Товаров: 0 (0р.)

Станислав выспяньский свадьба: Выспяньский, Станислав — Википедия

Содержание

Выспяньский, Станислав — Википедия

Станислав Выспяньский родился в семье Франтишека Выспяньского и Марии Роговской. Его отец был скульптором и содержал ателье на Вавельском холме. Когда Станиславу исполнилось семь лет, его мать скоропостижно скончалась от туберкулёза. Будучи хроническим алкоголиком, отец не мог стать достойным опекуном для собственного сына, и тот был взят на воспитание своей тётей Йоанной Станкевич и её мужем Казимиром. Семейство, приютившее Станислава, принадлежало к классу буржуазии, и было активно вовлечено в интеллектуальную деятельность. Именно в доме Станкевичей Выспяньский познакомился со знаменитым живописцем Яном Матейко. Распознав в юном Станиславе большой талант, мастер дал ему первые уроки рисования. Посчастливилось Выспяньскому и в плане общего образования. Он попал в среднюю школу святой Анны, где преподавание велось на полузапрещённом польском языке и учителя прилежно старались привить своим ученикам любовь к родной истории и литературе. Питомцами этого учебного заведения были Люцьян Рыдель, Станислав Эстрейхер и Генрик Опеньский, ставшие впоследствии заметными фигурами культурной жизни Кракова. Выспяньский во время своего обучения не демонстрировал особенно выдающихся способностей, однако, с самого начала проявил огромный интерес к искусству и литературе. Тётя Йоанна вспоминала впоследствии, как юный Станислав постоянно делал зарисовки окружавших его небольших деревенских зданий, животных, растений, старинных доспехов и разнообразных элементов внутреннего убранства дома Станкевичей. Одной из первых проб молодого Выспяньского на литературном поприще стала драматическая интерпретация знаменитой картины Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом».

Витраж «Бог-отец» в францисканском костёле

В 1887 году Станислав был зачислен на курсы философского факультета Ягеллонского университета, параллельно начав свои занятия в краковской школе изящных искусств у профессора Ф. Цинка. Во время своего обучения в университете, он посещал лекции по искусству, истории и литературе. Заведовавший в то время школой изящных искусств Ян Матейко, признавая большие возможности Выспяньского, пригласил его принять участие в оформлении интерьера церкви св. Марии.

В период с 1890 по 1895 Выспяньский посетил Италию, Швейцарию, Германию, Чехию и Францию. Именно пребывание во Франции оказало решающее влияние на дальнейшую творческую судьбу Станислава. В Париже он посещал занятия в частном ателье Академии Коларосси. В связи с тем, что плата за учёбу оказалась Выспяньскому не по карману, он вынужден был обратиться с просьбой о субсидии. Во время своего пребывания во Франции он также успел познакомиться с Полем Гогеном. Вместе они посещали парижские художественные музеи, где особо сильное впечатление на Выспяньского оказали картины Пьера Пюви де Шаванна. Также Станислав уделил большое внимание театру, где стал свидетелем постановок античных и шекспировских трагедий. Этот опыт оказался бесценным во время работы Выспяньского над собственными пьесами по мотивам древних мифов — «Даниил и Мелеагр» и «Возвращение Одиссея». Параллельно Станислав работал над несколькими драматическими произведениями — «Королева польской короны», «Варшавянка» и первой редакцией «Легенды». Последняя пьеса была написана по мотивам известной польской легенды о Варе и Саве. В августе 1894 года Выспяньский возвратился в родной Краков, где вскоре был вовлечён в модернистское движение. В тот период художник разработал и принял участие в создании интерьера церкви францисканцев. Эта работа поразила современников смелым использованием замысловатых мотивов, изобилующих разнообразными растениями, геометрическими фигурами и геральдическими элементами. Довольный результатом трудов Выспяньского, настоятель церкви заказал ему несколько витражей. Мастер и на этом поприще добился огромного успеха, создав великолепные композиции: «Блаженная Саломея», «Раны св. Франциска», «Бог-отец». Помимо прочего, Станислав был удостоен награды Польской академии искусств и наук за свой пейзаж, изображавший Курган Костюшко. В качестве живописца, дизайнера интерьера и поэта Выспяньский активно сотрудничал с краковским городским театром. Поначалу он работал над декорациями и сценографией, а затем выступил в роли режиссёра-постановщика нескольких спектаклей.

Афиша спектакля «Свадьба»

В Кракове Выспяньский присоединился к сообществу польских художников «Sztuka» (рус. «Искусство») и в середине 1898 года был назначен художественным редактором еженедельника «Życie» (рус. «Жизнь»). К сожалению, первые драмы Станислава — «Легенда» (1897) и «Даниил и Мелеагр» (1898) не получили признания литературных критиков. Лишь выход в свет «Варшавянки» принёс её автору долгожданный успех. Театральная постановка этой пьесы стала переломным этапом в литературной карьере Выспяньского, и сделал его драматургом национального масштаба. Премьера «Варшавянки» состоялась 2 июля 1901 года, а главную роль Марии исполнила знаменитая краковская актриса Хелена Моджеевская. В течение 1899—1900 годов были опубликованы ещё две пьесы Выспяньского: «Протесилай и Лаодамия» и «Лелевель». В последнем произведении автор вступил в полемику с апологетами романтического видения истории. В 1900 году Выспяньский женится на Теодоре Пытко, будущей матери четырёх его детей. В ноябре того же года он присутствовал на свадьбе своего друга Люцьяна Рыделя, которая состоялась в селении Броновице, находившемся неподалёку от Кракова. Впечатления от этого события были положены в основу знаменитого произведения «Свадьба». В нём Выспяньский остроумно высмеивал пороки современного ему польского общества. «Свадьба» преобразила Выспяньского, который до этого являлся в меру успешным писателем и художником, ассоциирующимся с движением «Молодая Польша», а после превратился в национального драматурга-провидца, чьё значение для польской литературы можно сравнить со значением Йейтса для ирландской, О’Нила для американской, или Метерлинка для бельгийской. Драма со всей глубиной и достоверностью продемонстрировала неутешительные реалии жизни в Польше и бессилие общества коренным образом изменить ситуацию к лучшему. Несмотря на все старания цензуры по возможности урезать тираж книги, «Свадьба» была поставлена в театре и имела большой успех у публики.

По следам «Свадьбы» были опубликованы ещё четыре пьесы посвящённые польской истории: «Освобождение», «Ахилл», «Болеслав Храбрый» и «Легенда 2». Несколько последующих лет Выспяньский посвятил трудам над изданием драм «Скалка» и «Возвращение Одиссея», параллельно работая над польским переводом «Сида» Корнеля и «Заиры» Вольтера.

В 1906 году Выспяньский стал профессором краковской Академии изящных искусств, а также вошёл в состав Городского Совета. В последние годы жизни здоровье Станислава заметно пошатнулось, и он был вынужден пройти курс лечения в Рымануве и Бад-Халле. После этого Выспяньский поселился в небольшом доме в селении Венгжце, где и умер от неизлечимого в то время сифилиса. Его похороны состоялись в Кракове и превратились в национальную манифестацию. Тело Выспяньского было погребено в Пантеоне заслуженных граждан, расположенном в церкви святого Станислава.

Планты на рассвете, 1894

Талант Выспяньского был невероятно разносторонним. Помимо своих литературных трудов он оставил после себя множество рисунков, живописных и пастельных изображений с видами родного Кракова, портретов собственных и окружавших его людей, разнообразные иллюстрации и графические работы. Выспяньский разработал дизайн целого ряда витражей и росписей для церквей, а также создал проект реконструкции Вавельского замка, так и не воплощённого в жизнь.

Рисунки, такие как автопортрет 1890 года и путевые наброски Европы и Польши, являются наиболее яркими его работами. Особый интерес вызывает гербарий Выспяньского — серия великолепных рисунков разнообразных растений. Как художник Станислав отдавал предпочтение пастельному рисунку; первые работы в данной технике появились в период между 1890 и 1894 годами. Главными персонажами картин Выспяньского являлись члены его семьи, друзья и коллеги-художники. Очень часто Станислав изображал своих детей в различных бытовых ситуациях, во время сна или кормления:

Материнство
, 1905
  • Хеленка, 1900, пастель, Национальный музей в Кракове
  • Спящий Стась, 1902, пастель, Силезский музей в Катовице
  • Спящий Метек, 1904, пастель, Художественный музей в Лодзи
  • Материнство, 1905, пастель, Национальный музей в Кракове
  • Жена художника с сыном Стасем, 1904, пастель, Верхнесилезский музей в Бытоме

Выспяньский запечатлел на холсте многих своих приятелей и художников, среди которых Казимир Левандовский, Яцек Мальчевский, Элиза Пареньская, семья Крышталовичей, Людвик Сольский, Ирена Сольская, Ян Станиславский. Его кисти также принадлежит большое количество пейзажей с видами краковского парка Планты, реки Вислы и её притока Рудавы, коттеджей в Грембово. В самом конце жизни Выспяньский сделал ряд зарисовок Кургана Костюшко, который был виден из окна его студии. Одной из его самых ярких графических работ является афиша спектакля «Там внутри» по Метерлинку.

Существенное место в творчестве Выспяньского занимал дизайн. Он является автором множества витражей, полихромных росписей и интерьеров. В соавторстве с Юзефом Мехоффером и Тадеушем Дмоховским Выспяньский создал 36 витражей для собора св. Марии в Кракове, когда помогал Яну Матейко в работе над реставрацией здания. Творческий тандем оказался весьма успешным, и помимо прочего отметился участием в конкурсе декораторского искусства в Париже и разработкой внешнего вида занавеса для театра им. Юлиуша Словацкого в Кракове. Уже самостоятельно Выспяньский оформил францисканскую церковь родного города (знаменитый витраж «Восстань»), создал наброски витражей с изображением св. Станислава, Казимира Великого и Генриха Набожного для Вавельского собора (эти работы были воплощены в жизнь лишь в 2005—2007 годах и выставлены в павильоне Выспяньского), разработал дизайн выставочного зала Общества любителей искусства (1904) и оформил лестницу и коридор главного здания Медицинского общества. В 1905 году Выспяньский совместно с Владиславом Экельским разработал проект грандиозной реконструкции Вавельского холма.

Станислав Выспяньский

Станислав Выспяньский родился в семье Франтишека Выспяньского и Марии Роговской. Его отец был скульптором и содержал ателье на Вавельском холме. Когда Станиславу исполнилось семь лет, его мать скоропостижно скончалась от туберкулёза. Будучи хроническим алкоголиком, отец не мог стать достойным опекуном для собственного сына, и тот был взят на воспитание своей тётей Йоанной Станкевич и её мужем Казимиром. Семейство, приютившее Станислава, принадлежало к классу буржуазии и было активно вовлечено в интеллектуальную деятельность. Именно в доме Станкевичей Выспяньский познакомился со знаменитым живописцем Яном Матейко. Распознав в юном Станиславе большой талант, мастер дал ему первые уроки рисования. Посчастливилось Выспяньскому и в плане общего образования. Он попал в среднюю школу святой Анны, где преподавание велось на полузапрещённом польском языке и учителя прилежно старались привить своим ученикам любовь к родной истории и литературе. Воспитанниками этого учебного заведения были Люцьян Рыдель, Станислав Эстрейхер и Генрик Опеньский, ставшие впоследствии заметными фигурами культурной жизни Кракова. Выспяньский во время своего обучения не демонстрировал особенно выдающихся способностей, однако, с самого начала проявил огромный интерес к искусству и литературе. Тётя Йоанна вспоминала впоследствии, как юный Станислав постоянно делал зарисовки окружавших его небольших деревенских зданий, животных, растений, старинных доспехов и разнообразных элементов внутреннего убранства дома Станкевичей. Одной из первых проб молодого Выспяньского на литературном поприще стала драматическая интерпретация знаменитой картины Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом».

В 1887 году Станислав был зачислен на курсы философского факультета Ягеллонского университета, параллельно начав свои занятия в краковской школе изящных искусств у профессора Ф. Цинка. Во время своего обучения в университете он посещал лекции по искусству, истории и литературе. Заведовавший в то время школой изящных искусств Ян Матейко, признавая большие возможности Выспяньского, пригласил его принять участие в оформлении интерьера церкви св. Марии.

В период с 1890 по 1895 Выспяньский посетил Италию, Швейцарию, Германию, Чехию и Францию. Именно пребывание во Франции оказало решающее влияние на дальнейшую творческую судьбу Станислава. В Париже он посещал занятия в частном ателье Академии Коларосси. В связи с тем, что плата за учёбу оказалась Выспяньскому не по карману, он вынужден был обратиться с просьбой о субсидии. Во время своего пребывания во Франции он также успел познакомиться с Полем Гогеном. Вместе они посещали парижские художественные музеи, где особо сильное впечатление на Выспяньского оказали картины Пьера Пюви де Шаванна. Также Станислав уделил большое внимание театру, где стал свидетелем постановок античных и шекспировских трагедий. Этот опыт оказался бесценным во время работы Выспяньского над собственными пьесами по мотивам древних мифов — «Даниил и Мелеагр» и «Возвращение Одиссея». Параллельно Станислав работал над несколькими драматическими произведениями — «Королева польской короны», «Варшавянка» и первой редакцией «Легенды». Последняя пьеса была написана по мотивам известной польской легенды о Варе и Саве. В августе 1894 года Выспяньский возвратился в родной Краков, где вскоре был вовлечён в модернистское движение. В тот период художник разработал и принял участие в создании интерьера церкви францисканцев. Эта работа поразила современников смелым использованием замысловатых мотивов, изобилующих разнообразными растениями, геометрическими фигурами и геральдическими элементами. Довольный результатом трудов Выспяньского, настоятель церкви заказал ему несколько витражей. Мастер и на этом поприще добился огромного успеха, создав великолепные композиции: «Блаженная Саломея», «Раны св. Франциска», «Бог-отец». Помимо прочего, Станислав был удостоен награды Польской академии искусств и наук за свой пейзаж, изображавший Курган Костюшко. В качестве живописца, дизайнера интерьера и поэта Выспяньский активно сотрудничал с краковским городским театром. Поначалу он работал над декорациями и сценографией, а затем выступил в роли режиссёра-постановщика нескольких спектаклей.

В Кракове Выспяньский присоединился к сообществу польских художников «Sztuka» («Искусство») и в середине 1898 года был назначен художественным редактором еженедельника «Życie» («Жизнь»). К сожалению, первые драмы Станислава — «Легенда» (1897) и «Даниил и Мелеагр» (1898) не получили признания литературных критиков. Лишь выход в свет «Варшавянки» принёс её автору долгожданный успех. Театральная постановка этой пьесы стала переломным этапом в литературной карьере Выспяньского, и сделал его драматургом национального масштаба. Премьера «Варшавянки» состоялась 2 июля 1901 года, а главную роль Марии исполнила знаменитая краковская актриса Хелена Моджеевская. В течение 1899—1900 годов были опубликованы ещё две пьесы Выспяньского: «Протесилай и Лаодамия» и «Лелевель». В последнем произведении автор вступил в полемику с апологетами романтического видения истории. В 1900 году Выспяньский женится на Теодоре Пытко, будущей матери четырёх его детей. В ноябре того же года он присутствовал на свадьбе своего друга Люцьяна Рыделя, которая состоялась в селении Броновице, находившемся неподалёку от Кракова. Впечатления от этого события были положены в основу знаменитого произведения «Свадьба». В нём Выспяньский остроумно высмеивал пороки современного ему польского общества. «Свадьба» преобразила Выспяньского, который до этого являлся в меру успешным писателем и художником, ассоциирующимся с движением «Молодая Польша», а после превратился в национального драматурга-провидца, чьё значение для польской литературы можно сравнить со значением Йейтса для ирландской, О’Нила для американской, или Метерлинка для бельгийской. Драма со всей глубиной и достоверностью продемонстрировала неутешительные реалии жизни в Польше и бессилие общества коренным образом изменить ситуацию к лучшему. Несмотря на все старания цензуры по возможности урезать тираж книги, «Свадьба» была поставлена в театре и имела большой успех у публики.

По следам «Свадьбы» были опубликованы ещё четыре пьесы посвящённые польской истории: «Освобождение», «Ахилл», «Болеслав Храбрый» и «Легенда 2». Несколько последующих лет Выспяньский посвятил трудам над изданием драм «Скалка» и «Возвращение Одиссея», параллельно работая над польским переводом «Сида» Корнеля и «Заиры» Вольтера.

В 1906 году Выспяньский стал профессором краковской Академии изящных искусств, а также вошёл в состав Городского Совета. В последние годы жизни здоровье Станислава заметно пошатнулось, и он был вынужден пройти курс лечения в Рымануве и Бад-Халле. После этого Выспяньский поселился в небольшом доме в селении Венгжце недалеко от Кракова, где и умер от неизлечимого в то время сифилиса. Его похороны состоялись в Кракове и превратились в национальную манифестацию. Тело Выспяньского было погребено в Пантеоне заслуженных граждан, расположенном в церкви святого Станислава.

Выспяньский, Станислав — Википедия. Что такое Выспяньский, Станислав

Стани́слав Выспя́ньский (польск. Stanisław Wyspiański; 15 января 1869, Краков — 28 ноября 1907, там же) — польский поэт, драматург, живописец, дизайнер мебели и интерьеров. Будучи патриотически настроенным писателем, создал серию символических национальных драм, проникнутых художественной философией движения «Молодая Польша». Выспяньский являлся одним из наиболее выдающихся и разносторонних художников Европы своего времени. В творчестве он удачно сочетал идеи модерна с фольклорными и историческими мотивами. Неофициально его называли «четвёртым польским пророком» (наряду с польской «троицей» поэтов-пророков (Мицкевичем, Словацким, Красиньским).

Биография

Станислав Выспяньский родился в семье Франтишека Выспяньского и Марии Роговской. Его отец был скульптором и содержал ателье на Вавельском холме. Когда Станиславу исполнилось семь лет, его мать скоропостижно скончалась от туберкулёза. Будучи хроническим алкоголиком, отец не мог стать достойным опекуном для собственного сына, и тот был взят на воспитание своей тётей Йоанной Станкевич и её мужем Казимиром. Семейство, приютившее Станислава, принадлежало к классу буржуазии и было активно вовлечено в интеллектуальную деятельность. Именно в доме Станкевичей Выспяньский познакомился со знаменитым живописцем Яном Матейко. Распознав в юном Станиславе большой талант, мастер дал ему первые уроки рисования. Посчастливилось Выспяньскому и в плане общего образования. Он попал в среднюю школу святой Анны, где преподавание велось на полузапрещённом польском языке и учителя прилежно старались привить своим ученикам любовь к родной истории и литературе. Воспитанниками этого учебного заведения были Люцьян Рыдель, Станислав Эстрейхер и Генрик Опеньский, ставшие впоследствии заметными фигурами культурной жизни Кракова. Выспяньский во время своего обучения не демонстрировал особенно выдающихся способностей, однако, с самого начала проявил огромный интерес к искусству и литературе. Тётя Йоанна вспоминала впоследствии, как юный Станислав постоянно делал зарисовки окружавших его небольших деревенских зданий, животных, растений, старинных доспехов и разнообразных элементов внутреннего убранства дома Станкевичей. Одной из первых проб молодого Выспяньского на литературном поприще стала драматическая интерпретация знаменитой картины Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом».

В 1887 году Станислав был зачислен на курсы философского факультета Ягеллонского университета, параллельно начав свои занятия в краковской школе изящных искусств у профессора Ф. Цинка. Во время своего обучения в университете он посещал лекции по искусству, истории и литературе. Заведовавший в то время школой изящных искусств Ян Матейко, признавая большие возможности Выспяньского, пригласил его принять участие в оформлении интерьера церкви св. Марии.

В период с 1890 по 1895 Выспяньский посетил Италию, Швейцарию, Германию, Чехию и Францию. Именно пребывание во Франции оказало решающее влияние на дальнейшую творческую судьбу Станислава. В Париже он посещал занятия в частном ателье Академии Коларосси. В связи с тем, что плата за учёбу оказалась Выспяньскому не по карману, он вынужден был обратиться с просьбой о субсидии. Во время своего пребывания во Франции он также успел познакомиться с Полем Гогеном. Вместе они посещали парижские художественные музеи, где особо сильное впечатление на Выспяньского оказали картины Пьера Пюви де Шаванна. Также Станислав уделил большое внимание театру, где стал свидетелем постановок античных и шекспировских трагедий. Этот опыт оказался бесценным во время работы Выспяньского над собственными пьесами по мотивам древних мифов — «Даниил и Мелеагр» и «Возвращение Одиссея». Параллельно Станислав работал над несколькими драматическими произведениями — «Королева польской короны», «Варшавянка» и первой редакцией «Легенды». Последняя пьеса была написана по мотивам известной польской легенды о Варе и Саве. В августе 1894 года Выспяньский возвратился в родной Краков, где вскоре был вовлечён в модернистское движение. В тот период художник разработал и принял участие в создании интерьера церкви францисканцев. Эта работа поразила современников смелым использованием замысловатых мотивов, изобилующих разнообразными растениями, геометрическими фигурами и геральдическими элементами. Довольный результатом трудов Выспяньского, настоятель церкви заказал ему несколько витражей. Мастер и на этом поприще добился огромного успеха, создав великолепные композиции: «Блаженная Саломея», «Раны св. Франциска», «Бог-отец». Помимо прочего, Станислав был удостоен награды Польской академии искусств и наук за свой пейзаж, изображавший Курган Костюшко. В качестве живописца, дизайнера интерьера и поэта Выспяньский активно сотрудничал с краковским городским театром. Поначалу он работал над декорациями и сценографией, а затем выступил в роли режиссёра-постановщика нескольких спектаклей.

Афиша спектакля «Свадьба»

В Кракове Выспяньский присоединился к сообществу польских художников «Sztuka» (рус. «Искусство») и в середине 1898 года был назначен художественным редактором еженедельника «Życie» (рус. «Жизнь»). К сожалению, первые драмы Станислава — «Легенда» (1897) и «Даниил и Мелеагр» (1898) не получили признания литературных критиков. Лишь выход в свет «Варшавянки» принёс её автору долгожданный успех. Театральная постановка этой пьесы стала переломным этапом в литературной карьере Выспяньского, и сделал его драматургом национального масштаба. Премьера «Варшавянки» состоялась 2 июля 1901 года, а главную роль Марии исполнила знаменитая краковская актриса Хелена Моджеевская. В течение 1899—1900 годов были опубликованы ещё две пьесы Выспяньского: «Протесилай и Лаодамия» и «Лелевель». В последнем произведении автор вступил в полемику с апологетами романтического видения истории. В 1900 году Выспяньский женится на Теодоре Пытко, будущей матери четырёх его детей. В ноябре того же года он присутствовал на свадьбе своего друга Люцьяна Рыделя, которая состоялась в селении Броновице, находившемся неподалёку от Кракова. Впечатления от этого события были положены в основу знаменитого произведения «Свадьба». В нём Выспяньский остроумно высмеивал пороки современного ему польского общества. «Свадьба» преобразила Выспяньского, который до этого являлся в меру успешным писателем и художником, ассоциирующимся с движением «Молодая Польша», а после превратился в национального драматурга-провидца, чьё значение для польской литературы можно сравнить со значением Йейтса для ирландской, О’Нила для американской, или Метерлинка для бельгийской. Драма со всей глубиной и достоверностью продемонстрировала неутешительные реалии жизни в Польше и бессилие общества коренным образом изменить ситуацию к лучшему. Несмотря на все старания цензуры по возможности урезать тираж книги, «Свадьба» была поставлена в театре и имела большой успех у публики.

По следам «Свадьбы» были опубликованы ещё четыре пьесы посвящённые польской истории: «Освобождение», «Ахилл», «Болеслав Храбрый» и «Легенда 2». Несколько последующих лет Выспяньский посвятил трудам над изданием драм «Скалка» и «Возвращение Одиссея», параллельно работая над польским переводом «Сида» Корнеля и «Заиры» Вольтера.

В 1906 году Выспяньский стал профессором краковской Академии изящных искусств, а также вошёл в состав Городского Совета. В последние годы жизни здоровье Станислава заметно пошатнулось, и он был вынужден пройти курс лечения в Рымануве и Бад-Халле. После этого Выспяньский поселился в небольшом доме в селении Венгжце недалеко от Кракова, где и умер от неизлечимого в то время сифилиса. Его похороны состоялись в Кракове и превратились в национальную манифестацию. Тело Выспяньского было погребено в Пантеоне заслуженных граждан, расположенном в церкви святого Станислава.

Творческое наследие

Планты на рассвете, 1894

Талант Выспяньского был невероятно разносторонним. Помимо своих литературных трудов он оставил после себя множество рисунков, живописных и пастельных изображений с видами родного Кракова, портретов собственных и окружавших его людей, разнообразные иллюстрации и графические работы. Выспяньский разработал дизайн целого ряда витражей и росписей для церквей, а также создал проект реконструкции Вавельского замка, так и не воплощённого в жизнь.

Рисунки, такие как автопортрет 1890 года и путевые наброски Европы и Польши, являются наиболее яркими его работами. Особый интерес вызывает гербарий Выспяньского — серия великолепных рисунков разнообразных растений. Как художник Станислав отдавал предпочтение пастельному рисунку; первые работы в данной технике появились в период между 1890 и 1894 годами. Главными персонажами картин Выспяньского являлись члены его семьи, друзья и коллеги-художники. Очень часто Станислав изображал своих детей в различных бытовых ситуациях, во время сна или кормления:

Материнство, 1905
  • Хеленка, 1900, пастель, Национальный музей в Кракове
  • Спящий Стась, 1902, пастель, Силезский музей в Катовице
  • Спящий Метек, 1904, пастель, Художественный музей в Лодзи
  • Материнство, 1905, пастель, Национальный музей в Кракове
  • Жена художника с сыном Стасем, 1904, пастель, Верхнесилезский музей в Бытоме

Выспяньский запечатлел на холсте многих своих приятелей и художников, среди которых Казимир Левандовский, Яцек Мальчевский, Элиза Пареньская, семья Крышталовичей, Людвик Сольский, Ирена Сольская, Ян Станиславский. Его кисти также принадлежит большое количество пейзажей с видами краковского парка Планты, реки Вислы и её притока Рудавы, коттеджей в Грембово. В самом конце жизни Выспяньский сделал ряд зарисовок Кургана Костюшко, который был виден из окна его студии. Одной из его самых ярких графических работ является афиша спектакля «Там внутри» по Метерлинку.

Существенное место в творчестве Выспяньского занимал дизайн. Он является автором множества витражей, полихромных росписей и интерьеров. В соавторстве с Юзефом Мехоффером и Тадеушем Дмоховским Выспяньский создал 36 витражей для собора св. Марии в Кракове, когда помогал Яну Матейко в работе над реставрацией здания. Творческий тандем оказался весьма успешным, и помимо прочего отметился участием в конкурсе декораторского искусства в Париже и разработкой внешнего вида занавеса для театра им. Юлиуша Словацкого в Кракове. Уже самостоятельно Выспяньский оформил францисканскую церковь родного города (знаменитый витраж «Восстань»), создал наброски витражей с изображением св. Станислава, Казимира Великого и Генриха Набожного для Вавельского собора (эти работы были воплощены в жизнь лишь в 2005—2007 годах и выставлены в павильоне Выспяньского), разработал дизайн выставочного зала Общества любителей искусства (1904) и оформил лестницу и коридор главного здания Медицинского общества, для которого также создал витраж «Аполлон — Солнечная система Коперника». В 1905 году Выспяньский совместно с Владиславом Экельским разработал проект грандиозной реконструкции Вавельского холма.

Пьесы Выспяньского

Портрет Людвика Сольского в роли старого солдата в пьесе «Варшавянка, 1904

Адреса в Кракове, связанные с Выспяньским

  • Ул. Крупнича, 26
    Место рождения Выспяньского. Дом принадлежал дедушке и бабушке Станислава; здесь он прожил до 1873 года.
  • Ул. Канонича, 25
    Летом 1873 года семья Выспяньских переехала в дом Яна Длугоша. Младший брат Станислава и его мать умерли здесь. Осенью 1880 года Выспяньский перебрался в дом своей тёти и её мужа
  • Ул. Коперника, 1
    Между 1880 и 1883 годами Выспяньский проживал в доме Станкевичей. Впоследствии в здании расположился офис туристической организации, в наши дни здесь находится отель «Wyspiański»
  • Ул. Зацише, 2
    Новые апартаменты семьи Станкевичей. Квартира располагалась на втором этаже ныне не существующего отеля «Centralny» на перекрёстке улиц Зацише и Баштовой с видом на Барбакан и парк Планты. В связи с расширением гостиницы, Станкевичи были вынуждены переехать на новое место жительства в 1885 году
  • Ул. Вестерплатте, 1 (позднее ул. Колеёва)
    В июле 1895 года семья Станкевичей сняла квартиру на первом этаже здания на пересечении улиц Колеёвой и Любича. Сейчас на этом месте располагается галерея с лестницей, ведущей в подземный пассаж. В тот период Выспяньский приобрёл небольшой дом в находившемся неподалёку селении Гжегужки, где работал над дизайном витражей для костёла францисканцев
  • Ул. Посельска, 10
    Спустя несколько месяцев после переезда на ул. Вестерплатте умер дядя Выспяньского и Станислав со своей тётей вынуждены были искать новое место жительства. Они сняли квартиру на третьем этаже дома 10 на ул. Посельской
Памятник Выспяньскому в Кракове
  • Пл. Мариацкая, 9
    В июле 1898 года Выспяньский снял комнату в доме на перекрёстке пл. Мариацкой и Главного Рынка. В 1907 году здание было разрушено и на его месте возведён новый многоквартирный дом в стиле модерн. Квартира была переоборудована в студию для занятий живописью. Выспяньский на тот момент был прописан по адресу ул. Шляк, 23, где находилась квартира его будущей супруги Теофилии Пытко
  • Ул. Кроводерска, 79
    В 1901 году Станислав получил награду от Академии искусств и наук за разработку дизайна витража для королевского замка на Вавеле. Благодаря этому он смог арендовать семикомнатные апартаменты на третьем этаже многоквартирного дома на углу аллеи Юлиуша Словацкого. В этом здании, существующем и в наши дни, Выспяньский жил со своей семьёй и работал в оборудованной тут же студии. Как утверждают, на дверях квартиры была помещена табличка с надписью: «Здесь живёт Станислав Выспяньский, который не желает принимать посетителей»
  • Посёлок Венгжце под Краковом
    После получения очередного приза от Академии искусств и наук за пейзажи, запечатлевшие Курган Костюшко, Выспяньский приобрёл в посёлке Венгжце собственный дом. До настоящего времени здание не сохранилось и на его месте теперь находится другой частный дом. В честь 100-летия со дня рождения Выспяньского здесь был установлен памятный знак
  • Ул. Семирадского, 1
    Здание больницы, в которой Выспяньский скончался 28 ноября 1907 года, до наших дней не сохранилось. Оно находилось на углу улиц Семирадского и Лобзовской

Музеи и памятники

В многоквартирном доме Шолайского в Кракове находится Музей Станислава Выспяньского, который является отделением Национального Музея. На площади Всех Святых был открыт информационно-выставочный павильон «Wyspiański 2000». Здесь посетители могут ознакомиться с тремя витражами, разработанными мастером

Перед зданием Национального Музея в Кракове на улице 3 мая установлен памятник Станиславу Выспяньскому

По инициативе польского Сейма 2007 год был официально провозглашён «Годом Станислава Выспяньского»

Галерея

Автопортреты

  • Автопортрет, 1890

  • Автопортрет, 1892-93

  • Автопортрет, 1893-94

  • Автопортрет, 1894

  • Автопортрет, 1902

  • Автопортрет, 1903

  • Автопортрет с женой 1904

  • Автопортрет, 1905

Портреты

  • Портрет Казимира Левандовского, 1898

  • Портрет Яцека Мальчевского, ок. 1899

  • Портрет Франтишека Выспяньского, 1900

  • Портрет Владиславы Ордон-Сосновской, 1903

  • Портрет Франтишека Крышталовича, 1904

  • Портрет Яна Станиславского, 1904

  • Портрет Юлиана Новака, 1904

  • Портрет врача, 1904

  • Портрет Элизы Пареньской, 1905

  • Портрет жены, 1902

Пейзажи

  • Баржи на Сене, 1894

  • Вид на Вавель, 1894

  • Вид на городские стены, до 1894

  • Дома в Грембове, 1900

  • Вид на Курган Костюшко, 1904

  • Башни Мариацкого костёла, 1905

  • Висла под Краковом, 1905

  • Ферма в Конарах, 1905

Библиография

  • С. Выспянский и художники его времени. Каталог выставки, М., 1958
  • Драмы. (Вступ. ст. Б. Ростоцкого), М., 1963
  • Витт В., Станислав Выспянский, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969
  • Оконьска А., Выспяньский (Пер. с польского М.Демакиной), М.: Искусство, 1977
  • Танаева Л. И., Три лика польского модерна: Выспяньский. Меххофер. Мальчевский, М.: Алетейя, 2006
  • Skierkowska Е., Plastyka St. Wyspiańskiego, Wr. — Kr., 1958
  • Łempicka A., Stanisław Wyspiański, в кн.: Obraz literatury polskiej XIX i XX wieku, ser. 5 — Literatura okresu Młodej Polski, t. 2, Warsz., 1967
  • Stanisław Wyspiański, (2 wyd.), Warsz., 1967;
  • Stokowa М., Stanisław Wyspiański. Monografia bibliograficzna, (t. 1—3), Kr., (1967—68)

Ссылки

Выспяньский Станислав — «Энциклопедия»

ВЫСПЯНЬСКИЙ (Wyspianski) Станислав (15.1.1869, Краков — 28.11.1907, там же), польский драматург, поэт, художник, театральный деятель. Сын скульптора Францишека Выспяньского (1836-1902). В 1887-95 годах (с перерывами) учился одновременно в краковской Школе изящных искусств, в мастерской Я. Матейко и в Ягеллонском университете. С 1890 года продолжил профессиональное образование за границей (Австрия, Италия, Швейцария, Германия, Франция). В 1891-94 годах подолгу жил в Париже. В 1894 году вернулся в Краков. Начал творческую деятельность как поэт. Лирика Выспяньского прозрачна и проста по форме; её основная тема — красота родной земли. В 1897 году Выспяньский вошёл в редакцию краковского модернистского журнала «Жизнь» («Zycie»), где были опубликованы его первые пьесы — «Варшавянка» («Warszawianka», 1898), «Клятва» («Klatwa», 1899). Преподавал в Краковской Академии Художеств (с 1902; профессор с 1906). Выспяньский-художник писал отмеченные утончённым мастерством и психологической проникновенностью пастельные портреты (детские; автопортреты; серия портретов артистов — исполнителей ролей в его пьесах, 1902-04, и др.) и пейзажи («Вид на холм Костюшко», 1905, Национальный музей, Варшава). Создавал также эскизы витражей: для францисканского костёла (1897-1902), для здания Общества врачей (1904; оба — в Кракове). Отличающиеся мрачной экспрессией эскизы витражей для Вавельского собора в Кракове (1900-02) воскрешали исторические образы — Казимира Великого, святого Станислава, Генриха Благочестивого — в облике оживших мумий, скелетов в лохмотьях королевских мантий. Как книжный иллюстратор Выспяньский достиг декоративного единства шрифта и растительного орнамента (иллюстрации к «Илиаде», 1903, и др.). Выполнял эскизы декораций и костюмов к собственным спектаклям в Краковском драматическом театре, также для мебели, тканей, изделий для металла.

Реклама

Наибольшую славу Выспяньскому принесли его многочисленные драмы. Выспяньский обращался в них к библейским легендам и античным мифам [«Протесилай и Лаодамия» («Ргоtesilas i Laodamia», 1898), «Акрополь» («Akropolis», 1904) и др.], к древней истории Польши [«Легенда» («Legenda», 1897), «Болеслав Смелый» («Boleslaw Smiaty», 1900) и др.). Значительную часть драматургического наследия Выспяньского составляют пьесы о событиях польского национально-освободительного движения 19 века [«Лелевель» («Lelewel», 1899), «Легион» («Legion», 1900) и др.]. Выспяньский был смелым новатором в области драмы: используемые им приёмы неоднозначного по смыслу «открытого финала» , парадоксального монтажа не стыкующихся во времени и пространстве сцен, смешения реальных и вымышленных персонажей, бытового и легендарно-мифологического планов давали основание критике называть Выспяньского и неоромантиком, и символистом, и экспрессионистом. В пьесе «Ноябрьская ночь» («Noc listopadowa», 1904) о восстании 1831 года наравне с историческими персонажами действуют, вмешиваясь в события, ожившие статуи старинного варшавского парка Лазенки. Для драмы «Освобождение» («Wyzwolenie», 1903) Выспяньский избрал оригинальную сценическую форму «театра в театре». Темы вины и возмездия, нравственного падения и искупления через страдание преломлены в самой известной драме Выспяньского — «Свадьба» («Wesele», 1901, экранизация А. Вайды, 1973), где Выспяньский применил свой излюбленный приём смешения персонажей из разных эпох. Свои взгляды на современную драму Выспяньский изложил в эссе «Этюд о Гамлете» (1905). На сцене Краковского драматического театра осуществил первую постановку «Дзядов» А. Мицкевича и сам оформил её как сценограф (1901).

Соч.: Dzieta. Warsz., 1924-1932. Т. 1-8; Dramaty. 2 wyd. Krakôw, 1955-1970. Vol. 1-2; Драмы. М., 1963.

Лит.: Оконьска А. Выспяньский. М., 1977; Wçgrzyniak R. Wokôt Wesela S. Wyspianskiego. Krakow, 2001; Башинджагян Н. З. На скрещении дорог: Выспяньский — Крэг — Шиллер // Башинджагян Н. 3. Театр Леона Шиллера. Режиссер и его время. М., 2005; Тананаева Л. И. Три лика польского модерна. СПб., 2006.

Н. З. Башинджагян.

Станислав Выспянский — биография, życiorys, książki, cytaty i ciekawostki

Станислав Выспянский (1869–1907) на поэту tworzący w dobie Młodej Polski, malarz, wybitny teoretyk teatru, dramaturg, grafik, malarz, architekt czy nawet projektant dekoracji scenicznych. Wykładał na Akademii Sztuk Pięknych jako profesor. Zasłynął także ze swych projektów wnętrz oraz mebli.

Krótki życiorys Stanisława Wyspiańskiego

Stanisław Wyspiański przyszedł na świat w Krakowie 15 stycznia 1869 r.. Был польским поэтом, драматургией, малярземом, витражистом, архитектором и иллюстратором ксижек. Tworzył w epoce tak zwanej Młodej Polski. Był synem rzeźbiarza. Studiował na wydziale filozoficznym Uniwersytetu Jagiellońskiego oraz w Szkole Sztuk Pięknych. Młody Wyspiański wzrastał artystycznie pod bacznym okiem Яна Матейки. To właśnie wtedy Wyspiański stworzył witraż jaki można podziwiać w katedrze lwowskiej. Ponadto Wyspiański kochał podróże i wtedy nabywał nowego oglądu spraw.

Uczęszczał jednocześnie do paryskiej Académie Colarossi i École des Beaux Arts.Tam też rozpoczął swą przygode z dramatem. Момент zwrotny w karierze pisarskiej Stanisława Wyspiańskiego miał miejsce wraz z wystawieniem jego «Wesela» w roku 1901. Sukces «Wesela» rozochocił go by mógł artystycznie dopaczaczówica. Póniej powstały dzieła takie jak «Wyzwolenie», «Noc listopadowa», «Akropolis». Będąc już dramatopisarzem zdobył tytuł profesora na krakowskiej Akademii Sztuk Pięknych. Był jednym z współzałożycieli Towarzystwa Artystów Polskich «Sztuka».Zmarł 28 листопада 1907 г. w Кракове. Powodem przedwczesnej śmierci była kiła, choroba wówczas śmiertelna.

Biografia rozszerzona Stanisława Wyspiańskiego

Biografia określona sztuką

Na szczególną uwagę zasługuje fakt, iż był uczniem samego Jana Matejki. Razem pracowali przy słynnych polichromiach krakowskiego kościoła Mariackiego. Studiował filozofię na Uniwersytecie Jagiellońskim. Podróował m.in. делать Włoch, Francji i Niemiec. Podjął wówczas wyzwanie pracy nad witraami krakowskiego kościoła franciszkanów.Zasilił też prace redakcyjne czasopisma krakowskiego «ycie». Debiutował w roku 1898 wystawiając jako dramaturg sztukę pt. «Варшавянка». Od tamtego czasu datuje się już regularny wkład Wyspiańskiego w tematykę społeczną i patriotyczną, biblijną i mitologiczną. Na przykład wśród utworów, które znalazły się na deskach pod jego okiem dramaturgicznym, były: «Wyzwolenie», Noc listopadowa »oraz« Lelewel ». Walczył w tym czasie o posadę dyrektora teatru miejskiego, lecz plany pokrzyżowała choroba. Umarł w roku 1907, mając zaledwie 38 lat.Jako postać wybitną złożono go w krakowskim kościele na Skałce, gdzie spoczywa wśród osób tak zasłużonych jak on.

«Везеле»

W biografii Wyspiańskiego zaznacza się szczególnie data roku 1901, kiedy to w Bronowicach odbyło się wesele znajomych artysty, Lucjana Rydla oraz Jadwigi Mikołaz Dzięki obecności na tym weselu, Stanisław Wyspiański mógł poczynić szereg drogocennych Obserwacji, które wkrótce zaowocowały utworem pt.«Везеле». Jest to pozycja niezwykła i wiekopomna z uwagi na obecnego w dziele ducha cyganerii krakowskiej tamtego czasu, który niejako zderza się z mentalnością i światem zwykłych ch. Wyspiański podejmuje bardzo udaną próbę krytyki teraźniejszości w zestawieniu z przeszłością, gdzie ma miejsce nie mniej istotny symbolizm. Dzieło jest pozycją na wskroś patriotyczną, mówiącą o walce narodowowyzwoleńczej i szansach stojcych przed narodem tamtego czasu. Diagnoza jest niestety pesymistyczna, bowiem autor szacuje realne siły każdej z przedstawionych warstw społecznych, z której żadna na dobrą sprawę nie jest w stanie poprowadzić do odrodzenia.Bierność, złudzenia и chory lojalizm w służbie obcych wpływów są przedstawione jako główne źródła niedoli polskości jako takiej. Kwintesencją tej krytyki zostało naświetlenie wewnętrznych sporów, które nie pozwalają na akty do celów wyższych. Symboliczny и kulminacyjny jest taniec chocholi, odbicie stagnacji, marazmu i zastoju, w jakich to znajdował się ówczesny naród polski.

Dramatopisarz

Stanisław Wyspiański był z pewnością wybitnym dramatopisarzem, ale i sprawnym reconatorem przedstawień, w których ukazywał całość przedstawienia z niezwykłą dbałości zz.Można pokusić się o wniosek, że kontakt ze Stanisławem Przybyszewskim utrwalił w nim przekonanie, że teatr jest najwyższą ze sztuk. Wyspiański potrafił opisać warunki, w których wydarzała się akcja tak, że jest tam wyłoona już gotowa niemal cała sceografia. Tak jest zarówno w «Wyzwoleniu», jak i «Weselu».

Artysta wszechstronny

Stanisław Wyspiański był oprócz tego wybitnym impresjonistą, co widać choćby w namalowanych portretach, czy też wspomnianych pracach nad witrażami i freskami.Malował wspaniałe pejzaże, plenery zarówno miejskie, jak również naturę, oddając nastrój miejsc w sposób bezbłędny. Szedł w swej sztuce niezwykle daleko, starając się odzwierciedlać całość impresji, łącznie z projektowaniem ubrań dla aktorów odgrywajcych role jego sztuk.

Ciekawostki o Stanisławie Wyspiańskim

  • «Wesele» zostało wybrane, jako lektura Narodowego Czytania 2017.
  • Na zajęcia z rysunku na uczelni plastycznej Wyspiański uczęszczał jeszcze w czasie gimnazjum.
  • W przeciwieństwie do akademii zagranicznych, we współczesnej Wyspiańskiemu krakowskiej szkole malarstwa nie było mowy o malowaniu aktów.
  • Artysta w czasie zagranicznej wyprawy osiadł w Paryżu na trzy lata utrzymując się ze stypendium krakowskiej Szkoły Sztuk Pięknych.
  • «Kobiety są razem z nami, na nieszczęście wszystkie nie zanadto ładne» — zanotował Wyspiański swoje wrażenia ze studiów zagranicznych.
  • Był współtwórcą cuda architektonicznego jakim jest Kościół Franciszkanów w Krakowie przy ul.Franciszkańskiej, gdyż był współtwórcą artystycznego wystroju świątyni. Przez pół roku poświęcał się całkowicie dekoracji ścian świątyni pod wezwaniem św. Францишка.
  • Największe wrażenie zrobiła na Wyspiańskim twórczość norweskiego dramaturga Henryka Ibsena, traktująca zagadnienia winy, kary, zależności jednego człowieka od friendiego, a tak.
  • Za granicą Wyspiański odczuwał charakterystyczny stan, który kilkadziesiąt lat później pisarz Tadeusz Konwicki nazwie kompleksem Polski.Wyspiański dostrzegając wyraźnie ten problem pisał na obczyźnie: «Tak ładnie, miluchno z mego pokoiku wysokiego na ten świat niby daleki, a przecież tak zamknięty (…ni) niky
  • Wyspiański miał przyjaciela, który wyraźnie zazdrościł mu powodzenia wśród kobiet.

Cytaty Stanisława Wyspiańskiego

  • «Sztuka i wolna myśl, niezlękłe bogi.»
  • „Miałeś, chamie, złoty róg,
    miałeś, chamie, czapkę z piór:
    czapki wicher niesie,
    róg huka po lesie,
    ostał ci się ino sznur,
    ostało się siur.”
  • «Niech na całym świecie wojna,
    byle polska wieś zaciszna,
    byle polska wieś спокойная».

Książka o Stanisławie Wyspiańskim

«Станислав Выспянский. Ycie i twórczość ”ukasza Gaweła jest książką, w której Wyspiański jawi się jako człowiek geniusz, ze swymi uczuciami, marzeniami, pasjami,…

ródła:
  • «300 postaci które zmieniły Historię Polski i świata». Videograf II, Chorzów 2008
  • https: //pl.wikipedia.org / wiki / Станис% C5% 82aw_Wyspia% C5% 84ski
  • https://biografia24.pl/stanislaw-wyspianski/

Znane wiersze — Станислав Выспянский

Polski dramaturg, поэта, malarz, grafik, architekt, projektant mebli. Jako pisarz związany z dramatem symbolicznym. Tworzył w epoce Młodej Polski. Nieoficjalnie nazywany Czwartym Wieszczem Polskim.

  • Ach, krzywdzisz ludzi
    Ach, krzywdzisz ludzi.
  • akżeż ja się uspokoję
    Jakżeż ja się uspokoję-
    Pełne strachu oczy moje,
  • Aniołowie snu Jakubowego
    1.Witaj, promieniu ycia.
    2. egnaj mi, słońce dnia.
  • Bdą jak meteor — jak błyskańce
    Bd jak meteor, jak błyskańce,
    które pociska Zeus i Bóg,
  • Bóg wam zapłać, koledzy, za miłość 1903, worenski,
    , ул. Болеслав miały
    I
  • Był u mnie ktoś, direkt von wien
    7-ego sierpnia 1904
    Bad-Hall
  • Czy panu w oczy kiedy śmierć zajrzała
    26 kwiecień 1905.Краков.
  • Czy uważacie — w mgieł zawłoczy
    Czy uważacie — w mgieł zawłoczy,
    że im głębszy mrok nas mroczy,
  • Czy wiadomości Pan chcenia, pozytywnych ego krawietnia, pozytywnych ego
    . SW]
  • Die Sonne nie tak świeci jak słońce
    Mój Kochany!
  • Do Kazimierza Rakowskiego
    Rozbieżeli Sie gońcy ж różne Świata строны,
    najwięcej ич pobiegło ж Морзе на POŁUDNIE,
  • Do Lucjana Rydla
    Chciałbym CI najbujniejszy Kwiat złożyć на Piersi,
    chciałbym Cie ж najjaskrawsze ubierać Kolory,
  • Do Tadeusza Estreichera
    Nad Morskim Okiem! — jakże ci zazdroszczę,
    że tam stoicie w zimnie, ostrym wichrze,
  • Do Wilhelma Feldmana
    Kochany Panie Redaktorze!
  • Gdy nie mogę się rozmówić
    Gdy nie mogę się rozmówić
    z tobą listem ni przez karty,
  • Gdy przyjdzie mi ten świat porzucić
    1.Gdy przyjdzie mi ten świat porzucić,
    na jakąż nutę będę nucić
  • Hej, las rymanowski za mgłą
    Hej, las rymanowski za mgłą,
    a mnie dzisiaj jechaçi świat porzucić,
    a mnie dzisiaj jechaçi świat porzucić,
    a mnie dzisiaj jechaçi świat porzucić,
    a mnie dzisiaj jechać do 900
  • Jeśli kto nie rozumie czego
    Jeśli kto nie rozumie czego,
    jest bowiem zbyt zawiłe,
  • Kazimierz Wielki
    I
    Wielkości! komu nazwę twą przydano,
  • Księdzu Czaykowskiemu
    Towarzyszowi nocy w Rymanowie
    w księżycowej świerkowej głuszy,
  • La legende du roi
    un jadis фруктов kwietnia, południu, 1905]
  • Na odebranie wawelu
    Habt acht! — Marschieren, Zug marsch! — — Id — — stęp miarowy —
  • Napis na obrazie
    LUTY 1905, KRAKÓW
  • Niech nikt nad grobem mi nie płacze
    1.Niech nikt nad grobem mi nie płacze,
    krom jednej mojej ony,
  • Noc Listopadowa — Dodatek
    EPIZOD ZE SŁOWACKIM (ZE SCENY 5)
  • Noc Listopadowa — Scena 1
    SOWACKIM (ZE SCENY 5)
  • Noc Listopadowa — Scena 1
    Koryzkolez wikipedia. szeroki,
  • Noc Listopadowa — Scena 10
    W ALEJACH UJAZDOWSKICH
  • Noc Listopadowa — Scena 2
    SALON W BELWEDERZE
  • Noc Listopadowa — Scena 3
    POD POSGIEGIEMO
    Listopadowa
    Listopadowa

    Listopadowa
    САЛОН W BELWEDERZE
  • Noc Listopadowa — Scena 5
    W TEATRZE ROZMAITOCI
  • Noc Listopadowa — Scena 6
    W MIESZKANIU LELEWELA
  • Noc Listopadowa
    — Scena7
    W PAACU AZIENKOWSKIM
  • Noc Listopadowa — Scena 9
    TEATRUM STANISŁAWA AUGUS TA
  • Noty do «Bolesława Śmiałego»
    Памятник W Architekturze stworzyłem
    ludowej sztuce, skoro po raz pierwszy
  • O myśli polska, czyliś już ockniona
    O myśli.
  • O, kocham Kraków
    O, kocham Kraków — bo nie od kamieni
    przykrości-m doznał — lecz od ywych ludzi,
  • Pociecho moja ty — księżniczko,
    Pociecho kamieni,, Pociecho moja ty
  • Poezjo — wiecznie Cię po sprzętach szukać trzeba
    25 kwiecień 1905
  • Przy wielkim czynie i przy wielkim dziele
    Przy wielkim czynie i Przy wielkim dziele Przy wielkim czynie i przy wielkim dziera «? znany wyraz, powszechnie zużyty,
    Artur Górski, Miciński karmią się nim co dzień.
  • Sił tysiąc trzeba i mocy stu czarów
    wieczorem 22 kwietnia 1905. Kraków.
  • Tu była przerwa — burza już ucichła
    Tu była przerwa — burza już ucichła —
    późno już wieczór — właśnie usłyszałem
  • U stóp Wawelion, właśnie usłyszałem, właśnie usłyszałem
  • U stóp Wawelu …
  • Veni Creator
    HYMN
    VENI CREATOR
  • W czyich że rękach byłem manekinem
    22 wieczór 1905, kwiecień.
  • Wesele — Akt 1
    Akt 1
  • Wesele — Akt 2
    Akt 2
    (wieczniki pogaszone; na stole mała lampka kuchenna).
  • Wesele — Akt 3
    SCENA 1.
    GOSPODARZ.
  • Wesele — Osoby
    «Pamiętam go jak dziś, jak szczelnie zapięty w swój czarny tużurek stał całą noc oparty o furtynę drzwi, patrz
  • SWD,
  • , 19031,
  • , wesołzieły» więc znamienne rysy
    i szlachetności duszy korzenne podstawy
  • Wierszyk wakacyjny
    I cóż, kochany Panie Leonie,
    czy byłeś Pan już w lesie?
  • Wszelba moski więc pro 30.Краков
  • Wszystko za dumnie i wszystko za mało
    22 kwiecień 1905, południu. Краков.
  • Z «Wyzwolenia»
    Chcę żeby w letni dzień
    upalny letni dzień
  • Znam mężów odwanych słów
    Znam mężów odwanych słów,
    któjów odwa? Статья о Станиславе Выспянском в The Free Dictionary

    Родился 15 января 1869 года в Кракове; умер там 28 ноября 1907 года. Польский писатель, художник, деятель театра.

    Выспянский родился в семье скульптора. Учился в Краковской школе изящных искусств (1884-95, с перерывами) у Яна Матейко и в Академии Коларосси в Париже (1891-94). Выспянский был одним из основателей (1897) и видным членом ассоциации художников Кракова Art. В своем творчестве Выспянский стремился воплотить национальный принцип в рамках стиля модерн. В своих эскизах витражей, разработанных для францисканской церкви и Вавельского собора в Кракове (1896–1906), Выспяриски использовал плавные, яркие контурные линии и пятна чистого цвета как средство выражения.Участвуя в публикации журнала Zycie (Life), Выспяриски создал новый тип книжного дизайна, добившись декоративного единства между печатным текстом и нежно ритмичным стилизованным растительным орнаментом. Пастельные портреты и пейзажи Выспянского отличаются обобщенной выразительной манерой рисования, утонченной поэтичностью и одухотворенностью. Выспянский также работал в области декоративного искусства, например, его дизайн интерьера здания Медицинского общества в Кракове (ок.1905 г.) и его эскизы мебели, тканей, металлических изделий.

    Пьесы и рапсодии Выспянского посвящены далекому прошлому Польши, например, Легенда (1897), Болеслав Смяты (1900) и Казимеж Великий (1900). Его исторические драмы поднимают проблемы польского романтизма и национально-освободительного движения, например, Варшавянка (1898), Легион (1900) и Ноябрьская ночь (1904).В пьесах, основанных на сюжетах древнегреческих мифов, рассказывается о современных событиях в духе античной трагедии, например, Meleager (1898), Curse (1899) и The Return of Odysseus (1907). Вершиной творчества Выспянского являются его метафорическая драма-памфлет и драма-сказка Свадьба (1901). Здесь, как и в других своих современных политических драмах, Освобождение (1903) и Акрополь (1904), он ставит проблему путей национально-освободительной борьбы и изображает распад польского буржуазного общества.Для искусства Выспянского характерно сочетание реалистичного взгляда на мир с символикой, монументальности и синтетичности, а также одновременного использования словесных, музыкальных и пластических средств. Эти особенности проявились и в его режиссерской работе.

    РАБОТЫ

    Dzieta zebrane , т. 1-15. Краков, 1958-68.
    Poezje . Варшава, 1957.
    В русском переводе:
    Dramy . [Вступительное слово Б. Ростоцкого.] Москва, 1963.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    С. Выспянский и художники его времени: Каталог выставок . Москва, 1958.
    Витт, В. «Станислав Выспянский». В История польской литературы , т. 2. Москва, 1969.
    Skierkowska, E. Plastyka St. Wyspiańskiego . Вроцлав-Краков, 1958.
    empicka, A. «Stanislaw Wyspiański». В Образец литературы польской XIX и XX век , серия 5: Literatura okresu Młodej Polski , vol. 2.Варшава, 1967. (Содержит библиографию.)
    Stanistaw Wyspiański [2-е изд.] Варшава, 1967.
    Stokowa, M. Stanisfaw Wyspiański: Monografia bibliograficzna [vols. 1-3]. Краков [1967–68].

    Л. И. Т АНАНАЕВА и В. В. В ИТТ

    Большая советская энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

    Выспяньски, Станислав | Статья о Станиславе Выспянском в The Free Dictionary

    Родился Янв.15,1869, в Кракове; умер там 28 ноября 1907 года. Польский писатель, художник, деятель театра.

    Выспянский родился в семье скульптора. Учился в Краковской школе изящных искусств (1884-95, с перерывами) у Яна Матейко и в Академии Коларосси в Париже (1891-94). Выспянский был одним из основателей (1897) и видным членом ассоциации художников Кракова Art. В своем творчестве Выспянский стремился воплотить национальный принцип в рамках стиля модерн.В своих эскизах витражей, разработанных для францисканской церкви и Вавельского собора в Кракове (1896–1906), Выспяриски использовал плавные, яркие контурные линии и пятна чистого цвета как средство выражения. Участвуя в публикации журнала Zycie (Life), Выспяриски создал новый тип книжного дизайна, добившись декоративного единства между печатным текстом и нежно ритмичным стилизованным растительным орнаментом. Пастельные портреты и пейзажи Выспянского отличаются обобщенной выразительной манерой рисования, утонченной поэтичностью и одухотворенностью.Выспянский также работал в области декоративного искусства, например, над дизайном интерьера здания Медицинского общества в Кракове (ок. 1905 г.) и его эскизами для мебели, тканей и металлических изделий.

    Пьесы и рапсодии Выспянского посвящены далекому прошлому Польши, например, Легенда (1897), Болеслав Смяты (1900) и Казимеж Великий (1900). Его исторические драмы поднимают проблемы польского романтизма и национально-освободительного движения, например, Варшавянка (1898), Легион (1900) и Ноябрьская ночь (1904).В пьесах, основанных на сюжетах древнегреческих мифов, рассказывается о современных событиях в духе античной трагедии, например, Meleager (1898), Curse (1899) и The Return of Odysseus (1907). Вершиной творчества Выспянского являются его метафорическая драма-памфлет и драма-сказка Свадьба (1901). Здесь, как и в других своих современных политических драмах, Освобождение (1903) и Акрополь (1904), он ставит проблему путей национально-освободительной борьбы и изображает распад польского буржуазного общества.Для искусства Выспянского характерно сочетание реалистичного взгляда на мир с символикой, монументальности и синтетичности, а также одновременного использования словесных, музыкальных и пластических средств. Эти особенности проявились и в его режиссерской работе.

    РАБОТЫ

    Dzieta zebrane , т. 1-15. Краков, 1958-68.
    Poezje . Варшава, 1957.
    В русском переводе:
    Dramy . [Вступительное слово Б. Ростоцкого.] Москва, 1963.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    С. Выспянский и художники его времени: Каталог выставок . Москва, 1958.
    Витт, В. «Станислав Выспянский». В История польской литературы , т. 2. Москва, 1969.
    Skierkowska, E. Plastyka St. Wyspiańskiego . Вроцлав-Краков, 1958.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *