Свадьба хава адам: Создание матери нашей Хава и женитьба Адама (а.с.) на ней
Создание матери нашей Хава и женитьба Адама (а.с.) на ней
20.09.2012
Бисмилляhир-раhманир-раhим.
Названа Хава этим именем, потому что она создана от живого, т.е. от Адама (а.с.). Хава была создана из ребра Адама (а.с.), и Адам (а.с.) никакой боли не чувствовал. Еслибы Адам (а.с.) почувствовал бы боль, то никогда мужчина не успокоился бы женщиной.
Ибн Аббас (р.а.) говорит:
«Когда уснул Адам (а.с.), Аллаh Всевышний создал Хава из его левого бока. Из ребра которое следует за реберным хрящем, которое называется кривое ребро.
Аллаh Всевышний сказал в Коране:
[4:1]
«О люди! Бойтесь Господа своего, Который создал вас из одной души [Адама] и от нее же создал ему пару, а от них обоих расселил [по земле] множество мужчин и женщин. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы предъявляете друг к другу спрос, и [бойтесь разрывать между собой] родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами»
И была Хава ростом с Адама (а.с.) и красотой, как у Адама (а.с.), кожа у неё была тоньше чем у Адама (а.с.) и голос красивее. У неё были косы унизанные, начинённые миском и от шевеления её кос исходил звучный и прекрасный шелест, похожий на звон. Села она у головы Адама (а.с.). После того как Адам (а.с.) проснулся и увидел её, в его сердце запала любовь к ней. И он сказал: «О, Господь, кто это?». Всевышний ответил: «Это моя рабыня — Хава». Адам (а.с.) сказал: «О, Господь, для кого создал Ты её?». Всевышний ответил: «Я создал её для того, кто с ответственностью возьмёт её. Кто за неё будет давать выкуп, а выкуп за неё это благодарность Мне». Адам (а.с.) сказал: «О, Господь, я принимаю её на этом условии и пожени меня на ней». Поженил Аллаh Всевышний Адама (а.с.) на Хава, до того как Адам (а.с.) вошёл в Рай. Приданным (калымом) Хава для Адама (а.с.) был салават на Пророка (с.а.в.с) и шукур (благодарность) Аллаhу Всевышнему. На свадьбу Адама (а.с.) и Хавы собрались все ангелы и они начали осыпать их пряностями из Рая, радуясь первой свадьбе, которая состоялась во всей Вселенной».
Ибн Аббас (р.а.) также говорит:
«Аллаh Всевышний сделал внушение Адаму (а.с.) и сказал: “О, Адам, ты вспомни благо Моё к тебе. Поистине Я создал тебя с превосходными качествами и благим нравом. Создал по своему желанию тебя человеком. Ввёл в тебя душу. Дал Я тебе свои милости. Повелел Своим ангелам, чтобы пошли к тебе на поклон. Чтобы они носили тебя на своих плечах. Сделал я тебя ихним проповедником и дал я тебе знания вещей на всех языках. Всё это Я сделал почестью для тебя. Но этого иблиса Я облачил в своё проклятье, из-за того что он не пошёл на поклон к тебе, после того как он столько служил мне. Мои почести для тебя завершились тем, что я создал Хаву — мою рабыню и дал тебе. Я построил для вас обоих дом вечной жизни за 2000 лет до вашего создания. Этот Рай для того чтобы вы вошли туда соблюдая Мой обет».
Ибн Аббас (р.а.) говорит:
«Обет который был составлен между Господом и Адамом (а.с.), что Аллаh Всевышний будет поошрять и вознаграждать их за все хорошие деяния и будет наказывать за совершённое плохое (за ослушание)».
Аллаh Всевышний в Коране говорит:
(сура Ахзаб) «Поистине Мы предложили этот обет небесам, и землям, и горам. Они отказались от того чтобы нести его (боясь ослушания Аллаhа Всевышнего). Затем этот аманат был возложен на человека и человек принял его»
Ибн Аббас (р.а.) говорит:
«Земли, небеса, горы, когда Аллаh Всевышний предложил им этот аманат, который состоял в том, что Аллаh Всевышний сказал: “Если вы будете послушны Моим повелениям за каждое исполненное вы будете награждены Мной. А если вы будете ослушны Моим повелениям вы будете наказаны Мной. И небеса, земли, горы — боясь что они не будут послушны повелениям, скзаали: “О, Господь, мы не можем, мы боимся”. Тогда было предложено оно Адаму (а.с.). Сказали ему: “Если ты будешь покорным, Я буду награждать тебя за все хорошие твои дела. И поселю тебя навечно в Рай. А если ты оставишь и ослушаешься — Я выведу тебя из Моего дома. И накажу тебя Моим огнём Ада”. И принял Адам (а.с.) этот аманат. И этому удивились ангелы. Затем представил Всевышний Адаму (а.с.) и Хаве — иблиса».
Сказал Аллаh Всевышний:
“Поистине это враг твой и враг твоей жены. Пусть он не выведет вас из Рая”. Затем Всевышний обратился и сказал: “Поистине мой обет для вас, чтобы вы вошли оба в Рай. Чтобы вы кушали как пожелаете, как вы хотите. Но не приближайтесь к этому запретному дереву, плоду (не приближайтесь чтобы отведать плодов этого дерева). Если вы отведаете запретный плод, то вы станете ослушными. Теми которые проявили насилие над собой.” [сура Таха]
Сказал Ибн Аббас (р.а.):
«И приняли они оба этот обет и всё что было предложено ранее. Затем приказал Аллаh Всевышний, чтобы ввели их в Рай. Несли Адама (а.с.) на коне по имени Меймун. А Хава за ним на верблюдице. Ангелы с правой и с левой стороны, спереди и сзади сопровождали их к дверям Рая. И вошли они оба в Рай. И поселились в Раю А’дн, в самой середине Рая. После того как они обошли все уровни Рая. И было предложено им из плодов Рая. И они кушали. Провели они в Раю 500 лет (как 500 мирских лет). Вошёл Адам (а.с.) в Рай, его жена верхом и с почётом, покоривщись повелению Аллаhа подчинившись повелению Господа своего. Но вышел оттуда пешим из-за причины ослушания Аллаhу Всевышнему».
Шейх Исамудин-Эфенди (къ.с.)
Адам и Ева (Хава) — первый человек и его жена
Оглавление
Адам и Хава— первые люди [↑]
Адам — первый человек, прародитель всего человечества. Обладал величайшим духовным уровнем, знанием сокровенной мудрости и даром пророчества. Адам и его жена Хава (Ева) были созданы Всевышним на шестой день Творения. Еврейская традиция считает днем сотворения человека первое Тишрея — день Рош аШана, еврейское Новолетие (Новый год). Слово «адам» стало нарицательным и означает в иврите само понятие «человек». А, например, слово «люди» в иврите произносится как «бней адам», буквально — «дети адама/человека». С другой стороны, «адам» — того же корня, что и «адама» — земля, почва. Ведь, согласно мидрашу, тело первого человека было сотворено Всевышним из элементов земли, а вот душу в человека Творец «вдохнул», как образно пишет Тора.
Адам и его жена были помещены в Ган Эден — райский сад, «сад Эдемский». Однако, ослушавшись воли Творца, Адам и его жена были изгнаны оттуда. После первого греха Адам стал называть свою жену именем Хава («Дающая жизнь»), потому что она была матерью всего человечества. В Писании сказано, что Адам прожил 930 лет. Там же упомянуты 3 сына Адама и Хавы: Каин, Авель (был убит Каином) и Шет.
Сотворение первого человека [↑]
Как уже было указано выше, Адам и его жена Хава (Ева) созданы Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана — первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а).
И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (Санхедрин 38б; Седер адорот). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (Берешит 2:7; Санхедрин 38б).
Тело Адама было «изготовлено» из тех же природных элементов, что и тела животных. Поэтому он подобен им по строению органов. Но высшая душа (нешама), благодаря которой человек обрел мышление и речь, сродни обитателям высших миров, не имеющим материального тела и не подверженным смерти (Рамбан, Берешит 1:26). В высшей душе заключалась основная суть человека, и именно к ней относится слово «сотворил» бара и выражение «по Своему образу» (Берешит 1:27). Но тело называется лишь «плотью человека», а не самим «человеком» (Виленский Гаон, Адерет Элияу 1:27).
Адам был сотворен на горе Мория, на месте, где впоследствии был возведен Иерусалимский Храм (Пиркей дераби Элиэзер 11:20). Он появился на свет взрослым (как двадцатилетний) (Берешит раба 14:7) и обрезанным (Авот дераби Натан 2:5). Его кожные покровы состояли из «тонкой материи», подобной свету, и его лицо излучало сияние (Зоар 1, 36б, 3:261б; Эц Йосеф, Берешит раба 8:10).
Тело первого человека было огромным: когда он лежал, его голова находилась далеко на востоке земли, а ноги достигали крайнего запада (Санхедрин 38б, Раши). Некоторые комментаторы полагают, что указания Талмуда на то, что Адам был ростом «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» (Хагига 12а), являются лишь образными сравнениями, подобно тому, как в Торе сказано: «Города большие и крепости до небес» (Дварим 1:28). Просто он был очень высокого по человеческим меркам роста (Яд рама, Санхедрин 38б). А есть толкователи, относящие указания Талмуда вообще не к росту, а к мудрости, которой наделил Адама Творец: постижение первого человека охватывало все «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» (Шиурим беагадот хазаль, Хагига 12а).
Сотворив Адама, Всевышний показал ему всех людей, которым еще предстоит прийти в мир до эпохи воскрешения мертвых: «каждое поколение и его вождей, каждое поколение и его мудрецов, каждое поколение и его пророков» (Берешит раба 24:2, Эц Йосеф; Шохер тов 139). Адам особенно обрадовался, когда дошел до времени раби Акивы: его восхитили мудрость и праведность этого человека. Но затем он был поражен его мученической смертью (Санхедрин 38б).
На пятый час дня Адам «встал на ноги» — и его голова уходила высоко в небеса (Санхедрин 38б, Раши). Когда все прочие создания увидели человека, сотворенного «по образу Б-га» (Берешит 1:27), они решили, что это и есть их Творец, и склонились перед ним в трепете. И тогда Адам указал им на истинного Владыку Вселенной, которому, действительно, следует поклоняться (Пиркей дераби Элиэзер 11).
На шестой час Всевышний провел перед Адамом всех созданных животных и птиц, и Адам «нарек им имена» (Берешит 2:19—20): одно из животных он назвал шор (бык), другое — хамор (осел), третье — сус (конь), четвертое — гамаль (верблюд) и т.д. (Берешит раба 17:4). Каждое живое существо он назвал в соответствии с его природой, разделил их по видам, внутри которых возможно размножение (Рамбан, Берешит 2:20). И имя, данное им на святом языке, точно соответствовало духовному корню каждого из живых существ. Поэтому-то в Торе сказано: «И как Адам назовет каждое живое существо — таково его имя» (Берешит 2:19) — т.е. «таково его подлинное имя, отражающее его духовный источник в высших мирах» (Эц Йосеф, Берешит раба 17:4).
Когда ангелы-служители впервые увидели человека, они тоже впали в заблуждение, решив, что перед ними — Шхина (проявление Творца в сотворенном мире), и они стали прославлять его как Творца: «Кадош, кадош, кадош!». Чтобы указать ангелам на их ошибку, Всевышний «навел на человека глубокий сон» (Берешит 2:21), и обитатели небес сразу поняли, что увидели всего лишь Адама (Берешит раба 8:10, Раши).
Сотворение Евы (Хавы) [↑]
На седьмой час дня Всевышний «взял одну из частей» спящего человека и «преобразовал эту часть… в женщину» (Берешит 2:21—22). Первоначально человек был создан двуполым — «с двумя ликами» (Брахот 61а; Берешит раба 8:1). И об этом сказано: «Мужчиной и женщиной Он их сотворил и назвал их именем Адам (Человек)» (Берешит 1:27). Его тело было создано так, что семя передавалось от его мужской половины к женской, и таким образом одна половина «помогала» другой при размножении. Но затем Творец отделил эту «помощницу» от Адама, чтобы она была «напротив него» (кенегдо) и он мог бы соединяться с ней по своему желанию (Рамбан, Берешит 2:18). Мудрецы интерпретируют слово Кенегдо как «оппонент». Как ни велика общность между мужем и женой, все равно они остаются двумя отдельными личностями. Можно полностью открыть себя мужу или жене, но в конечном счете «Я» остается нераскрытым. Несмотря на существующее напряжение между этими двумя «Я», они таинственным образом находят друг в друге поддержку.
Обычно полагают, что Хава была создана из ребра потому, что на иврите слово цела означает и «сторона», как, например, в стихе Шмот 26:20: «И для другой стороны (цела) скинии, к стороне северной — двадцать брусьев», и «ребро», например «переломано большинство её рёбер (цильотэа)» (Мишна Хулин 3:1). Женщина была сотворена из цела — ребра Адама — потому, что она была прежде всего одной из сторон, или одним из двух аспектов, первоначального человека, который, таким образом, стал двумя разными личностями.
Виленский Гаон в книге Имрэй Ноам объясняет: Всевышний создал вначале мужчину и женщину едиными, чтобы была у них сильная любовь друг к другу и чтобы ощущали они себя единым целым. И об этом говорят мудрецы (трактат Брахот 24а): «Его жена — как он сам (буквально “как его тело”)».
А мидраш (Танхума Ва-йешев 6) говорит, что Вс-вышний создал Хаву именно из ребра — чтобы мы знали: скромность — одно из самых важных достоинств женщины.
Когда женщина была приведена Богом к Адаму, тот немедленно узнал в ней неотъемлемую часть своего существа, «кость от костей моих и плоть от плоти моей», и нарек ей имя иша (женщина, жена), «ибо взята от мужа» — иш (Берешит 2:23). Опыт первого человека трактуется как универсальная норма для всего человеческого рода: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Берешит 2:24).
На восьмой час дня Адам и его жена вступили в близость (Санхедрин 38б). Они не скрывали своей близости и «не стыдились» (Берешит 2:25), поскольку выполняли повеление Творца: «Плодитесь и размножайтесь» (там же 1:28). Поэтому соитие «было для них подобно еде и питью, а органы близости — рту, лицу и рукам» (Сфорно и Альшейх, Берешит 2:25).
Адам и Иша «взошли на ложе вдвоем, а сошли с него вчетвером» (Санхедрин 38б) — в результате близости у них в тот же час родились близнецы: мальчик, получивший имя Каин (Берешит 4:1), и девочка (Раши, Берешит 4:1). Несколько позднее женщина родила еще троих близнецов: мальчика, названного Эвель (Берешит 4:2), и двух его сестер (Берешит раба 22:2—3; Раши, Берешит 4:1; Тосафот, Санхедрин 38б). Имя «Каин» — от слова ликнот, «приобретать», как сказала Хава: «обрела я человека Всевышнему». Второй же сын был назван Эвель — «дымка», и это тоже со слов Хавы, сказавшей: как дым пришли мы на эту землю, и как дым её покинем.
Сад Эдена [↑]
На девятый час дня Всевышний поместил Адама и его семью в саду Эдена (Берешит 2:8; Брахот 34б; Пиркей дераби Натан 1:7). В этом месте, обладающем наивысшей на земле святостью, человек способен пророческим путем «постигать основы всего Творения» и «все тайны высших миров» (Рамбан, Шаар агмуль 81).
В саду Эдена Адам обладал абсолютным ясновидением: он воспринимал все, что происходит «от конца до конца Вселенной» (Берешит раба 12:6). Ему были открыты имена всех ангелов, серафимов и других обитателей высших миров, и он также знал, какую функцию во Вселенной выполняет каждый из них (Тикуней Зоар 57, 91б). Ангелы прислуживали ему в саду и готовили для него пищу (Санхедрин 59б).
Древо Познания и первый Грех [↑]
Поместив первого человека в саду Эдена, Творец повелел ему под страхом смерти «не есть от Древа Познания добра и зла», растущего посередине сада (Берешит 2:17, 3:3; Санхедрин 38б). Помимо этого, Он дал ему еще шесть заповедей: запрет идолослужения, запрет проклинать Творца, запреты убивать, развратничать и грабить, а также повеление установить правосудие (Берешит раба 16:6; Дварим раба 2:25; Рамбам, Мелахим 9:1).
Однако, передавая женщине запрет относительно плодов Древа Познания, Адам, стремясь отдалить ее от греха, сделал «ограду закону»: он сказал ей от имени Творца, что запрещено даже прикасаться к этому Древу (Берешит 3:3; Авот дераби Натан 1:5). Это и привело к греху: когда женщина прикоснулась к Древу и увидела, что ничего страшного не произошло, она решила, что запрет не так уж серьезен, — и съела плод (Берешит 3:6; Авот дераби Натан 1:7; Берешит раба 19:3, Эц Йосеф).
Традиция донесла до нас несколько мнений мудрецов о том, что же представляло собою Древо Познания Добра и Зла. Возможно, это было пшеничное дерево или виноград, а может быть, этрог или инжир. Также вероятно, что нам не дано знать, каким было это дерево, потому что для нас имеет значение другое.
Мишна рассказывает, как Нахаш (Змей) заговорил с Хавой и как она рассказала ему о запрете Вс-вышнего прикасаться к дереву. Нахаш прикоснулся к дереву и сказал Хаве: «Видишь! Как прикоснувшийся — не умирает, так и съевший от этого дерева — не умрёт!». Так ему удалось перехитрить жену Адама, внушив, что всё, сказанное Адамом, — ложь.
Добавляет мишна: «Отсюда учат: пусть не добавляет человек к услышанному!»
Сказано в Торе (Берейшит 3:6) «И увидела Женщина, что дерево хорошо для еды и услада для глаз, и вожделенно для развития ума, и взяла от плодов его и вкусила, и дала также мужу своему с собою, и ел». Поясняет Раши: в первой части предложения описано, как женщина искусилась и доверилась словам Змея (упомянутыми Торой выше), что откусив от дерева, люди уподобятся Творцу и смогут созидать целые миры как Он Сам, т.е. женщиной двигала жажда духовного подъема и дополнительных возможностей служения Творцу. Но сразу же после грехопадения ситуация резко изменилась «и дала так же мужу своему с собою», то, что сказано «с собою», раскрывает Ее намерение — чтобы не умерла она одна, а он остался в живых и взял себе другую! Т.е. уже осознав свою ошибку, вместо того, чтобы искать пути исправления, она намеренно потянула за собой своего мужа, исходя из эгоистического желания не умереть одной.
Раби Овадия из Бартануры объясняет поведение женщины по-другому (а также пишет, что именно это и имел в виду Раши). Понимая, что она обречена на смерть, Хава хотела исправить положение и именно поэтому дала отведать от плода своему мужу. Логика ее была такова: если согрешила только она одна, у Всевышнего нет причины ее помиловать, ведь, несмотря на то, что Адаму необходимо родить детей, Б-г может создать для этого другую жену, подобно тому, как создал ее, и цель творения в любом случае будет достигнута. Но если вместе с ней согрешит и Адам, тогда угроза смерти нависнет над ними обоими, и это поставит под вопрос всю суть и цель творения и может послужить смягчающим аргументом в их пользу.
На десятый час дня, когда до наступления первого Шабата оставалось всего два часа, женщина дала плод от Древа Познания Адаму, и он тоже ел от него (Берешит 3:6; Санхедрин 38б).
И как только он вкусил этот плод, в его сердце вошло дурное влечение (Раши, Берешит 2:25). Прежде он действовал в соответствии со своей природой и предназначением — подобно небесным светилам, которые выполняют волю Всевышнего, не руководствуясь в своих «поступках» любовью или ненавистью. Но у отведавшего плод Древа Познания пробуждалось стремление к выбору того или иного действия, которое представляется ему добром или злом. Теперь Адам мог по своей воле приносить зло и благо — как себе, так и другим (Рамбан, Берешит 2:9).
В Талмуде сказано, что в момент греха Адам «стал еретиком» и «вероотступником» (Санхедрин 38б, Раши и Эц Йосеф), поскольку «нарушил волю Творца» (Берешит раба 16:1). Однако некоторые комментаторы говорят в его оправдание, что женщина дала ему плод в момент близости, когда он утратил контроль над собой; лишь поэтому уступил ее настояниям (Сфорно, Берешит 3:6).
Осознав свое новое духовное состояние, Адам и его жена попытались укрыться от Всевышнего среди деревьев Сада (Берешит 3:8). А на одиннадцатый час дня Всевышний подверг Адама и его жену суду (Санхедрин 38б). И с тех пор первый день месяца Тишрей, Рош аШана, стал днем Б-жественного суда для всех поколений.
На суде Адам не только не раскаялся (Шохер тов 100), но и назвал косвенным виновником своего греха самого Творца, сказав Ему: «Женщина, которую Ты даровал мне, дала мне от этого дерева, а я съел» (Берешит 3:12, Радак; Авода зара 5б, Раши). Но, согласно другой интерпретации, сначала Адам даже не подозревал, что плод, которым угостила его жена, был от Древа Познания: ведь он не обязан спрашивать, откуда жена взяла то, чем его угощает. И поэтому, оправдываясь перед Б-гом, Адам подчеркнул: «Жена, которую Ты даровал мне» — т.е., поскольку Ты дал мне ее для помощи и для пользы, а «с Небес не исходит зло», я не должен проверять каждый ее шаг. А, следовательно, согласно этой интерпретации, Адам совершил не намеренный, а невольный грех (Ор ахаим, Берешит 3:12).
Всевышний объявил приговор: теперь Адам будет зарабатывать свой хлеб «в скорби» и «в поте лица» — пока не «возвратится в прах» (Берешит 3:17, 19). Ведь даже если Адам, действительно, не знал, что этот плод — от Древа Познания, и преступил запрет неумышленно, — все же, как только он отведал запретный плод, «в него вошло дурное влечение, и он ел уже сознательно», понимая, что тем самым нарушает волю Творца. И поэтому он был наказан (Китвей Аризаль; Пардес Йосеф, Берешит 3:12, 76).
Хава же была наказана тем, что будет отныне в муках рожать детей и будет подчиняться мужу. Сказали наши мудрецы, что грех Хавы дано исправить женщинам. Зажиганием субботних свечей: она «погасила свечу мира» — свет души и жизни Адама, первого человека, и было это перед наступлением субботы, — а они зажигают свечи перед наступлением субботы. Отделением халы от теста: она привела к исчезновению «халы мира» (первый человек назван «халой мира», потому что Творец создал его из праха земного, подобно тому, как отделяют халу от теста), — а они отделяют халу.
Последствия Греха [↑]
После греха Всевышний уменьшил рост Адама до ста амот (около 50 метров) (Санхедрин 38б; Бава батра 75а; Берешит раба 12:6). По другой версии, согласно которой Адам был просто высоким человеком, но не гигантом, — из-за греха была «уменьшена» его мудрость (Шиурим беагадот хазаль, Хагига 12а).
Вследствие греха, совершенного первым человеком, была упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей?!» (Берешит раба 24:5; Седер адорот). Но если бы Адам устоял в испытании с Древом Познания, мир сразу бы достиг конечной точки развития: и он, и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79).
На двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б). Ведь, поскольку первый человек по-прежнему не раскаялся в совершенном грехе, он мог «протянуть руку и к Древу Жизни» (Берешит 3:22), плоды которого наделяют бессмертием, и тогда смертный приговор оказался бы неисполнимым (Берешит раба 21:6; Рамбан, Берешит 3:22).
Но уже наступал первый Шабат Вселенной, и изгнание было отложено на одни сутки. И всю субботнюю ночь небо над садом Эдена было озарено первозданным светом, который сиял лишь в первые семь дней Вселенной (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 12:6).
На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23—24). При этом Всевышний заменил световую оболочку тела Адама и его жены покровом кожи (Зоар 3, 261б), исчезло также сияние, окружающее лицо Адама (Берешит раба 12:6, 16:1, Эц Йосеф). Они были изгнаны на гору Мория, так как врата сада Эдена расположены вблизи нее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92).
Когда Адам увидел, что наступает полная тьма, он испугался и сказал: «Горе мне! Это за то, что я согрешил!». Он еще не знал, что таков порядок, установленный на земле. Но затем он нашел два камня-кремня и, ударяя один о другой, сумел разжечь огонь. Адам произнес благословение: «…Борэ меорей аэш (Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка Вселенной, создавший свет огня» (Авода зара 8а; Берешит раба 11:2, 12:6; Шохер тов 92), — и к этому восходит обычай благословлять на свет огня в знак отделения Шабата от будней (Йерушалми, Брахот 8:5).
Всю ночь Адам и его жена постились и плакали. А утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория жертвенник, принес Ему быка в жертву (Авода зара 8а). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние. И был прощен (Пиркей дераби Элиэзер 20). В дни покаяния Адам подобрал для себя погребальную пещеру у самого входа в сад Эдена, к югу от горы Мория (ныне район Хеврона) и углубил ее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Зоар 1, 57б).
И в дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85).
Дети Адама [↑]
Каин возделывал землю, а Эвель пас стада (Берешит 4:2).
На сороковом году от Сотворения мира, на пятнадцатый день месяца Нисан, сыновья Адама, следуя его совету, принесли жертвоприношения Всевышнему: Каин возложил на жертвенник льняное зерно, а Эвель — лучших овец из своего стада. Творец принял только жертвоприношение Эвеля, а «к Каину и его дару не соблаговолил» (Берешит 4:5; Танхума, Берешит 9; Пиркей дераби Элиэзер 21; Ялкут Шимони, Берешит 35).
Затаив обиду, Каин нанес Эвелю смертельный удар (Берешит 4:8) — и Адам оплакал своего сына (Пиркей дераби Элиэзер 21).
Со смертью Эвеля была упущена еще одна историческая возможность: ведь Адам был достоин того, чтобы от него произошло двенадцать колен Израиля, но после гибели Эвеля Всевышний сказал: «Я дал ему всего двух сыновей, и один из них убил другого, — как же Я смогу произвести от него двенадцать колен?!» (Берешит раба 24:5).
У Каина родилось множество детей, и земля начала постепенно заселяться (Берешит 4:17—22). На сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом, который по ошибке принял его в лесу за зверя (Берешит 4:23, Раши; Ягель либейну 11).
После смерти своего второго сына Адам «вновь познал свою жену» (Берешит 4:25), и у них родился сын Шет. И после Шета у них родилось еще много детей (Берешит 5:4; Седер адорот). Адам стал называть свою жену именем Хава («Дающая жизнь»), потому что она была матерью всего человечества (Берешит 3:20, Раши).
Адам — в числе величайших праведников [↑]
Адам стал патриархом и старейшиной юного человечества. В мидраше он назван в числе трех величайших праведников, заложивших «основу мира» — Адам, Ноах и Авраам (Шохер тов 34).
Его ум обладал совершенством, предельно возможным для человека (Кузари 1:95), и он превосходил в познании и мудрости не только своих современников, но и всех будущих людей (Рамбан, Шаар агмуль 81).
Тайные познания Адама собраны в книге, названной «Сефер Разиэль амалах» (Книга ангела Разиэля). Эти сокровенные знания, связанные с тайной Б-жественного управления Вселенной (Маасе Меркава), были переданы Адаму еще в саду Эдена ангелом по имени Разиэль. После греха и изгнания эти знания были утрачены, но затем — в ответ на молитвы и покаянные мольбы Адама — книга была вновь восстановлена в его памяти и записана (Зоар 1, 37б; Зоар хадаш 57, 91б).
Впоследствии Адам передал свои тайные познания Шету и Ханоху, прадеду Ноаха, а затем по цепи традиции они дошли до царя Шломо. Рукопись книги Разиэль аМалах передавалась от учителя к ученику и была впервые напечатана в еврейской типографии Амстердама в 5461 (1701) году.
К Адаму восходит также ряд псалмов, включенных в книгу царя Давида [см. книгу Теиллим на нашем сайте] (Бава батра 14б). Это: «Мизмор шир лейом аШабат» (Песня на день Субботний), сложенная Адамом в первый Шабат в саду Эдена. В последующих поколениях она забылась, но затем Моше Рабейну обновил ее (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 22:13) — а царь Давид включил ее в свою антологию (см. Теилим 92). Адаму принадлежат и некоторые фрагменты псалма «Хакартани ватеда» («Ты изучил и познал меня») (Шохер тов 139; Раши, Бава батра 14б; см. Теилим 139).
В последний период жизни Адама самым близким к нему учеником был сын Ханоха Метушелах, который представлял уже седьмое поколение от Шета (Седер олам раба 1).
Адам умер в 930 году от Сотворения мира (Берешит 5:5).
Еще в саду Эдена, повелевая Адаму не есть от Древа Познания, Творец предупредил его, что он умрет «в день, когда поест от плода» (Берешит 2:17). Однако Творец не уточнил, имеется ли в виду «день Б-га», который равен тысяче лет, или обыкновенный день человека. И Адам, прожив 930 человеческих лет, умер в тот же «день Б-га», когда и был сотворен (Бемидбар раба 14:12; Раши, Теилим 90:4).
Когда Всевышний показывал Адаму все грядущие поколения, тот увидел, что прекрасной душе царя Давида вообще не отпущено жизни — этот младенец должен был умереть на третьем часу от рождения. Адам пришел в смятение и передал Давиду семьдесят лет от своей жизни: он написал дарственную расписку, а Творец поставил на ней печать. Поэтому Адам жил только 930 лет, а 70 оставшихся перешли к Давиду (Зоар 1, 91б; Ялкут Шимони, Берешит 41).
Адама похоронили его сын Шет, а также его ученики Ханох и Метушелах, и по нему скорбело все человечество (Седер олам раба 1; Седер адорот). Адам и его жена Хава погребены в пещере Махпела, приготовленной им для этой цели еще при жизни (Эрувин 53а; Седер адорот).
Как указывают знатоки кабалы, душа Адама вновь пришла в мир в праотце Аврааме, а душа Хавы — в Саре (Седер адорот; Оцар ишей аТанах, Адам).
До сегодняшнего дня благословение, произносимое на церемонии бракосочетания («Порадуй же дружную любящую пару, как радовал Ты в древности в райском саду сотворенное Тобою»), напоминает нам об Адаме и Хаве. В сущности, каждое бракосочетание есть повторение отношений этой первозданной пары.
Были ли интимные отношения в раю? — вопросы раввину
Уважаемый Вадим!
Обычно у человека возникает сомнение, когда имеются две логические возможности ответа. Поэтому, для того чтобы ответить на чей-либо вопрос, разрешить чьё-либо сомнение, необходимо знать обе эти логические возможности.
Вы, к сожалению, не сказали ясно о таких возможностях, которые привели Вас к сомнению. Однако Вы на них намекнули, приведя два стиха из Торы —
С одной стороны, из слов Торы видно, что у Адама были близкие отношения с Хавой ещё в Ган Эдэне, поскольку при сотворении Адама и Хавы Г-сподь сказал (Берешит 1:28): «Плодитесь и размножайтесь», а выполнить эту заповедь можно только через интимную близость. Из того, что Адам и Хава получили эту заповедь до того, как согрешили, следует, на первый взгляд, что у них были близкие отношения уже в Ган Эдэне.
С другой стороны, мы видим, что только после того, как Адам и Хава были изгнаны из Ган Эдэна, сказано (Берешит 4:1): «И Адам познал Хаву, жену свою; и она зачала, и родила Каина…». Из этого, похоже, следует, что близкие отношения между Адамом и Хавой начались только после того, как они были изгнаны из Ган Эдэна.
Более того, я думаю, Вы предположили, что в Ган Эдэне у Адама не было близости с Хавой из-за того, что до того как они согрешили, они были чисты и не знали греха.
Однако из того стиха, из которого, по Вашему мнению, следует, что в Ган Эдэне у Адама не было интимной близости с Хавой, можно сделать противоположный вывод. Пасук не говорит Ва-йеда Адам эт Хава, что значило бы «и познал Адам Хаву», пасук говорит
Здесь следует подчеркнуть: мысль о том, что изначально интимная близость связана с грехом, — глубокая ошибка.
Чтобы правильно понять отношение иудаизма к интимной близости между мужем и женой, обратимся к словам величайших еврейских мыслителей — Рамбана и Маараля.
Пишет Рамбан (Игерет аКодеш, часть 2):
«Знай, что это сочетание — дело святое и чистое, если оно происходит как должно, и в надлежащее время, и с правильным намерением. И да не думает человек, что в надлежащем соединении есть позор и безобразие, не дай Б-г. Надлежащее соединение называется “познанием”, и не случайно оно называется так, как сказано (Шмуэль 1, 19): “И познал Элькана Хану, жену свою…” И знай, если ли бы не было в этом великой святости, не назвали бы соединение “познанием”.
И Всевышний, благословен Он, создал всё, как постановила мудрость Его, и не создал ничего, что было бы позором или безобразием; потому что если сказать, что соединение — вещь позорная, тогда и органы, предназначенные для совокупления, позорны. Но ведь Всевышний создал их по слову Своему».
Маараль в книге Беэр аГола (часть 4), объясняя слова мудрецов в трактате Бава Мециа (84 а), пишет следующее:
«Потому что многие из мудрецов, исследующих реальность, говорят, что это стыд человека, и позор его, и срам — соединение мужа с женой, настолько, что сказали в полном согласии: чувство осязания — позор для нас. И это опровергают мудрецы [в том месте в Талмуде, которое Маараль поясняет], потому что разум не допускает мысли, чтобы основа всего, то, на чём держится мир, — рождение и размножение — было построено на стыде и позоре. Более того, это не было бы к славе Всевышнего, благословен Он, если бы мир был основан на стыде и позоре; а когда фундамент шаткий, всё, что построено на нём, падает. Поэтому следует отвергнуть это мнение, так как нет в соединении мужа со своей женой ничего унизительного».
Положение, о котором говорилось выше, существовало до греха Адама, когда единственная цель интимной близости была соединиться в единое целое. Но после греха, когда вошли материальные желания в сердце человека, к близости всегда примешено желание собственного материального удовольствия. И поэтому после греха к близости всегда примешена доля срама.
Так Маараль объясняет, почему до греха Адам и Хава не стеснялись своей наготы, а после греха стали стесняться:
«Потому что нет в этом деле самом по себе ничего унизительного, а лишь в том, что человек намеревается удовлетворить своё вожделение и дурное стремление, и с этой стороны приходит позор. Поэтому до того, как человек согрешил и поддался своему вожделению и дурному стремлению, не было в этом никакого позора. Только когда вошло в него дурное стремление и обрело форму материального вожделения… Как сказано в Торе (Бэрейшит 3, 11): “…кто сказал тебе, что ты наг?”. Это означает: кто сказал тебе, что не следует быть нагим и есть в этом срам и позор? И так объясняет Раши, благословенна его память. И после того, как поддался человек своему вожделению, тогда стало им необходимо прикрывать наготу».
С уважением, Реувен Куклин
Читайте:
Рай — Ган Эден
Ад — Геином
Адам и Ева
Какой махр приподнёс Адам при заключении никяха с Хавой?
При вступлении в брак супруг выплачивает жене махр (букв. выкуп). Определить махр при бракосочетании, даже если он совсем мал, является важной Сунной, и его уплата установлена законом как подарок для невесты. Он принадлежит только жене, и его выплата является обязательным условием для мужа. Махром может быть любое имущество. Согласно Сунне, рекомендуется, чтобы он составлял не менее 34 и не более 1700 граммов серебра.
Если махр вовсе не упоминался во время брачного договора, то он устанавливается в размере, равной минимальной величине, принятой в данной местности. При этом учитывается возраст, ум, красота, воспитание, целомудрие и непорочность невесты. Девушке нежелательно назначать большой махр, который может поставить супруга в затруднительное положение. В хадисе сказано, что лучшая из женщин это та, которая и сама красива, и назначает лёгкий махр.
А какой махр был при заключении брака между Адамом и Хавой (Евой) (мир им)? Об этом эпизоде повествуется в книге досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «История пророков»:
Адам (мир ему) блаженствовал в Раю, вкушая все плоды, кроме плодов пшеничного дерева. Однажды, проснувшись, он увидел возле себя Хаву, которую Господь сотворил из его левого ребра, и почувствовал влечение к ней.
Когда ангел Джабраиль (мир ему) сказал Адаму, что надо преподнести махр, Адам (мир ему) спросил: «Что это такое?» Джабраиль (мир ему) ответил: «Трижды благослови Пророка Мухаммада ﷺ (прочти салават), которому Аллах даёт разрешение на заступничество в Судный день (шафаат), ради которого сотворено всё, являющегося (господином) саййидом твоего потомства».
Так, прочитав салават по совету ангела Джабраиля (мир ему), Адам заключил брак (никях). Столь ценный салават Пророку ﷺ произносите почаще, о община Ислама!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Фото: ru.depositphotos.com
Адам (мир ему) и Хава
Пожелав оживить Адама (мир ему), Аллах велел душе войти в мозг первого из пророков. Она неохотно, лениво проникла в его мозг. Глядя на то, с какой неохотой и ленью вошла туда душа, стало понятно, что она также неохотно и выйдет оттуда.
По воле Всевышнего душа пробыла в мозгу тысячи лет, и только потом спустилась в глаза. Тогда Адам (мир ему) увидел свое тело, сотворенное из глины. Затем душа спустилась к ушам, и он услышал тасбих ангелов (прославление Аллах словами: «Субхана Ллах»). Когда душа дошла до носа, Адам (мир ему) чихнул, когда она дошла до рта, то словами «Альхамдули Ллах» («хвала Аллаху!») он восхвалил Всевышнего. Сам Аллах ответил ему пожеланием: «Ярхамука рраббука, я Адам» (да смилостивится над тобой Аллах, о Адам). Когда душа дошла до груди, он захотел встать, но не смог. Когда душа дошла до желудка, ему захотелось есть. По мере распространения души по всему телу, сформировались кости, мышцы, кровь, сухожилия. Так Аллах оживил Адама (мир ему), сотворив его в совершеннейшем облике.
Затем Аллах, одев Адама (мир ему) как жениха в лучшие одеяния, повел его в Рай. Одежда его была из сверкающих ногтевидных пластин, которые превратились в кожу после того, как Адам (мир ему) ослушался Господа.
В позвоничник Адама (мир ему) был заложен нур Хабиба Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со строгим наказом беречь его. Ангелы, выстроившись за Адамом (мир ему), приветствовали нур Ахмада (мир ему и благословение Аллаха). Постоянно видя за собой ангелов, приветствующих его, Адам (мир ему) удивился и попросил Аллаха объяснить ему, что это значит. Всевышний Аллах пояснил, что они приветствуют нур Ахмада (мир ему и благословение Аллаха). Тогда Адам (мир ему) стал умолять Аллаха переместить этот нур на его лоб, и Аллах исполнил его просьбу. После этого ангелы встали впереди него. Тогда Адам (мир ему) попросил переместить нур на видимое ему место. Аллах переместил нур на ногти больших пальцев рук Адама (мир ему). Воскликнув «Мархаба Хабиби» («Приветствую тебя, любимый!»), он поцеловал ногти больших пальцев и от радости провел ими по глазам.
«О Аллах, создающий время во времени, сотворивший все на небесах и земле по Своему усмотрению, знающий мудрость всего сотворенного, свидетельствующий о высокой степени Хабиба (Любимого), пожалей нас, несчастных, ничего не требуя взамен. Знающих, что Ты – Один, не отрицающих Тебя, любящих Твоего Хабиба, по мере сил придерживающихся сунны и с радостью принимающих людей, ступивших на путь истины».
После этого было сотворено еще одно прекрасное двукрылое существо по имени Маймун. Джабраил (мир ему) держал его за поводья, Микаил (мир ему) стоял справа, Исрафил (мир ему) – слева, и Адам (мир ему) сел на него. Выйдя из Рая, они побывали на семи небесах и показали Адаму (мир ему) все творения Всевышнего. Словами «Ассаламу ‘алайкум» он приветствовал ангелов, они отвечали ему словами «Ва’алайкум Ассалам, о Адам». С тех пор среди мусульман навечно распространилась такая форма приветствия.
Если где-нибудь найдете разночтения о сотворении Вселенной, не сомневайтесь, ибо сопоставив явное и тайное, обнаруживаете одну цель толкователей.
Не допускайте мысли о том, что пророки могут совершить грех – это приведет вас к неверию. Ошибки же, сделанные ими, на самом деле не являются таковыми. Например, Всевышний явным велением предостерег Адама (мир ему) от употребления плодов пшеничного дерева (в Раю), но во имя того, чтобы сбылось предначертанное, ему было тайно указано съесть их.
Ибн аль Араби – известный суфий, владеющий тайными науками, говорил: «Если бы я был на месте Адама (мир ему), я съел бы то дерево целиком. Потому что это деяние Адама является причиной многих хороших событий, достаточно одного того, что Хабибуллах (мир ему и благословение Аллаха), радость бытия, гордость пророков, родился на земле».
Находясь в Раю, питаясь любыми плодами, какими только хотел, кроме плодов пшеничного дерева, Адам (мир ему) блаженствовал. Однажды, проснувшись, он обнаружил возле себя Хаву, которую Аллах сотворил из его левого ребра. Увидев ее, он почувствовал сильное влечение к ней. Но Джабраил (мир ему) напомнил Адаму (мир ему), что надо преподнести махр (брачный дар) и объяснил, что необходимо для этого сделать: «Трижды прочти салават Хабибуллаху (мир ему и благословение Аллаха), которому Аллах дает разрешение для шафаата (заступничество в Судный день), ради которого сотворено все, который является сайидом твоего зурийята (господином человечества)». По указанию Джабраила (мир ему), прочитав салават, Адам (мир ему) совершил никах (бракосочетание). О исламская умма! Произносите чаще столь ценный салават Хабибу (мир ему и благословение Аллаха).
Узнав, что Адам (мир ему) и Хава оставлены в Раю, Иблис начал строить против них козни, решив любым путем ввести их в заблуждение. Триста лет он караулил вход в Рай, пытаясь войти незамеченным.
И вот однажды из Рая вылетела красивая птица (павлин). Иблис начал ее расспрашивать, говоря с ней нежными, красивыми словами, о том, откуда она и куда летит, а потом попросил на обратном пути забрать его с собой. Павлин спросил: «А почему ты сам не войдешь?». Скрыв свою цель, Иблис ответил, что хочет проникнуть туда тайно.
«Я не могу, – сказал павлин, – но попытаюсь отправить к тебе змею, которая сможет тебе помочь». С целью исполнить обещанное, павлин подошел к змее и сказал ей: «У ворот стоит один ангел из мукарраминов (приближенных), который идет с проповедью, если сможешь, проведи его сюда тайно». Змее это очень понравилось, и в тот же час она была у ворот. Сговорившись с Иблисом змея открыла рот, и он вошел в него. Так проклятый проник в Рай.
Подойдя к запретному дереву, Иблис сел и начал играть на зурне. Услышав ранее неведомые звуки, Адам (мир ему) и Хава подошли к Иблису. А он сразу обратился к Адаму (мир ему) с просьбой вкусить хоть немного плодов с этого хлебного дерева. Адам (мир ему) сказал, что ему и Хаве запрещено есть с этого дерева. Тогда Иблис, ложно клянясь именем Всевышнего сказал: «Кто вкусит с этого дерева, навечно останется в Раю, не познает старости и седины или вы оба станете ангелами, и при этом никому никакого вреда не будет». Поверив словам проклятого, погубившего себя гордыней, и не заметив подвоха в его словах, они подошли к дереву. Желая навечно остаться в Раю, Хава вкусила плод пшеничного дерева. Увидев, что с ней ничего не случилось, Адам (мир ему) тоже отведал запретный плод. Как только он проглотил кусочек, корона упала с его головы, и он погрузился в глубокую печаль.
Поддавшись обману врага, ошиблась наша мать Хава и стала причиной ошибки отца нашего Адама (мир ему). Таким образом явно свершилась воля Повелевающего, Приводящего в действие Свои решения и Дающего для этого причины и поводы.Не допускайте мысли о том, что пророки могут совершить грех – это приведет вас к неверию. Ошибки же, сделанные ими, на самом деле не являются таковыми.
Всевышний приказал Джабраилу (мир ему) вывести их из Рая и отправить на Землю. После этого все сотворенное Всевышним начало плакать из жалости к Адаму (мир ему). Не плакали только золото и серебро, на них не было даже признака печали. Всевышний спросил их: «Почему вы не плачете, когда все сочувствуют Адаму?» Золото и серебро, оправдываясь, ответили: «Нам стыдно перед Тобой плакать из-за человека, который ослушался Тебя. Мы не считаем наказанием Волю Господина для ослушавшегося раба». Аллах остался доволен ответом золота и серебра и благодаря этому их ценность повысилась, и по воле Всевышнего человек стал нуждаться в них до Судного дня.
На закате в пятницу Джабраил (мир ему), держа Адама (мир ему) за руку, низвел его обнаженным на гору Рахун в Индии. Говорят, что на этой горе имеется отпечаток ступней Адама (мир ему) в десять локтей длиной и что это место с тех пор озарено сиянием (нуром).
Хава по велению Могущественного была оставлена Джабраилом (мир ему) в Хиджазе, на берегу Соленого (Красного) моря в том месте, которое сейчас называется Джидда.
Таким образом, Адам, Хава и враг всего человечества – Иблис оказались на земле. Иблис, испытывающий ненависть к Адаму (мир ему), взмолился Господу: «Я изгнан из Рая и обречен на вечный Ад из-за Адама! (Те, которые винят в своих грехах других людей и ищут в них причину своих бед, уподобляются Иблису, ибо он проклят из-за своей гордыни, зависти и непокорности Создателю. – Прим. авт.) Так позволь же мне, – продолжал Иблис, – жить вместе с ним на земле, и пусть у меня будет потомство. Каждый раз, когда у Адама будет рождаться ребенок, пусть у меня рождается десять. Позволь мне входить в его душу и передвигаться по его крови. И дай мне столько же жизни, сколько будет жить на земле потомство Адама». Всевышний принял его мольбу. Услышав это, Адам (мир ему) заплакал и взмолился: «О мой Создатель! Каждому моему потомку уготовано изначально десять врагов. По крови его будет передвигаться Иблис, и душа его станет домом для него. Что же делать моим потомкам, как они смогут противостоять ему и быть покорными Тебе?» Всевышний Аллах ответил Адаму (мир ему): «Каждому твоему потомку Я дам двух ангелов, которые всегда будут напоминать ему обо Мне. Истинных моих рабов никто не сможет ввести в заблуждение. Я открою врата Своей милости твоим детям, даже если они раскаются при последнем вздохе».
Хава тоже взмолилась к Аллаху: «О мой Господь! Ты предписал мне запретные дни в каждом месяце, рожать в муках детей, а что мне будет за это?» Всевышний ответил ей: «Каждый месяц в эти дни ты будешь очищаться от грехов своих, и, увеличивая род человеческий, ты также очистишься от грехов».
Хава рожала детей 20 раз, при этом каждый раз, за исключением последнего, на свет появлялись близнецы. В последний раз она родила одного ребенка – сына. Так за всю свою жизнь Хава родила 39 детей. Промежуток между родами составлял два года.
Хава была первой женщиной, первой мусульманкой и супругой первого мужчины и пророка Адама (мир ему). С одной стороны, она является символом и первой представительницей женской половины человечества, а с другой – источником продолжения всего людского рода.
Имя Хава означает «источник жизни».
Где находился рай, в котором жили Адам и Хава? — Bisocnet
Кто вошел в рай первым? (Источник фото: yandex.ru)
Первый человек, который вошел в Райскую обитель, — прародитель человечества Адам (мир ему).
После того, как Всевышний Аллах создал на земле всех ангелов, повелел им совершить земной поклон Адаму, направляясь в сторону Каабы, в качестве приветствия его и внимания к Своему достоинству, изгнал Сатану и лишил его милости вовеки, Он сказал:
«О, Адам! Живи в Раю вместе со своей супругой» (сура «Корова», аят 35).
Мнения исламских ученых по вопросу местопребывания Адама (мир ему) и его супруги в Райской обители разошлись.
Рай с точки зрения языка обозначает «сад, виноградник» или место для их выращивания. Вопрос разногласий заключается в следующем: «Является ли рай, куда поселили Адама (мир ему), одним из виноградников, садов или лесистой местностью земной жизни? Или это райские сады потустороннего мира, обещанные верующим в земной жизни?».
В Благородном Коране отсутствуют ясные тексты по этому вопросу. Большинство исламских ученых считают, что райские сады, куда поселили Адама (мир ему) со своей супругой, и где находится запретное дерево, являются теми райскими садами, которые обещаны верующим и совершающим благодеяния в качестве вознаграждения. Доводы, которые упоминаются по этой теме, можно подытожить следующим образом:
1. Всевышний Аллах после того, как Сатана уверил Адама (мир ему), обольстил его и стал причиной выхода из Райской обители, сказал:
«Шайтан же побудил их оступиться [и они отведали плодов запретного растения] и [тем самым] вывел их двоих оттуда, где они находились [из райских садов]. И [тогда] Мы сказали: «[О Адам, Хавва и Иблис!] Спуститесь [из Рая на землю], будучи врагами друг другу! Земля будет для вас [и ваших потомков] местом пребывания, и вы будете пользоваться ее благами до определенного срока» (сура «Корова», аят 36).
В этом аяте употребляется слово «хубут» (сойти, спуститься), и в качестве места снисхождения указана Земля. Следовательно, эти райские сады должны быть местом, отличным от Земли, места первоначального создания Адама (мир ему), чтобы он мог снизойти с них на нее.
Если бы Райская обитель, куда поместили Адама (мир ему) и Хавву, находились в садах земной обители, употребление слова «хубут» (сойти, спуститься) было бы неуместным.
2. Такие качества, описывающие Райскую обитель Адама (мир ему), как отсутствие голода, жажды, загара на солнце, покрытие срамных частей тела, которые упоминаются в аяте: «Поистине, в нем [в Раю] ты не будешь голодным и нагим. В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя» (сура «Та Ха», аяты 118-119), напоминают качества и описания, которые обещаны верующим рабам в качестве вознаграждения за их благодеяния.
Райской обители с таким описанием не существует на земле. Таким образом, получается, что Райская обитель, куда поселили Адама (мир ему), это Райская обитель, обещанная верующим в потусторонней жизни.
3. Передает Хузайфа (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Всевышний Аллах соберет всех людей (в Судный день). В тот день, верующие встанут на ноги и им приблизят райские сады. После этого, верующие подойдут поближе к Адаму (мир ему) и скажут: «О, наш отец! Попроси, чтобы нам открыли врата райских садов». Он ответит: «Разве вы не были выведены из Рая из-за ошибки Адама? Если так, я не смогу сделать это» (Муслим, Иман:86, №503, 1/129).
Этот хадис является очевидным доводом по этому вопросу.
4. Всевышний Аллах сказал:
«О, Адам! Живи в Раю вместе со своей супругой» (сура «Корова», аят 35).
«Алиф лам» (лам описания) в начале слова «джаннат» указывает на определенность, конкретность имени (имя собственное), а не является общим названием (именем нарицательным). Если бы артикль «алиф лам» обозначал общее название предметов и вещей, то включал бы в себя название всех райских садов.
Вместе с тем поселение Адама (мир ему) в различных райских садах невозможно. Таким образом, слово «джаннат» следует определять как Райскую обитель, которую знают мусульмане, и место воздаяния (Тафсир ал-Алуси, 1/233; Тафсир ар-Рази, 1/455).
Из книги «Ответы на вопросы о Райской обители»
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
AdamHavaGroup
АДАМ И ЕВА ГРУППА
Услуги по организации свадеб
РОСКОШНЫЕ СВАДЬБЫ
Мы специализируемся на планировании роскошных свадеб для привередливых пар, требующих первоклассного обслуживания.От принцесс до актеров и от Тегерана до всего мира — мы готовы к планированию первоклассных, ярких и эксклюзивных торжеств. Мы планируем элегантные, душевные, гламурные и веселые церемонии.
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ СОБЫТИЯ
Мы планируем эксклюзивные мероприятия с уникальным заказом на высоком уровне, и для нас большая честь предоставлять первоклассные услуги всему миру.Наши услуги по организации мероприятий предоставляются разным людям по всему миру. Наши международные услуги предназначены для удовлетворения потребностей отдельных лиц и компаний, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов.
ГЛОБАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ
Наши особые международные клиенты — это семьи, которые ищут уникальных и значимых праздников.Мы стараемся делать то, что делаем, с максимальной элегантностью и точностью. Таким образом, мы можем быть лучшими в своем бизнесе. Несколько престижных международных журналов представили нас как первоклассных поставщиков услуг. Что отражает наш международный престиж.
АДАМ И ЕВА ГРУППА Услуги по организации свадьбы
В Adam and Eve мы проектируем, управляем и планируем роскошные и элегантные торжества по всему миру.От небольших корпоративных мероприятий до крупных церемоний наши свадьбы и вечеринки будут незабываемыми, красивыми и волшебными. Г-н Хамид Хасанпур запланировал свою первую свадьбу в 2007 году. То, что начиналось с предельной элегантности, точности и терпения, теперь стало отмеченным наградами международным бизнесом. Хамид Хасанпур, удостоенный наград деловой человек с хорошей репутацией, пользуется спросом как спикер на бизнес-конференциях, а также как консультант для холлов и отелей. Как эксперт в своей области, г-н Хасанпур работал с различными международными брендами.
www.adam-hava.co.il — צימרים בגליל המערבי | צימרים אדם וחווה בגרנות הגליל
www.adam-hava.co.il — צימרים בגליל המערבי | צימרים אדם וחווה בגרנות הגליל — Адам-хава בקר באתרAdam-hava הוא # 95,099 תר האינטרנט ביש RTK. «צימרים בגליל המערבי | צימרים אדם וחווה בגרנות הגליל.»
Объявления
95 099
דרוג בישראל l
41 823 995
רוג עולמי
דומיין | http: // www.adam-hava.co.il |
מספר ביקורים יומיים | 8 |
ר צפיות בדפי תר | 30 |
רכת שווי | ₪ 523 * |
ות למבקר | 15,13 |
קישורים נכנסים | 9 |
רוג בארצות אלה |
---|
תוני תנועה רשת
הקשרים
ותרות עבור www.adam-hava.co.il | |
---|---|
הסרבר
רכז למסירת מידע | |
---|---|
AS61102 Interhost Communication Solutions Ltd. 52.374, 4.8897 | |
ינת שרת הרשת הוא 1.10 יות. |
שמות השרתים שלו הם nsa.ns.il (192.115.7.53), sns-pb.isc.org (192.5.4.1), ilns.ilan.net.il (128.139.35.5), ns1.ns.il (194.146.106.122), nsd.ns. il (149.20.56.132), nse.ns.il (192.115.141.253), nsb.ns.il (192.115.7.60), lookup.iucc.ac.il (128.139.34.240), nsg.ns.il (81.91. 161..כתובת ה IP שלו היא 185.18.206.143 | |
IP תו47ת: | 185.18.206.143 |
ו רת: | Apache / 2 |
רת תוי הקשה: | UTF-8 |
PING בדיקת זמינות www.adam-hava.co.il (185.18.206.143) גודל החבילה הוא 36 תים. | |
---|---|
36 תים עבור 185.18.206.143: seq_num = 1 TTL = 60 | 29,3 «ש |
36 תים עבור 185.18.206.143: seq_num = 2 TTL = 60 | 29,7 «ש |
36 תים עבור 185.18.206.143: seq_num = 3 TTL = 60 | 29,1 «ש |
— www.adam-hava.co.il תוצאות בדיקת זמינות — | |
4 ילתות עברו עיבוד, 4 חבילות התקבלו, 0 אבדו (потеря 0%) | |
בדיקת זמינות ממוצעת לשרת היא 22 מ»ש — מילישניות, וזמן טעינת דף הוא 1.10 שניות. |
ונפיגורציית שרת הרשת | |
---|---|
ורך-תוכן: | 0 |
וג-תוכן: | текст / HTML; charset = UTF-8 |
Телефон: | Ср, 22 Апр 2015 15:18:13 GMT |
цена: | ; rel = shortlink |
רר: | Apache / 2 |
X ופעל על ידי: | PHP / 5.2,17 |
ינוי: | + |
P3P: | – |
Контакты: | – |
ETag: | – |
תוכן- MD5: | – |
יבורי-מפתח-נקודות: | – |
הנתונים הם הערכה בלבד *
תונים שונו: 02.05.2015 22:54:07
Объявления
אודותינו תנאים והגבלות הצהרת פרטיות מסיר צור קשר www.urlisr.com © 2020Adam Shulman Bio, Wiki, Состояние, Женат, Жена, Возраст, Рост
Вики
Адам Шульман — американский кино- и телеактер, который оказался в центре внимания как муж Энн Хэтэуэй. Более того, он также известен за роль заместителя Шерифа Эноса Стратега в фильме «Герцоги Хаззарда: Начало» (2007).
Адам Шульман родился как Адам Бэнкс Шульман 2 апреля 1981 года в Нью-Йорке, Нью-Йорк, США. Он получил степень бакалавра искусств. получил степень в Брауновском университете и получил степень по театру в Нью-Йоркском университете. Он имеет американское гражданство и белую национальность.
Quick Wikis
Настоящее имя | Адам Бэнкс Шульман |
День рождения | 2 апреля 1981 |
Место рождения | NYC, Нью-Йорк, США |
Знак зодиака | Овен |
Национальность | Американский |
Этническая принадлежность | Белый |
Профессия | Актер |
Родители | Марк Шульман и Жаклин Бэнкс |
Знакомства / Подруга | Нет |
женат / жена | Энн Хэтэуэй |
Родной брат | Нет |
Доход | НЕТ |
Собственный капитал | 1 миллион долларов |
Собственный капитал, заработная плата, доход
Адам Шульман начал свою карьеру с телеканала NBC American Dreams в 2005 году.Позже он появился в телешоу The West Wing. Затем он показал свой талант в фильме Герцоги Хаззарда: Начало в роли заместителя Эноса Стратега. Среди других его фильмов: Золотой обед, Рики, и Флэш и т. Д. Затем он попробовал свои силы в компании по дизайну ювелирных изделий и основал James Banks Design вместе с Хайди Нахсер Финк.
Благодаря этим работам Адам смог накопить собственный капитал в размере 1 миллиона долларов.Однако, помимо этого, он своевременно жертвует деньги благотворительным организациям.
Супружеская жизнь с женой, Энн Хэтэуэй
Адам и актриса Энн Хэтэуэй начали встречаться с октября 2008 года. После трех лет свиданий они решили сделать шаг вперед в своих отношениях и обручились в ноябре 2011 года. Год спустя, 29 сентября 2012 года, влюбленные птицы обменялись своими свадебные клятвы на межконфессиональной римско-католической и иудейской службе в Биг-Суре, Калифорния, перед своими близкими друзьями, родственниками и семьей.
На этом празднования не закончились. Пара приветствовала своего первого ребенка по имени Джонатан Роузбэнкс Шульман в 2016 году. И на данный момент они скоро ждут второго ребенка.
Семья, родители, братья и сестры
Адам Шульман родился в семье Марка Шульман и Жаклин Бэнкс. Он единственный ребенок в семье, а это значит, что у него нет брата и сестры.
Измерение тела: рост и вес
Рост Анны составляет 5 футов 10 дюймов, а вес — 70 кг.У красивого красавца светло-каштановые волосы и зеленые глаза.
Похожие сообщения
АктерыНиколай Голицын
Саатлик Ягыш | 00:00 — 01:00: 01:00 — 02:00: 02:00 — 03:00: | 03:00 — 04:00: 04:00 — 05:00: 05:00 — 06:00: | 06:00 — 07:00: 07:00 — 08:00: 08:00 — 09:00: | 09:00 — 10:00: 10:00 — 11:00: 11:00 — 12:00: | 12:00 — 13:00: 13:00 — 14:00: 14:00 — 15:00: | 15:00 — 16:00: 16:00 — 17:00: 17:00 — 18:00: | 18:00 — 19:00: 19:00 — 20:00: 20:00 — 21:00: | 21:00 — 22:00: 22:00 — 23:00: 23:00 — 00:00: |
---|
The Hay-Adams — Место проведения — Вашингтон, округ Колумбия
Расположен в Вашингтоне Д.C., Hay-Adams — культовое место проведения свадеб. Этот исторический отель является роскошным фоном для будущих молодоженов и их гостей. Для пар, ищущих гламурного торжества, это место представляет собой элегантное пространство, подходящее как для личных, так и для торжественных мероприятий.
Помещения и мощности
Отель Hay-Adams, занимающий площадь 6350 квадратных футов для проведения мероприятий, может принять до 250 гостей. Пары и их близкие могут выбрать одну из четырех отдельных зон в отеле для своей свадьбы, каждая из которых обладает уникальной атмосферой.The Top of the Hay расположен на великолепной крыше и может похвастаться хрустальными люстрами и панорамным видом на Белый дом. Для создания теплой атмосферы пары могут провести свое торжество в зале Hay-Adams с замысловатой деревянной отделкой и деталями потолка. В Concorde and Windsor Room есть хрустальные и латунные люстры, расписанные вручную обои и декоративный камин, который создает уникальную атмосферу. Самый светлый зал в зале, Lafayette Room, представляет собой изысканную зону с видом на парк Лафайет.
Предлагаемые услуги
Профессиональная команда The Hay-Adams с радостью проведет репетиционные обеды, церемонии, приемы и бранчи после свадьбы. Со своим свадебным пакетом они могут предоставить услуги по планированию, настройке и уборке. Пары и их близкие могут с комфортом подготовиться к важному дню в подготовленных комнатах на территории отеля. Это заведение предлагает услуги кейтеринга, которые включают коктейль-фуршет, тост с игристым вином, индивидуальное меню ужина из четырех блюд, свадебный торт и открытый бар.Могут быть включены все необходимые продукты питания и напитки, включая стулья, столы, постельное белье, столовые приборы, стеклянную посуду и фарфор.
Жильё
Этот отель предлагает широкий выбор номеров и люксов для пар и их близких на выбор. В каждом номере есть вневременной и элегантный декор и мебель для роскошного отдыха. Для свадеб с участием 100 и более гостей отель Hay-Adams предоставляет бесплатный люкс для счастливой пары в ночь свадьбы.
История
Построенный в 1920-х годах и названный в честь Джона Хэя и Генри Адамса, это место с богатой историей.Джон Хэй служил секретарем президента Авраама Линкольна, послом США в Великобритании и государственным секретарем. Генри Адамс, потомок президентов Джона Адамса и Джона Куинси Адамса, был профессором Гарварда и историком. Отель был спроектирован архитектором Генри Хобсоном Ричардсоном и содержит многие оригинальные черты наряду с современными удобствами. На протяжении многих лет он принимал таких известных личностей, как Теодор Рузвельт и Марк Твен.
Расположение
Отель Hay-Adams удобно расположен в центре Вашингтона.C. Будущие молодожены и их гости могут посетить множество близлежащих достопримечательностей, таких как Белый дом, Смитсоновский музей и Капитолийский холм. Отель расположен в 2,2 км к северо-западу от Мемориала Линкольна и реки Потомак.
Адана Хава Дуруму 15 Гюнлюк
Адана Хава Дуруму
Adana’da hava durumu; coğrafi konumu sebebiyle farklılıklar gösterir. Adana’nın dağlık bölgesi olan Toroslarda kış aylarında kar yağışı görülebilirken, Kıyı kesimlerinde kış aylarında kar yağışı çeyrek asırda bir görülebilmektedir.
Kıyı kesimlerinde Akdeniz iklimine bağlı olarak kışlar ılık ve yağışlı, yazlar ise sıcak ve kurak geçmektedir. Yaz aylarında nem oranı ile birlikte hava sıcaklığı çok daha yüksek hissedilmektedir. Adana’nın dağlık kesimlerindeki hava, karasal iklimine bağlı olarak kışlar souk ve yağışlı, yazlar ise sıcak ve kurak geçmektedir. Pozantı, Aladağ, Feke, Saimbeyli, Tufanbeyli ve Kozan ilçeleri Adana’nın en soğuk ilçeleridir. Buralarda kış aylarında kar kalınlığı yer yer 1 metreye kadar ulaşabilmektedir.Diğer ilçelerinde ise kış aylarında ortalama hava sıcaklığı 9 ° C civarındadır. Yaz aylarındaki en yüksek hava sıcaklığı ise ortalaması ise 29 ° C’dir. 2019 yılının Kasım ayında en sıcak şehir 30.6 ° C ile Adana olmuştur. Аданада хава дуруму верилимизэ гёре ан сокук кыш айы окак, ан сыджак йаз айы исе Агустос айыдыр. Adana’da yağışların% 49’u kış aylarında,% 27’si ilkbaharda,% 19’u sonbaharda ve geri kalanı ise yaz aylarında düşmektedir.
En düşük yağış ortalaması 6 мм yağışla Ağustos ayıdır.En çok yağış ise ortalama 137 мм yağış miktarıyla Aralık ayında görülmektedir. Ortalama yıllık yağış miktarı 630mm ile 700mm aralığındadır.
Adana İncirlik hava durumu bölgede çok önemli yer tutmaktadır. İncirlik’te yer alan hava üssü sebebiyle İncirlik hava durumu tahminleri sürekli kontrol edilmektedir. İncirlik; Адана şehir merkezinin 8 км dousunda ve Akdeniz’e 56 км mesafededir.
Adana Meteoroloji 6. Bölge Müdürlüğü (Adana MGM) tarafından bölgenin günlük hava tahminleri ve sıcaklık dereceleri hakkında yorum ve bilgiler paylaşılmaktadır.
Adana’da özellikle ilkbahar ve sonbahar aylarında şiddetli sağanak yağışlar sebebiyle sel ve su taşkınları görülebilmektedir. Ани yağışlar, yağış oranları gibi bilgilere Adana hava durumu 15 günlük sitemizden ulaşabilirsiniz. Ayrıca ани fırtına, şiddetli sağanak yağış ве сел uyarıları sitemizin Адана хава durumu sayfasında üst kısımda ikaz ikonu ile birlikte duyurulmaktadır. Адана için yaz aylarında sıkça takip edilmesi gereken hava nem oranı ве rüzgar hızı, bulut oranı, hava basıncı gibi değerler yarım saat arayla güncellenmektedir.
Bu sitede Adana için hava durumu dışında, Adana ilçeleri içinde hava durumu tahminleri yer almaktadır. Сейхан, Козан, Джейхан, Имамоглу, Инджирлик, Караташ, Караисали, Юмурталык, Позанти, Саймбейли, Туфанбейли, Феке, Якапынар, Сайкая, Мерхимек, Курткулаги, Бурхание, Дейнайджерлэджырлэджын, буллэджинэлиджын, юмурташырлын, юмурташырлын Sayfanın en üst bölümünde yer alan arama kutusunu kullanarak Türkiye ve önemli dünya merkezlerini arayabilirsiniz.