Товаров: 0 (0р.)

Каракалпакская свадьба: Традиции каракалпаков — тайны калыма и дни обновления

Содержание

Традиции каракалпаков — тайны калыма и дни обновления

Автор Марина Завгородняя На чтение 5 мин. Просмотров 161 Опубликовано

Каракалпаки принадлежат к одной из самых ярких ветвей тюркского народа, а большинство их проживает в Республике Каракалпакстан на территории Узбекистана. Традиции каракалпаков – та особенная часть их культуры, которая привлекает как историков, так и туристов.

Многие старинные обычаи соблюдаются и в наше время, а на каракалпакских свадьбах или календарных праздниках можно и вовсе погрузиться в атмосферу прошлого, почувствовать особый колорит национального характера. Что отражают шутки и поговорки каракалпаков? Какие общественные традиции существуют в Каракалпакстане?

Каракалпаки в национальных костюмахКаракалпаки в национальных костюмах

Почитание старших родственников

В семейно-бытовых обрядах и праздниках каракалпаков наиболее полно раскрывается характер этого народа. Несмотря на некую сдержанность в общении, они любят повеселиться и пошутить. Известно немало народных поговорок о шутках и смехе. Например, “когда уместно, и с отцом шутить можно”. 

С раннего детства каракалпаков воспитывают искренне уважать и во всём поддерживать тех, кто старше. В семье особенное место занимают старики. Отец и мать – это две святыни каракалпаков. Если в семье есть несколько сыновей, то младший обязан взять всю заботу о родителях на себя. 

Сегодня эта традиция каракалпаков продолжает существовать, а потому часто можно встретить семьи, где с молодой парой под одной крышей живут старики. Нередко под опеку берут и мать-вдову жены, поскольку муж считает своей обязанностью заботиться о старших родственниках.

Свадебные традиции каракалпаков

Отдельное внимание я бы хотела обратить на свадебные обычаи каракалпаков. Многие знают о том, что калым – это своего рода выкуп за невесту, но в понимании жителей Каракалпакстана всё сложнее. В старину каракалпаки считали, что с помощью калыма семья жениха компенсирует для семьи невесты потерю работницы, ведь та переходит в новый дом. 

Традиции каракалпаков, связанные с калымом, отличаются сложностью и глубоким символизмом. Решив жениться на понравившейся девушке, парень должен украсть её. Конечно, в наше время невеста прекрасно осведомлена об этом. 

Кроме того, интересной особенностью является передача платка. Через своего друга жених передаёт его возлюбленной, чтобы не спутать её с другой девушкой. 

Каракалпакские семьи, которые в наше время стараются придерживаться старинных свадебных традиций непременно проводят обряд похищения. От себя хочу заметить, что зрелище это потрясающее, напоминает живописный спектакль. 

В день своей кражи невеста в компании подруг отправляется в какое-нибудь отдалённое место. Естественно, за ней следует толпа ребятни и односельчан, которые выступают в роли зрителей.

Каракалпакская свадьба – отражение древних обычаев

Семейные обряды 

В определённый момент на лугу, где гуляют девушки, появляется жених на коне вместе со своими друзьями. На скаку он должен подхватить невесту и увезти её под восторженные крики толпы. 

Свою избранницу молодой человек привозит домой, где её встречают женщины семьи, куда предстоит вступить девушке. Прежде чем войти в новый дом, невеста перешагивает через огонь. Это символ очищения и обновления, ведь брак – тоже своего рода новая жизнь. 

Особенное внимание к девушке проявляет мать жениха. Если девушка пришлась ей по душе, показалась красивой и хорошей, женщина накрывает её голову белоснежным платком. Такой жест означает, что отныне будущая родственница будет находиться под покровительством свекрови. 

В доме жениха невесте отводят отдельную комнату, где она пробудет до самой свадьбы. Так девушка может привыкнуть к нравам новой семьи, понять характеры родственников и сблизиться с ними.

Пока женщины встречают невесту и помогают ей обустроиться, мужчины из двух семей встречаются, чтобы обсудить размер калыма. Кроме того, важный момент разговоров – помощь молодой семьи, которую должны оказывать родственники каждой из сторон. 

Если собравшиеся обо всём договорились успешно, хозяин дома (чащ всего отец невесты) берёт лепёшку, от которой отламывает небольшой кусочек. Лепёшка отправляется по кругу, и каждый из гостей берёт свою часть, что является старинной традицией “подписания договора”. 

В традициях каракалпаков лепёшка олицетворяет жизнь и благополучие. По сути, с помощью её передачи глава семьи невесты показывает будущим родственникам, что теперь их жизнь становится общей.

Праздники каракалпаков

Среди праздников каракалпаков я бы хотела выделить Науруз, который отмечают многие народы Азии. Приходится он на 21-22 марта, а суть его в приходе нового года, обновлении и новых надеждах. В этот день хозяйки Каракалпакстана накрывают праздничный стол, главным блюдом которого становится сумелек, что готовится из проросших зёрен пшеницы. 

Накануне празднования в различных учреждениях устраиваются праздничные вечера, куда приглашают людей преклонного возраста. Они рассказывают молодёжи истории из своей жизни, делятся опытом, а благодарные слушатели преподносят подарки гостям.

Поскольку большинство каракалпаков – мусульмане, Рамадан – один из самых главных праздников их края. Его празднование делится на три части, первая из которых посвящена добрым делам, вторая – отпущению грехов, а третья – постижению любви Всевышнего. Рамадан олицетворяет духовное возрождение человека.

Науруз - весёлый праздник каракалпаковНауруз – весёлый праздник каракалпаков

В традициях каракалпаков отражаются верования и обычаи самых разных народов, однако в таком сочетании они становятся интересными и самобытными. Как я и говорила, сегодня в небольших поселениях и городах Каракалпакстана люди по-прежнему соблюдают старинные обычаи, а значит, каракалпакская культура продолжает жить и развиваться.

Калым. Каракалпакия. Обычаи и обряды Узбекистана

 

На севере пустыни Кызылкум, в Каракалпакстане, живет древний, мужественный, красивый и гордый народ — кипчаки. И, хотя их называют каракалпаками, они сохранили многие традиции своего народа, восходящие корнями к далеким доисторическим временам. Одна из этих традиций — калым.

Мавзолей Юнус-ХанаКалым — слово тюркского происхождения. Старинный предсвадебный обычай. Калым был распространён у многих племён и народов мира. За несколько столетий этот обряд очень изменился, приняв абсолютно другое значение, отличное от первоначального.

До недавнего времени считалось, что калым — это выкуп, который платили родственники жениха за невесту и являлся компенсацией её роду за потерю женщины-работницы и того имущества, которое она приносила в семью мужа.

Но, это только поверхностное мнение. На самом деле обряд калыма имеет глубокое значение и своими корнями уходит в далекое прошлое. Современники трактуют его, как пережиток прошлого, представляющий общественную опасность. По-своему, это очень умный и добрый обряд.

Начинается он с того, что по традиции джигит должен сначала украсть невесту. А чтобы джигит не спутал свою любимую, он через друга передает для невесты условный символ — платок. Конечно, сотню лет назад таких договоров и быть не могло. Украл невесту — и все! Теперь же все в селении знают: раз появился у двора девушки джигит на коне с друзьями, значит скоро быть свадьбе.

Само похищение — это удивительно яркий и красивый обычай, проходит, можно сказать как театрализованное представление. Теперь луноликую красавицу крадут по взаимному согласию. Невеста выходит в уединенное место, благо вокруг нескончаемое море барханов, жених с парой друзей на лошадях, подхватывает ее на полном скаку и везет к себе. Ватаги ребятишек сопровождают их с криками и шутками.

Сегодня это захватывающее зрелище, собирает толпы любопытных сельчан, приглашенных гостей и туристов.

Мавзолей Юнус-ХанаПосле похищения жених привозит невесту к своему дому. У калитки разводят ритуальный костер, через который невеста обязана перепрыгнуть, чтобы очиститься и войти в дом обновленной. Перешагивание через огонь — это традиция, исходящая от массагетов и соблюдающаяся с V-IV веков до нашей эры. Вокруг невесты собираются женщины. Они осматривают избранницу юноши, оценивают ее красоту и молодость.

Мать жениха, в знак согласия с выбором сына и со своими добрыми помыслами, накидывает чистый, белый платок на голову невесты, беря тем самым девушку под свою опеку.

Очень важен обряд окуривания двора и дома священным дымом. Сухой иссырык — трава, по поверьям, уничтожает всё нечистое, и невеста заходит в чистый дом жениха.

Еще один штрих встречи невесты — маленькая девочка снимает колечко с ее пальца. С этого момента она сама будет готовиться стать невестой и, выходя замуж, передаст это колечко другой, такой же девчонке.

Невесту, с поклонами входящую в дом, провожает свита соседей, родственников и просто любопытных. В специально отведенной для неё комнате невесту вместе с подружками прячут за ширмой — чемылдыком. Занавес — чемылдык, обязательно должен быть красного цвета, такова традиция.

Невеста пробудет в отведенной для нее комнате до свадьбы. Это место — за чимылдыком — символизирует начало её новой жизни в новом доме.

И делается это для проверки её характера, воспитания дисциплины и признания обычаев далеких предков.

Мавзолей Юнус-ХанаА в это время сваты, готовятся к встрече со стороной невесты. Обычно это делают мужчины — отец, дяди и братья.

Обговорив между собой все обстоятельства своего предложения, сваты приходят в дом отца невесты.

После традиционной вступительной части, разговоров о житье-бытье, шуток и пожеланий долгих и счастливых лет, сваты открывают хозяину цель своего приезда и обсуждают размер «калыма».

Это важный момент. Родители жениха и невесты обсуждают, чем они могут помочь новой семье: где будут жить молодые, сколько и каких животных для хозяйства каждый род может дать им.

Если договор завершается обоюдным согласием, хозяин дома отламывает первый кусочек лепешки — символ жизни у тюрков, и съедает его. А лепешку передает сватам. Лепешка идет по кругу и каждый гость, отламывая понемногу, так же как и хозяин дома, едят его. Это означает что-то вроде подписания договора, когда обе стороны пришли к согласию.

Обычно у кипчаков главными элементами калыма были и остаются домашние животные — верблюды, овцы, козы, коровы. Уже совсем скоро двор отца невесты заполнит «калымный» домашним скот.

И пока главы семей «подписывают» договор, в доме жениха все родственники — дальние и ближние, приходят поздравить молодых и приносят им подарки и самые необходимые в быту вещи.

А родители дают молодой семье все необходимое для хозяйства: посуду, ковры, одеяла и помогают строить жилье.

Мавзолей Юнус-ХанаЭтот обряд, существует много веков. Сегодня он принимает различные формы и постепенно изменяется само первоначальное предназначение выкупа. Но неизменным остается одно калым — это создание материальной базы для рождения новой семьи.

Утром следующего дня по обычаю совершается обряд жертвоприношения во имя благополучия новой семьи.

В подготовке к свадьбе — тою принимают участие все жители аула.

Наконец обряд калыма завершается свадьбой. Слезы радости смешиваются со слезами грусти, яркие краски национальной одежды смешиваются в одно неповторимое полотно, веселье длится несколько дней.

Кульминацией тоя — свадебного торжества является открытие лица невесты для представления её родственникам и гостям. Этот обряд называется беташар. И вот тогда-то подарки для невесты сыплются как из рога изобилия со всех сторон.

Калым — словно красивая сказка быта тюркских народов, возникшая из глубины веков и дошедшая до наших дней.

Автор: И. Блидарев

Видео: Калым. Свадебный обряд в Узбекистане

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала — только с разрешения автора.

вверх »

происхождение народа, где и как живут, фото

Каракалпаки являются тюркским народом и относятся к кыпчакской подгруппе. Название переводится как «черный колпак». Эта народность состояла в родстве с хазарами, печенегами и узами, проживали они по соседству с русскими, неподалеку от башкир и древних булгар, заселяя левый берег Волги. Всего в мире проживает около 825 000 каракалпаков.

Существует у каракалпаков предание, что они когда-то проживали на территории Средней Азии, а в свои настоящие места проживания пришли из бывшего Казанского ханства, откуда их изгнали ногаи. Они были вынуждены бродить долгое время по степям, бороться с киргиз-кайсаками. После народность распалась на три части. Одни поселились в дельте реки Амударья, вторые — на нижней Сырьдарье и Ени-дарье, третьи в Зеравшанской долине. В 18 веке одна из частей каракалпаков приняла русское подданство, но потом перешла под покровительство Хивы и части Бухары, так как русские не смогли оградить ее от киргизов. В 1873 году территория правого берега Амударьи, на которой проживали каракалпаки, вошла в состав России.

Где живут

Основной район проживания народности — Каракалпакстан, Республика Каракалпакстан, расположенная на территории Узбекистана в дельте реки Амударья. Небольшое количество представителей этой народности живет в Ферганской долине и Хивинском оазисе, в Казахстане, в основном в Маниутской области, Туркмении, Москве, Московской, Волгоградской, Саратовской, Астраханской и Оренбургской областях.

Язык

Каракалпакский язык является одним из языков тюркской семьи и относится к ногайско-кыпчакской подгруппе. 1 декабря является официальным днем каракалпакского языка.

В каракалпакском существует два диалекта:

  1. юго-западный
  2. северо-восточный

В советское время на основе северных говоров образовался литературный каракалпакский язык. Письменность каракалпакского языка на основе латиницы, до 1996 года была на основе кириллицы. На каракалпакском языке ведется преподавание в начальных и средних школах, проходит чтение некоторых дисциплин в Каракалпакском государственном университете имени Бердаха.

Жизнь

Основной деятельностью каракалпаков является скотоводство. Разводят преимущественно крупный рогатый скот, баранов и птицу. Занимаются рыболовством и земледелием. Из народных ремесел распространено тиснение по коже, резьба по дереву, ковроделие, вышивка, ткацкое и ювелирное ремесло, валяние войлока, плетение циновок и пошив одежды.

В полях сеяли пшеницу, ячмень и просо, землю пахали на быках. Каракалпаки умело использовали для орошения полей озера и протоки. До сих пор в низовьях реки Сырдарья сохранились следы полей и остатки специальных ирригационных сооружений 18 века. На зиму, чтобы прокормить скот, запасали сено и камыш. Каракалпаки добывали свинец, селитру и красную медь, из которых изготавливали пули и порох. Оружие они получали из Бухары.

Передвигались по реке и перевозили грузы на лодках и арбах, распространена у народа и верховая езда на лошадях. Для рыбалки использовали лодку «кайык».

Жилище

Каракалпаки являются полуоседлым народом, у них существовало большое количество временных жилищ, которые отличались строительным материалом, способом устройства и планировкой. В основном все зависело от природно-хозяйственных условий. Единственными устойчивыми и постоянными жилищами, которые не зависели от местности и условий природы, являются юрта и саманный, глинобитный дом «там». Жили в юртах зимой и летом. Когда нужно было обороняться от соседей-кочевников, казахов и туркменов, особенно это случалось зимой, каракалпаки собирались в аулы и ставили свои юрты в укреплениях «цала». Их обносили стенами или огораживали земляным валом, окруженным рвом.

Дом строили прямоугольной формы, с плоской крышей. В нем было одно или два жилых помещения. Под одной крышей с домом часто обустраивали очаг, хлев, кладовые и крытый двор, в котором ставили юрту. Вход в дом был закрыт большими деревянными воротами. В таме жили в основном зимой, летом предпочитали переселяться в юрту.

Строили каракалпаки и глиняные мазанки, полуземлянки и землянки. У крупных феодалов–баев были замки-усадьбы, которые строились из пахсы и обносились стенами. Сегодня в поселениях каракалпаков распространены и жилые дома, но есть много традиционных жилищ.

Религия

Каракалпаки исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами.

Еда

В национальной самобытной кухне каракалпаков присутствуют элементы соседних народов: узбеков, казахов и туркменов. Мясные блюда готовят в основном из говядины и баранины, едят конину, верблюжатину и домашнюю птицу. Свинину по религиозным соображениям не употребляют. Много едят картофеля, овощей, первые и вторые блюда готовят из круп и бобовых: рис, просо, маш, джугара, фасоль, сорго.

Блюда в основном жарят и варят. В кухне распространена широко комбинация из отварного теста и мяса. Самые распространенные каракалпакские блюда: плов, лагман, гуртик, шавля, манпар, самса, манты, шорпа, пельмени, суп-лапша на бульоне и суп-машаба. Практические все блюда к столу подают с лепешками, приготовленными из пшеничной муки. Из джугарной муки делают клёцки. Одним из любимых блюд каракалпаков является турама — мелко накроенное мясо с клёцками.

Пьют черный и зеленый чай с молоком. Этот обычай распространился у народа только в 19 веке. Из кисломолочных продуктов делают кумыс, айран, творожную кислую массу сузьма, кисломолочный напиток из кипяченого молока катык и курут — сушеные шарики из сузьмы с перцем и солью.

Внешность

Одежда каракалпаков состоит из рубахи на выпуск, штанов, которые заправляли в сапоги, халата — шапан, подпоясанного платком или кушаком. Халаты шили из темных тканей в мелкую полоску, под них надевали стеганый камзол — бешпент. Зимой носили тулуп из овчины шерстью внутрь, в качестве головного убора — овчинную шапку черного цвета. В древности носили черные войлочные высокие шапки конусообразной формы «калпак-такыя», которые и послужили основой названия народа.

Женщины носили рубаху-платье, штаны и халат. Вместо камзола часто надевали безрукавку. Женщины этой народности любят одежду ярких цветов, особенно красного и синего. Много на их одежде вышивки и украшений из металла. Вместо паранджи надевали халатообразную накидку жегду, которая не закрывала лицо. Часто на голове носили длинный платок, его повязывали поверх тюбетейки, как чалму.

Женский головной убор саукеле является произведением искусства каракалпаков и создается искусными ювелирами. Он представляет собой шлем, выполненный из войлока и покрытый красным сукном. Убор богато украшают металлическими бляхами, узорами, подвесками, цветными бусами и камнями, в основном коралловыми. Тумак — верхняя часть шлема — перекрещена черным широким крестом из нашитых тканевых полосок. На лоб спускается тяжелая серебряная бляха жыга. К наушникам прикрепляют две серебряные бляхи с бирюзовыми или сердоликовыми вставками кыран. По форме бляхи похожи на орла или ловчих охотничьих птиц. Сзади к саукеле прикрепляется длинная полоса ткани (халака), украшенная вышивкой.

Культура

Фольклор народа каракалпаков состоит из различных направлений:

  • обрядово-бытовые и лирические песни
  • легенды
  • сказки
  • богатырский эпос
  • танцы

Все произведения исполнялись перед народом сказителями и певцами. Из народных музыкальных инструментов каракалпаки использовали смычковый кобуз, щипковый дутар, духовые инструменты сурнай и най, бубен дэп.

Традиции

У народа существуют определенные строгие правила и обычаи поведения во время приема пищи. По традиции пищу каракалпаки едят сидя на полу вокруг скатерти. Бульоны подают в мисках или чашках, густую пищу едят руками. Обычно в день едят три раза. Перед тем как начать трапезу, нужно полить на руки воду, которая полностью должна стечь. Стряхивать ее с рук нельзя, чтобы брызги не попали в пищу. Первым начинает есть старший по положению или возрасту. Если в дом приезжает гость, его обязательно угощают айраном, кислым молоком или варят похлебку катыбыламык.

При рождении ребенка проводятся обряды, которые должны защитить новорожденного от всех несчастий и бед. Большое внимание уделяется имени, выбирает его самый уважаемый член общества, старейшина или духовный лидер. Часто имена дают в честь прадедов и прабабушек. Самые распространенные у каракалпаков имена с корнем -нур, например, Нурсултан, Нуратдин.

Через 40 дней после рождения ребенка устраивают бешик-туй. Ребенка купают, впервые пеленают и кладут в ярко раскрашенную кроватку-качалку (бешик), которую приносят родственники молодой матери. Вместе с ней они приносят лепешки, завернутые в скатерть, игрушки и сладости.

Под подушку в бешик ребенку принято класть лук, нож и перец, чтобы ребенок был беспощаден с врагом, большой точильный камень и хлеб, чтобы голова была как камень твердой, ум великим, а глаза зоркими. Под ножки кладут зеркало, чтобы лицо было красивым и открытым, а жизнь светлой. К одежде маленьких детей пришивают разные обереги, чтобы в жизни их не коснулись беды. После проводятся смотрины, и каждый гость преподносит новорожденному подарок.

Свадьба у каракалпаков состоит из нескольких этапов, основными из них являются следующие:

  • сговор;
  • малый пир в доме невесты «патия той»;
  • день свадьбы (пир в доме невесты и в доме жениха).

Сговор проводится обычно в доме невесты, родители жениха дарят родителям невесты подарки. Обязательно в сговоре должны принимать участие старейшины, которые дают разрешение на брак. Родственники жениха дарят вещи белого цвета и договариваются о размере калыма.

После сговора родители невесты и жениха устраивают «кенес той», приглашают на него родственников, близких и соседей. На этом мероприятии все они решают вопросы проведения свадьбы. Потом проводится «патия той», расходы на который оплачивает жених. Он одаривает невесту, ее родителей и родных подарками. После малого пира родители невесты приходят к родителям жениха и дарят им подарки.

Плач невесты «сынсу» является неотъемлемой частью свадебного обряда. Он выражает грусть девушки, которая покидает отчий дом. Когда невеста приходит к дому жениха, его мать забрасывает ее конфетами, чтобы жизнь молодой жены была сладкой. После девушку проводят в комнату, закрытую узорчатой ширмой шымылдык. Там она должна находиться до начала самой важной церемонии открытия лица — бет ашар. Потом невеста приветствует каждого гостя и кланяется ему. Этот обряд называется келин салом.

Известные люди

Есть среди представителей народа и известные люди, которые прославились своим талантом и выдающейся деятельностью:

  1. поэт Мусаев Аяпберген
  2. поэт Дабылов Аббаз
  3. поэт и драматург Аймурзаев Джолмурза
  4. академик Нурмухамедов Марат
  5. народный писатель и государственный деятель Каипбергенов Тулепберген
  6. актриса театра, народная артистка СССР Шамуратова Аймхан.

Беременная Кети Топурия загорает в Дубае – фото

Кети Топурия

Кети Топурия

Сегодня 34-летняя Кети Топурия опубликовала селфи, сделанное на борту самолета. Как оказалось, певица отправилась на отдых в Арабские Эмираты. В Сети уже появился снимок, на котором артистка запечатлена загорающей на пляже в Дубае вместе с молодым человеком, очевидно, Львом Деньговым.

Здесь звезда наконец-то спокойно оголила округлившийся живот, не боясь любопытных глаз. Однако конспирация не удалась. Известную шатенку успел сфотографировать фанат и поделиться кадром с подписчиками. «Кети Топурия — милашка», — подписал публикацию очевидец.

О том, что звезда находится в интересном положении, говорят уже давно. Однако она упорно продолжает скрывать факт беременности. В личном блоге певица показывает себя только выше пояса или в свободных нарядах. Топурия отшучивается, мол, живот — результат неудачного ракурса. «Кети и Лев уже узнали пол ребенка, они ждут мальчика. Оба очень счастливы. — Сейчас седьмой месяц беременности, так что наследник у ребят появится в самом конце года», — раскрыл все карты «СтарХиту» инсайдер.

Певица отдыхает с женихом

Певица отдыхает с женихом

Между тем, солистка группы «А’Студио» активно готовится к рождению второго наследника. Недавно предметом бурного обсуждения стало видео Кети, на котором она засветила детскую коляску в доме. Все тут же зашептались, что певица давно родила, а позже в Сети даже появились подробности. Мол, ребенок появился в клинике «Лапино», где медицинское сопровождение обошлось матери в 3 миллиона.

«Она на седьмом месяце»: стал известен пол ребенка Кети Топурии

«Ребят, вот мы сейчас находимся на музыкальной базе, репетируем. И только что всех обзвонили и поздравили — оказывается, я родила. Я такого не слышала. Очень вас прошу. Не слушайте, не читайте желтую прессу. Это какой-то кошмар», — отреагировала на слухи Топурия.

Фото: Legion-Media, @admin_anshlaka

После того, как певица стала появляться на публике с роскошным кольцом на безымянном пальце, поползли слухи о ее предстоящей свадьбе. Сама Топурия предпочитала не давать комментариев относительно грядущего торжества, однако сохранить это в тайне оказалось непростой задачей.

26.09.2020 11:10
  • Количество просмотров20162
Кети Топурия объявила о помолвке с возлюбленным

Каракалпак Брак


Каракалпакский брак


В советское время брачные костюмы в западном стиле становились все более модными.
Каракалпакская свадьба в Нокисе около 1980 года.

В конце 19 века и в первой четверти 20 века было нормальным выходить замуж в возрасте 15 или 16 лет. хотя мы встречали одну женщину, которая вышла замуж, когда ей было 30 лет. Большинство браков устраивали родители, пока их дети были еще маленькими, а в некоторых случаях даже до своего рождения.У каждого клана были свои законы, регулирующие выбор потенциального партнера, и хотя было несколько исключений, в большинстве кланов разрешался только экзогамный брак — женщинам было запрещено выйти замуж в собственном клане. Поскольку большинство деревень состояло только из одного клана, брак предполагал выход из обеих семей. и деревня, даже если это означало переезд в соседний район.

Семья женихов была обязана заплатить выкуп за невесту или qalın ‘, чтобы компенсировать семье девочек ее потерю. и это будет обсуждаться во время заключения брака.В свою очередь, юная невеста должна была подготовить полную приданое для себя и своего нового дома. Вышивка и ткачество были важными женскими навыками, которым обучали девочек. с раннего возраста. К 6-7 годам девочка уже могла начать готовить свое свадебное приданое при помощи пожилой женщины. друзья и родственники.

Первая свадебная церемония состоялась в деревне невест, когда ей было не более 12 или 13 лет, и в ней участвовали ее члены. весь клан. Сначала молодой жених был обязан сделать ритуальные подарки, или qa’de , как молодым мальчикам и девочкам, так и старикам. мужчины внутри кланов awıl .Затем в жертву приносили быка, купленного семьей женихов, и его мясо поделился между всеми семьями в деревне. После исполнения всех брачных обрядов мулла провел официальная свадебная церемония. На следующий день муж вернулся в свою деревню.

Поразительной особенностью каракалпакской свадьбы было то, что молодая невеста продолжала проживать с родителями до трех или трех лет. может даже лет пять. Ее муж мог навещать ее время от времени, но в основном он жил со своими родителями в своей деревне.Невеста могла свободно общаться с другими молодыми людьми в своей деревне и участвовать в пирах и собраниях. В некоторых случаях местная связь может привести к тому, что невеста забеременеет и родит ребенка. Такие события не вызывали осуждения, и муж вообще усыновил внебрачного ребенка. Советские этнографы интерпретировали этот феномен как пережиток бывшей древней матриархальная традиция. Так ли это было или нет, но мы знаем, что во многих бывших кочевых обществах, таких как саки, У сарматов и кипчаков женщины имели тот же статус, что и мужчины, занимали руководящие должности и участвовали в военных действиях.

Именно в этот переходный период была проведена серьезная работа по завершению приданого. Традиционно собирать bes kiyim (буквально пять предметов одежды): например, платье или ko’ylek , пальто или shapan , qızıl kiymeshek , плащ или jegde , а также шелковый тюрбан или turme вместе со всеми предметами для юрты. qızıl kiymeshek был главным предметом ее приданого, и она начинала его приготовление с молитвы.Также девушка может вышить ак киймешек или aq jegde в подарок будущей свекрови.

Уплата qalın ‘ была необходимым условием заключения брака. После этого невеста могла переехать к ней. село мужа и начни жизнь замужней женщиной. Заключительный свадебный ритуал ( neke qıyıw ) часто длился два дня и начинался благоприятный день, как среда. В первый день молодая невеста прощалась со своей семьей и друзьями и с под аккомпанемент особых прощальных песен отправлялась на ослиной телеге в деревню мужей.Незадолго до того, как войти в ее будущее в доме свекра она была одета в ее kiymeshek , ей помогала доверенная мать ( murındıq-ene ), которая была выбрана действовать как ее наставник. Каждый волос на ее голове нужно было скрыть.

На u’yleniw toy или главном свадебном пиру, позже на следующий день невеста осталась вне поля зрения в ее kiymeshek позади свадебный занавес shımıldıq в юрте ее тестя или в доме из сырцового кирпича ( tam ).Затем невесту представили семья мужей и деревня, ее лицо прикрыто белой вуалью. После короткой речи уважаемого старейшины открылось ее лицо. для толпы ритуал, известный как бет ашар (раскрытие лица). Затем невеста преподносила подарки старейшинам деревни. и молодежь в ее новой деревне. Позже пару благословил местный мулла или ийшан . Если ей повезет, Брачную ночь они с женихом проводили в юрте для новобрачных, или otaw , предоставленной родителями жениха, но украшенной плетения из приданого.В противном случае она бы спала в доме своей новой семьи, но за свадебным занавесом.

В очень богатой семье свадьба могла быть грандиозным событием, когда невеста была одета в пять слоев одежды. В 19 веке это Было принято, чтобы невеста богатого отца была одета как принцесса. Она будет носить вышитую крестиком ко’к ко’ылек , или синее платье, kiymeshek , которое в то время, вероятно, было белым, и потрясающий головной убор sa’wkele . sa’wkele была заказана отцом невесты и стала частью ее приданого.

Этот стиль одежды, кажется, вымер к началу 20 века, и модель qızıl kiymeshek стала основным предметом одежды. свадебный костюм для каракалпакской невесты, увенчанный разноцветными чалмами.

Жизнь каракалпакской невесты в то время не обязательно была счастливой. С этого момента она фактически выполняла большую часть работы в доме своей матери. и тесть.Для нее было важно проявлять уважение и почтение к членам ее новой семьи, и обычай запрещал ей обращаться к свекрови, тесть или зятья по собственному имени — вместо этого использовались их титулы. Большинство невест жили бы в доме свекра. дома на долгие годы. Хотя многие браки были счастливыми и успешными, было также много ситуаций, когда молодые жены бежали обратно в родительский дом. Даже в этом случае жене будет предложено вернуться, чтобы избежать выплаты qalın ‘.Также были часты случаи убийств и самоубийство. Когда Россикова побывала в южной части дельты в 1901 году, она упомянула, что повешение — самый распространенный способ самоубийства женщин. В стихотворении «Келин» («Невестка») известный каракалпакский поэт Бердак, живший в XIX веке, ярко описал судьбу каракалпакской девушки. продана в дом мужа для скота.

«… Куплен как товар,
За жалкие пятьдесят туваров.
Отец злой, но он уже стар».
В наши дни молодые люди гораздо чаще выбирают себе партнеров самостоятельно, хотя, очевидно, с помощью и советом своих родственников.
Официальный «Дом счастья» в Нокисе, где официально регистрируются браки. Начало 1980-х.

После установления советского контроля официальные лица осудили традиционные обычаи, а религиозные лидеры подверглись преследованиям. Кампании были организованы для защиты прав женщин и недопущения ношения jegdes и kiymesheks .Оплата qalın ‘ стало незаконным. В то же время русская одежда в западном стиле стала модной и считалась выражением статуса. К концу Великой Отечественной войны традиционные каракалпакские свадебные наряды ушли в прошлое, и невесты стремились к белой свадьбе в западном стиле. Однако старые способы не были забыты. После распада Советского Союза в 1991 году традиция qalın ‘ вернулся, как и благословение муллы , хотя свадьба в западном стиле продолжается.

Произношение каракалпакских терминов

Чтобы послушать, как каракалпак произносит любое из следующих слов, просто нажмите на то, которое вы хотите услышать. Обратите внимание, что буква без точки «i» (ı) произносится как «э-э».

Посетите наш дочерний сайт www.qaraqalpaq.com, на котором используется правильная транслитерация, Qaraqalpaq, а не Русская транслитерация, каракалпакский.

Вернуться к началу страницы

Домашняя страница

Karakalpak — Wikipédia

Un article de Wikipédia, l’encyclopédie libre.

Page d’aide sur l’homonymie Эта статья посвящена языку каракалпаке. Вылейте людей каракалпаков, каракалпаков.

Le karakalpak est une langue appartenant à la famille des langues turques parlée dans le nord de l’Ouzbékistan (Каракалпакстан, южно-де-ла-мер-д’Араль), par le peuple du même nom, très очевидно aux казахов.

Зоны каракалпаков — это люди в красных тонах. Une boutique à Noukous dont l’enseigne est écrite en karakalpak.

Comme d’autres langues turques (например, le kirghiz ou le kazakh), le karakalpak s’est d’abord écrit avec l’alphabet arabe.Entre 1928 и 1940, на utilisait l’alphabet latin, jusqu’à ce que le pouvoir soviétique décide d’utiliser l’alphabet cyrillique. L’Ouzbékistan est devenu indépendant en 1991 et al., 1995, le karakalpak s’écrit à nouveau avec l’alphabet latin, com l’ouzbek.

L’alphabet officiel actuel est proche de celui utilisé pour l’ouzbek. L’apostrophe est utilisée pour modifier le son de surees lettres.

Каракалпакский алфавит латинский
Письмо Prononciation (API)
А [а]
A ’a’ [æ]
B b [b]
D d [d]
E e [e]
Ф ф [f]
G г [ɡ]
G ’g’ [ɣ]
H h [ч]
х [x]
или [i]
I № [ɯ]
Дж дж [ʒ]
тыс. К [k]
Q q [q]
л л [л]
Мм [м]
[n]
N ’n’ [ŋ]
O o [о]
O ’o’ [œ]
П. п. [п]
Р р [r]
S s [с]
Ш ш [ʃ]
т т [т]
U u [u]
U ’u’ [г]
В против [v]
Вт [w]
Г да [j]
Z z [z]

Lettres b , ch , ts et v se rencontrent Principalement dans des mots empruntés (Principalement au russe).

L’ancien алфавит Cyrillique était basé sur l’alphabet russe, mais utilisait des lettres Supplémentaires pour représenter des sons propres au karakalpak: Ә, Ғ, Қ, Ң, Ө,, Ў et, соответствующий пункт , g ‘, q , n’ , o ‘, u’ , w et h .

Вокальная гармония [модификатор | модификатор кода файла]

Les voyelles du karakalpak

«Каракалпак», «Сочинение языков», «Вокальная гармония».Elle suit les règles suivantes.

Voyelle Peut être suivie par
а а, ɯ
æ е, я
e е, я
и е, я
или а, о, и, ɯ
е, я, œ, у
u а, о, ю
л е, œ, у
ɯ а, ɯ

Le karakalpak, Com les autres langues turques, est une langue aglutinante.Les mots n’ont pas de genre et il y a six cas: nominatif, génitif, datif, accusatif, locatif et ablatif.

Персоналии произношений [модификатор | модификатор кода файла]

Le karakalpak a six pronoms personnels qui se déclinentcom les noms [1] .

Pronoms personnels en karakalpak
Персонал Singulier Плюриэль
1 re мужчин бизнес
2 e сен размер
3 e ол олар

Numéraux [модификатор | модификатор кода файла]

С
Numéraux cardinaux en karakalpak
1 2 3 4 5 6 7 8 9
бир eki ush по без на высоте jeti сегиз тогиз
10 20 30 40 50 60 70 80 90
по джигирма отиз кир эллиу альпис джетпис секс тогсан
100 1 000 1 000 000
юз мин ‘ миллиона

Les nombres se forment en juxtaposant la dizaine et l’unité: otiz to’rt (34), seksen jeti (87).Les numéraux ordinaux se forment avec le суффикс — (i) nshi ou — (ı) nshı : birinshi («премьер»), altınshı («septième»), on to’rtinshi quatorzième ») и др. [2] .

Quelques mots en karakalpak
Французский Каракалпак
земля jer
ciel осан, ко’к
eau suw
фев от
дом адам
женщина хаял
Ясли евреев
боар исив
гранд u’lken
петит кишкене
нюит tu’n
журнал ку’н

Библиография [модификатор | модификатор кода файла]

Связи статей [модификатор | модификатор кода файла]

Liens externes [модификатор | модификатор кода файла]

Sur les autres projets Wikimedia:

Wikizero — Каракалпаки

каракалпаков или каракалпаков (; каракалпаки: каракалпаклар, Қарақалпақлар, اراقلپقلر) — тюркская этническая группа, коренная в Каракалпакстане на севере Узбекистана.В 18 веке они поселились в низовьях Амударьи и в (бывшей) дельте Амударьи на южном берегу Аральского моря. [1] Название «Каракалпак» происходит от двух слов: «кара» — черный, а «калпак» — шляпа. Каракалпаков насчитывается около 620 000 человек во всем мире, из которых около 500 000 проживают в Узбекской Республике Каракалпакстан.

Родина [править]

Каракалпакское население в основном проживает в центральной части Каракалпакстана, орошаемой Амударьей.Самые большие общины проживают в Нукусе, столице Каракалпакстана, и окружающих крупных городах, таких как Ходжели, Шимбай, Тахтайташ, Шоманай и Кунград. Сельские каракалпаки в основном живут в бывших колхозах или совхозах, большинство из которых недавно были приватизированы.

Каркас традиционной каракалпакской юрты или кара у’й

Многие сельские каракалпаки серьезно пострадали от высыхания Аральского моря, которое разрушило местную рыбную промышленность, а также большую часть пастбищ и сельскохозяйственных угодий на севере дельты.Каракалпакам некуда деваться. Большую часть Каракалпакстана занимает пустыня — Кызылкум на востоке, бесплодное плато Устюрт на западе, а теперь растущий Аралкум на севере, некогда лежавший на дне бывшего Аральского моря.

Хотя их родина носит их имя, каракалпаки не являются самой большой этнической группой, проживающей в Каракалпакстане. Их все больше и больше составляют узбеки, многие из которых поощряются к переезду в богатые сельскохозяйственные районы вокруг Турткуля и Беруни.

Язык [править]

Каракалпакский язык относится к кипчакско-ногайской группе тюркских языков, в которую также входят казахский и ногайский языки.

Разговорный каракалпакский язык имеет два диалекта: северо-восточный и юго-западный. Письменный каракалпакский язык использует как модифицированную форму кириллицы, так и латинский алфавит, первый из которых был стандартом во времена Советского Союза, а второй — по образцу реформы алфавита Узбекистана для узбекского. До Советского Союза каракалпакский язык редко писался, но когда он был, он использовал модифицированную форму персидско-арабского алфавита.

Из-за географии и истории каракалпаков, Каракалпак находился под влиянием узбеков, монголов, таджиков и русских. Те, кто владеет обоими языками, часто говорят на каракалпакско-узбекском языке пиджин.

Происхождение [править]

Слово каракалпак происходит от русского кириллического написания их имени и стало общепринятым именем для этих людей на Западе. Каракалпаки на самом деле называют себя каракалпаками, тогда как узбеки называют их каракалпаками.Слово означает «черная шляпа» и вызывало много недоразумений в прошлом, поскольку историки связывали их с другими более ранними народами, носившими название «черная шляпа» на славянском языке. Многие источники продолжают связывать нынешних каракалпаков с тюркской конфедерацией, известной как Черные Клобуки XI века, название которой также означает «черная шляпа» на русском языке. Черные Клобуки были наемными войсками Киевской Руси. Помимо того факта, что их имена имеют одинаковое значение, нет никаких археологических или исторических свидетельств, связывающих эти две группы.Шляпа Qaraqul сделана из меха модели

.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *