать монет в знак того, что он может заботиться о ней и поддерживать ее в жизни. Всю церемонию невеста держит эти монеты в специальном кошельке.
Италия: Перед дверями церкви, в которой происходит венчание, завязываются шелковые ленты, что символизирует неразрывные брачные узы.
Нидерланды: Праздничный свадебный обед устраивается до церемонии. На обеде обязательно должны быть конфеты под названием «сахар невесты», и пряное вино, называемое «слезы невесты».
Норвегия: В день свадьбы с двух сторон от дверей дома молодожены сажают маленькие елочки.
Финляндия: Невеста надевает золотую корону. После церемонии незамужние женщины завязывают невесте глаза и танцуют вокруг нее. На кого невеста наденет корону, та следующая и выйдет замуж.
Франция: молодожены придерживаются старой традиции и выпивают за свое счастье из большой чаши с двумя ручками.
Чехия: Друзья прячутся в саду невесты и сажают там дерево, потом украшают его ленточками и раскрашенными яйцами. Легенда гласит, что она проживет столь же долго, сколько будет расти дерево.
Швейцария: Перед своим домом молодожены сажают сосну, которая символизирует удачу и богатство. После того как молодые дают клятву в вечной любви, невеста сжигает свой венок из цветов. Если он сгорит быстро, то, значит, молодые проживут долго и счастливо.
Америка
Мексика: Главные организаторы свадьбы — крестные жениха и невесты. Они и финансируют торжество. Гости берутся за руки и образуют хоровод в форме сердца, в центре которого молодые танцуют свой первый танец.
Венесуэла: Жениху должен дать разрешение жениться крестный отец, иначе счастья супругам не видать. Сначала устраивается гражданская церемония, через 2 недели — церковная. Обе они заканчиваются пирушками, но церковная более пышной. Молодые же должны сбежать незаметно — тогда они будут обязательно счастливы.
Чили: Молодожены обмениваются кольцами при помолвке, только надевают их на правую руку, а после свадьбы перемещают на левую.
Среди жителей племени Навахо, одного из крупнейших индейских народов США, традиционное платье невесты состоит из четырех цветов, каждый из которых представляет сторону света: черный цвет — север, синий — юг, оранжевый — запад, белый — восток. В течение церемонии пара стоит лицом на восток: по направлению туда, где восходит солнце, что символизирует начало новой жизни.Тимур Федосов,специалистагентства ЛенАрт. Распространение статьи возможно и даже приветствуется без внесения каких-либо изменений в изначальный текст и при обязательном указании ссылки на первоисточник!
Не забудьте определиться с площадкой для проведения вашей свадьбы!
Посмотрите примеры наших работ
Наши проекты легко находятся в социальных сетях по хэштегу #ЛенАрт
Или просто подписывайтесь на нас и сразу окунётесь в наше творчество: Instagram ВКонтакте Facebook
Вы также можете задать свои вопросы ВКонтакте , Facebook , Google+ или Instagram
Индийская свадьба.
Свадебные обряды, церемонии и ритуалы Индии.
Индийская свадьба
Свадебные обряды, церемонии и ритуалы Индии
Традиции и ритуалы, сопровождающие индийскую свадьбу, восходят к Ведам, к славным временам господства арийской культуры. В индийском обществе свадьба — это не только соединение двух людей, но и двух душ. Свадьба связывает семьи жениха и невесты неразрывными узами, и с этого момента счастье и несчастье, горести и радости, уважение и честь затрагивают каждого из членов большой семьи. Индийцы преданы вере и древним традициям, строго храня и чтя их вот уже многие тысячелетия. Ни буддизм, ни вторжение греков, ни тысячелетнее господство мусульман и моголов, ни почти трёхсотлетний период английской колонизации не смогли заставить индусов отвернуться от Вед, от веры предков, от своих арийских корней.
Несущий глубокий сакральный смысл ведический свадебный обряд Виваха несомненно является самым важным событием в жизни каждого жителя Индии, и поэтому к его подготовке и проведению подходят с предельным вниманием и высочайшим благоговением. Индусы свято верят в то, что свадебный обряд связывает мужа и жену на семь следующих жизней, являясь одним из 16 санскар — важнейших таинств жертвоприношений в жизни индуиста. Огромное значение имеет здесь целомудрие. Женитьба на девушке, лишённой девственности, исключена, как лишённое всякого смысла бесполезное действие. Люди, заключающие подобного рода браки и их отпрыски, автоматически попадают в категорию изгоев. Дело в том, что женщина, в соответствии с ведическими представлениями, сравнивается с полем (кшетра), а мужчина с владельцем поля (кшетрин). Первый засеявший (вложивший семя, возделавший) поле становится его владельцем и соответственно владельцем всего, что взойдёт (родится) когда-либо на этом поле. Посему, если первым сеятелем поля был не ты, то и плоды (дети), рождённые этим полем от твоего семени тебе не принадлежат, а ты приравниваешься к вору, использовавшему (засеявшему) чужое поле. Разводы и второе замужество среди индийских женщин — явление исключительное и встречается лишь в низших кастах шудр (шудра — член четвёртой, низшей варны индийцев, к которым причисляются рабочие, крестьяне, домашняя прислуга, пастухи и пр. ) или среди аччхутов (аччхуты, ашпруши, хариджаны или далиты — неприкасаемые, не входящие в систему четырех варн, представители низших каст, чернь).Парапурва или Пурва — так в соответствии с древними предписаниями следует именовать женщину вновь вышедшую замуж, либо сожительствующую с кем-либо. Кстати слово «курва», имеющее одинаковое значение практически у всех индоевропейских народов, происходит от санскритского «пурва».
Индийская свадьба — это не только связь двух молодых людей, но и начало новой жизни. По традиции, подбору пары предшествует составление гороскопа парня и девушки для того, чтобы их характеры подходили друг другу, а семейная жизнь протекла без разногласий. В соответствии с Ведами, индуистский свадебный обряд проводится у священного жертвенного огня випрой (жрецом-брахманом), а также в нём принимает участие и пурохит (родовой жрец- брахман). Дома жениха и невесты отмечаются свастикой — (Свасти, «су-асти» в переводе с санскрита означает буквально «это есть хорошо» — древнее арийское, ведическое восклицание, обозначенное характерным символом, выражающее благополучие, счастье, успех). Ритуалы, проводимые перед священным огнём — свидетелем брачного союза, ставят супруга в положение Бога по отношению к жене. С этой поры она должна воспринимать мужа именно так, понимая, что без супруга её существование лишено всякого смысла, а врата в духовную жизнь закрыты, что муж является для неё самим Всевышним. Ну а жениху, что его жена — самый ценный подарок, дарованный ему небесами.
Индийские свадьбы всегда славились роскошью и богатством. По существующей традиции они организовываются родителями невесты. Празднование и проведение всех необходимых ритуалов длится четыре-пять дней, однако подготовка к свадьбе начинается задолго до свадебной церемонии. Индуистская свадьба делится на три этапа: досвадебные церемонии, свадебный обряд, а также ритуалы, проводимые после свадьбы. Угощения, подаваемые в этот период, состоят исключительно из молочно-вегетарианских блюд. Употребление мяса, рыбы и яиц запрещены. Ритуалы северо-индийских свадеб несколько отличаются от проводимых в южной Индии. По мере продвижения на юг в свадебных церемониях всё чаще встречаются элементы характерные для дравидской, — не арийского происхождения культуры. Индия — страна людей, принадлежащих к различным религиям, кастам и общинам, людей говорящих на разных языках и относящихся к различным культурам. Это многообразие отражается и в свадебных церемониях.
Жениха и невесту, олицетворяющую собой красоту и изящность, облачают в роскошные одежды так, чтобы взоры гостей были устремлены на счастливую пару. Обязательными 16 элементами свадебного гардероба невесты, называемыми Солах Шрингар являются: Свадебный наряд. По традиции, свадебной одеждой невесты является сари, ленга чоли (лехенга) или сальвар камиз. Однако свадебный наряд может соответствовать одежде, носимой в определённом регионе Индии. Классический индийский , соответствующий ведическим предписаниям свадебный наряд невесты должен быть красного цвета, хотя иногда встречаются и другие, например, пурпурный, бордовый, оранжевый, золотистый, в Махараштре — зелёный. Свадебное одеяние невесты у древних славян также было красного цвета, а старинное выражение «красна девица», пришедшее к нам из глубокой древности, означает следующее: невинна, чиста, скромна, красива, подобно невесте, облачённой в красное. Чёрный и белый цвета запрещаются, т.к. чёрный считается символом невежества, нечистоты, тьмы, а белый ещё с ведических времён считается цветом вдовства и траура. К слову стоит отметить, что в древности траурным цветом у всех индоевропейских народов, к примеру, славян также считался белый цвет. Чёрный же появился с приходом христианства, заимствовавшего его, как и традицию завешивания зеркал в доме усопшего, из иудаизма. В XVI в. английская королева Анна установила традицию носить черные одежды в знак траура. С тех пор во многих странах мира вдовы носят черные платья.
Кешапашарачана. Чтобы сделать великолепную свадебную причёску (кешапашарачану), необходимо умастить волосы невесты душистыми маслами, украсить их цветочными гирляндами и ювелирными украшениями. Традиционной свадебной причёской является коса, украшенная цветочными гирляндами. Длинные волосы, заплетённые в косу, — важнейшая деталь внешности индийской женщины, сохранившаяся еще с ведических времён. В соответствии с ведическими традициями, у благочестивой женщины должны быть длинные волосы, заплетённые в косу. Расплетать волосы женщина может в следующих случаях: а) в периоды интимной близости с супругом; б) при совершении омовения. Распущенные волосы допускаются и у девочек, не достигших половой зрелости. Появление как говорится «на людях» в публичном месте с распущенными волосами считалось величайшим грехом и позором. Только гетерам (куртизанкам), блудницам и рабыням дозволялось носить распущенные волосы. Древнеславянские (старорусские) выражения «распутная» и «распутница» указывают нам на то, что и на Руси когда-то придерживались древних ведических традиций. Каджал или анджана — чёрная подводка для глаз, делает взгляд невесты привлекательным и загадочным. Бинди — красная точка на лбу, являющаяся священным символом замужней женщины. Иногда бинди дополняется маленькими белыми точками или изящными узорами вокруг бровей. Синдур — пробор невесты, окрашиваемый в красный цвет во время свадебного обряда. Мангтика — ювелирное украшение на проборе. Натх — колечко для носа, которое носят в левой ноздре. Подобно бинди и синдуру, оно (носимое в левой ноздре) является символом замужней женщины. Карн Пхул — необычайно красивые свадебные серьги, обычно в изобилии инкрустированные драгоценными камнями, отчего бывают довольно тяжёлыми. Хаар — свадебное ожерелье, традиционно сделанное из золота и украшенное драгоценными камнями, имеющее различные варианты в зависимости от региона. Во многих семьях хаар передаётся по наследству. Баджубанх (бааджубанд) — браслеты, которые надевают на руки выше локтя. Менди — узоры, нанесённые хной на руки и стопы. Чудиян — браслеты, надеваемые на запястье, обычно красного цвета. Итар — ароматические масла. Камарбанд (камербанд) — изящный золотой или серебряный пояс, инкрустированный камнями, который носят на пояснице для поддержания свадебного наряда. Паял — серебряные ножные браслеты с множеством маленьких колокольчиков, издающих нежный мелодичный звон в такт походке. Аарси — большое изящное кольцо-зеркальце, которое носят на большом пальце руки.
Свадебный наряд жениха, также как и наряд невесты, красив и изящен. Традиционно он состоит из шервани (длинный сюртук, застёгивающийся до воротника) различных цветов, украшенного вышивкой золотыми нитями, и чуридаров (узкие штаны). В дополнение к костюму одевают традиционные, расшитые бисером туфли с загнутыми носами, называемые джути, а также великолепный тюрбан, называемый пагди (пагри) или сафа. В Пенджабе лицо жениха закрывают подвесками из бусин или цветов, которые называются сехра. Одетые в богатые свадебные одежды жених и невеста подобно богу и богине ослепляют своей красотой.
Одной из первоначальных церемоний до свадебного обряда, является церемония помолвки Тилак (Тикка, Саган или Сагаи), известная своим пышным празднованием и проведением ритуалов, изложенных в Ведах. Традиционно её проводят за месяц до дня свадьбы, однако сегодня, дата проведения церемонии устанавливается исходя из желания и возможностей обеих семей. В Индии жених и его семья занимают высокочтимое положение, поскольку индуистское общество патриархально и почитает мужское начало (пурушу). Найти благородного мужа для своей дочери, который будет вести её всю жизнь по пути дхармы, — мечта каждого родителя. Именно это и отражается в церемонии Тилак. Как правило, в этой церемонии участвует исключительно мужская половина обеих семей. Во время церемонии отец невесты в сопровождении родственников направляется в дом жениха, чтобы совершить необходимый ритуал — поставить на лоб жениха тилак (священный, благоприятный знак из кумкума — порошка красной куркумы или шафрана) в знак того, что семья невесты принимает его как своего будущего зятя. После этого, брахман (брахман — буквально «лучший по рождению», лучший из дважды рождённых, представитель высшей варны (сословия), священнослужитель, жрец), распевая мантры, прославляющие Богов, проводит пуджу (ритуал поклонения богам). Воздав хвалу Богам и попросив у них благословений для будущей пары, брат невесты ставит тилак на лоб жениха и одаривает его подарками. Этот же ритуал выполняют все мужчины по линии невесты, чтобы проявить своё уважение и симпатию (любовь) к будущему зятю. Завершив необходимые ритуалы, семьи садятся за праздничное угощение. Семья жениха не забывает и про невесту, которой передают подарки. Кроме того, довольно часто дата свадьбы закрепляется именно во время помолвки.
Церемония обмена кольцами, выступающая в качестве дополнения к основной церемонии Тилак, в зависимости от региона страны, имеет разные названия, такие как Чунни Чадана, Мангни, Мисри.
Примерно за 15 дней до свадебной церемонии проводится поклонение Ганеше, известное как Барни Бандхвана. Бога Ганешу просят устранить все препятствия во время свадебного обряда. Все последующие дни вплоть до церемонии свадьбы семьи жениха и невесты будут поклоняться Ганеше.
Следующим этапом подготовки к свадьбе является самая радостная и весёлая церемония, традиционно предназначенная исключительно для женщин. Её называют Сангит, то есть церемония, посвящённая танцам и музыке. Первоначально в Сангите принимала участие только женская половина со стороны невесты, но сегодня также возможно участие и женщин из семьи жениха, а также допускается участие и мужчин. Кроме того, до недавнего времени, Сангит проводили только в северо-индийских свадьбах, а в настоящее время эта церемония распространена на территориях Западной Бенгалии, а также в южно-индийских штатах. Церемония Сангит проходит на фоне радостной и весёлой предсвадебной суеты. По традиции семья невесты приглашает родственниц, которые собравшись вместе, под аккомпанемент деревянного барабанчика, называемого дхолак, поют народные песни, посвящённые свадьбе и невесте. Во время веселья все женщины танцуют и поют, шутят, дразнят невесту, вспоминают свою юность и желают невесте благосостояния и процветания в семейной жизни. Довольно часто во время церемонии невесту и её мать охватывают эмоции переживания от скорой разлуки и слёзы выступают на глазах. Как и все индийские празднования, церемония Сангит оканчивается богатым угощением. Приготовленные родственницами национальные блюда и сладости доставляют удовольствие всем участникам праздника.
Одной из церемоний, проводимых в доме невесты, является Сухагин (Сумангали, Садхаба), во время которой воздаются молитвы, прославляющие женщин, умерших раньше своих мужей и до конца выполнивших свой священный долг. Их называют сумангали, сухагин или сухаг. Когда девушку выдают замуж, она становится сухагин, то есть женщиной, чей муж здравствует. Согласно древним ведическим представлениям, долголетие и здоровье мужа находятся в руках его жены. Чтобы радовать глаз своего мужа, она должна быть всегда привлекательно одета, весела и услужлива. Никогда не проявлять печали и гнева. Каждая замужняя женщина в Индии желает умереть как сухагин. Если женщина умирает раньше мужа, то перед кремацией её облачают подобно невесте в яркое новое сари, руки украшают браслетами, на пробор наносят синдур, а стопы покрывают красной краской, называемой алта. Всё перечисленное является признаками замужества. Когда молодая женщина с почтением склоняется перед старшими женщинами, последние благословляют её, говоря: «Сада сухагин рахо. (Будь всегда сухагин). Пусть твой лоб всегда украшает синдур. И пусть твои браслеты будут подобны ваджре, такими же прочными и нерушимыми, как молния (ваджра) бога Индры.» Ведические гимны прославляют сумангали. Согласно древнеиндийским канонам, вдовы не носят свадебные браслеты, а сразу после обряда кремации умершего мужа вдова (видава) должна отправится к пруду и смыть синдур со своего пробора, разбить (разломать) свои браслеты и облачиться в белое траурное сари. Она никогда не должна снова надевать украшения, красивые наряды и придаваться веселью. Оставаться вдовой и жить без мужа великое горе для женщины, а жена пережившая мужа заслуживает порицания. Вдовы повсеместно в Индии испытывают пренебрежительное отношение к себе, особенно, если их супруги умерли от болезни. Жизнь вдов несчастна, а её социальный статус самый низкий. Присутствие вдовы на различных празднованиях и торжествах нежелательно, поскольку считается, что за ней следуют несчастья. К участию в религиозных обрядах они и вовсе не допускаются.
Следующей волнующей частью приготовлений к индуистской свадьбе является церемония Менди(Мехенди) — нанесение узоров на руки и ноги невесты хной. Индия — страна любителей красоты и изящности. Именно этот факт отражается в церемонии Менди, которая проводится с давних времён и является неотъемлемой частью свадебных приготовлений. Менди являются одним из 16 украшений невесты (Солах Шрингар). Церемония проводится в доме невесты в присутствии членов семьи, родственников и подруг. Иногда Менди отмечается с большой пышностью и порой напоминает собой Сангит. По народному поверью, чем темнее узоры менди, тем сильнее будет любить свою жену будущий муж. По традиции, после замужества женщина не должна работать в своём новом доме, пока узоры менди не исчезнут. Вся церемония сопровождается пением и музыкой. После проведения церемонии Менди невеста не должна выходить из дома до самого свадебного обряда.
В долгожданный день свадьбы или за день до него проводится церемония Халди, во время которой на лицо, руки и ноги невесты и жениха наносится паста из куркумы, для того чтобы их кожа сияла. В этот день в домах жениха и невесты проводят Шрадху, обряд поминовения усопших предков, поднося им поминальную пищу — пинду (пинда — шарики из вареного в молоке риса, сезамовых зерен, меда и топлёного масла (гхи)).
В благоприятный момент, облачившись в богатые одежды (шервани, чуридарыи пагди(пагри)— свадебный тюрбан), жених отправляется к месту проведения свадебного обряда верхом на украшенной лошади или слоне в сопровождении танцующих и поющих родственников и друзей. Однако в наше время свадебная процессия жениха, именуемая Барат Никаси, чаще всего состоит из вереницы автомобилей. Прибывшего жениха встречает мать невесты. Она проводитарати (церемония поклонения) в знак своего почтения и ставит на его лоб тилак, защищающий её зятя от всякого зла. Поприветствовав мать невесты, жених следует к украшенному богатыми тканями, листьями банана, кокоса или цветами мандапу (шатру) — месту проведения свадебного обряда, в центре которого разжигают жертвенный огонь. Там он ожидает прибытия своей невесты, чтобы начать проведение церемонии бракосочетания, называемой Вар Мала, или Джай Мала — церемонии обмена гирляндами. Этот древний обряд, описанный в Ведах, дошёл до наших дней без изменений. Существовавший некогда у древних славян свадебный ритуал обмена цветочными венками, которыми украшали головы, ничто иное, как упрощённая версия ведической Вар Малы (Джай Малы). Вскоре появляется невеста с цветочной гирляндой в руках. Стоя друг к другу лицом, под пение священных мантр, жених и невеста обмениваются гирляндами, что означает принятие ими друг друга как мужа и жены.
После обмена гирляндами следуют различные ритуалы, проводимые в мандапе, четыре колонны которого представляют родителей жениха и невесты, дающих опору своим детям. Так одним из главных ритуалов индуистского свадебного обряда является Канья Даан. Канья означает «девственница», а даан — дар. Во время проведения ритуала Канья Даан отец невесты кладёт правую руку своей дочери в правую руку жениха и под пение мантр совершает возлияние священными водами в их ладони, символизирующее передачу своей дочери жениху. Отец невесты просит своего зятя дать обещание помочь невесте достичь трёх главных целей (ценностей) жизни, называемых триварга: дхармы, артхи, камы. Дхарма — соблюдение религиозного, морально-этического долга, божественного закона, справедливости; артха — польза, цель, выгода, обеспечивающая материальное благополучие; кама — удовольствия, эмоционально-чувственные наслаждения, желания, любовь.
Во время ритуала Паниграхана Хатхлева руки жениха и невесты связывают тканью или нитями, в знак их неразрывного союза. Брахман-жрец (випра) проводит пуджу Ганеше.
Священный брак никогда не должен быть разрушен, поэтому проводят ритуал Гатхабандхан, во время которого брахман связывает концы одежды невесты и жениха в узел, который даже после свадьбы не следует развязывать.
Одним из важных ритуалов, проводимых в свадебном мандапе, является Ладжа Хома, поднесение невестой и женихом жертвенному огню зёрен риса. Невеста кладёт ладонь на ладонь жениха. Брат невесты насыпает в её ладонь рис (как правило воздушный рис — лайя, ладжа или мури), половина которого сквозь её пальцы просыпается в ладонь жениха. Невеста, сыпет зёрна риса в огонь, моля Яму (Ямараджа) — бога смерти, повелителя царства усопших, бога справедливости, даровать её супругу долгую жизнь, счастье, здоровье и процветание.
Кульминацией индуистского свадебного обряда является ритуал Агни Париная (или Мангалпхера, Мангалфера) — обход (пхере) священного огня по часовой стрелке три раза, символизирующий три главных человеческих ценности (цели): дхарму, артху и каму. Жених держит правой рукой правую руку невесты и ведёт её за собой вокруг священного свадебного огня. В зависимости от региона страны, в последнем кругу первой может идти невеста, символизируя то, что она отвечает за исполнение камы (удовольствий, наслаждений) в жизни мужа. Иногда в ритуал добавляют ещё один, четвёртый круг, символизирующий мокшу (освобождение из материального мира).
Далее следует ритуал Саптапади. Жених и невеста, повернувшись лицом на север, делают семь шагов вместе, каждый раз начиная с правой ноги, призывающих Бога благословить их постоянством пищи, здоровьем, духовными силами для соблюдения дхармы, благородным потомством, процветанием, счастьем и долгой семейной жизнью. В отдельных регионах ритуал Саптапади совмещают с Агни Париная. В этом случае жених и невеста обходят вокруг жертвенного огня не три или четыре раза, а семь раз.
Завершающим ритуалом индуистского свадебного обряда является Синдурдана (Сухааг или Субхагья Чинья), во время которого жених наносит на пробор невесты синдур — красный порошок из киновари, что означает принятие им невесты как своей жены. А также дарит ей свадебное золотое ожерелье, называемое мангалсутра, которое символизирует его любовь к ней. Затем молодожёны кормят друг друга сладостями, в знак того, что они будут заботиться друг о друге. Этот радостный ритуал известен как Анна-прашана. По окончании свадебной церемонии молодожёнов благословляют пурохит (брахман, родовой-жрец), родители и близкие родственники. Этот ритуал называется Аширваад. После завершения свадебного обряда всех ожидает богатое угощение.
В завершение празднования наступает самый эмоциональный момент — прощание невесты со своими родителями и переезд в дом мужа. Этот момент именуется Видааи или Рукхсати. Смешанные чувства охватывают родителей невесты: боль разлуки с дочерью, радость, переполняющая их сердца, слезы из их любящих глаз. Благословлённые родственниками и друзьями, молодожёны покидают место свадебной церемонии. По традиции невеста отправляется в дом мужа на паланкине, но в наше время довольно часто распространена процессия из автомобилей.
Прибывшую домой супружескую пару встречают сёстры или тётушки жениха, держащие в руках глиняный сосуд с солёной водой, чтобы отвести всякое зло от жениха. Только после того как сосуд будет разбит о землю, супружеская пара сможет переступить порог дома. Этот ритуал известен как Двар-рокаи.
Следующим важным ритуалом является Гриха Правеш. Невесту, прибывающую в свой новый дом, встречает свекровь, проводя арати. Перед входом в дом невеста должна опрокинуть своей правой ногой кувшин, наполненный рисом и монетами. Рассыпанное зерно и деньги (драгоценности) — признак достатка и изобилия. Затем невеста становится босыми ногами в большой поднос, наполненный красной краской (киноварью, разведённой водой либо молоком). Окрасив стопы, она входит в дом, оставляя на белой ткани, расстеленной на полу, красные отпечатки, символизирующие удачу. На её стопах остаётся красная кайма алта — один из признаков замужества.
Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани
Свадебные обряды и традиции в Украине
Свадьба — одно из самых символичных торжеств в украинской культуре, насыщенное красивыми, древними традициями. Со временем поменялось многое. Изменился даже сезон свадьбы — ведь раньше никто не венчался летом – это было время активных полевых работ. Свадьбы праздновались осенью, после праздников урожая. А в дохристианский период, разгар свадебного сезона приходился и вовсе на раннюю весну – время пробуждения от зимнего сна.
В Украине почитаются многие обряды и традиции пришедшие именно с той поры. О некоторых из них я расскажу далее.
Основные свадебные обряды
Чтобы соблюсти все необходимые обряды, в старину свадьбы справлялись неделю. Это была не просто «гулянка на всё село», а целый комплекс ритуальных обрядов, направленных на создание благополучной, крепкой семьи. Каждое действо имело свое предназначение и символизм. Многие из этих обрядов дошли до наших дней, иногда становясь более современными.
Обряд сватовства
Сватовство или смотрины. В дом невесты посылают сватов (друзей и родичей жениха) спрашивать согласие на свадьбу.
В древности, сватов приглашали в хату невесты, усаживали, потчевали. Сваты пространно рассуждали о совершенно посторонних, казалось бы, вещах — погоде, урожае, новостях из города. Постепенно они аллегорически подбирались к сути вопроса. Родители невесты молча слушали, а невеста, как правило, слушала, притаившись в сенях. Родители могли дать гарбуз или согласиться на свадьбу.
Идем дальше. Если родители и невеста согласны – гостей привечают хлебом и солью. Этот обряд называется «сговор».
После «сговора», начинались смотрины. Сперва родители невесты приезжали в дом жениха, где они оценивали самого жениха, его силу, красоту и здоровье, осматривали дом — насколько он просторный. Большими плюсами считалось, если жених построил себе дом сам, либо добротно его обустроил (резьба по дереву, различные умения по хозяйству).
Затем уже родители жениха приезжали в дом невесты. Невеста должна была быть здорова, красива, иметь хорошее придание, а также уметь прясть, вышивать, стряпать.
Обряд обручения
Обручение (малая свадьба, помолвка) – подтверждение согласия на свадьбу и последняя возможность передумать для молодых. Причём, сторона, дающая отказ на этом этапе, обычно оплачивала значительную «неустойку» пострадавшим.
Жених просил у невесты согласие на свадьбу. В случае согласия, дарил невесте обручальное кольцо. Невеста повязывала платки сватам и жениху, дарила по платку всем присутствующим на обряде.
После обручения назначали дату свадьбы, молодые лично приглашали гостей.
Выпечка каравая
Обряд выпечки каравая. По значимости этот обряд сравним разве что с выпечкой пасхальных куличей. Доверяли каравай женщинам, чья замужняя жизнь сложилась благополучно.
Выпекали каравай обычно в пятницу, а украшали в субботу калиной и барвинком – символами вечной любви и способности к деторождению.
Девичий вечер
В субботу перед предстоящим венчанием, невеста с подругами гадала, пела грустные песни. Она прощалась с девичеством. На девич-вечер невеста с подружками не только пела, но и могла стать с подружками в «последний танец» перед свадьбой — хоровод.
Свадебный каравай украшался калиной, а свадебное «гильце» — красивая густая ветка сосны, вишни или яблони — повязывалось разноцветными ленточками. Этим символом молодости и любви украшали стол новобрачных на свадебном застолье.
Обряд венчания
Самый важный обряд — обряд венчания. В воскресение, свадьба начиналась в доме каждого из молодых. Невесту наряжали подружки в лучшие наряды, заплетали волосы, украшая их венком из цветов. Жениха наряжала мама, в сорочку, вышитую невестой. Жениху, чтобы попасть в дом невесты, нужно было выдержать ряд испытаний, конкурсов и загадок от подружек невесты, а так же «выкупить» суженую. Выкуп проводила незамужняя сестра или старшая подружка невесты. После благословения родителей, молодые отправлялись в церковь, осыпаемые по дороге зерном пшеницы и мелкими монетами – на богатую семейную жизнь.
По пути часто возникали «препятствия» в виде пролитой под ноги воды, или огненной черты, проведенной головёшкой. Этот ритуал символизирует очищение огнём-водой и защиту от нечистых сил.
С древних времён дошла к нам традиция «зажжения семейного огня»:
Молодые зажигают свечу или лучину от огня, поднесённого матерями.
Праздничные гуляния — свадьба
Праздничное застолье продолжались несколько дней. Оно сопровождалось самыми веселыми украинскими народными и свадебными песнями.
На праздновании могли «украсть невесту» — шутовской обычай, напоминающий о том, что в старину, если согласие родителей получено не было, жених мог украсть невесту и надёжно спрятать. После этого ее нужно всевозможными ухищрениями «выкупить»: для этого есть много конкурсов и забав. Некоторые из них настолько самобытны, что я с успехом использую их и в своих вечеринках в украинском стиле.
В давние времена, если в течение суток невесту не нашли родичи, они не могли дальше противиться свадьбе.
Обряд «чоботы»
Один из самых веселых и интересных обрядов — обряд «чоботы». Жених, пытаясь заслужить расположение будущей тёщи, моет ноги и надевает обувь, которую обычно теща никогда бы не надела. На этом видеоролике этот обряд провожу я: