Свадьба казахская обычаи: Свадьба у казахов
После сватовства и урын тоя наступает следующий этап свадьбы у казахов — это приезд жениха за невестой. Большое значение придавалось одежде жениха, она должна была быть нарядней, чем у других жигитов, чтобы его могли сразу узнать. Головной убор жениха (борик) украшали перья филина (укы), на плечах был накинут красный чапан. Жениху необходимо было выполнить ряд заданий, если он не справлялся, то должен был платить штраф. По обычаям свадьбы у казахов, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Традиция саукеле кигизу занимала особое место. Это особо торжественный обряд для невесты, когда на голову невесте одевали свадебный головной убор — саукеле с особым покрывалом желек, в котором она должна была приехать в аул жениха.По фольклорным данным другим непременным атрибутом свадебной одежды невесты были перчатки. Саукеле — не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служил символом начала новой жизни, память о прежней беззаботной жизни девушки. Саукеле надевала на невесту уважаемая женщина, за что она получала дорого подарок от жениха. На саукеле кигизу приглашали сватов и свах, осыпали их шашу (конфетами, сладостями, монетами). Давали бата (благословение). Выкуп (байгазы) за саукеле бывал очень значительным, ведь в саукеле невеста смотрелась особенно нарядно, роскошно и неповторимо.За погляд давали соответствующи коримдик (подарок). В день отъезда невесты сватам показывали приданое- жасау, разбирали свадебную юрту, готовили праздничный караван к отправке и преподносили подарки сватам, жениху и невесте. Жасау (приданное невесты) нередко превышало по стоимости калын мал. Красивые ювелирные украшения, ковры, текеметы (узорные кошмы), саукеле, дорогая одежда, вещи, посуда обязательно входили в жасау. состоятельные родители готовили ак отау (белую юрту) для дочери. Жених, приезжая за невестой, согласно традиции свадьбы у казахов, приводил той малы, то есть скот для свадьбы: лошадей, коров или баранов. Скот резали для пира на этой свадьбе. Также привозили дорогие ткани, вещи, фрукты, сахар, чай. Авторитет зятя в будущем во многом зависел от количества и качества той малы. Если подарки не соответствовали богатству и положению жениха, то жены старших братьев могли высказать по этому поводу едкие упреки. На свадебном тое устраивались различные игры: байга (скачки), курес (борьба), сайыс (единоборство всадников), борьба наездников за тушу козленка. Свадебный той сопровождался пением хоровых песен (жар-жар), в котором выражались пожелания счастливой жизни молодым. Накануне отъезда, невеста с женой старшего брата или подругой обходила всех родственников и прощалась с ними.Родственники оказывали ей соответствующие почести и одаривали подарками на память.Во время посещения родственников невеста исполняла традиционную песню «Сынсу». В наше время такой обычай стал забываться. Дата проводов невесты устанавливалась сообща отцом невесты и сватами со стороны жениха. После тоя, когда в назначенный день жених со своей свитой, вручив всем подарки, увозил невесту в свой аул, отец невесты по традиции свадьбы у казахов дарил всем сватам киит(одежду). Новоиспеченному зятю также преподносилась в подарок одежда. Подарок это назывался капка салар. В числе свадебных обрядов жених преподносил родителям невесты подарки. Матери невесты — сут акы — плату за молоко матери Отцу невесты жигит туйе — дорогую одежду, верблюда, лошадь, конскую сбрую, после чего отец невесты благословлял зятя. Проводы девушки — кыз узату — важный этап казахской свадьбы. Сваты в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше приезжали за невестой. Среди них был «бас куда» — главный сват и кудалар — сваты и друг жениха. Сваты обычно прибывали вечером. С этого момента начинался той с играми, песнями, танцами, дарились подарки.В этот день близкие родственники девушки официально приглашали сватов в гости. Девушку по обычаю свадьбы у казахов отправляли вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Перед отъездом девушка песней (коштасу жары) прощалась с родственниками. Молодежь пела «Жар-жар», «Аушадияр». Сватам по обычаю казахской свадьбы вручался положенный куда аттандырар. После провода сватов девушка с матерью, со старшей снохой, младшими братьями и сестрами садились в повозку. Девушке запрещалось оглядываться назад. Сваты ехали впереди, за ними следовала повозка — шанырак туйе. Караван замыкали красиво одетые парни с песнями и шутками. Девушку везли в аул жениха торжественно, сразу посл выезда из родного аула шествие называлось «кыз коши» (караван девушки), а через некоторое расстояние — келиншек коши (караван невесты). Жители аулов, мимо которых проезжал келиншек коши могли остановить караван и попросить подарочек (каде), после чего желали доброго пути и счастья. Обычай этот называется туемурындык. Следующий этап свадьбы у казахов — келин тисиру (ввести невестку в дом). Невесту традиционно не подвозили к порогу, а оставляли на некотором расстоянии от аула вместе с женге. Девушки и молодухи выходили на встречу невесте и не открывая лица, вводили в дом и сажали за ширму (шымылдык) с другими девушками. Порог всегда переступали право ногой. Встречающие осыпали всех шашу (конфеты, баурсаки, монеты). Осыпали женщины пожилого возраста. В аул съезжались родственники и знакомые, устраивался пир с угощениями, песнями и различными увеселениями. После того, как собирались все приглашенные, торжественно выводили нарядную невесту. Проводился обряд беташар (открытие лица невесты), которое предварительно покрывали шалью. Весь этот обряд проходил под песню, которая так и называется «Беташар». Певец-импровизатор , характеризую в стихах почтенных родственников призывал невесту поклониться каждому, в ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки за погляд — коримдик. Песня заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами. После исполнения песни по традиции свадьбы у казахов свекровь подходила к невесте и целуя ее, желая счастья и благополучия, снимала шаль. Шаль передавалась присутствующим женщинам, делилась между ними поровну. Потом женщины дома обвязывали этой тканью сосуд для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обряда «бие кысырамас» — пусть кобыла не останется яловой, даст приплод. После свадебного пира с невесты снимался саукеле и одевался платок. Замена головных уборов, означала, что она теперь относится к группе замужних женщин. На следующий день после свадьбы проходило нике кию (венчание по мусульманской религии). Основные действующие лица: мулла, жених с невестой, два свидетеля. Жених с невестой садятся перед муллой, у которого в руках пиала с водой и серебряными монетами. Мулла читает молитву три раза и после каждой молитвы жених с невестой должны отпить из пиалы воду в одном и том же месте. После этого пиала передается присутствующим, которые пьют воду и берут из пиалы чайной ложкой монеты. Роль двух свидетелей заключается в поднесении пиалы жениху с невестой, а затем и всем гостям. Этот обряд проходит в мечети. В первую брачную ночь жена старшего брата (женге) готовила постель для молодоженов, в шутливой форме давая советы молодым. Такую миссию поручали примерной, уважаемой, воспитанной, многодетной снохе. Вы полнив свои обязанности, сноха с нетерпением ждала, когда проснутся молодые, чтобы попросить у них подарок. Жених должен был отблагодарить сноху сполна и встретить утро с улыбкой. Этот обряд назывался жолдык, поэтому и подарок для женге должен был быть ценным. Интересные статьи по теме: |
Что нужно пережить родственникам невесты перед традиционной казахской свадьбой
В Жамбылской области помолвка, сватовство, проводы невесты и встреча сватов проводятся в один день. Практически 24 часа родственники с обеих сторон готовят и едят мясо, дарят и получают подарки и расхваливают друг перед другом достоинства жениха и невесты.
Жительница Астаны рассказала, какие традиционные мероприятия проводятся перед казахской свадьбой, пишет Esquire. Алтун Бекова участвовала в празднествах со стороны невесты – выдавали замуж двоюродную сестру ее мужа – в качестве жеңгей – так казахи называют жен старших братьев.
Свадьбу играли в Жамбылской области. Жених с невестой, как оказалось, росли практически в одном ауле, но познакомились только во время учебы в Алматы.
«Порядок проведения свадебных торжеств в разных уголках Казахстана отличается. В каких-то областях между «сырға тағу» (помолвка, во время которой невесте надевают серьги), «құда түсу» (сватовство с традиционным подношением подарков) и «қыз ұзату» (проводы невесты) выдерживаются временные промежутки вплоть до года. Но в нашем случае, на юге, все эти мероприятия должны были пройти в один день, да еще и «құдаларды күту» — встреча сватов – в придачу, и все это проводится стороной невесты. Основной той, который организовывает уже сторона жениха, был запланирован через три дня после «қыз ұзату», — рассказала Алтун.
Многочисленные родственники в доме невесты собрались уже к девяти часам утра. Женщины готовили бешбармак, рубили салаты, все ждали сватов. Жених приехал к дому невесты на «Гелендвагене» и нескольких микроавтобусах в сопровождении родителей и самых важных представителей рода.
Встречал процессию «живой коридор» из родственников невесты. В дом, где и проводилось «сырға тағу», смогли войти далеко не все. Присутствовали только самые почетные. Остальные коротали время во дворе – дети резвились, женщины хлопотали, мужчины выпивали.
После окончания помолвки гостей пригласили к столу. После трапезы родственники жениха стали одаривать невестину родню подарками – құдалық.
«Құдағи, мама жениха, махнула рукой, и по мановению волшебной палочки на земле организовалась скатерть-самобранка – расстелился новый ковер, а на нем гора подарков. На плечи отца и дедушки невесты набросили жағалы киім – дубленки; дяди и брат получили по костюму, сестренки – по золотому колечку со старательно подведенными ценниками. (В Таразе при покупке ювелирных изделий по желанию можно указать на бирке любую стоимость, даже не очень адекватную мировым ценам на золото). Подарки получили почти все родственники согласно иерархии – от полиэстеровых рубашек до отрезов панбархата на платье. А главный подарок, кульминация всего действа, был припасен напоследок: матери невесты надели массивный золотой браслет и вручили конверт с деньгами – ананың сүті (материнское молоко), за ее труды, за старания, которые она прилагала, родив и воспитав такую замечательную невесту», — говорит женщина, отметив, что в конверте лежало четыреста тысяч тенге.
Далее, по традиции, проводится құдаларды күту – встреча сватов.
«В идеале это означает, что родственники невесты приглашают родственников жениха к себе домой, раньше так и было – тетушки вскладчину накрывали стол у кого-нибудь дома. Но в этот раз мы решили отойти от привычного сценария и заказали небольшой банкет в кафе. Это важный практический момент: пока мы развлекаем сватов, у родителей невесты есть немного времени – собраться с мыслями, переодеться в другие наряды и отправиться для последних приготовлений в ресторан», — отмечает Алтун.
Угощали сватов сірне. Это деликатесное блюдо, для которого тушку ягненка полдня томят в казане, в результате чего даже хрящи и сухожилия приобретают потрясающий вкус и аромат.
«К традиционному свадебному паку в виде балеток, ред булла и антибактериальных салфеток нужно запасаться фесталом и адсорбиксом», — замечает Бекова.
Отдыхали гости до восьми вечера. В назначенный час все погрузились в микроавтобусы и отправились в ресторан на основной той — қыз ұзату.
Алтун в числе других жеңгей отправилась приводить себя в порядок – наложить макияж и одеть праздничное платье.
«Выбор наряда – очень важный момент, для меня на этот раз особенно. Мне предстояло исполнить особую роль: отправиться после свадьбы в дом к жениху в составе делегации жеңгей, – жен старших братьев, которые повезут «қыздың дүниесін» – одежду невесты и ее личные вещи. И, поскольку я была добавлена к общему количеству в качестве специальной гостьи из Астаны, выглядеть требовалось соответствующе», — говорит женщина.
В ресторане народ собрался, тоже по традиции, только часам к 9 вечера. Начался главный праздник.
«Тут уже, как и на любом казахском тое, любые отступления от раз и навсегда утвержденного сценария строго противопоказаны. «Төс қағу» (сваты сильно обнимаются и приподнимают друг дружку над полом) — есть; «күйеу жүз жылдық, құдалық мыңжылдық» (классическое напутствие «свадьба – на сто лет, сватовство – на тысячу») – есть; с танцем выйти для тоста под «Қызыл өрік» – есть. Только на так называемой женской свадьбе присутствуют, по большей части, родные невесты, и беташар, когда невеста традиционным поклоном приветствует родных жениха, не проводится», — отметила Алтун.
Как положено, в двенадцать часов прекрасные девушки в саукеле взяли невесту под руки и повели к выходу из зала по «ақ жол» – белой ткани, символизирующей пожелания удачи, счастья и богатства молодой келін (невесте). Родня жениха отправилась вслед за невестой.
Ненадолго задержавшись в ресторане, родня невесты собралась выполнить последнюю церемонию – привезти чемоданы с одеждой невесты и продемонстрировать наряды желающим тетушкам жениха.
«Сидим в машине, договариваемся, кто будет показывать невестины вещи – по обычаю, мы должны не только привезти ее одежду, но и продемонстрировать гардероб всем желающим тетушкам как часть приданого. Решаем, кто будет морально разлагаться – пить водку и отдуваться за всех непьющих. Вопрос с выпивкой надо решить еще здесь, на берегу, поскольку жертве придется пить много и со всей ответственностью. Есть у казахов такой обычай: бахвалиться наутро, сколько женгешек им удалось накормить, напоить и затанцевать», — раскрывает секреты Алтун.
В доме родителей жениха молодожены будут жить все время свадебных церемоний. Родственники меняются местами: теперь родню невесты встречают гурьбой и под музыку проводят к праздничному столу.
«После светской беседы и бешбармака все танцуют — движения уже заточены под «Марию Магдалену» и «Қызыл өрік»», шутит женщина.
Во время проведения этого обычая родственники невесты могут проверить, как разместилась в доме жениха невеста. Что и сделали тетушки Гульмиры. Оказалось, обессиленный жених уже спал на расстеленном на полу одеяле, а невеста сидела в углу – с кем-то переписывалась в телефоне.
Удостоверившись, что у девушки все хорошо, родственники переходят к своей конечной цели — открывают чемоданы. Достает одежду старшая жеңгей, она раскладывает платья на разложенной на полу цветной ткани, при этом приговаривая, что все они новые, турецкие, не китайские. Представить наряды пытаются в лучшем свете – платья развешаны на вешалках, упакованы в целлофановые пакеты из химчистки (для пущего эффекта).
«Обычай привозить девичью одежду и демонстрировать родственникам мужа прижился не везде. Но если уж решено его соблюсти, то и невеста, и ее родственницы стараются вовсю. В чемоданы складывают лучшие, специально купленные вещи. Таким образом, новая семья должна увидеть, что девушку обеспечили на первое время всем необходимым. Отдельно собирается и приданое, «қыздың жасауы» – постельное белье, кухонная утварь, мебель, – которое привозит мать девушки уже после главной свадьбы. В знак признательности свекровь одаривает всех презентаторов памятными сувенирами», — рассказывает Алтун.
В половине пятого утра демонстрация заканчивается. Завершающая часть – ответные подарки. Каждой женщине құдағи преподнесла колечко и отрез панбархата на платье, единственному мужчине в делегации родственников невесты, брату-водителю, достались рубашка и галстук.
Уехали из дома жениха они в полшестого утра, тогда новоиспеченные родственники уже ставили на огонь свежую партию мяса. Скоро к ним приедет другая группа родни невесты, чтобы снова проверить, как разместилась девушка. Теперь основные хлопоты ложатся на плечи родственников жениха.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/885089-chto-nuzhno-perezhit-rodstvennikam-nev.html
Казахские обычаи и традиции
ЗНАЧЕНИЕ КАЗАХСКИХ ИМЕНВ настоящее время известно огромное количество казахских имен. По некотором данным их количество превышает 10000. Каждое казахское имя имеет свои корни, происхождение и свое особенное значение. Большинство казахских имен происходят из тюркского языка, но встречается имена , корни которых заимствованы из монгольского, русского,персидского, арабского языков. Так как казахи с древности верили в то, что от имя способно влиять на дальнейшую судьба человека, то нарекая ребенка каким-нибудь именем придавали этому глубокое значение и старались в имени заключить те черты, достоинства и добродетели, которыми они хотели бы наделить ребенка. Неспроста ведьу казахского народа существовал специальный обряд наречения ребенка, когда страейшины рода на сороковой день после рождения малыша собирались и с утренней молитвой решали, какое имя будет дано ребенку. После чего мулла читая молитву три раза произносил имя ему на ухо. Поэтому как правило значения казахских имен для девочек включают в себя сочетание различных женских достоинств: красоту, целомудрие, сравнение с цветком, с луной, а значения казахских имен для мальчиков — соответственно силу, волю, мужество,отвагу, смелость, сравнение с различными животными: волком, львом, беркутом. Выбор правильного имени для ребенка крайне важен и зачастую нелегок, ведь помимо значения имени у родителей ребенка могут возникать личные ассоциации с именем, которые несомненно также влияют на выбор того или иного варианта. Иногда в качестве имени ребенку выбирают имя одного из родственников в роду, пользующегося большим авторитетом и уважением среди других родственников, так как считается что его качества передадутся сыну или дочери. Мы постарались собрать на нашем сайте подборку мужских и женских казахских имен и их значений для того, чтобы каждый мог узнать значение своего имени, а также в помощь родителям определяющимся с выбором имени для малыша. Конечно это далеко не все имена, но мы будем пополнять нашу подборку значений казахских имен по мере поступления информации.
Издревне традиционно казахская свадьба состояла из нескольких этапов: предварительный сговор (кыз айттыру), сватовство (куда тусу), свидание жениха иневесты (кыз кашар), свадьба в доме невесты, переезд молодой в дом мужа, свадебное празднование в ауле мужа.
Сговор и сватовство (обычай казахской свадьбы)
Невесту для сына родители начинали высматривать заранее, задолго до его совершенолетия. Искали подходящую семью, узнавали нет ли в семье наследственно больных. Существовал древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода, а также, согласно правилам, женщина не должна была быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина старше женщины больше, чем на 25 лет. Специально ездили к достоным людям поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами.
Существоали различные виды сговора (кыз айттыру) между родителями будущих жениха и невесты . Если семьи , хорошо знающие друг друга, связанные крепко дружбой, договаривались стать сватами еще до рождения детей, то такое сватовство называлось бел куда. Если же сватали детей с колыбели — то бесик куда. Иногда, человек, женивший сына на дочери свата, мог выдать свою дочь за сына своего свата, тогда их так и называли карсы куда, что означает взаимный сват.Сватовство не ограничивалось только сговором. Проходили, так называемые, смотрины (кыз кору). Собирались дети знатных родителей или прославленные жигиты (выбирать себе пару могли не все молодые люди, а только дети знатных родителей или прославленные жигиты) и устраивали смотрины девушек для женидьбы. Казахская народна пословица «кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди», в переводе означающая «как нет запрета пить кумыз, так нет запрета смотреть на девушек», открывала все дороги для жигитов. Таких жигитов встречали с почетом, им не было запрета на смотрины девушек. Девушки же в свою очередь, высказывали свою волю словами «кыз коретин жигитти биз корелик», что означает «такие смотрины и мы хотим устроить», и устраивали состязания в различных видах искусства, оценивая жигитов и открыто высказывая свое мнение. На подобтных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит, объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов.
К отцу девушки приходил доверенный посланец жениха (жаушы), чтобы договориться о свадьбе. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносили друг другу подарки. Со стороны жениха это был каргыбау (каргы — уздечка, бау — поводья) — на деле скакун, а отец девушки накидывал на плечи жаушы прздничный чапан, называемый шеге шапан. Увидев на жаушы новый чапан, встречающие осыпали его монетами, сладостями и конфетами (шашу).
Женидьба взрослых детей осуществлялась после куда тусу (сватовства) — издревне существующей, незабытой и обязательной традицией казахской свадьбы. Процесс сватовства был довольно непростым, но очень интресным. Отец невесты, заранее извещенный о приезде сватов, приглашал родных и близких. Отец юноши с близкими родственниками приезжали в дом невесты. Сватов торжественно принимали. Самого главного представителя сватов называли бас куда. (бас куда по традиции опекал девушку и после свадьбы, будучи невесткой, девушка всю жизнь почитала его). Затем приближенные жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, полагающиеся по традиции. Отцов жениха и невесты называли бауыздау куда, то есть самыми близкими. Сватающие стороны ели из одной посуды. Сторона невесты приподносила обрядовое угощение из печени и курдючного сала — киирык бацыр (куйрык бауыр). Это налагало на родителей сторон определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора, в противном случае виновная сторона вынуждена заплатить «неустойку» и возвратить полученный калым.
При отъезде сватов им преподносили подарки (киит): животных, одежду, золотые и серебрянные украшения, головные уборы и др. Самый ценный киит получал отец жениха, а другие сваты получали киит по степени родства. Между состоятельными и знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: бак жаксы — верблюд с верблюженком, кобыла с жеребенком, слиток золота или серебра, орта жаксы — ценны верблюд или лошадь, аяк жаксы — лошадь, корова, баран.
Окончательный договор между сватами назывался бата аяк ( в некоторых местах сырга тагар или баталасу). Отец жениха ехал к будущему свату и обговаривал срок свадьбы, количество калыма, каде-жора(подарок) Существовало два вида бата — кесимди бата и кесимсиз бата. Кесимди бата — это когда точно назначалась дата свадьбы , объем затрат, количество скота. Кесимсиз бата — это когда назначалась дата свадьбы, а объем затрат и количество скота определялось позднее, с учетом обстоятельств и времени.
Калын мал (обычай казахской свадьбы)
После официальной части сватовства, по традициям казахской свадьбы, сторона жениха должна уплатить стороне невесты калын мал. Выплачивался он в основном скотом. Размер его зависел от достатка и состояния сватающихся. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами скота, то между баями он мог составлять от 200 до тысячи лошадей.Если калым состоял из 10 голов рогатого скота, он назывался донгелек калын, то есть округленный калым, если мелкая живность заменялась на 1-2 лошади — балама калын, то есть замененный калым. При этом учитывался скот для угощения на свадьбе, дары за молоко матери невесты (сут акы), усопшим и живым (оли тири), каде со стороны жениха и множество других даров по обычаю.
В процедуре уплаты калыма существовали нерушимые правила: одна лошадь вручалась конюхам, что называлось курыкбау, один баран отдавался чабану -косакбау. При благословении также вручался скот — келин тили(язык невестки). Келин тили платился за здоровье невесты, по поверью, если не уплатить келин тили, то будущая сноха может лишиться дара речи.
Если невеста не успев выйти замуж, преждевременно умирала, а калым выплачен, жених мог взять в жены сестру умершей. Если жених устраивал тайные свидания (урын бару), а сестры у покойной нет, то ему возвращалась половина уплаченного калыма. Если же жених ходил к невесте на свидания, а после ее смерти решался взять в жены ее сестру, то он должен был уплатить дополнительный калым,так называемый балдыз калын. Если жених не навещал невесту, то балдыз калын не платился.
Урын келу (кынаменде) (обычай казахской свадьбы)
После договора о свадьбе со стороны жениха во главе со сведущим человеком сватам отправлялся подарок оли тири в знак уважения и признательности не только живым. После этого подарка жених может тайком навещать невесту (урын келу или кынаменде).
После сватовства и уплаты калыма жених ехал в первый раз навестить свою невесту. Это торжественное посещение называлось кынаменде или урын келу. До кынаменде жених, согласно обычаям казахской свадьбы, не имел права посещать дом или аул просватанной девушки. Будущий жених, якобы тайком, в сумерках, со свитой торжественно прибывал в аул невесты. Чтобы навестить невесту сторона жениха выполняла ряд положенных обычаев. Например, снохи, ссылаясь на одышку при быстрой ходьбе, приносили ентикпе, а при знакомстве с шурином или младшей сестрой невесты — балдыз коримдик. Относительно девушки обряд кынаменде или урын келу называется кыз кашар.
На следующий день после «кынаменде» устраивалось всеобщее веселье с песнями и танцами, называемое «урын той». Для молодежи этот день — радостный, веселый той, где оживленно снували молодые женге. С жениха брали кол устатар, шаш сипатар, кыз кушактар, арка жатар и другие подарки. Это был день встречи двух влюбленных. Девушка дарила жигиту свой платок в знак девственности и давала подарки его братьям и сестрам.
Если после урын договор сватов нарушался, то, если жених отказывался жениться на девушке, то уплаченный им калым не возвращался и он дополнительно платил штраф, если же договор нарушался со стороны невесты, то калым полностью возвращался и также платился штраф.
Приезд жениха за невестой (обычай казахской свадьбы)
Следующий этап казахской свадьбы — это приезд жениха за невестой. Большое значение придавалось одежде жениха, она должна была быть нарядней, чем у других жигитов, чтобы его могли сразу узнать. Головной убор жениха (борик) украшали перья филина (укы), на плечах был накинут красный чапан. Жениху необходимо было выполнить ряд заданий, если он не справлялся, то должен был платить штраф.
По обычаям казахской свадьбы, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Традиция саукеле кигизу занимала особое место. Это особо торжественный обряд для невесты, когда на голову невесте одевали свадебный головной убор — саукеле с особым покрывалом желек, в котором она должна была приехать в аул жениха.По фольклорным данным другим непременным атрибутом свадебной одежды невесты были перчатки. Саукеле — не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служил символом начала новой жизни, память о прежней беззаботной жизни девушки. Саукеле надевала на невесту уважаемая женщина, за что она получала дорого подарок от жениха.
На саукеле кигизу приглашали сватов и свах, осыпали их шашу (конфетами, сладостями, монетами). Давали бата (благословение). Выкуп (байгазы) за саукеле бывал очень значительным, ведь в саукеле невеста смотрелась особенно нарядно, роскошно и неповторимо.За погляд давали соответствующи коримдик (подарок).
В день отъезда невесты сватам показывали приданое- жасау, разбирали свадебную юрту, готовили праздничный караван к отправке и преподносили подарки сватам, жениху и невесте. Жасау (приданное невесты) нередко превышало по стоимости калын мал. Красивые ювелирные украшения, ковры, текеметы (узорные кошмы), саукеле, дорогая одежда, вещи, посуда обязательно входили в жасау. состоятельные родители готовили ак отау (белую юрту) для дочери.
Жених, приезжая за невестой, согласно традиции казахской свадьбы, приводил той малы, то есть скот для свадьбы: лошадей, коров или баранов. Скот резали для пира на этой свадьбе. Также привозили дорогие ткани, вещи, фрукты, сахар, чай. Авторитет зятя в будущем во многом зависел от количества и качества той малы. Если подарки не соответствовали богатству и положению жениха, то жены старших братьев могли высказать по этому поводу едкие упреки.
На свадебном тое устраивались различные игры: байга (скачки), курес (борьба), сайыс (единоборство всадников), борьба наездников за тушу козленка. Свадебный той сопровождался пением хоровых песен (жар-жар), в котором выражались пожелания счастливой жизни молодым. Накануне отъезда, невеста с женой старшего брата или подругой обходила всех родственников и прощалась с ними.Родственники оказывали ей соответствующие почести и одаривали подарками на память.Во время посещения родственников невеста исполняла традиционную песню «Сынсу». В наше время такой обычай стал забываться.
Проводы невесты (обычай казахской свадьбы)
Дата проводов невесты после свадьбы устанавливалась сообща отцом невесты и сватами со стороны жениха. После тоя, когда в назначенны день жених со своей свитой, вручив всем подарки, увозил невесту в свой аул, отец невесты дарил всем сватам по традиции киит(одежду). Новоиспеченному зятю также приподносилась в подарок одежда. Подарок это назывался капка салар. В числе свадебных обрядов жених приподносил родителям невесты подарки. Матери невесты — сут акы — плату за молоко матери Отцу невесты жигит туйе — дорогую одежду, верблюда, лошадь, конскую сбрую, после чего отец невесты благословлял зятя.
Проводы девушки — кыз узату — важный этап казахской свадьбы. Сваты в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше приезжали за невестой. Среди них был «бас куда» — главный сват и кудалар — сваты и друг жениха. Сваты обычно прибывали вечером. С этого момента начинался той с играми, песнями, танцами, дарились подарки.В этот день близике родственники девушки официально приглашали сватов в гости. Девушку по обычаю отправляли вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Перед отъездом девушка песней (коштасу жары) прощалась с родственниками.
Молодежь пела «Жар-жар», «Аушадияр». Сватам по обычаю казахской свадьбы вручался положенный куда аттандырар. После провода сватов девушка с матерью, со старшей снохой, младшими братьями и сестрами садились в повозку. Девушке запрещалось оглядываться назад. сваты ехали впереди, за ними следовала повозка — шанырак туйе. Караван замыкали красиво одетые парни с песнями и шутками. Девушку везли в аул жениха торжественно, сразу посл выезда из родного аула шествие называлось «кыз коши» (караван девушки), а через некоторое расстояние — келиншек коши (караван невесты). Жители аулов, мимо которых проезжал келиншек коши могли остановить караван и попросить подарочек (каде), после чего желали доброго пути и счастья. Обычай этот называется туемурындык.
Келин тусиру (обычай казахской свадьбы)
Следующий этап казахской свадьбы — келин тусиру (ввести невестку в дом). Невесту традиционно не подвозили к порогу, а оставляли на некотором расстоянии от аула вместе с женге. Девушки и молодухи выходили на встречу невесте и не открывая лица, вводили в дом и сажали за ширму (шымылдык) с другими девушками. Порог всегда переступали право ногой. Встречающие осыпали всех шашу(конфеты, баурсаки, монеты). Осыпали женщины пожилого возраста. В аул съезжались родственники и знакомые, устраивался пир с угощениями, песнями и различными увеселниями. После того, как собирались все приглашенные, торжественно выводили нарядную невесту. Проводился обряд беташар (открытие лица невесты), которое предварительно покрывали шалью. Весь этот обряд проходил под песню, которая так и называется «Беташар». Певец-импровизатор , характеризую в стихах почтенных родственников призывал невесту поклониться каждому, в ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки за погляд коримдик. Песня заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.
После исполнения песни свекровь подходила к невесте и целуя ее, желая счастья и благополучия, снимала шаль. Шаль передавалась присутствующим женщинам, делилась между ними поровну. Потом женщины дома обвязывали этой тканью сосуд для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обряда «бие кысырамас» — пусть кобыла не останется яловой, даст приплод.
После свадебного пира с невесты снимался саукеле и одевался платок. Замена головных уборов, означала, что она теперь относится к группе замужних женщин.
Обряд бракосочетания(обычай казахской свадьбы)
На следующий день после свадьбы проходило нике кию (обряд бракосочетания по мусульманской религии). Основные действующие лица: мулла, жених с невестой, два свидетеля. Жених с невестой садились перед муллой, у которого в руках пиала с водой и серебряными монетами. Мулла читал молитву три раза и после каждой молитвы жених с невестой должны были отпить из пиалы воду в одном и том же месте. После этого пиала передавалась присутствующим, которые пили воду и брали из пиалы чайной ложкой монеты. Роль двух свидетелей заключалась в поднесении пиалы жениху с невестой, а затем и всем гостям. Этот обряд проходил в мечети.
Жолдык (обычай казахской свадьбы)
В первую брачную ночь жена старшего брата (женге) готовила постель для молодоженов, в шутливой форме давая советы молодым. Такую миссию поручали примерной, уважаемой, воспитанной, многодетной снохе. Выполнив свои обязанности, сноха с нетерпением ждала, когда проснутся молодые, чтобы попросить у них подарок. Жених должен был отблагодарить сноху сполна и встретить утро с улыбкой. Этот обряд назывался жолдык, поэтому и подарок для женге должен был быть ценным.
Послесвадебные обряды
После всего свадебного обряда, родители жениха и невесты проводят тос (ритуальное угощение снох). На этот обряд приглашаются все молодые келиндер (снохи). Их угощают блюдами и напитками, переданными со стороны невесты или жениха.
После свадьбы и провода сватов взрослые девушки из аула жигита приходили в дом свекра с поздравлениями и специальными угощениями, прося «куттык» — украшения, кольца, серьги, предметы домашнего обихода.
После свадьбы родственники мужа и соседи по очереди приглашали невестку к себе в гости для знакомства и сближения, чтобы она быстрее адаптировалась на новом месте. Невестка на такое приглашение шла не с пустыми руками,по обычаю полагался «илу» (ковер, украшения или отрез на платье в знак признательности). Этот обычай носил название уй корсету. При знакомстве хозяева испытывали молодую невестку, проверяя насколько она воспитана и учтива.
Первый визит зятя в дом тестя и тещи после свадебного тоя назывался есик ашар. Девушка после свадьбы год не могла навещать свой родной аул и родителей. Этот обычай действовал с целью более быстрого привыкания молодой невестки к жизни в новой семье. По традиции зять привозил положенные в этом случае подарки, соблюдая все приличия. Для жителей аула приезд зятя был веселым развлечением.
В настоящее время традиционная обряд казахской свадьбы сохранился с незначительными изменениями. Они заключаются в том, что жених с невестой перестали надевать национальную одежду, хотя саукеле часто встречается и в современном свадебном наряде невесты. По прежнему с головы невесты снимается фата и завязывается платок. Изменению также подвергся свадебный той. Перестали проводить национальные игры, которые раньше имели большой размах.
ДЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА У КАЗАХОВ
Для казахов рождение ребенка всегда было значительным и радостным событием. До сих пор сохранилась пословица «Балалы уй базар, баласыз уй мазар», что значит «Дом с ребенком — веселье и счастье, без ребенка подобен могиле»
У казахов существует множество традиций и обычаев, связанных с рождением ребенка и его воспитанием. В детских традициях и обычаях заложен многовековой опыт и различные древние верования.До 5–6 лет и мальчики, и девочки воспитывались вместе. Все обряды, совершаемые над детьми в младенчестве, не несут половой специфики. Некоторые особенности обрядов младенческого цикла для мальчиков и девочек касаются не сути выполняемого ритуала, а деталей. Каждая семья не представляет своего счастья без детей, особенно мальчиков – продолжателя рода по отцовской линии. Свекровь делилась жизненным опытом с молодой невесткой, чтобы она легко могла перенести всевозможные трудности. Каждый, кто узнавал о рождении ребенка, особенно если это был сын – продолжатель рода, спешил первым оповестить родных и близких криком суюнши (известие). Все сразу понимали, что он пришел с добрыми известиями. За это, согласно традиции давали подарок.
У казахов, как и у многих других народов, сохранились представления о том, что ребёнок подвергался наибольшей опасности в первые сорок дней жизни, так как согласно домусульманским представлениям, ребенка надо было оградить от злых духов, которые могли подменить ребенка.Поэтому в течение 40 дней ночами возле люльки горел светильник (шыра?), поскольку по народному пониманию всякая нечисть боялась огня и света.Младенческая одежда, даже обереги, пришивающиеся на нее, не имели различий для мальчиков и девочек. Сразу после рождения ребенка заворачивали в чистую ткань. Материю старались брать от одежды пожилых людей или от пеленки ребенка из многодетной семьи.Затем, до обряда сорокадневия, ребенка вне зависимости от пола одевали в ритуальную рубашку «ит койлек», которую после выполнения всех обрядовых процедур заменяли обычной младенческой рубашкой.
В этот период у казахов обычно отмечались первый, третий, и пятый, седьмой и сороковой дни. В первый день молодежь без приглашения собиралась на шилдехана, чтобы отменить по традиции рождение ребенка. Наиболее важную роль в праздниках играла «кындык шеше». Она становилась для ребенка как бы второй матерью, «кындык шеше», буквально пуповинная мать,т.е.крестная мать. Она играет наиболее важную роль в первые сорок дней жизни ребенка и является наиболее почетным гостем. Крестная мать обязательно должна быть энергичной, благовоспитанной, честной , так как согласно магическим верованиям, бытующим у казахов, ее качества передаются ребенку. Она была наиболее почетным гостем, в каждый из упомянутых дней приносила ребёнку и его матери подарки.
Затем на сороковой день от рождения ребенка проводилcя детский обычай колжа. Колжа – ритуальное угощение матери после родов. Блюда предназначались главным образом для восстановления сил роженицы. Именно ей, в первую очередь, подавался горячий бульон и только потом угощались остальные. Для такого случая приносили в жертву молодую овцу и отваривали её. Большое значение придавали шейному позвонку. Участники трапезы откусывали мясо зубами. Причем первая это делала роженица, а последняя киндик шеше (вторая мать). После трапезы кость не выбрасывали, а насаживали на палочку сквозь спинномозговой канал и вешали на женской половине юрты. Снимали его только тогда, когда ребенок умел держать голову.
На сороковой день также осуществлялся другой детский обычай кыркынан шыгару, что в переводе означает «вывести из сорока дней». Особенностью обряда сорокадневия (кыркынан шыгару) является срок его исполнения: для мальчиков на один день раньше (чтобы был сильный и смелый), а для девочек — на один день позже (чтобы была прилежная, спокойная и послушная. Ребенка купали в соленой воде, и после купания поливали младенца сорока ложками ритуальной воды. В чашу предварительно клали монеты и серебряные украшения – подарок женщинам, которые участвовали в священнодействии. В этот же день ребенку в первый раз стригли волосы и ногти. В этих обычаях участвовали только женщины, которые одаривались подарками. Обязательным ритуалом была раздача лепешек, испеченных к этому событию.
Из традиционных детских обрядов у казахов наиболее интересным был тусау кесу (разрезание пут). Ребенку начинающему ходить перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром, который затем перерезала многодетная, энергичная, подвижная женщина, передавая ему тем самым свои качества. Разрезанный шнур затем сжигали. Этот детский обычай очень символичен:для ребенка как бы открывалась новая жизнь, а черно-белый шнур символизировал жизнь с ее непостоянством, впереди было много испытаний и их надо пройти достойно.
Наши предки особое значение придавали такому детскому обряду, как ат кою (наречение) или Азан Шакыру (зов). Суть этого обряда заключалась в том, что через сорок дней после рождения ребенка собирались аксакалы аула и с утренней молитвой давали ему имя. Обычно имя давал старший из родственников. Мулла произносил молитву и три раза произносил в ухо ребенку его имя.
Также у казахов существовал обычаи бесик салу (класть в колыбель). Этот обычай доверяли киндик шеше (вторая мать). Она накрывала младенца семью вещами: специальным одеялом, халатом, кибинеком, шубой и сверху, если младенец мальчик, клали узду и нагайку, чтобы был хорошим наездником, а также нож, чтобы защитить от злых духов, а если младенец девочка, в колыбель клали зеркальце и раческу, чтобы выросла красавицей.
Среди казахского народа до настоящего времени бытуют приметы и обычаи, связанные с рождением ребенка, которые интересны, не оставляют никого равнодушным. Вот некоторые из тех, которые складывались с незапамятных времен и передавались от поколения к поколению:
у казахов запрещено изумляться новорожденному и говорить при этом: «Какой красивый!» Если такие слова ненароком сказаны, то затем нужно трижды сплюнуть. Некоторые родители начали делать метки (танба) на лбу, чтобы не сглазили ребенка;
нельзя качать колыбель — бесык, в которой нет ребенка. Ибо так свойственно вести себя несчастной матери, потерявшей разум из-за смерти ребенка. Качать пустую люльку — накликать подобное горе;
добрая примета и повод для радостной встречи, когда младенец, наклонив голову, смотрит назад промеж своих расставленных ног. В таких случаях говорят, что он высматривает дорогу, путник приближается, издалека прибывают сородичи;
ребенка, оказавшегося у кого-то дома, не отпускают без гостинца. Это делается для того, чтобы у него не пропадали интерес к жизни, любознательность, не постигло разочарование, не охладело сердце и, чтобы приветивший его очаг, согревался приятным впечатлением и желанием ребенка вновь навестить своих добрых знакомых. Казахи считают, что если ребенок испытал холодный прием и ушел разочарованным, то с потолка негостеприимного дома уходит счастье, с престола — успех, а со стола — достаток.
Таким образом, вышеизложенные детские традиции и обычаи играли и играют немаловажную роль в воспитании ребенка и его дальнейшей жизни.
КАЗАХСКИЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ)
У казахов существовало и существует много интересных традиций воспитания ребенка (детей). Эти обычаи и традиции играли немаловажную роль в его дальнейшей жизни.До 5–6 лет и мальчики, и девочки воспитывались вместе. Вс
Казахские обычаи, связанные с рождением ребенка, Культура казахского народа, Рубрики
В Казахстане много прекрасных и мудрых традиций. С ранних лет кочевники вели человеческую жизнь, руководствуясь приметами Великой Степи. Каждое поколение, вне зависимости от эпохи и условий, в которых оно проживало, выполняло указания далеких предков. В Казахстане серьезно относятся к традициям.
Итак, обычаи, связанные с рождением ребенка в казахской семье, имеют давние корни.Некоторые обычаи в несколько измененном виде сохранились до наших дней.
Как дать имя ребенку
Когда ребенок рождается в молодой семье, бабушка, дедушка или старший родственник дает имя ребенку. Он наклоняет ребенка вперед и трижды произносит: Ваше имя…!
Люлька
Когда ребенку исполняется несколько дней, его кладут в люльку, которую подарила родственница матери. Ей доверяют впервые положить ребенка. Сначала она изгоняет бесов над колыбелью с помощью свечи.Затем она застилает постель. Затем она пеленает ребенка и сгибает его в трех местах специальными лентами. Затем накидывает на ребенка шапан (головной убор), пальто, чтобы ребенок научился ездить хорошо, закрепляет тумар (талисман), чтобы не приворожить, завязывает ногти беркуту, чтобы у него был орлиный глаз.
Ребенку 40 дней
В этот день взрослые купают ребенка в раковине с монетами и кольцами. Старшая женщина обливает ребенка 40 ложками воды и говорит: «Пусть будет крепок позвоночник, пусть укрепятся ребра».Затем женщины, купающие ребенка, берут кольца и монеты. В этот день стриженные волосы складываются в тряпку и пришиваются к плечу одежды. А гвозди закопаны в потаенном месте, куда никто не ходит. В рубашку ребенка упаковывают сладости, затем рубашку привязывают к шее собаки и оставляют. Дети бегают по собаке, развязывают рубашку и делят между собой сладости.
Разрезание оков
Ребенку, который только что научил ходить, привязывают ноги полосатым шнуром.Человек с хорошей походкой и доброй душой перерезал эту веревку. Это сделано для того, чтобы ребенок перенял в себе эти качества.
Посвящение во всадников
Когда мальчику исполняется 405 лет, его инициируют во всадника. Для него изготовлено специальное деревянное седло (ашамай-эр). Выбирается самый спокойный трехлетний жеребенок, и мальчик садится на него. Отец водит коня по деревне, и мальчик приветствует всех людей. Женщины бросают шашу (подарки и сладости). Обойдя свою первую лошадь, мальчик может считать себя мужчиной.
Обрезание (игрушка Сундет)
Этот ритуал впервые появился в арабских странах, а затем распространился во всех мусульманских странах. Обрезание делают мальчику 5-7 или 9 лет, обычно весной или осенью. Игрушка Sundet — важное и радостное событие в жизни мальчика. На этот фестиваль приглашены самые близкие родственники и друзья. Проводятся различные конкурсы и игры. Обрезанному мальчику преподносят подарки и сладости.
Начало обучения
Когда ребенку исполняется 7 лет, он идет в школу.Это большое и радостное событие в жизни ребенка. В честь этого праздника родители устраивают игрушку (праздник). Приглашенные гости поздравляют родителей, желают ребенку удачи, дарят подарки. Для этого родители режут барана, а гостям устраивают большой праздник. Старейшины благословляют ребенка, потому что он впервые в жизни ходит в школу.
Обычай определения возраста
Козы жасы (возраст ягненка 10-13 лет). 10 мальчиков пасут ягнят. Вот почему этот возраст — возраст ягненка.Кой жасы (возраст овец 13-20 лет). После 13 лет мальчикам доверяют пасти овец. Jylky jasy (возраст лошади 25-40 лет). По 25-40 всадников пасут лошадей. Патша ясы (царский возраст — 40 лет). Казахи думают, что в этом возрасте человек может управлять людьми. Обычно в этом возрасте полностью проявляются храбрость, мудрость и красноречие, необходимые правителю.
Tokum kagu
Когда мальчик учится ездить самостоятельно, он впервые уходит из дома. В этот день приглашены солидные люди.Гости играют в домбре, поют песни и играют в разные игры. Этот праздник проводится в честь первого отъезда сына и его успешного приезда.
Традиции и обычаи
Казахская свадьба. Сватовство. Беташар.
Женитьба сына и дочь всегда волновала родителей. О будущей невесте заботились еще до того, как сын достиг совершеннолетия.Они искали подходящую семью из хороших, знатных людей. Потом были сватовства, накануне свадьбы сваты приходили в дом невесты. Их задача — договориться с ближайшими родственниками девушки о ее замужестве. Если переговоры увенчались успехом, отец, в свою очередь, вручал главному свату халат. Этот обычай называется «Шеге шапан». Приготовление блюд «Кырык бауыр» из печени и курдючного сала также свидетельствовало об успешном завершении ухаживания.
После официальной части сватовства, по обычаю казахов, сторона жениха должна была заплатить «калын мал», которая оплачивалась в основном скотом и зависела от достатка и состояния сватов.
Следующий этап праздника — проводы невесты «Кыз узату». Вечером перед началом церемонии сваты снова пришли в дом девушки. День начался: игры, песни, танцы; были вручены подарки. Рано утром невесту и ее сватов отправили в дом жениха. Прощание сопровождалось исполнением казахской обрядовой песни «Жар-Жар».
Торжественная церемония встречи невесты называется Келин тысиру. Главный элемент келин тысиру — исполнение традиционной песни наставлений и пожеланий — «Беташар».Этот обряд совершил лучший акын-импровизатор, воспевший ослепительную красоту невесты, прославивший самых влиятельных людей в семье. Невеста, в свою очередь, спрятала лицо за фатой и поклонилась родственникам, которые старались как можно щедрее заплатить наличными. Ролик заканчивается инструкциями, пожеланиями и раскрытием лица невесты.
Казахи уделяли большое внимание приготовлению приданого. Подарили красивые украшения, ковры, ковры (узорчатый войлок), дорогую одежду, вещи, посуду.Часто деревянный сундук, полный приданого, давали сразу, и ему отводилось особое почетное место в доме невесты.
Казахская свадьба на Coub
Казахская свадьба на Coub- Дом
- Горячей
- Случайный
Подробнее …
Показать меньше
- Мне нравится
- Закладки
- Сообщества
Животные и домашние животные
Мэшап
Аниме
Фильмы и ТВ
Игры
Мультфильмы
Искусство и дизайн
Музыка
Новости и политика
Спорт
Наука и технологии
Знаменитости
Природа и путешествия
Мода и красота
танец
Авто и техника
NSFW
Рекомендуемые
Coub of the Day
-
Темная тема