Товаров: 0 (0р.)

Казахская свадьба традиции: Традиции и обычаи казахского народа: от рождения до смерти

Содержание

Казахская свадьба, или Ярмарка тщеславия — Караван

благословением и приглашением огромного количества гостей, которых родители молодых словно берут в свидетели, выдавая замуж дочь или женя сына. Потому, мол, и стараются сегодня вспомнить все мельчайшие нюансы народных традиций.

По мнению автора книги “Ситуативный казахский” Каната ТАСИБЕКОВА, казахи и так многих традиций лишились, и терять такое явление, как свадебный той, – последнее дело. Сколько бы это ни стоило!

Уговор дороже денег

Недавно мои знакомые, выдававшие замуж дочь (сами они из ученых академических кругов), решили на семейном совете: будем делать все по традиции, мол, не куклу дарим! Значит, само собой, надо делать қыз үзату – проводы невесты.

Задолго до назначенной даты будущие сваты – родители жениха и невесты – собираются в самом роскошном ресторане города и обсуждают предстоящие расходы. Тут самое главное – не сплоховать: родители невесты обычно набивают цену себе и своей дочери, хвастаются родовитостью и крутыми родственниками, и если родители жениха дадут слабину, могут навязать им ненужные расходы на многочисленные подарки.

Бывает, что на этом тайном собрании решается – проводить қыз үзату или нет? Если родня невесты не хочет особо тратиться, то можно, конечно, и обойтись. Но все равно от дарения подарков ее родным сваты не отвертятся.

Хотя это ведь не главное? Ничего страшного, если вы не получите в подарок очередной костюм made in Bishkek или золотые сережки, купленные на распродаже с 80-процентной скидкой?

Однако такой обычай, как қыз үзату, в последнее время среди казахстанцев становится весьма популярным явлением.

Проводы обычно проходят  за день до свадьбы и порой не уступают по своему размаху самому главному тою – тут уж как родня невесты решит отличиться.

Родственники жениха приглашаются на қыз үзату в ограниченном количестве – только самые-самые близкие.

Почти на всех современных свадьбах принято спаивать гостей с другой стороны. Причем возлагают эту миссию на женщин. Это, конечно, не апашки и не ажешки, а тот самый “средний класс” сестер матери или отца невесты, всевозможных абысынок, женгешек и кудаша. С рюмочкой водочки или бокалом вина они обходят столы сватов и других гостей после каждого произнесенного тоста, бдительно следят, чтобы каждый поднял и осушил свой бокал. Большого труда стоит избежать этой “повинности”!

Красна свадьба тостами!

Важное дело – выбор тамады. Если он говорит на двух языках, шутит, поет и играет на домбре, то цены ему нет. Примета времени: в ряде областей Казахстана в ходу так называемые халал-тамады, которые не пьют, не курят, плоско не шутят и исполняют только наполненные смыслом песни. Но главное на тое – это настроение, и вряд ли кому захочется, чтобы на свадьбе гостей грузили философским смыслом бытия, поэтому тут пытаются соблюсти золотую середину.

К слову, нынешняя мода – сокращать количество тостующих, выпускать их, так сказать оптом, – весьма облегчает жизнь молодым, вынужденным без конца вставать, и укорачивает время проведения свадьбы. Но сильно меняют традиции и обычаи. Ведь, по сложившемуся испокон веков мнению, казахская свадьба красна не пирогами, а добрыми пожеланиями.

И конечно, песнями. Если вспомнить тои почти 20-летней давности, на свадьбах было принято петь известные народу песни, вкладывая в них всю мощь глоток и души. Сегодня же на всех свадьбах страны звучат, не смолкая, два хита – “»Қызыл өрік»” и “Мария Магдалена” – бессмысленные и беспощадные…

Слезы умиления

Но вот тосты произнесены, пожелания высказаны, песни спеты и сватам пора собираться в дорогу, забирая с собой невесту. Просто так их не отпустят: сначала на блюде подадут тушу барана, которую они могут забрать с собой, разделив на части. А еще надо съесть по кусочку курдючного сала и печени – құйрық бауыр. Раньше по незнанию думала, что делается это с хитроумным замыслом: мол, пусть новоявленные сваты теперь ходят как хвостик (құйрық) за родственниками невесты и сидят у них в печенках (бауыр). Оказалось, что смысл сего действа немного другой: құйрық означает “быть теперь сватам между собой такими же нежными, как курдючный жир барана, привязавшись к друг к другу крепче, чем к родному брату (бауыр)”!

После того как все формальности улажены, устраиваются пышные проводы невесты. Слезы умиления у многих вызывает выложенная в Интернет запись одного такого мероприятия – невеста в красном платье танцует с отцом последний танец и идет по белой дорожке  к своему суженому. В этот момент рыдают все!

Беташар: Почувствуй себя Евой!

Украшение казахской свадьбы – беташар – обряд открывания лица невесты – обычно проводится под звуки домбры специально приглашенным для этого певцом, который громогласно сообщает, что, мол, невеста прибыла, спешите видеть и за это платите денежку. Приглашенные бросают на поднос купюры, невеста каждому должна поклониться. Поднос вместе с деньгами потом забирает певец (почему – так никто и не знает).

Обычно он же открывает лицо невесте с помощью домбры, но недавно пришлось слышать такие речи: мол, “Келіннің бетін кім бурса, сол ыстық” (“Кто первым поднимет и увидит лицо невесты, к тому она и со всей душой”), такими словами тамада пригласил к этому обряду будущую свекровь. Мол, пусть если с кем невестке и надо сродниться, так в первую очередь  со свекровью.

По мнению Санжара Керимбая, автора идеи книги “Салт-дәстүр сөйлейді” (“Говорят обычаи и традиции”), обряд беташар берет свое начало со времен кочевничества и несет в себе смысл первозданности действа. Стоя под белым покрывалом, скрывающим ее лицо, отдавая поклоны, невеста должна себя почувствовать Евой.

– В давние времена люди, проводящие обряд беташар, должны были быть образованы с духовной и религиозной точки зрения, они вкладывали в обряд особую мораль и заветы предков. Сегодня же в ряде районов Казахстана бывает, что обряд беташар проводят под звуки не домбры, а… синтезатора. В этом смысле хотелось бы отметить певцов из Мангистау и Западного Казахстана, где традиции беташар лучше сохранены.

А на следующий день…

Думаете, на тое все и заканчивается? Отнюдь нет. На следующий день представительная делегация со стороны невесты приглашается от жениха домой к сватам. И называется это – қудалық. Непременным атрибутом этих встреч является обмен подарками – киіт – чаще всего это одежда (костюмы, пальто, плащи – для мужчин и шубы, отрезы на платье и ювелирные украшения – для женщин). Списки с именами и их размерами подаются загодя. Однако кто смотрит на размеры? Лишь бы количество подарков совпало с количеством одариваемых. В итоге одежда – не по фасону и не по размеру – частенько пылится в шкафах до следующего тоя.

В любой свадьбе должен быть смысл

– Обычай қыз үзату стал укореняться в народных обычаях лишь с обретением независимости. А до этого обходились скромным пирком да приступали к свадебке. Я вообще против этих шумных тоев на 300 человек, из которых большую часть ты видишь в жизни в первый или второй раз. И больше никогда не увидишь. В любом действе должен быть смысл, я всегда пытаюсь найти его в том или ином месте, если меня приглашают. Если вижу на тоях только понты и желание покрасоваться, считаю подобные мероприятия лишней тратой денег…

Разница в словах – разница в понятиях

Канат ТАСИБЕКОВ, писатель:

– Полярность мнений в отношении казахских тоев обусловлена языком, на котором думает человек, и, следовательно, разными понятиями, вкладываемыми в тот или иной обычай.

Для русскоязычного шала-казаха свадьбу надо “сыграть” – то есть провести весело и для молодых.

Для казахскоязычного таза-казаха – тойды атқару (“ свадьбу сыграть”) – әке шешеге парыз (“родительский долг”), то есть баланы аяқтандыру (“поставить ребенка на ноги”).

Для русскоязычного символом невесты является ее белое платье.

Для казахскоязычного таким символом служит обряд беташар.

Для русскоязычного на свадьбе говорят тосты и лучше, если их будет меньше.

Для казахскоязычного на свадьбе звучат тілек (“благопожелания”) и чем больше их, тем лучше, так как той ниеті тілекпен (“смысл свадьбы в пожеланиях”).

Мы пока еще не заговорили на одном языке, а я уже слышу про тои, проходящие на английском! Значит, ждут нас новые открытия…

Ну что же, как говорится, бас аман болсын! (“главное, чтобы мы были здоровы!”).

А пока не будем торопиться и осуждать тех, кто, готовясь к свадьбе, влезает в долги, ведь для казаха нет хуже, если про свадьбу сына скажут: Жетім қыздың тойындай (“Как свадьба девушки-сиротки”).

Народные традиции – в крови, не так просто от этого избавиться.

5 фактов

* Ставка среднего денежного подношения на тоях составляет не менее 10 тысяч тенге.

* Непорочность невесты по-прежнему приветствуется.

* Однако некоторые родители предпочитают справлять свадьбы лишь после того, как будущая невеста забеременеет от их сына.

* Говорят, на юге Казахстана невеста перед свадьбой должна вырыть колодец ростом с себя. Никто не может объяснить – откуда взялась такая традиция?

* Тот, кто соберет на свадьбе больше шашу (конфеты и монетки, разбрасываемые на пути молодых), в будущем сыграет такую же богатую и пышную свадьбу.

* Европейская традиция бросания букета соблюдается наравне с национальными обрядами

* Обряд беташар – символ чистоты казахской невесты

Почему для казахов важно задобрить сватов – традиция Киіт беру

Когда джигит и девушка решают навсегда связать свои судьбы, в первую очередь об этом узнают и радуются близкие. В семью невесты приходят свататься родственники жениха. Стороны договариваются обо всем, решают, как и когда будет проводиться той (свадьба). Будет ли одна свадьба в семье жениха или родители девушки захотят провести свой той — «Қыз ұзату» (проводы невесты).

После тоя в семье жениха одна из сторон (обычно это родственники жениха) приглашают сватов в гости для более близкого знакомства.

Как в старину казахи брак регистрировали — традиция Неке қию

Традиция называется «Құдалық» (встреча сватов) или «Құда шақыру» (приглашение сватов). Это делается для того, чтобы отныне сваты и родственники обеих сторон общались свободно, ездили друг к другу в гости и посещали торжественные мероприятия.

Пожелания на Құдалық

На Құдалық всегда едут старшие рода, клана, родители, родственники и снохи. Берут с собой и детей. Это значимое не только для семьи, но зачастую и для всего аула большое мероприятие сопровождается щедрыми угощениями и исполнением составляющих Құдалық веселых традиций — таких как «Алты қатын жортақай», «Құда тарту» и другие. Все стараются, чтобы гости со стороны құда (сватов) остались довольны.

Все делается для того, чтобы молодые стали крепкой семьей и были счастливы. Құдалық проводится с добрыми пожеланиями: «Құда мың жылдық, күйеу жүз жылдық» (Сватовство на тысячу лет, жених на сто лет), «Жастар бақытты болсын» (Пусть молодые будут счастливы).

И сейчас при знакомстве казахи, спрашивая, кто из какого рода, говорят: «Да ты, оказывается, приходишься мне құда (сват), а ты, оказывается, күйеу (жених) моему роду». Для этого

достаточно, чтобы кто-то из родственников имел сватов из рода нового знакомого,

а кто-то был женат на девушке того рода, выходцем из которого является один из них.

Количество едущих на Құдалық оговаривается заранее. На то есть свои причины. Одна из них — подготовка подарков для каждого участника этой очень важной делегации. Такие подарки называются Киіт (киит) — от слова киім киеді (наденет одежду). Поэтому и традиция называется «Киіт кигізу», или «Киіт беру».

Киіт беру в литературе

Об этой традиции писали многие казахские и зарубежные ученые, такие как И. Алтынсарин, А. Диваев, Х. Аргинбаев, К. Костанаев, М. Леваневский, Н. Гродеков и другие.

Вот как характеризует ее ученый Ш. Тохтабаева:

«Согласно казахскому этикету, отец невесты одаривал сватов, готовящихся к отъезду. Ценность киіт (подарков) соотносилась со степенью родства и значимостью личности.

Как преподнести подарок. Казахская традиция Байлау

Самый существенный подарок (табун лошадей, большое количество чапанов и обязательно верховая лошадь) преподносили отцу жениха, даже если тот отсутствовал. Далее одаривались старший родственник жениха, а затем все приехавшие гости.

Через некоторое время отец невесты с родственниками, число которых должно было быть на одного меньше, чем со стороны жениха, делали ответный визит… где его одаривали так же щедро».

Все подарки, включая дорогие одежды и живность, называются одним словом «Киіт».

Киіт беру — одна из древних и самых широко распространенных традиций казахского народа.

Киіт беру в народном творчестве

Традиция упоминается и в народном эпосе «Айман – Шолпан». В нем говорится о том, что батыр Котибар преподнес и сам же получил киіт:

Көтібар сонша жанға киіт берді,

Жарандар, көрдіңдер ме, мұндай ерді.

Мен сізден өнерімді асырам деп,

Мың кісі мен Көтібарды ертіп жүрді.

Көтібар киіт қылды жеті жүзге,

Әскері Маман байдың мұнан өзге.

Маман бай Арыстанмен не болса да,

Біз мына батырларды салдық сөзге.

Көтібар мың кісімен еріп барды,

Жаудырып қарашада ақша қарды.

Қайсыбірін айтамыз, өзгесінің,

Ер басы алып қайтты бір-бір нарды.

Сыйлары өзге қылған толып жатыр,

Береді Көтібарға алтын шатыр.

Қазықтары асыл тас, оюы алтын,

Ел кеңесті: «Асты – деп – мына батыр».

Он бес нарға шатырдың өзін артты,

Бос айдады қасына үш жүз атты.

Бес мың ғана жамбылық жалаң шатыр,

Бәрін де берген сыйдың алып қайтты.

Бұларға болды қайран көп елдері,

Сынбаған бір адамнан еш белдері.

Осындай сыйлауменен бірін-бірі,

Қалмады тірілікте көңілдері.

Котибар многим преподнес киит,

Батыра такого еще не видел люд.

Кто мог его перещеголять,

За Котибаром тысячная ехала рать.

Котибар киитом одарил людей семьсот,

Войско богача Мамана идет вперед.

За Маманом Арыстан двинулся вслед,

Батыров других во всем свете нет.

Котибар с тысячей своей выехал в путь,

В октябре поваливший снег был крут.

Донести обо всем, не передать словами,

Каждому досталось по верблюду-нару.

Дары невиданные подарили сразу,

Шатер золотой преподнесли Котибару.

Стойки в орнаментах, камнях дорогих,

Народ шумел: «Батыр превзошел других».

 

На пятнадцать наров шатер водрузили,

Триста скакунов в скачке резвились.

Ценою слитков золотых пятьсот,

Другие подарки не брались в расчет.

 

Вот так удивили весь честной народ,

Была эта щедрость, как беркута взлет.

Друг друга от чистого сердца они одарили,

Чтоб пока живы, тысячелетнему сватовству служили.

Киіт беру — обязательная традиция, которая является неотъемлемой частью нынешних отношений сватов как со стороны невесты, так и жениха.

Казахская свадьба: обычаи и традиции

Отношения 6 мая 2016

Казахстан – государство, в котором испокон веков принято чтить традиции предков. Подчиняется им и казахская свадьба, которая проводится по давно устоявшемуся сценарию. Разумеется, некоторые свадебные обычаи казахов перестали вписываться в современную жизнь, однако многие красивые традиции остались неизменными. Что же они собой представляют?

Казахская свадьба: смотрины

В наши дни древняя традиция казахов находить невесту во время смотрин, которые называются «кыз кору», практически забыта, равно как и обычай вступать в брак по воле родителей. Молодые люди сейчас выбирают себе пару самостоятельно, женятся по любви. Однако были времена, когда семьи, имеющие маленьких детей, договаривались поженить их, не спрашивая мнения будущих жениха и невесты. В некоторых случаях подобные договоры заключались еще до рождения наследников, к примеру, если семьи желали породниться.

Вспоминая о том, как проводилась казахская свадьба в прошлом, нельзя не упомянуть и смотрины. Право выбирать невесту во время смотрин («кыз кору») было не у каждого жителя Казахстана, в основном его получали искусные джигиты, сумевшие доказать свое мастерство, а также отпрыски состоятельных или известных родителей. Юноша, желавший вступить в брак, вместе с друзьями отправлялся в аул, где проживали привлекательные девушки, достигшие возраста невест. Как правило, принимали потенциального жениха и его сопровождающих с почетом.

Во время смотрин девушки на выданье соревновались друг с другом в различных видах искусства. Также они оценивали возможных женихов, не стесняясь выражать свое мнение. Нередко устраивались песенные состязания между барышнями и кавалерами – «айтысы». Если между юношей и девушкой пробегала искра, далее наступала очередь сватов, которые направлялись в семью невесты.

Сватовство

Сватовство – обязательная часть такого события, как казахская свадьба, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу». Роль сватов традиционно возлагается на отца и других близких родственников жениха. Семья невесты предупреждается об их визите заблаговременно, обязана обеспечить щедрое угощение (конечно, если им нравится претендент). Однако за вход в дом девушки сваты вынуждены заплатить, так как женская половина семьи традиционно протягивает перед дверью аркан, который убирается только после того, как гости вручают хозяевам подарки: отрезы дорогой ткани, деньги.

Атмосфера на праздничных обедах царит теплая и дружественная, во время трапезы обсуждаются различные темы, не имеющие прямого отношения к будущему бракосочетанию. Только когда обед близится к завершению, сватам разрешается перейти к цели своего визита. Обсуждаются условия проведения брачной церемонии, устанавливается размер калыма. Право высказаться предоставляется всем старшим членам обоих семейств. Сватовство, которым традиционно предваряется казахская свадьба, не обходится также без обряда обсыпания «шашу». Делегаты жениха обсыпаются конфетами, печеньем, мелкими монетами родственницами невесты, также сватов могут заставить пройти разные испытания, поучаствовать в веселом представлении.

Представители жениха, приехавшие сватать девушку, обязаны иметь при себе «коржун». Это мешок, декорированный яркими лентами, бусами, монетами. Внутри него располагаются подарки: сухофрукты, конфеты, отрезы тканей и так далее. Перед отъездом сватов подарки вручаются и им, самый ценный презент при этом достается отцу жениха.

Показ невесты

Будущая новобрачная выходит к сватам лишь после того, как они перезнакомятся со всеми ее родственниками, договорятся с ними о свадьбе и калыме. Перед выходом невесты представители жениха должны вручить ее семье плату за смотрины, которая на казахском языке называется «коримдик». Только после этого девушку демонстрируют будущим родственникам.

Далее следует обряд, который официально закрепляет за девушкой статус невесты. Сваты надевают на нее серьги, как правило, эта почетная обязанность возлагается на мать жениха. Также сваты должны вручить подарки другим членам семьи, в основном это золотые украшения: колье, броши, кольца.

Калым

Выкуп за невесту – то, без чего в былые времена не могла состояться казахская свадьба. Традиции велят кандидату на руку и сердце девушки преподнести 47 голов скота ее родителям. Сейчас это правило соблюдается редко, достаточно положить в подарочный мешок, который вручают сваты семье невесты, 47 мелких предметов. Количество голов скота, которое требовали за невесту в прошлом, зависело также от благосостояния семей, намеревающихся породниться. За дочь крупного бая нередко платили до 1000, тогда как бедняки довольствовались 5-6 головами в качестве калыма.

Сохранилась в наши дни такая традиция, как материальная помощь, которую оказывают молодоженам родители. Обычай велит родственникам невесты обеспечить ей приданое, включающее ковры, постельные принадлежности, посуду и так далее. Родственники жениха должны выделить молодой семье деньги на приобретение мебели.

Очевидно, что далеко не каждая помолвка заканчивается браком. Если жених уже после визита сватов и уплаты калыма вдруг раздумывает жениться, не имея на то предусмотренных обычаем оснований, на возврат выкупа за невесту ему рассчитывать не приходится. Более того, семья обманутой девушки вправе принудить ветреного юношу к уплате штрафа, размер которого оговаривается отдельно. Иная ситуация складывается, если договор не соблюдается невестой или ее родственниками. В этом случае семья девушки должна не только полностью вернуть уплаченный им выкуп, но и компенсировать нарушение договора путем выплаты штрафа.

Наряд невесты

Во всем мире девушки, вступающие в брак, трепетно относятся к выбору наряда, не являются исключением и невесты, которым предстоит казахская свадьба. Платье невесты согласно традициям должно быть красным, однако в наши дни казашки могут выбрать и белое одеяние. Поверх платья, как правило, обладающего широкими и длинными рукавами, надевается расшитый орнаментом бархатный жилет, цвет его может быть любым.

Головной убор невесты, носящий название «саукеле», — элемент, без которого сложно представить себе такое событие, как казахская свадьба. Фото девушки, облаченной в традиционный головной убор, можно посмотреть выше. Выглядит «саукеле» как произведение искусства, обычай велит украшать его жемчугом и рубинами, изготавливать из дорогих тканей (велюр, бархат). В качестве декоративных элементов используются также бисер, бахрома, серебряные монеты. Верхняя часть головного убора украшается пучком, созданным из перьев филина, края отделываются мехом (лисица, соболь, норка). Богатство «саукеле» позволяет продемонстрировать финансовые возможности семьи.

«Саукеле» выглядит настолько роскошно, что за право полюбоваться на невесту, облаченную в этот головной убор, приглашенные на свадьбу друзья и родственники готовы дарить небольшие подарки.

Наряд жениха

Не только невеста обязана тщательно подготовиться к такому событию, как казахская свадьба. Костюм жениха согласно обычаю должен превосходить, с точки зрения богатства, облачение любого гостя. Мужчина, вступающий в брак, должен выделяться из толпы, в чем ему помогает особый головной убор, верхняя часть которого украшена перьями филина. Также традиции велят жениху явиться на церемонию бракосочетания в сапогах на каблуках, набросив на плечи кафтан красного цвета, носящий название «чапан».

В наши дни казахи уже практически не одеваются так пышно, не делается исключение даже для такого мероприятия, как казахская свадьба. Обычаи современные благосклонно позволяют молодым людям облачиться в белоснежную рубашку и брючный костюм. Желательно, чтобы костюм идеально сидел, поэтому его шьют на заказ, цвет особой роли не играет. Однако многие мужчины все же не забывают о национальном головном уборе, подчеркивающем великолепие церемонии.

Не только о наряде должен побеспокоиться жених, которому предстоит казахская свадьба. Обычаи велят ему привезти с собой «той малы», так называется скот для свадьбы, который будет зарезан для пира. Количество зависит от состоятельности семьи, это может быть несколько баранов, лошадей или коров. Берут с собой и другие подарки, к примеру, дорогие ткани, фрукты, чай. Любопытно, что отношение семьи невесты к зятю зависит от суммы, которую он сможет выделить на подношения. Если родственники девушки останутся недовольными богатством даров, обычаи позволяют им выразить свое недовольство. Как правило, эту функцию берут на себя жены братьев невесты.

Выбор дня свадьбы

Даже при выборе дня проведения свадебной церемонии казахи учитывают сложившиеся много веков назад традиции. Чаще всего праздники проводятся в последние дни летнего сезона. В это время заканчивается религиозный пост, к тому же в изобилии присутствуют фрукты и овощи, поэтому это лучшее время для такого события, как казахская свадьба. Традиции и история показывают, что в брак казахам можно вступать и осенью. Весной и зимой свадьбы играют реже.

Современные женихи и невесты продолжают выбирать для проведения свадебной церемонии период полнолуния. Причиной такого решения являются светлые ночи, идеально подходящие для проведения ночных игр и состязаний, которые уже много лет остаются обязательным элементом праздника.

Далеко не всегда удается угадать с погодой, однако она также играет важную роль при выборе даты свадьбы. Считается, что вступив в брак в безоблачный, солнечный день, муж и жена не будут знать печали, ссориться друг с другом. Тогда как плохая погода расценивается как дурное предзнаменование, на которое, впрочем, многие казахи не обращают внимания.

Проводы невесты

Проводы девушки («кыз узату») – красивая церемония, с которой испокон веков начинается казахская свадьба. Традиции велят семье невесты в этот день и смеяться, и проливать слезы. Радость должен вызывать тот факт, что дочь, выходящая замуж, выросла красавицей и умницей. Источником грусти является необходимость расставания с девушкой, которая отныне будет принадлежать другой семье.

Сваты уводят невесту из дома очень рано, нередко ее уход совпадает по времени с восходом солнца. Традиция возникла не случайно, ведь восход солнца во всем мире ассоциируется с началом новой жизни. Семья не выпустит дочь из дома без традиционной прощальной песни, которая носит название «коштасу жары». Важно и количество сватов, оно должно быть нечетным. Обычно за девушкой приезжают 5-7 сватов, но возможно и большее число людей. Руководит процессией главный сват, именующий себя «бас куда». К этому человеку невеста должна будет относиться с уважением на протяжении всей жизни.

Свадебная церемония

«Неке кияр» — обряд, без которого не может состояться казахская свадьба. Традиции велят для совершения свадебного обряда приглашать муллу. Перед этим человеком помещается чаша, наполненная водой и накрытая тканью. Иногда в воду добавляются сахар и соль, согласно поверьям это приносит молодоженам счастье, защищает их от супружеских измен. Вокруг муллы собираются родственники и друзья, приглашенные на церемонию. Он произносит молитвы, после чего жених и невеста в присутствии свидетелей подтверждают свое согласие на брак.

Законы шариата гласят, что при беременности девушки не может состояться казахская свадьба. Обычаи рекомендуют перенести церемонию, дождавшись появления на свет ребенка. В наши дни это правило уже не так строго соблюдается, особенно если речь идет о первых месяцах беременности, когда ее еще можно скрыть.

Церемония прощания

Вступив в брак, девушка должна торжественно попрощаться с отчим домом, церемония носит название «коштасу». «Коштасу» — важная часть такого события, как казахская свадьба, обычаи и традиции которой до сих пор не забыты жителями Казахстана. Новобрачная должна сказать душевные слова прощания всем без исключения членам семьи: матери, отцу, братьям, сестрам, а также другим родственникам, проживающим в доме.

Также девушка непременно исполняет прощальную песню, с помощью которой она высказывает появившиеся у нее сожаления. Новобрачная должна выразить жалость по поводу того, что появилась на свет не мальчиком, а девочкой, из-за чего ей приходится расстаться с родным домом, тогда как ее братья могут остаться с родителями. Также она обещает вскоре навестить семью, желает родственникам крепкого здоровья и счастья.

Нельзя забывать и о еще одном интересном обычаи, который связан с такой церемонией, как казахская свадьба, особенности которой зачастую удивляют представителей других национальностей. Новобрачной нельзя появляться в доме родителей целый год после свадьбы. Это делается для того, чтобы процесс привыкания девушки к новому дому максимально упростился. Тем не менее это вовсе не означает, что невесте в течение целого года нельзя будет видеться с родителями и другими родственниками. Главное, чтобы встреча происходила не в отчем доме, следовательно, правило не будет считаться нарушенным.

В доме жениха

Что происходит после того, как заканчивается казахская свадьба, как проходит знакомство новобрачной с новым домом? Приезд девушки также обставляется со всей торжественностью, церемония называется «келин тусиру». Согласно традиции весь аул должен принять участие в приветствии невесты. Интересно, что новобрачную не принято подвозить к порогу дома, в котором ей предстоит поселиться с мужем. Ее высаживают довольно далеко от аула, навстречу девушке выходят ее будущие соседки. Они провожают невесту в дом, не позволяя ей открыть лицо.

На этом не заканчиваются традиции, которым подчиняется казахская свадьба, особенности проведения которой могут удивить чужестранцев. Через порог новобрачная должна переступить непременно правой ногой, в противном случае семейная жизнь не заладится с самого начала. В доме ее и провожающих женщин осыпают сладостями, произносят поздравления. Далее следует роскошный пир, на который приглашаются все знакомые. Трапеза сопровождается веселыми конкурсами, состязаниями. Невесту показывают гостям не сразу, некоторое время она проводит в доме за специальной ширмой.

Обряд открывания лица

Торжественный выход невесты – следующий этап такого праздника, как казахская свадьба, традиции и истории которой уходят в глубь веков. Новобрачную, спрятавшую лицо под покрывалом, выводят к гостям в разгаре пира, к этому времени уже успевают собраться все люди, приглашенные на торжество. Церемония открывания лица девушки носит название «беташар», она обязательно сопровождается традиционными песнями. Далее новобрачная официально знакомится с родственниками супруга, почтительно выслушивает их пожелания здоровья и счастья, доброжелательные советы. После этого новоиспеченные муж и жена окончательно превращаются в отдельную ячейку общества.

Были времена, когда невеста не имела права присутствовать на пире, которым неизменно заканчивается казахская свадьба. Обычаи и традиции современные уже не вынуждают новобрачную ждать брачной ночи в отдельной комнате, оставаясь под зорким присмотром матери мужа. Невесты в наши дни в основном веселятся на празднике вместе со всеми.

Интересные факты

Выше рассказывается о том, как проводится казахская свадьба, фото, сделанные во время праздничных церемоний, также можно увидеть в статье. Однако перечислены еще далеко не все интересные факты, касающиеся подобных мероприятий. К примеру, немногие знают, что когда-то девушки становились невестами в 13-14 лет, а юноши считались созревшими для брака в 14-15. Создание семьи в таком юном возрасте считалось полезным, с точки зрения нравственности, у молодых людей не оставалось времени для совершения непристойных поступков.

Старинный обычай не позволял становиться мужем и женой парню и девушке, которые принадлежали к одному роду. Не удивительно, что многие казаки и в наши дни прекрасно знают свою родословную, знакомы с родственниками до седьмого колена. Также учитывался возраст людей, желающих сыграть свадьбу. Для невесты непозволительно было быть старше жениха более чем на 8 лет. Мужчина же мог быть старше будущей супруги на 25 лет. Сейчас подобные ограничения соблюдаются менее строго, чем в минувшие времена тем не менее еще не забыты окончательно.

Еще один интересный обычай касается тостов, без которых не обходится казахская свадьба. Право на произнесение тостов предоставляется только старшим родственникам, выступления младших на свадебном пиру считается оскорблением.

Таковы самые интересные сведения о таком грандиозном событии, как казахская свадьба. Обычаи, традиции, фото – в статье есть вся информация, касающаяся этого праздничного мероприятия.


Источник: fb.ru

Казахская свадьба — Википедия. Что такое Казахская свадьба


Материал из Википедии — свободной энциклопедии Заключение брака в мечети

Казахская свадьба (той, каз. үйлену тойы) — заключительный этап свадебных обрядов у казахов.

Вслед за завершением обряда сватовства кудалык (каз. құдалық) и до заключения официального брака (каз. неке қию) родственники невесты устраивают у себя дома, как в старину, или в арендованном помещении «свадьбу невесты» (каз. ұзату той) за день или более длительный промежуток времени до основной свадьбы. Количество гостей со стороны жениха на «свадьбу невесты» обычно не превышает 15—20 человек[1]. Если невеста была «украдена» (каз. алып қашу), то ұзату той не проводится, и стороны сразу приступают к основному тою[2].

После завершения «свадьбы невесты» следует первая брачная ночь молодожёнов (каз. ақ неке түні), но в современном Казахстане первая брачная ночь приходится на ночь после окончания основной свадьбы. На супружескую постель стелится белое покрывало неке жаулык (каз. неке жаулық). В прошлом, если оказывалось, что невеста потеряла девственность до свадьбы, жених расторгал брак и забирал заранее заплаченный калым. Иногда, чтобы сберечь калым и сохранить добрые отношения с женихом, родители невесты предлагали ему другую дочь[2].

После «свадьбы невесты» невеста перевозится в дом к жениху, осуществляется торжественная регистрация брака в ЗАГСе, затем проводится церемония знакомства невесты с родственниками мужа (беташар), хотя в наше время этот обряд потерял свой смысл[3]. Вечером того же дня проходят основные торжества по случаю свадьбы. В прошлом свадьба растягивалась на 3-дневные празднества[2], но в современном Казахстане все торжества укладываются в один день. Религиозный обряд бракосочетания (каз. неке қию, см. никах) проводится в мечети в день основной свадьбы[4], тогда как в древности мулла заключал брак в доме родителей невесты до того, как они отправятся в дом жениха[2]. По случаю свадьбы исполняются песни той бастар с целью поздравить родителей жениха и невесты и пожелать благополучия молодожёнам[5].

Существует также «стариковский той» без спиртных напитков, который устраивается в день основной свадьбы для людей пожилого возраста[6].

Если раньше костюмированные представления и шуточные конкурсы устраивались преимущественно на свадьбах казахстанских русских, то со временем казахи переняли эти традиции. Всё больше казахских свадеб проводятся без распития алкогольных напитков (каз. халал той). К современных свадебным традициям можно отнести свадебные кортежи из автомобилей, вешание замков, фотографирование на фоне различных достопримечательностей и красивых мест[7].

Примечания

  1. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 33.
  2. 1 2 3 4 Досымбек Қатран. Свадебные традиции казахов: прошлое и настоящее (казах.) = Қазақтың үйлену салты: өткені мен бүгіні жайлы. — 17 февраля 2010.
  3. Гобугло М. Н., Остапенко Л. В. Современное развитие этнических групп Средней Азии и Казахстана. — Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, 2005. — С. 25—27.
  4. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 26.
  5. ↑ Той бастар // Қазақ мәдениеті. Энциклопедиялық анықтамалық. — Алма-Ата: Аруна Ltd., 2005. — С. 587. — 656 с. — ISBN 9965-26-095-8.
  6. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Этнографическое обозрение, Выпуски 1-3. — Наука, 2008. — С. 90.
  7. МАрия Коржева. Ах, эта свадьба… // Актюбинский вестник. — 22 сентября 2011. (недоступная ссылка)

Литература

ⓘ Казахские свадебные обряды являются одними из важнейших обря

Пользователи также искали:

как проходит сватовство у казахов, казахская свадьба, когда невеста приходит в дом жениха какой обряд проводят, свадьба по — казахски, свадебные обычаи и традиции, казахский, Казахские, свадебные, обычаи, казахская, свадьба, казахская свадьба, свадебные обычаи и традиции, что такое казахский той, как проходит сватовство у казахов, современная казахская свадьба, традиции, такое, обряды, сватовство, казахов, современная, казахски, когда, невеста, приходит, жениха, какой, обряд, проводят, проходит, свадебные обычаи, свадьба по — казахски, Казахские свадебные обряды, когда невеста приходит в дом жениха какой обряд проводят,

Казахская свадьба — Википедия. Что такое Казахская свадьба


Материал из Википедии — свободной энциклопедии Заключение брака в мечети

Казахская свадьба (той, каз. үйлену тойы) — заключительный этап свадебных обрядов у казахов.

Вслед за завершением обряда сватовства кудалык (каз. құдалық) и до заключения официального брака (каз. неке қию) родственники невесты устраивают у себя дома, как в старину, или в арендованном помещении «свадьбу невесты» (каз. ұзату той) за день или более длительный промежуток времени до основной свадьбы. Количество гостей со стороны жениха на «свадьбу невесты» обычно не превышает 15—20 человек[1]. Если невеста была «украдена» (каз. алып қашу), то ұзату той не проводится, и стороны сразу приступают к основному тою[2].

После завершения «свадьбы невесты» следует первая брачная ночь молодожёнов (каз. ақ неке түні), но в современном Казахстане первая брачная ночь приходится на ночь после окончания основной свадьбы. На супружескую постель стелится белое покрывало неке жаулык (каз. неке жаулық). В прошлом, если оказывалось, что невеста потеряла девственность до свадьбы, жених расторгал брак и забирал заранее заплаченный калым. Иногда, чтобы сберечь калым и сохранить добрые отношения с женихом, родители невесты предлагали ему другую дочь[2].

После «свадьбы невесты» невеста перевозится в дом к жениху, осуществляется торжественная регистрация брака в ЗАГСе, затем проводится церемония знакомства невесты с родственниками мужа (беташар), хотя в наше время этот обряд потерял свой смысл[3]. Вечером того же дня проходят основные торжества по случаю свадьбы. В прошлом свадьба растягивалась на 3-дневные празднества[2], но в современном Казахстане все торжества укладываются в один день. Религиозный обряд бракосочетания (каз. неке қию, см. никах) проводится в мечети в день основной свадьбы[4], тогда как в древности мулла заключал брак в доме родителей невесты до того, как они отправятся в дом жениха[2]. По случаю свадьбы исполняются песни той бастар с целью поздравить родителей жениха и невесты и пожелать благополучия молодожёнам[5].

Существует также «стариковский той» без спиртных напитков, который устраивается в день основной свадьбы для людей пожилого возраста[6].

Если раньше костюмированные представления и шуточные конкурсы устраивались преимущественно на свадьбах казахстанских русских, то со временем казахи переняли эти традиции. Всё больше казахских свадеб проводятся без распития алкогольных напитков (каз. халал той). К современных свадебным традициям можно отнести свадебные кортежи из автомобилей, вешание замков, фотографирование на фоне различных достопримечательностей и красивых мест[7].

Примечания

  1. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 33.
  2. 1 2 3 4 Досымбек Қатран. Свадебные традиции казахов: прошлое и настоящее (казах.) = Қазақтың үйлену салты: өткені мен бүгіні жайлы. — 17 февраля 2010.
  3. Гобугло М. Н., Остапенко Л. В. Современное развитие этнических групп Средней Азии и Казахстана. — Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, 2005. — С. 25—27.
  4. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 26.
  5. ↑ Той бастар // Қазақ мәдениеті. Энциклопедиялық анықтамалық. — Алма-Ата: Аруна Ltd., 2005. — С. 587. — 656 с. — ISBN 9965-26-095-8.
  6. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Этнографическое обозрение, Выпуски 1-3. — Наука, 2008. — С. 90.
  7. МАрия Коржева. Ах, эта свадьба… // Актюбинский вестник. — 22 сентября 2011. (недоступная ссылка)

Литература


Казахские народные традиции

Казахи изначально были кочевым народом и, хотя теперь они ведут более оседлый образ жизни, они бережно сохраняют традиции, которые складывались на протяжении тысячелетий. Постоянные переходы через бескрайние степи, жизнь небольшими группами и религиозные верования создали уникальное сочетание обрядов и обычаев, которые теперь составляют казахские традиции. Некоторые традиции помогли казахскому народу развить практические навыки выживания, некоторые имели духовное значение, некоторые способствовали развитию социальных отношений, а третьи стали основой культуры и самобытности казахского народа.

Сегодня традиции Казахстана являются частью национальной доктрины, в основе которой лежат четыре принципа: доверие, прозрачность, толерантность и традиции. Руководство страны поддерживает сохранение и возрождение национальных традиций, а различные организации работают над распространением информации об истории и традициях казахского народа.

Традиции гостеприимства

Казахи — восточные люди, для которых очень важны традиции гостеприимства.Любого гостя, даже незваного, следует с уважением встретить, угостить едой и лучшим местом в юрте. Почетным гостям традиционно вручаются шапаны (халаты). Подробнее…

Свадебные традиции

Свадьбы — важные вехи для людей во всем мире, но для казахов они являются особенно важными событиями, которые сопровождаются огромным количеством обычаев и ритуалов. Родители будущих молодоженов начинают сговор задолго до свадьбы.Затем идет сватовство и выплата калым (выкупа за невесту). Сама свадьба делится на две части: свадьба в доме невесты и свадьба в доме жениха. Подробнее…

Семейные традиции

Для казахов жизнь вращается вокруг семьи. У казахов существуют особые обычаи и традиции, связанные с семейными отношениями и воспитанием детей. Они придерживаются принципа «жеты ата», согласно которому люди должны знать семь поколений своих предков (по отцовской линии, так как казахское общество является патрилинейным).Существуют особые правила воспитания детей, а значимые события в жизни детей сопровождаются особыми казахскими обрядами. Подробнее…

Бытовые и спортивные традиции

Повседневная жизнь казахов наполнена множеством небольших, но очень интересных традиций, которые образуют уникальную этническую культуру. Казахский народ использует особые обычаи и традиции дома, на улице и на важных мероприятиях. Различные игры, такие как детские уличные игры и игры на лошадях, также стали народными традициями.Подробнее…

Казахские традиции — Семейные традиции

Казахская культура включает в себя множество уникальных семейных традиций, таких как наименование потомков, статус человека в зависимости от его возраста и принципы воспитания детей. Семейные отношения строились по особой иерархии, большое внимание уделялось родственным связям и принадлежности к тому или иному клану. Ритуалы, связанные с воспитанием детей, сочетают в себе аспекты как мусульманской, так и кочевой культур.

Принцип «жеты ата» (что означает «семь прадедов / предков») был основой родственных уз.Основная предпосылка заключалась в том, что сыновья сыновей становились внуками семьи, и их называли «немере». Детей дочери звали «чжиен» (что переводится как «племянник»), и они больше не считались принадлежащими к клану их матери. Поэтому клан продолжали только мужчины. Таким образом, казахи продолжили свою родословную до седьмого поколения. Это было сделано для того, чтобы люди помнили и почитали своих предков и, с практической точки зрения, помогли избежать браков между близкими родственниками.

Семь поколений были следующими:
1) Бала — ребенок / сын
2) Немере — внук
3) Шобере — правнук
4) Шопшек — что означает «крошечный сын»
5) Nemene — что означает «ни родственник, ни чужой».
6) Туажат — что означает «рожденный для чужого»
7) Журежат — считается очень дальним родственником, и в соответствии с казахстанским обычным правом разрешено вступать в брак с другими членами одного поколения семьи.

Казахские семейные традиции также включали различные принципы воспитания сыновей: старший сын отправлялся к бабушке и дедушке, средний сын обучался воину, а младший оставался дома, где должен был помогать родителям. С самого рождения дети испытали множество ритуалов, некоторые из которых должны были помочь им стать независимыми и успешными людьми. К ним относятся:
Бесике салу — один из первых обрядов в жизни ребенка, церемониальное возложение в колыбель.
Kyrkynan shygaru — обряд купания ребенка, когда ему исполняется 40 дней.
Тусау кесу — символический ритуал перерезания веревки, связывающей ноги, чтобы ребенок мог ходить.
Атка отыргизу — первая верховая езда, предназначенная для подготовки мальчика к кочевой жизни.
Обрезание — классический мусульманский обряд, который казахи совершают, когда мальчику 5-7 лет.

Все эти и другие ритуалы проводились для того, чтобы мальчики стали хорошими воинами и кормильцами, а девочки научились заботиться о своих семьях и своем доме.

У казахов также есть традиция делить свою жизнь на 12-летние циклы, называемые «мушель». Первый мушель, который начинается после первого года жизни, охватывает детство человека и заканчивается в 13 лет. Второй мушель представляет собой взросление, и в этот период ожидается, что мальчики и девочки создадут семью, найдут свое призвание и научатся вести домашнее хозяйство. После 25 лет, в третьем мушеле, начинается взрослая жизнь, когда люди уже имеют жизненный опыт и знают, как решать проблемы самостоятельно.Четвертый мушель начинается в 37 лет и представляет собой начало мудрости. С этого возраста мужчины, если у них появляются внуки, могут считаться аксакалами (уважаемыми и влиятельными старейшинами). Пятый мушель не имеет особого значения, но является индикатором жизненных достижений и перехода человека к старости. Шестой мушель начинается в 61 год и олицетворяет старость. Традиционно отношение людей к человеку и обращение с ним зависит от его или ее мушеля, социального статуса и семейного положения, хотя эта традиция менее заметна в современном обществе.

Лучшая страна: Фестивали в Казахстане

У казахстанцев появляется энергия, чтобы отмечать свои национальные, традиционные праздники и особые события. Они носят традиционную казахскую одежду и наслаждаются праздником с играми, скачками, пением, танцами и многим другим.

Национальные праздники:

Новый год — 1 января:

Рождество и Новый год в Казахстане празднуют с подарками и фейерверками в западном стиле.

День Конституции — 28 января:

День Конституции знаменует собой день основания Конституции Республики Казахстан. В этот день можно насладиться уличными фестивалями, парадами и фейерверками.

День Святого Валентина — 14 февраля:

В этот день люди обмениваются подарками и открытками, чтобы выразить свою любовь и заботу друг о друге. В основном молодежь проявляет больше интереса к празднованию этого дня.

Мужской день — 23 февраля:

Ранее 23 февраля в Советском Союзе отмечался как официальный День Советской Армии.Сейчас он известен как мужской день, и подарки обычно приносят женщины.

Международный женский день — 8 марта:

8 марта во всем мире отмечается Международный женский день. В этот день казахстанки также получают цветы и подарки

Наурыз — 22 марта

22 марта — азиатский «Новый год». В этот день в крупных городах устраиваются уличные гуляния и семейные праздники.

Праздник единства народа Казахстана / День труда — 1 мая:

Также известный как Праздник единства казахстанцев, 1 мая — День труда, посвященный казахстанским трудящимся посредством уличных гуляний и парадов.

День Победы — 9 мая:

Военные парады и другие мероприятия организованы, чтобы увековечить победу Советского Союза над Германией во Второй мировой войне.

День столицы — 6 июля:

День Республики — 25 октября:

Этот день отмечается уличными фестивалями и другими мероприятиями по всей стране.

День независимости — 16 декабря:

16 декабря — самый важный день в календаре событий в Казахстане. Он отмечает независимость от Советского Союза через уличные фестивали, парады и салюты.

Религиозные фестивали:

Наряду с национальными праздниками по всей стране отмечаются также некоторые религиозные праздники. Даты мусульманских праздников меняются каждый год в зависимости от местных наблюдений за различными фазами луны.

Ураза (Рамадан):

Рамадан известен как месяц дневного поста и практикуется мусульманами по всей стране.

Курбан:

Конец месяца дневного голодания i.е. Рамадан отмечается праздником. В этот день мусульмане устраивают большие застолья и праздники.

Русская православная Пасха:

Во второе воскресенье апреля отмечается празднование воскресения Иисуса. На этот праздник пекут особый хлеб — кулич.

Казахская свадебная церемония

НАША СВАДЬБА

Свяжитесь со мной в Instagram — https: // www.instagram.com/thatglamgirl__ Instagram Риши — https://instagram.com/rishiathwani?igshid=io9o6j1nifl1 ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: информация, представленная на этом канале и его видео, предназначена только для общих целей и НЕ должна рассматриваться как профессиональный совет. обручальная церемония, обручальное кольцо, грандиозная свадьба, индийская толстая свадьба, индийская свадьба, свадьба гламурной девушки, жених гламурной девушки, Джайпур, свадьба, торжество, индийские традиции, любовь с первого взгляда, любовь, история любви, помолвка, брак по любви, свадьба дневники, танец, коктейльная функция, дамы сангит, свадьба синдхи, синдхи, я люблю тебя, я люблю тебя больше, любовный статус, любовь в Instagram, любовь в Facebook, свадебная видеосъемка, Риши атвани, Химанши теквани, гудия, гламурная девичья жизнь пара, утренняя рутина, жизнь гламурной девушки, цели пары, камера для видеоблога, видеоблог, видеоблог, пара tik tok, парные песни, статус Whatsaap, статус пары, семейная жизнь, танцевальная песня для пары, волосы гламурной девушки, свадьба гламурной девушки, гламурная девушка marraige , летнее утро, повседневная рутина, медитация, занятия в тренажерном зале, завтрак, обед после тренировки, обед перед тренировкой, упражнения, спортзал, я люблю свою жену, милая, красивая пара, камера, instalife, социальный статус, после замужества, кукла Барби, Русалочка Дивали, Празднование Дивали, Дивали 2019, Изображения Дивали, Пожелания Дивали, Цитаты Дивали, Дивали Ранголи, Семья, празднование, празднование Дивали, Эта гламурная девушка, Дивали 2019 года, instagram, та жизнь гламурной девушки, дата свадьбы этой гламурной девушки, этот гламур день рождения девушки, новогодние пожелания, новогодние цитаты, зима 2019, зимние изображения, зимний инстаграмм, зимняя школа парка, зимние цитаты, изображение жены, изображение милой девушки, милые детские изображения, изображения WhatsApp, статус WhatsApp, любовные образы That Glam Girl, Мумбаи, аэропорт Мумбаи, Бомбей, Мальдивы, аэропорт Мальдив, мужчина, город Мумбаи, Ниранта Мумбаи, транзитный отель Мумбаи, аэропорт, отель, ночлег, остановка, Отпуск, время отпуска, Видеоблог отпуска, летние каникулы, каникулы Мальдивы Мумбаи мужчине, это путешествие гламурной девушки, этот гламурный муж девушки, гламурная, пара видеоблогов, пара путешествий, пара целей, пары позы, статус Whatsaap, статус Instagram, биография, поездка пары, первая совместная поездка, международный рейс

.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *