Казачья свадьба фото: Казачья свадьба прошла под Краснодаром
Свадебный обряд станицы Краснодонецкой Белокалитвенского района Ростовской области
Свадебный обряд — самый развёрнутый из ритуалов жизненного цикла, до сих пор не потерявший своей актуальности. Казачья свадьба на Дону формировалась постепенно. К XIX веку она приобрела ряд особенностей, определяемых укладом казачьего быта и формированием донского казачества на основе различных субэтнических сообществ, а также групп переселенцев с различных территорий.
Станица Краснодонецкая (бывшая Екатерининская) Белокалитвенского района Ростовской области расположена на реке Северский Донец, правом притоке Дона. Вместе со своими хуторами она ранее входила в Первый округ Области Войска Донского. Население станиц по Северскому Донцу формировалось в середине и конце XVIII века за счёт внутренней миграции из нижне- и верхнедонских станиц, а также за счет переселения сюда крестьян-малороссов. Традиции-источники во многом определили облик местного свадебного ритуала.
Невест здесь выбирали «по богатству» или «по породе».
Право выбора принадлежало родителям, жених и невеста подчинялись родительской воле: «У соседей две девки было. И вот, за старшую отец, такой грубоватый был, и сказал:
— Манькя, севодня не ходи на улицу, сваты придуть!
Она говорить:
— А кто?
— Да Егуновы с Калиновки!
— Да я ж ево не видела, и не знаю.
— Всё увидишь, узнаешь!
Эта после войны было. И точно, пришли сваты, а ана жениха этого не видела. Просватали» (х. Западной).
Сроки сватовства и проведения свадеб были чётко определены. Свататься ходили с расчётом успеть сыграть свадьбу в период мясоеда, поэтому сватовство происходило за несколько недель до начала поста. Чаще всего временем проведения свадеб был зимний мясоед: «В Хвилиповку сватались… Проходит Рождество, Крещение — вода освятилась, начинаются свадьбы» (х. Усть-Быстрый). Свадьбы прекращались за неделю до масленицы. Летом из-за полевых работ свадьбы играли гораздо реже; в период с Красной горки до Петровского поста и между Петровским и Успенским постами. Осенний период игры свадеб — после Успенского поста и до заговенья на Филипповский пост — сентябрь, октябрь, ноябрь. В это время свадьбы могли быть приурочены к почитаемым христианским праздникам: «на Михайлов день свадьбы играли, но это очень редко» (х. Усть-Быстрый).
Во второй половине ХХ века свадебный обряд ст. Краснодонецкой включал в себя следующие этапы и обрядовые действия:
— сватовство;
— обычай грубку смотреть — ответный визит родственников невесты в дом жениха;
— период подготовки к свадьбе, который сопровождался молодежными собраниями в доме невесты — веселыми вечеринками, которые за неделю до свадьбы сменялись грустными посиделками;
— обряды предсвадебного дня: подушки — перенос приданого невесты в дом жениха; девичник в доме невесты, включавший обрядовые действия прощального характера;
— обряды первого дня свадьбы: собирание невесты к венцу, сажание ее на посад, приезд жениха с поездом и выкуп невесты, отъезд к венчанию, приезд в дом жениха, позывание родителей невесты в дом жениха (ходить за старыми), дары в доме жениха и свадебный пир;
— обряды второго дня свадьбы: бужение молодых; приход родни невесты с завтраком; шествие ряженых в дом невесты; хоронить концы — действие, завершающее свадебный обряд.
Перед сватовством сторона жениха выбирала дружку — это был мужчина средних лет, которого все знали и уважали. В казачьей традиции были профессиональные дружки, которых приглашали со свадьбы на свадьбу. Один из таких профессионалов, Иван Михайлович Карпов, уроженец хутора Синегорка (ныне посёлок Синегорский), рассказал о роли профессионального дружки в свадебном обряде: «Дружко ведёть свадьбу. Сейчас тамада, а тада он вёл весь порядок: молодых выводил. Дружко организует поезд, везёт у церковь, договаривается с попом». Дружко отвечал за безопасность молодых. Если в хуторе был какой-то знáтник (колдун), он должен был пойти поговорить с ним, чтобы тот не навредил, не развернул коней, если свадебному поезду надо будет через мост ехать: «Должен пойти к нему, заплатить. В наше время [колдунов] стало меньше. Ублажить, предложить или заплатить, и он табе: «Всё, гуляй сколько хочешь» (пос. Синегорский). Со стороны невесты назначали полудружье.
В свадебном обряде станицы Усть-Белокалитвенской и её хуторах сватовство делилось на два этапа. Листопадов, говоря о казачьей свадьбе на Дону, называет их «гласным» и «негласным» сватовством. У самих же носителей традиции первый этап называется сгóвор: родня жениха спрашивает родителей невесты о желании принимать сватов. «Уж если идут свататься, то значит заранее уже всё сговóрено. В хуторе встретились там, сказали: «Завтра пойдём свататься к Христофоровым». Предупреждали» (пос. Синегорский).
Второй этап — просватýшки, или рукобитье (х. Усть-Быстрый), включал в себя несколько важных обрядовых действий:
1) приход сватов с песней;
2) иносказательный диалог;
3) «угадывание» женихом невесты;
4) «примечание» молодых;
5) обмен хлебом-солью;
6) застолье с исполнением песни, закрепляющей сватовство.
Сваты приходили после обеда или вечером. Это были дружко, жених, его родители, кто-нибудь еще из близких родственников. Дружко выделялся тем, что его правая рука была обвязана платком.
«Ну, мы заходим:
— Здраствуйтя.
— Здраствуйтя, добрые люди.
— У вас тут никого лишних нету? Мы тут потеряли — ушла от нас козочка беленькая. Вот она к вам не заходила?
— Да нет, не заходила.
— Нет. Сказали, что к вам заходила в дом белая козочка.
Они тогда говорят, ну, куда деваться:
— Ну, заходитя, ищите. Кому тут нужна белая козочка?
— Да вот, козлик маленький её ищет».
Подруги невесты пели песню «Ты утушка, ты серая, выплывай, угадывай, который твой селезень». «Тут невеста выходит с двумя подружками и: «вот, смотрите, может, тут ваша тёлочка?» А он тадá смóтрить: «А вот она, мая тёлочка». Берёть за руку, выводить от этих девчёнок и целуеть её. И тут уже мать его и мать её подходять и говорять: «Ну, угадал, сынок?» — «Угадал» (пос. Синегорский). Так как при выборе будущей невесты было важно её физическое здоровье, ее могут испытывать: «Как она ходить, а может она чи хромая, чи ишшо чего. Невеста выходить, ходить» (х. Усть-Быстрый).
На сватовстве невеста выступает ещё как представительница группы девушек и угадывание женихом своей будущей жены носит определённый смысл — своеобразное отделение её от половозрастной и родовой группы и переход в статус невесты.
«Примечание» невесты и жениха тоже носит символический смысл их выделения среди окружающих и одновременно является способом взаимного одаривания, так как примечание — это покрывание каким-либо предметом. Такое же важное место в сватовстве занимает обмен хлебом-солью, который следовал после примечания.
«И тут они примечають: свекровья её платьем, или чем-нибудь, куском отреза. А тёща рубашку ему. Потом хлебом-солью меняются» (пос. Синегорский). «Говорять: «Мы примечаем невесту, штобы она от нас никуда не убежала» (пос. Мельничный).
Характер предметов, используемых для примечания, изменился в течение ХХ века: «Раньше — материал, а ему рубашку, а сейчас — ювелирными изделиями примечаются» (пос. Мельничный). После примечания жениха и невесту величали песнями «У лебедя под крылушком горячо», «Што у тебя, Манюшка, плечики накрыты».
Затем следует праздничное застолье. По обычаю, родня жениха накрывает стол для родителей невесты. «Раньше шли свататься, стол набирал жених. Тянули харчи, кастрюли. От невесты хлеба порезали» (пос. Мельничный). Угощали прежде всего родственников невесты: «Невестины сидят за столом. Жених приносит с собой всё — накрывает столы, закуску.
Невеста на сватовстве должна назвать родителей жениха «папой» и «мамой»: «По три рюмки выпили, невесту поднимают, спрашивают: «Кто это сидит?», — она говорить, — «Мама». На просвáтушках должна невеста с женихом назвать родителей «мама» и «папа». Если она на просвáтушках не назвала, так она никогда и не назовёт» (пос. Мельничный).
Окончательная договоренность о свадьбе обозначается рукобитьем и исполнением песни «Пьяница-пропойница» («Умная головушка»): «Поют «Пьяница-пропойница» и подают руки за доброе слово» (х. Западной).
Пьяница, да пропойница,
Што ль Галин батенька,
Правильно он сделал.
С роднёй посоветал.
С роднёй посоветал,
Галечку просватал.
Да не за мёд, не за чару,
Да за умнаю чаду
Да за нашева Женю.
Да он умнай — разумнай,
Умней ево нету
Да по белому свету.
Кроме этой обязательной песни исполнялись также другие застольные: «Тропинкою галка шла», «Гости мои, приятели, посидите у мене». Для выпроваживания засидевшихся гостей существовала песня «Бывалоча, гости были совестные».
После сватовства жених с невестой ходят, приглашают на свадьбу: «Пришли:
— Здраствуйте!
— Здраствуйте!
— Вот, моя тётушка [или «мая крёстная», или «сестричка»], приглашаем вас к нам на свадьбу такого-то числа в такой-то день» (пос. Синегорский). Приглашение на свадьбу — типичный обычай украинской свадьбы.
Через неделю после просватушек родители невесты идут к жениху договариваться о сроках проведения свадьбы, о приданом и других организационных вопросах. Этот этап называется грубку (печку) смотреть; первоначально обычай имел смысл ознакомления с хозяйством жениха. Если его состояние не нравилось родителям невесты, они могли отказаться от свадьбы: «Если не с этого хутора приедуть, так ещё у кого спросють, што они за люди там. Зайдуть в хату и глядять на печку» (х. Западной). Постепенно в течение ХХ века этот смысл был утрачен, и обычай приобрёл характер ответного визита в дом жениха: «Когда-то приходили печечку смотреть… А для чего смотрели печечку, я не знаю. Груба — это печка. Приходят, жених выставляет угощение, за стол сажает, угощает. Там уже договариваются, кадá свадьба. Как назначат» (пос. Синегорский).
В период от сватовства до свадьбы устраиваются ежевечерние собрания молодёжи. Существовало два вида таких собраний: вечеринки и посиделки.
На вечеринки к девушкам-подругам невесты мог приходить жених с друзьями, там пелись величальные, хороводные и игровые песни. Хороводы в станице Краснодонецкой и ее хуторах называют танкáми, как и на многих территориях русско-украинского пограничья. Они отличаются разнообразием хореографических композиций: существовали танки круговые, «кривые», «стенка на стенку»:
«Много молодёжи было. В круг большой встанем в комнате. Зимой свадьбы-то. Сколько поместится. Ребята тоже приходят» (пос. Синегорский).
«Танок — он перелаживает. По кругу ходили, и не просто по кругу. Вот круг, а сюда идти — заворачивать. Как хороводы на Руси […]. Как в танок ходили, надо круг большой. Поёте, в такт бегаете. И сюда выходят, идуть, потом эти могуть выходить. Следующий выходит в центр, поворачивает. Это — кривой. […] А когда «Просо», то уже ряд на ряд идут. «Да мы просо сеяли, сеяли» — ширенками, подходят и кланяются, затем отступают. А другие говорять: «А мы пололи, пололи». В два ряда» (пос. Мельничный).
Были также игры с выбором пары, типичные для молодежных вечеринок, например, «Со леном хожу» (аудиопример 03), а также плясовые песни: «Офицерик молодой», «Уж ты, Сенюшка-селезенюшка» и другие.
В период подготовки к свадьбе большую роль играет изготовление обрядовой выпечки, которая имела огромное значение в свадебном обряде. В станице Краснодонецкой и ее хуторах существовало несколько видов обрядовой выпечки, которую начинали готовить за несколько дней до свадьбы. На первый замес в дом жениха собирается около десяти женщин; с четверга начинают выпекать пироги и хворост. Женщины со стороны невесты тоже принимают участие в этом процессе.
Первым ставят тесто на каравай, так как обрядовый хлеб — обязательный атрибут любого свадебного обряда. Каравай изготавливается один, его делят во время даров на свадебном пиру. Караваем в понимании местных жителей являются облепленные тестом палочки (ветки), которые втыкаются в большой пирог (лежень). Такой вид каравая характерен для украинской и западнорусской свадьбы
Сначала заготавливают палочки из вишни, тютины или караича (вяз). «Такая ровненькая, и два или три рожка, с рогатинами наверху» (х. Усть-Быстрый). «Срежут, кору счищают, по 10 штук их связывают. Высота — 40-50 сантиметров». Ветки заготавливают «из расчета сколько гостей будет, и десяток делали лишний». Очищенные веточки ставят в разрезанную тыкву и начинают облеплять круто замешанным тестом. «Кто месит, кто катает это тесто, режут жгутики». Залепляют жгутик над жгутиком крест-накрест, поднимаясь вверх. «Раз так зажимаешь жгутик, раз так, чтобы кучерявенький был. Внизу оставляют, чтобы руке можно взяться. Получается каравай. Перед тем как печь, расправляешь их, передавливаешь, желтком смазываешь, и в духовке пекут. Ставили на такую подставочку невысокую: две ножки, на них решеточку, перетянутые проволочкой. На этих проволочках пекли. Потом ставишь в кастрюлю, в вёдрах, обсыхают. Высушивают этот каравай, потом его наряжают, конфеты на ниточку привязывают, цветочки чтобы были небольшие» (пос. Мельничный). Веточки, которые отдавали жениху с невестой и их родителям, примечали: «Те веточки, которые по три рожка, идут жениху и невесте. Висела конфетка, цветочек и посередине птичка» (пос. Мельничный).
Лежень пекут отдельно из обыкновенного сдобного теста. Форма может быть круглой, продолговатой, прямоугольной. «Вот этот лежень, который печётся, его весь нарядят, втыкают, а остальное, если много гостей, где-то в кастрюлях или вёдрах стоить. Вёдра с зерном, чтоб не падали» (пос. Синегорский).
Еще один вид обрядового хлеба — калач. Его пекли в обоих домах. Это круглый сдобный хлеб с дыркой посередине — солонку ставить, из-за чего он часто обозначается словосочетанием хлеб-соль. «Калач был круглый, с дыркой посередине, чтобы солоночку поставить. Пекли в высоких круглых формах. Просто спечёный, сливочным маслом помазанный. Сладкое сдобное тесто» (пос. Мельничный). Хлеб-соль символизирует благословение происходящего брака и участвует в свадьбе несколько раз: первоначально на сватовстве, как знак его успешности, затем на девичнике и самой свадьбе: им благословляют молодых, освящают их переход из дома в дом.
Существует также упоминание о специальных булочках — шишках, которыми свашка одаривала подруг невесты на девичнике, но часто шишки заменялись каравайными ветками.
Местные старожилы отмечают: «когда лепят каравай и когда его украшают, поют все свадебные песни — как тренировка».
Среди этих песен есть и величальные, которыми «припевают», символически соединяют жениха и невесту:
Виноград расцветая,
Виноград рацветая,
А ягода, а ягода поспевая,
А ягода , а ягода поспевая.
Виноград да на веточке,
Виноград, да на веточке,
А ягода, а ягода на тарелочке,
А ягода, а ягода на тарелочке.
Виноград да што й Колюшка,
Виноград да Иванович,
А ягода, а ягода его Жанначка,
А ягода, а ягода, да й Виталевна.
Шли они да по улице.
Ими люди, ими люди все дивуюца:
Хороши породилися,
Лучше того, лучше всего снарядилися».
(х. Усть-Быстрый)
Такие песни могут звучать неоднократно в течение свадебного ритуала, на любом его этапе, так как призваны закрепить происходящие с женихом и невестой изменения.
За неделю до свадьбы весёлые вечеринки сменялись грустными посиделками. В хуторе Западном неделю до свадьбы называли «недельным сидением»: «Невеста на думáх сидит». На посиделках присутствовали только девушки, подруги невесты, пели песни о ее расставании с девичьей долей, а невеста должна была причитать — прачитывать, как говорят местные жители. «Раньше замуж выхóдя эта невеста, да и прачитываеть сидить. Ей песни девки грáють…. Она не хочеть за него замуж выходить, она его не знала, а он богатай» (х. Усть-Быстрый). Традиция эта еще соблюдалась во второй половине ХХ века, но постепенно угасала. По сравнению с записями начала ХХ века, сделанными А. Листопадовым, к концу столетия в памяти певиц остались только обрывки причитаний невесты:
Ай, милаи мои,
Вы подружки любимаи.
Ай, походитя вы ко мне,
Погуляйтя мои денёчки…
(х. Западной)
Предсвадебный день имел огромное значение, по количеству обрядовых действий не уступает главному свадебному дню. В нём соединились обряды прощания невесты с родительским домом, такие как посещение невестой-сиротой могил родителей и девичник, а также обряды, цель которых — присоединение невесты к роду жениха (подушки).
По сведениям А. Листопадова, в начале ХХ века перенесение подушек происходило за два дня до свадьбы. Теперь же это действие переместилось на предсвадебный день, заменив собой другой обряд, записанный А. Листопадовым, но не зафиксированный в экспедициях 2000-х годов: обряд переноса каравая из дома невесты в дом жениха, так как каравай стал изготавливаться в доме жениха.
Обряд подушки — это перенос приданого невесты в дом жениха. Приданое в целом обозначали термином постель: «Кровать, перина, прóстына, подушки, одеяла, накидки — у нас называлась постель» (пос. Синегорский). Также в постель обязательно входило зеркало, обвязанное белым рушником. Убранству самих подушек придавалось особое значение: «Подушки всегда были белые, а наподушники были розовые, или голубые, красные. И прошва вшивалася» (пос. Синегорский).
В субботу вечером приезжала родня со стороны жениха и выкупала постель. Цена была условная — рюмка водки. При выкупе постели пели:
Да шитая да постель, шита,
Да шитая да постель, шита,
Да не будь ты, Жаначка, бита.
— Я етава не боюся —
Постелею откуплюся.
Перинами да подушками,
Перинами да подушками,
Шитыми рушничками,
Кованами сундучками.
После этого собранную постель невеста разбирала, раздавая родственникам и подругам предметы, которые они несли через всё село. Большие и тяжелые предметы везли на подводе: «Перину ж никто не подымет, а эта мелочь, тряпочки эти — это раздають» (пос. Синегорский). Раздача подушек сопровождалась песней:
А вы, подружки да Катярины,
Примитя да пярины.
А вы, подружки Катюшки,
Примитя подушки
Перенесение подушек было своеобразным театрализованным действием, на которое сходились посмотреть жители села. «И все уже знают, во скóка. Ага, в три часа подушки будуть. И все на улице собираются, выходят из ворот — и вот несут подушки» (пос. Синегорский).
Родственники невесты стремятся показать достоинства приданого невесты: «Идут по улицам, кидают подушки, подкидывают тюль руками, чтоб все видели люди, какие подушки лёгкие, какие большие. Накидки раскидывают. Все считают, сколько подушек, какие красивые» (пос. Синегорский).
Девушки шли по селу со специальными подушечными песнями «Шитая постель, шита», «Переливается быстрая речка в Тихий Дон», «Месяц дорожку просветил», «А Жанночку братцы любили», в которых описывается перенос приданого как переход невесты в дом жениха. Подушки выступают материальным заместителем самой невесты:
Перливаица тиха речка в тихий Дон,
Лёли, лёли, да люлёшонки, в тихий Дон.
Пербираица наша Жанночка в другой двор,
Перевозя она именьица за собой,
И все мои шесть подушек на пуху,
Да и все мои одеялица на шалкý.
Элементы карнавальности проступают и в момент прихода к дому жениха. Подходим мы просто ко двору, жених встречает нас: «Проходитя-проходитя»! А кто зеркало несёть: «Как бы она не проходить, выноситя рюмку!». Выносять ему рюмку, он выпил: «А, хорошо пошла!» (пос. Синегорский).
В доме жениха подруг невесты и других родственников, участвовавших в переносе подушек, должны угостить. «Если девкам не понравица, как их угостили, там они тадá и начинають:
У нашава свата,
У нашава свата,
Деревянная хата,
Двери из берёзы,
Девачки твирёзы —
Не напоил».
(х. Западной)
После угощения происходит «обыгрывание» жениха подругами невесты. «Подушки принесли, угостили нас, а тогда жениха вызываем:
Ты, Ванюшка, да раденюшка, рано, рано,
Ты, Ванюшка, раденюшка, души маёй, да
Выйди с хаты, да из комнаты, рано, рано
Подойди, ты к нам поближе, души маёй, да
Пакланися да нам паниже, рано, рано,
Поднеси нам да по рюмачке, души маёй, да
Па рюмачке да гарелачки, рано, рано,
По большому по стакану, души маёй».
(х. Западной).
При возвращении в дом невесты подруги поют:
Подружка наша, да Валюшка,
Пьянюшки твои да подружки,
Пропили твои да подушки,
Сдали Ванюшке да на ручки.
Да на них Ванюшка будет спать,
К себе Анечку в гости ждать.
(х. Западной)
Подушки являются особенностью донецкой свадьбы, так как этот обряд распространён только в станицах и хуторах по Северскому Донцу и среднему Дону. Ни выше, ни ниже по течению Дона он не выделяется в отдельный этап, предшествующий переходу невесты в дом жениха и сопровождающийся таким количеством специальных песен.
После перенесения подушек в доме невесты начинались действия прощального характера. Если невеста была сиротой, ее водили на могилки просить благословения у родителей. «Невесту-сироту, вот например бы завтра свадьба, её водили на кладбище, матери на могилочку. Она ходила, просила у ней благословения. Все желающие — знакомые, родные, шли на кладбище с этой невестой. И она приходила, кланялась и просила: «Мамочка родная, благослови меня, мамочка родная, выйти замуж» (пос. Синегорский). Провожающие по дороге на кладбище пели песню «Зелёная лес-дубровушка» (аудиопример 09):
Зелёная дубровушка,
Да сушья ў тебе много.
Сыра дуба да ни листушка,
Ни единого отросточка.
Хорошая наша Манюшка,
Родни ў тебе много,
Одного ў тебе нету,
Родимого что й батеньки,
Да он там, твой батенька,
У Христа на небёсах
Богу молится,
Христу покланяется:
«Спусти да ты, Боже,
С небёс да на землю,
Свою чаду поглядети:
Как она снаряжёна,
На посад посажёна.
Мотив уподобления невесты-сироты дереву без вершины, засохшему дереву, типичен для сиротских песен.
Вечером начинался девичник — самый драматичный эпизод в свадьбе. Линия обрядов, символизирующих отделение невесты от группы девушек-подруг и своего рода, достигает в этот момент своей кульминации. Невеста окончательно прощается с подружками и девичьей волей. Ее переходный статус подчеркнут особым головным убором — венком из восковых цветов, который она надевает только накануне свадьбы. Очень ярко положение невесты описано в тексте песни «Перелётная кукушечка», исполняемой подругами невесты:
— Перелётная кукушечка,
Чего летишь, да не закукуешь?
Ты, бравая наша Анечка,
Ты, бравая наша Николаевна,
Чего сидишь, да не заплачешь?
Усё твоё да минуется,
Отцовская снаряжаньица,
Материнская коханьица.
— Вы, любимые подруженьки
Приходитя ко мне утром р
Казачья свадьба Алексея и Виктории : Невеста.info : 5 комментариев
Когда жених и невеста родом из старинной казачьей станицы, обычной свадьбы от них не жди.
Наш праздник объединил не только гостей, но и десятки незнакомых людей. Этот рассказ про то, как полгода подготовки стали проверкой отношений, и про то, что в итоге получилось.
Наша необычно традиционная свадьба состоялась 5 сентября 2015 года в станице Ленинградской, раньше она Уманской называлась.
Идея организовать свадьбу в казачьем стиле появилась у жениха: “Мне всегда нравилось народное творчество, всегда было интересно узнать о быте и нравах казаков, да и вообще душа казачья”. Невеста поддержала эту задумку с большим удовольствием. После обсуждения решили, что стилизовать торжество будет под две объединенные тематики – казачество и Русь.
Готовились к свадьбе полгода, и это время стало настоящей проверкой на прочность наших отношений. Каждый предлагал свои задумки, поэтому приходилось либо уступать, либо доказывать, почему это необходимо или невозможно.
А с другой стороны, это было самое интересное время, когда в голове сто тысяч вариантов, как сделать этот день самым ярким и незабываемым. Сами писали весь сценарий, готовили всевозможные тематические атрибуты и даже фонограммы подбирали самостоятельно.
Так, рубаху с ручной вышивкой мы заказали на Украине, расписные вручную матрешки для гостей нам пришли из Твери. Подарочный шар в стиле хохлома тоже делали на заказ. Еще были лапти, самовар, деревянная посуда, прялка — всё еще из тех времен, настоящее, собирали везде по крупицам.
Сейчас мы живем в Ростове-на-Дону, поэтому многих специалистов приглашали отсюда. Например, ведущего Олега Кабаргина, фотографа Николая Петринича, видеостудию «Август». А вот музыканты были местные: Александр и Марина Юрченко, которые в профессионализме и качестве работы ничуть не уступают городским кавер-группам.
Непростой задачей оказалось украсить зал ресторана, который был оформлен в средневековом стиле, а у нас же казачья свадьба. Но и этот вопрос решили вместе со станичными декораторами из салона «Свадебный переполох». Использовали в оформлении настоящую казачью утварь, которая добавляла атмосферу старины, когда правила Екатерина II, а на дворе был XVIII век.
И вот наступил долгожданный день нашей свадьбы, все было словно в сказке. Мы постарались вспомнить и учесть некоторые кубанские обряды и традиции казаков. Одним из ярких моментов стала встреча молодых гостями праздника. К ресторану мы подъехали на настоящей бричке, запряжённой белой лошадью. Нас встретили близкие и сама императрица Екатерина II, которая благословила брак на века многие и благая.
Не менее интересным моментом стало посвящение в казака и казачку, когда молодая жена сдавала экзамен на хозяйку подворья, а муж рубил саблей капусту. По традиции, тесть отхлестал жениха нагайкой в знак принятия молодого хлопца во взрослые казаки. Завершилось действо рюмочкой горилки, что налила молодая казачка для своего мужа, который должен был ее выпить с острого лезвия сабли, не опрокинув. После всех испытаний нам была вручена атаманская грамота, что «молодые отныне зовутся казак да казачкой во славу Божию да прославление Русской земли!»
На самом банкете звучала эстрадная музыка и народные, казачьи песни в исполнении ансамбля донских казаков «Атаман». Во время пира были выбраны Перший Казак и Першая казачка, ими стали самые смекалистая девушка и самый ловкий парень вечера, которые проявили свои таланты в нешуточных состязаниях. Им достались матрешки расписные и деревянная посуда. Для остальных гостей мы также приготовили подарки: на память о нашей свадьбе каждый получил календарик, на котором изображены казак и казачка в стиле Love is…
Чаем гости угощались из самого настоящего расписного русского самовара, который стал одним из красивейших атрибутов декора свадьбы. Завершился праздник зажжением семейного очага и песней, которую исполнил жених в честь невесты. Это была настоящая ода искренней любви!ссылка
«Храбрый поезд» и рогатая шапка. Как казаки на Дону свадьбы играли | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО
Официальной точкой отсчёта семейной жизни, как известно, является свадьба. Это и сейчас торжественный момент в жизни любого человека, а каких-то 100–200 лет назад свадьба и вовсе становилась тем рубежом, после которого для молодых людей начиналась совсем иная, по-настоящему взрослая жизнь. Неудивительно, что свадебному ритуалу придавали огромное значение. О том, как играли казацкие свадьбы на Дону, и что означали те или иные обряды, нам рассказала этнолингвист, старший научный сотрудник Южного научного центра РАН Татьяна Власкина.
Со времён неолита
В свадебных обрядах донских казаков отразились исторические реалии их жизни в степном краю, на границе с воинственными кочевниками. Общерусский комплекс представлений о свадьбе и свадебных обрядах в результате приобрёл некоторые специфические черты. А некоторые традиции, напрочь забытые в других частях страны, напротив, сохранились. Особенно интересно в этом смысле изучение такой группы выходцев с Дона как казаки-некрасовцы. После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Игнатом Некрасовым ушли за границу – на Кубань, тогда территорию Крымского ханства. Позже они и вовсе переселились на территорию Османской империи, и в этом иноязычном мусульманском окружении особенно старательно сохраняли и культивировали привезённые с покинутой родины обряды. В том числе и свадебные.
В результате, к XIX веку, когда на Дону казачки, к примеру, выходили замуж уже в современных на тот момент платьях, у некрасовцев остались старинные, восходящие к незапамятным временам детали традиционного свадебного костюма.
«К примеру, невеста на свадьбе надевала специальный головной убор – рогатую кичку, своеобразную шапочку с двумя рогами. Это, конечно, был древнейший символ плодородия, который у славян и других народов Евразии обозначал быка и корову и брал своё начало ещё во времена неолита, когда древние люди поклонялись рогатой богине-матери. Где-то это была олениха, где-то лосиха, а в наших местах, понятно, корова. Можно вспомнить и отношение к коровам в Индии. Понятно, что в христианской культуре значение этого символа ушло, и невесту как своего рода воплощение богини никто не рассматривал, однако память о связи такого женского головного убора с плодородием сохранилась. И поскольку от брака в первую очередь ждали детей, то рогатую кичку одевали на свадьбу. И любопытно, что некрасовцы сумели пронести этот обряд фактически до наших дней», – рассказывает Татьяна Власкина.
Из бабушкиных сундуков
На донских же землях, которые вошли в состав Российской империи, свадебная мода не застыла, а постепенно менялась. Как и в наши дни, девушки хотели надеть на бракосочетание всё самое лучшее – и поэтому по дошедшим до нас изображениям и описаниям можно судить, что за модой казачки следили. Сохранилось предание о том, что император Александр Первый во время поездки на Дон попросил представить его женскому обществу и был разочарован во время встречи тем, что наряды донских барышень ничем принципиально не отличались от петербургских костюмов. И тогда казаки перетряхнули бабушкины сундуки, на следующую встречу с императором их жёны и дочери прибыли уже в старинных казацких платьях, и Александр Первый, наконец-то, увидел уникальные донские костюмы. Впрочем, если возвращаться к собственно свадебной церемонии, то, как отмечают исследователи, свадьбы на Дону играли не один день, поэтому у новобрачной была возможность появиться перед гостями и родственниками в самых разных нарядах.
Рогатую кичку ближе к нашим дням на невесту уже не одевали, однако головному убору на свадьбе придавалось особое значение. Считалось, что невеста из девичьего состояния переходит в замужнее, женское, символом этого был платок, под который казачки начинали прятать свои девичьи косы.
А вот жениху на свадьбе никакой специальный костюм не полагался – просто надевали всё самое лучшее, и, в результате, женихи выглядели одинаково.
«Казаки в XIX – начале XX века были в первую очередь воинами. Они и в повседневной жизни, в основном, носили военную форму, понятно, ту, что похуже, а на такой торжественный случай, как свадьба, самым логичным выбором оказывался парадный военный мундир. Иногда, впрочем, жених мог быть в расписной рубахе, но тогда на плечи ему всё равно накидывали форменный чекмень. Мужчина и воин были нераздельно связанные понятия», – рассказывает Татьяна Власкина.
Воинственные обычаи
Считается, что свадьбы в традиционном виде – с обязательным венчанием в церкви на Дону стали играть только после времён Петра Первого, который прямо запретил бракосочетания и разводы, совершавшиеся на казачьем кругу. Однако некоторые допетровские обычаи сохранились.
Так вынужденная воинственность жителей донских степей проявилась и в осмыслении общерусских свадебных обрядов. Во всей стране сохранилась традиция свадебных поездов (в наше время – это те самые свадебные кортежи, которые сигналят на городских улицах). В разных местах жениха и невесту в сопровождении дружек возили по разным маршрутам – где-то через ворота, где-то они следовали через огонь, при этом сопровождающие пели песни, устраивали различные препятствия. Вроде бы, обычный шум и кутерьма, свадебное веселье.
Однако на Дону этот традиционный свадебный поезд назывался не иначе как храбрый поезд, и по тому, сколь воинственно были настроены его участники, как палили в воздух из оружия и размахивали шашками, можно было понять – перед нами не просто торжественный кортеж, а воспоминание об обычном похищении невесты. По всей видимости, именно так добывали себе жён первые насельники донских степей.
Казацкая специфика проявлялась и в том, что традиционный для всех широт нашей страны обряд выкупа невесты часто сопровождался легкомысленной песенкой с припевом «мой братец, татарин, сестру проматарил». А сёстры невесты могли укорять своих братьев за то, что «татарин братец, татарин, продал сястрицу задаром, красу девичью за пятак, русу косушку отдал так!»
Эти упоминания татар явно отражали реалии славянского заселения Дона: в степи переселялись крепкие мужики из центральных областей страны, которые приобретали себе жён, выкупая их (или воруя) у местных кочевых народов.
Вообще, как отмечает Татьяна Власкина, песни, которые пели за свадебным столом на Дону, отличались от обычных, к примеру, почти обязательно исполнялась былина про женитьбу князя Владимира, но в своей донской версии. В этом варианте князь пирует не только с богатырями, но и с «казацкой голытьбой». Это, кстати, была характерная особенность донских былин – в отличие от северных вариантов в них наряду с богатырями, а то и вместо богатырей, включались легендарные и уважаемые на Дону исторические персонажи, вроде Стеньки Разина или Ермака Тимофеевича.
Несчастная курица
Подача блюд на стол в первый день свадьбы носила строгий обрядовый характер – главным на столе был хлеб (на Дону насчитывалось до десятка различных вариантов свадебных караваев или куличей). Этим хлебом в определённом порядке одаривались гости, да и прочая пища, которая выставлялась на стол в первый день, имела особое значение, каждое блюдо что-то да значило.
А вот на второй день торжеств еда теряла сакральное значение. И на столе, к примеру, могла оказаться курица – в некоторых станицах её весь день таскали по улицам перед гуляющими молодожёнами, привязанную к шесту. Эта курица (или ягоды калины в других местностях) была символом того, что невеста оказалась «честной», то есть хранила невинность до свадьбы. И такое шествие новобрачных в сопровождении друзей и подруг наутро после первой брачной ночи с распеванием различных, не особенно пристойных, но задорных песенок, считалось обязательным элементом свадебной церемонии. Ну, а курицу, в итоге, съедали – Дон, конечно, богатый, но не пропадать же добру!
Кстати
Никакие природные препятствия не мешали казакам играть свадьбы, если они решились. Как рассказывал этнограф М. Харузин в своей книге «Сведения о казацких общинах на Дону», изданной в 1885 году в Москве: «Весной на Красной горке во время разлива Хопра четырём семьям из ближайшего хутора нужно было переправиться в станицу на свадьбу. Свадебный поезд подъехал к бушевавшему Хопру. Стали махать на другую сторону. Станичники, поняв, в чём дело, пошли к священнику. Тот приказал дьячку забрать требы, аналой, венцы и отправился с ним на берег Хопра. Жених и невеста на одной стороне, священник и родня – на другой. Запели «Исайя, ликуй», махнули в ту сторону платком – молодые пошли вокруг телеги, а батюшка в сопровождении двух казаков с венцами в руках – вокруг аналоя. Кончили пение и чтение и дали знак поцеловаться. Поздравили новобрачных и закутили по обе стороны реки».
«В традициях донской свадьбы слилось влияние обычаев разных народов, а в итоге выкристаллизовались особенности, присущие территории Дона. Но и здесь отличия в том, как гуляют верхнедонские казаки и нижнедонские, могут быть существенны. Кто кого выбирает Вообще-то выбор был за родителями, но молодой человек мог прийти к ним и сказать, что присмотрел девушку. В случае невесты ситуация была строже: она не могла сказать «нет» решению родителей. Когда сваты приходили в дом, невесту они там видеть не могли, да и жениха тоже могло там не быть. Родители оговаривали между собой — какая у кого получается выгода. Хотя существовал и предварительный запрос — готовы ли родители отдать девушку в сватающую ее семью, за конкретно этого молодого человека. Из воли родительской не выхожу Смотринами в давние времена могли называть и осмотр дома и подворья жениха (особенно если он из другого хутора), и знакомство с приданым невесты. Когда все всем уже окончательно нравилось, устраивали рукобитие или запой: звали родственников, соседей, устраивали большое застолье. Невеста могла разливать чай. Ставили молодых вместе, смотрели — подходят они друг у другу или нет. Стороны били по рукам, скрепляя договор. До свадьбы оговаривалось все — сколько дней будут гулять, сколько позовут гостей, какой будет выкуп за невесту. После рукобитья у невесты устраивались вечеринки — поночевки, посиделки: на них играли во всякие игры, пели песни, что-то дошивалось из приданого. Последняя вечеринка перед свадьбой — девичник. Ну и сама свадьба Собирая невесту в церковь, подруги пели печальные песни. Если девушка — сирота, то она шла на кладбище, просила благословение у усопших родителей. По пути также молодоженам могли перегородить дорогу, требуя выкуп или угощение, так что с собой помощники жениха и невесты брали спиртное и еду. После венчания в доме жениха невесте меняли прическу: волосы завязывали в куль, а сверху надевали колпак, «фальшонку». С этого времени молодая могла носить только такую прическу, чтобы все видели, что она — женщина замужняя. После первых трех рюмок на свадебном пиру начинали принимать дары от гостей — сначала от родителей, потом от друзей жениха. Всем дарившим доставалось по кусочку каравая и по рюмке. На дарах бывали и «зеленые» подарки: могли подарить еще не родившуюся телочку или барашка, невылупившихся гусят. Когда живность рождалась, молодые за ними приезжали. Второй день Второй день считался балаганным: к примеру, молодую посылают за водой, но донести эту воду до дома ей не дадут. Или специально бьют горшки и заставляют ее подметать. Все испытания были шуточными, поскольку про невесту уже все знали всё. В конце некоторых свадеб «забивали чоп» или «концы хоронили» — что означало: в семье женили последнего ребенка. Делалось это так: рыли ямку, туда забивали чурбачок. Автор — этнолингвист Гревцова Татьяна Евгеньевна, кандидат филологических наук Фото: 1. Казачья свадьба. Начало ХХ века. ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА! |
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 7. Казаки-5: humus — LiveJournal
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 1
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 2
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 3
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 4. Гимназистки
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 5. Лица духовного звания-1
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 5. Лица духовного звания-2
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 5. Лица духовного звания-3
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 5. Лица духовного звания-4
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 6. Армейцы-1
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 6. Армейцы-2
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 6. Армейцы-3
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 6. Армейцы-4
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 6. Армейцы-5
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 6. Армейцы-6
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 6. Армейцы-7
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 6. Армейцы-8
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 7. Казаки
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 7. Казаки-2
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 7. Казаки-3
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 7. Казаки-4
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 8. Разное
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 8. Разное-2
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 9. Свадьба
Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 10. Из жизни капитанов-поморов
8 казаков Варшавского дивизиона
«2-ой Оренбургский казачий полк». Варшава. 21 Апреля 1908г.
Донцы. 1914
Дюжина Казаков Екатеринодарского Полка ККВ
Кавказские казаки в Персии
Казак собственного Е.И.В конвоя Тимофей Ящик
Казаки 1 Черноморского полка ККВ
Казаки Кубанского конного отряда особого назначения с сотенным значком. Первая мировая война.
Казаки ст. Зеленчукской
Казаки Хоперского полка
Казаки. Кавказ. Тифлис
Катанаев Георгий Ефремович [22.04(04.05).1848, станица Атбасарская Атбасарского уезда Акмолинской обл. — 18.12.1921, Омск].
Конвойцы
Николай Иванович Ашинов — предводитель Абиссинского казачества.
Петр Чижов урядник Урупского полка Кубанского Казачьего Войска
Пластуны
Проводы казачьего атамана-генерала Косякина
Терский казак. Январь,1904 год,
Кубанцы
Казачий полковник
Кубанские казаки-егеря в день награждения 300 лет ДР
Забайкальские казаки
Новочеркасское казачье юнкерское училище
Казаки
2 Полтавский казачий полк
Кубанская казачья свадьба. Сватовство,как это есть и как было у меня
Сама кубанская свадьба обязательно проходит в 4 этапа: сватовство, посиделки, вечеринка и само свадебное торжество.Если молодой казак влюбился в девушку и хочет жениться — он кидает шапку через плетень на двор родителей будущей невесты. Когда родители отдают шапку обратно — это означает отказ, если же шапку оставляют себе — согласие. Нередки случаи, когда родители отказывали жениху в руке дочери и тогда невесту воровали, если девушку удавалось спрятать на три дня — отказывать в свадьбе уже не могли, поскольку это было бы позором для семьи. Если же согласие получено, молодой человек и его семья присылают сватов.
Сваты и дружки заходят на двор к родителям невесты с шумом, шутками-прибаутками и песнями, начинается традиционный разговор: «У вас товар-у нас купец…», сваты нахваливают жениха и расписывают все его хорошие качества. Если все пришли к решению, что свадьбе быть и родителям по нраву жених — разрешение спрашивается у невесты (обычно она находится в другой комнате или скромно стоит в уголочке) и если она согласна совершается обряд рукобития (на фотографии как раз такой обряд в современном варианте), это означает, что все связаны обещанием и если жених или невеста передумают — это будет позором для семьи. Далее молодые объявляются женихом и невестой и следуют посиделки за праздничным столом.
Если же девушка не хочет выходить замуж за этого парня — она дает ему гарбуза (тыкву) в знак отказа и все расходятся по домам.
Как это было у нас. Судя по тому, что я успешно вышла замуж, вы уже поняли что гарбуза я не давала) Я была совершенно не в курсе, что меня хотят сосватать. Мои родители живут в другом городе и, незадолго до их приезда, мой муж оставил в квартире, где они должны были остановиться, шапку-кубанку на самом видном месте с запиской о том, что скоро придет свататься. Думаю, родители были удивлены когда нашли ее, но мне никто ничего не сказал и я продолжала оставаться в неведении.
Тем осенним вечером ничто не предвещало сватовства — я была с родителями, мы пили чай на кухне, а Денис сказал что у него дела и он придет чуть позже. Вдруг звонок в дверь, мы открываем,а в квартиру заходят казаки в справе, с баяном и во главе всего этого мой Денис. Шутят, поют. И начинают разговор о сватовстве с моими родителями. Я стою в сторонке в совершенном шоке и не понимаю пока что происходит, на меня даже никто не смотрит. Далее начинают нахваливать Дениса и просят моей руки .Родители недолго думая соглашаются и, наконец, мой жених обращает на меня внимание — с большим букетом роз, встав на одно колено достает маленькую синюю коробочку и говорит заветные слова:»Ты выйдешь за меня замуж?» Конечно я прослезилась и согласилась) А потом мы отошли в сторонку, Денис надел мне на безымянный пальчик аккуратное помолвочное колечко и поцеловал.Так мы стали женихом и невестой)
Затем сваты и родителя встали в круг и совершили обряд рукобития — с этого момента договор о свадьбы был скреплен.Потом мы с мамой быстренько накрыли стол и у нас был замечательный вечер с песнями и душевными разговорами.
Кому то может показаться странным такое предложение руки и сердца, хочется чтобы как в кино: романтическая обстановка, свечи и только вы вдвоем. Но я рада, что мой муж сделал предложение именно так — у меня осталась масса воспоминаний об этом дне, и мы таким образом отдали дань традициям, а самое главное-смогли разделить радостное событие с самыми близкими людьми-родителями и друзьями.
Надеюсь вам было интересно) Скоро я расскажу о следующем этапе кубанской свадьбы-посиделках и поделюсь как это было у нас))
Казачье трио | фотографии Чтобы получить быстрое ценовое предложение и информацию, отправьте электронное письмо на адрес [email protected] или позвоните Михаилу Смирнову по телефону (201) 981-2497.Щелкните изображение выше, чтобы увидеть полноразмерную фотографию с высоким разрешением Фото — 550 долларов, видео — 550 долларов Казачья танцевальная труппа в NJPAC, Ньюарк, Нью-Джерси, апрель 2018 г. Казачья песня, танец и музыкальная программа
|
Казак Фото
Новая Зеландия ОЗЕРО ТАУПО
Новая ЗеландияHUKA FALLS
Новая Зеландия НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК FIORDLAND
Новая ЗеландияMILFORD SOUND
Новая ЗеландияMILFORD SOUND
Новая ЗеландияBAY OF ISLANDS
Новая ЗеландияBAY OF ISLANDS
Новая Зеландия THUNDER CREEK FALLS
РИНСКИЙ КАЗАК — Kampania kolekcji СВАДЬБА 2017 РИНСКИЙ КАЗАК…
Kampania kolekcji СВАДЬБА 2017 RINA COSSACK
#photo @sonia_swiezawska
#model @agatakami @united_for_models
#mua @eminorembergmakeupartist
#hair @najlepiej.mu
# свадьба # коллекция # кампания # свадебные # свадебное платье # белый стиль # стиль # мода # польский # дизайнер # польский дизайнер #polskamoda #rinacossack #instafashion #atelier #plackonstytucji #warsaw #warszawa (w: Plac Wars Konstytucji, 9000, Plac Wars Konstytucji)
Больше подобных сообщений на Tumblr
# мода #campaign #Фото #волосы #стиль # гибридный #коллекция # свадьба #модель #instafashion #polish # варшава #whitestyle #свадебное платье #rinacossackВозможно, вам больше понравится
Kampania kolekcji СВАДЬБА 2015 RINA COSSACK 🙂
#photo #monikamotor
#model #paulinaklimek #easternmodels
#mua #eminorembergmakeupartist
#hair #dorotazietek #bridwith #sdioris #
Kampania kolekcji СВАДЬБА 2016 RINA COSSACK
#photo #monikamotor_photography
#model #karlaantosiak #malvamodels
#mua #eminorembergmakeupartist
#hair #dorotazietek #dorotazietek #diorsign #white #diorsign #white #diorsign #diorsign #white #diorsign #diorsign #white #diorsign #white #diorsign #white #diorsign #white #diorsign #white #diorsign #white #diorsign #which #white #diorsign #style #fashion #polish #designer #polishdesigner #polskamoda #rinacossack #instafashion #atelier #plackonstytucji #warsaw #warszawa
Kampania kolekcji СВАДЬБА 2016 RINA COSSACK
#photo #monikamotor_photography
#model #karlaantosiak #malvamodels
#mua #eminorembergmakeupartist
#hair #dorotazietek #dorotazietek #dorotazietek #dioris #dioris
#dorotazietek #wassietek #dioris
белый стиль # стиль # мода # польский # дизайнер #polishdesigner #polskamoda #rinacossack #instafashion #atelier #plackonstytucji #warsaw #warszawa
Kampania kolekcji СВАДЬБА 2015 RINA COSSACK 🙂
#photo #monikamotor
#model #paulinaklimek #easternmodels
#mua #eminorembergmakeupartist
#hair #dorotazietek #bridwith #sdioris #