Товаров: 0 (0р.)

Калмыки свадьба: Традиции и обычаи свадебной церемонии

Содержание

Традиции и обычаи свадебной церемонии

Традиции и обычаи свадебной церемонии

11.11.2009 20:45

Невеста, едущая в хурул. Фото: Национальный музей КалмыкииДля двух роднившихся семей, для их близких, для хотонов где они проживали свадьба являлась самым ярким событием. Прежде чем засватать девушку из чужого дальнего хотона, родители жениха посылали туда «разведчика». Он должен был познакомиться с родителями девушки, разузнать исподволь, в каком состоянии их хозяйство, каков авторитет этой семьи в хотоне.

А самое главное — он, во что бы то ни стало, должен был, увидев девушку, постараться в результате собственных наблюдений определить ее характер: груба она или вежлива, угрюма или жизнерадостна, трудолюбива или ленива.

В кармане у такого «разведчика»был припасен сухой «орешек» — помет козленка, который он, улучив момент, незаметно подкладывал в наперсток, висящий на жердочке решетки возле постели девушки.

Через несколько дней хитрец непременно находил повод снова побывать в этой же кибитке и проверить, пользовалась ли девушка наперстком. Если в наперстке ничего не было — значит, девушка пользовалась им, что-то шила, значит, она мастерица…

Впервые же «разведчик» в кибитку родителей девушки попадает как бы случайно, дескать, ищет он отбившегося от табуна коня: «Не видели ли, люди добрые?»

Потом такой гость просится на ночлег, а утром, проснувшись на рассвете, притворяется еще спящим и потихоньку наблюдает за девушкой.

Если она встанет раньше всех и, быстро приведя себя в порядок, сбегает за водой, а потом поможет матери подоить корову и управиться по хозяйству, значит, она трудолюбива, да к тому же уважает родителей. Хорошая хозяйка будет! А если девушка к тому же вежлива, умеет находчиво и умно ответить на несколько вопросов, заданных ей как бы между прочим «разведчиком», то можно сказать, что вопрос о сватовстве уже решен. Если же девушка встает позже матери, ходит сонная и неприбранная, позевывает и ни к чему не прикладывает рук — о сватовстве не может быть и речи.

Со свадьбой у калмыков, прежде всего, были связаны значительные материальные расходы. К этому событию готовились весьма тщательно и достаточно долго — приготовление порой тянулось до года, а то и до двух лет. За это время обе стороны обговаривали, кто и что будет готовить для молодой семьи: родители жениха готовили остов кибитки со всеми войлочными покрытиями и различными к ней приспособлениями, родители невесты — всю необходимую для дома обстановку: кровати, сундуки, утюг, шкатулки, всевозможную утварь, ковры, узорные ширдыки, постельные принадлежности, красивую тесьму, которая опоясывает кибитку снаружи.

Когда приготовления заканчивались, начиналась свадьба (хюрм), состоящая из трех главных торжественных церемоний.

Церемония первая — первый приезд жениха в кибитку родителей невесты. О нем заранее оповещали родителей два верховых молодца, прибывавших с аракой и лакомствами для детей.

К этому дню обе стороны готовились усердно: родители отправляли жениха в гости не с пустыми руками — жарили борцоки, покупали конфеты и пряники, варили тушу барана. Оповещали заранее участников поездки. Посылали родным невесты плитку калмыцкого чая и два мускатных ореха, а также белый платок с завязанными в одном из его уголков серебряными и медными монетами (в знак единства) и немного кумыса (в знак благодарности). Наконец жених и его друзья (не менее десятка мужчин) отправлялись в путь, как правило, верхом на лошадях. Их сопровождала подвода, груженная подарками.

Поездку возглавлял старший из близких родственников жениха, хорошо знающий свадебный обряд, а также соответствующие пословицы, поговорки, прибаутки, свадебные песни. Вся группа останавливалась, не доезжая хотона невесты, и высылала верхового предупредить родителей девушки о приближении хюрм. Когда посланец возвращался, группа продолжала путь: впереди два-три наездника во главе со старшим, за ними подвода с гостинцами, следом — верховые с женихом.

Въезжали в хотон по ходу солнца. Встречали их мужчины — родственники девушки: придирчиво проверив наличие всех предметов, полагающихся согласно свадебному обряду, приглашали гостей в кибитку.

Следует отметить, что отсутствие какого-либо одного, полагающегося по обычаю предмета, влекло за собой отсрочку свадьбы.

По правой стороне кибитки рассаживались мужчины во главе со старшим, по левой — женщины, возглавляемые старшей по возрасту, на почетном месте садились старики. Молодежь вместе с невестой собиралась в другой кибитке.

По обычаю, прибывшие сначала справлялись о здоровье и благополучии всех членов семьи и родственников невесты, расспрашивали о хозяйстве, беседовали о погоде. Только после этого начиналось угощение. Молодые женщины набивали старшим трубки, разносили чай в пиалах, молодые мужчины подавали привезенные мясо и араку. Старики произносили благопожелания: «Пусть молодые построят кибитку на возвышенности, пусть будет привязь для скота на травянистом месте, да пусть живут в зеленой долине без войн, без всяческих бедствий!..» 

Вечером родители невесты варили в свою очередь тушу барана, да не одну, и веселье продолжалось: танцевали, пели, шутили. .. Жених при этом соблюдал общепринятые правила приличия: вел себя степенно и скромно, воздерживался от спиртных напитков.

После долгих просьб и увещеваний гостей родители разрешали невесте показаться присутствующим. Та входила в сопровождении двух своих подруг, потупив взгляд и опустив голову, стараясь не привлекать к себе внимания. Ее приветствовали стоя, а старший высказывал невесте благопожелание. Гости просили ее подать старшему пиалу с чаем, набить трубку табаком, спеть и станцевать. Невеста исполняла пожелания гостей, которые бурно ее благодарили и одаривали деньгами, а когда она пускалась в пляс, монеты бросали ей и под ноги.

Затем начиналась самая ответственная часть хюрм, от которой зависела вся судьба свадьбы. Все вдруг упиралось в то, насколько старший (хюрмин ахлач) знал фольклор. Подавая ему мясо, в тарелку подкладывали двадцать пятый позвонок барана. Съев мясо и добравшись до позвонка, старший должен был рассказать все девять легенд. Если он что-либо забывал иди путал, позор падал на его хотон.

Хозяин дома мог из-за простоволосившегося старшего отказаться выдать свою дочь замуж иди оштрафовать родственников жениха, обязав дополнительно ко всем обговоренным подаркам добавить еще и оседланного коня.

Но вот старший с честью выходил из положения, и ему подавали лопаточную кость. Теперь он по приметам лопатки должен был определить характер хозяина да еще сказать, какая предстоит зима, просторны ли овечьи базы, широка ли у хозяина тропа для скота, наварист ли шулюн в его котле. Если старший угадывал верно, его награждали и считали, что нашли для дочери хороших и мудрых новых родных. Так пировали до рассвета.

Пир продолжался и на следующий день: гостей со стороны жениха по очереди приглашали к себе все родственники невесты, угощая кто чем может. Но вот второй день истекал, и гости, произнеся прощальные тосты и поблагодарив за гостеприимство, уезжали.

Церемония вторая — это второй визит. В состав женской группы визитеров входила опытная в таких делах женщина и одна из молодых снох жениха (чаще всего — жена старшего брата). Они везли с собой сладости, две туши баранов (вареную и сырую), борцоки, ситец. В кибитке родителей невесты происходил раскрой привезенных тканей, потом там же шили свадебный подог, наволочки, одежду (эмскюл) для родителей невесты.

Прием гостей происходил в том же установившемся порядке, что и при первом приезде. Вечеринка, которая устраивалась по окончании работы, сопровождалась шутливыми разговорами, играми. Когда гости собирались домой, им вручали всякие подарки: бешметы, отрезы тканей, платки, расшитые кисеты и кошельки. Состоятельные родители преподносили в подарок меховые, мерлушковые шубы.

Третьей церемонией была церемония увоза невесты. Этот день назначался заранее. Оговаривались предварительно и срок пребывания родственников жениха в хотоне родителей невесты, и время дня, когда невесту предполагалось вывезти из родительского дома, и цвет ее одежды, и год рождения мужчины, который первым прикоснется к ней рукой, и масть лошади, на которой увезут девушку из родного дома.

Обо всех этих тонкостях родителей невесты оповещали верховые, которые, возвращаясь с ответом, увозили с собой принадлежности, приготовленные для кибитки молодых.

Родители жениха ставили для молодой семьи белую кибитку, а родственники, близкие и знакомые дарили все, что могли. Готовились подарки и для родных невесты.

Родители невесты собирали на семейный совет родных и близких, чтобы решить вопрос о приготовлении приданого и подарков для родных жениха. Количество и качество приданого зависело от материального положения семьи. Следует отметить, что обычно родители готовили приданое для дочери еще с ее раннего возраста.

В период предсвадебной подготовки в хотоне невесты проводились вечеринки для юношей и девушек. На этих вечеринках исполнялись различные танцы и обрядовые песни, которых у калмыцкого народа множество. Такие вечеринки тянулись вплоть до самой свадьбы, так как почти каждый день невесту приглашали поочередно и родственники, и близкие, одаривая ее и угощая подруг и родных. Девушка, в свою очередь, одаривала своих друзей: девушкам дарила платки, юношам — расшитые кисеты и кошельки.

В день свадьбы в обоих хотонах все без исключения — от детей до стариков — надевали лучшие свои одежды для участия в празднестве. Приглашались лучшие домбристки, за которыми порою специально посылали коней в соседние хотоны. На свадьбу шли все — и приглашенные, и не приглашенные, как говорится: «На свадьбу даже череп катится». И каждый, кто приходил, должен был остаться довольным угощением.

И вот в хотон невесты отправлялись гости (не менее двадцати человек, в основном — мужчины). Они везли условленное количество мяса, араки, лакомств.

Родители невесты уже были готовы к приему гостей. Празднество проводилось в том же порядке, что и предыдущие. Только на этот раз гости приезжали днем, до заката солнца, и оставались на всю ночь, стараясь не заснуть, чтобы не проспать то время на заре, когда еще чуть видны кожные узоры на ладони и когда надо будет увозить невесту в дом жениха.

За невестой посылали самых ловких, хорошо поющих, прекрасно танцующих и сметливых парней. И это потому, что в хотоне невесты они могли в любой момент подвергнуться всяческим испытаниям: как они танцуют, и как поют, и как разгадывают всевозможные загадки, головоломки… 

Короче говоря, было двустороннее состязание в искусстве умного диалога, в ловкости, памяти. Молодые люди и с той и с другой стороны одевались нарядно, их кони тоже были украшены. Естественно, что девушки исподтишка наблюдали за парнями.

Веселье продолжалось всю ночь, а на заре гости пытались побыстрее увезти невесту, что у них зачастую не сразу получалось: подруги невесты и молодые парни из ее хотона старались как можно дольше задержать их, пряча вещи невесты. Гости выносили приданое, укладывали на подводу, а в это время их осыпали ударами плетей и ташмаков (бичей) сгрудившиеся вокруг женщины и молодежь. Затем заходил в кибитку тот из мужчин, который должен был первым прикоснуться рукой к невесте. Собравшиеся мешали ему это сделать, нанося порою совсем нешуточные удары. Тут же происходило прощание матери с дочерью. Мать подавала дочери чашку с молоком или кумысом (чигяном) и, целуя, напутствовала грустною песней:

Ты пей свой красный чай, сны детства — до зари. 
Взгрустнется невзначай — ты трубку закури. 
Не нежиться теперь — ты не у мамы, дочь: 
Земля чужая, верь, глуха, как будто ночь. 
Где кабанов стада — тихонечко шагай. 
Чужому никогда души не раскрывай! 
Через некоторое время дочь споет матери в ответ: 

Иссиня-черный конь легко обуздан мной. 
Как ласточка, к тебе я прилечу домой. 
Уж с гривой золотой, пахучей, как эрвенг, 
Стоит, оседлан, конь, готов покинуть плен. 
Ах, иноходец мой, лети за край села! 
Я на твоей спине наездницей росла. 
К родному очагу неси, мой вороной,- 
Я к маме прилечу, как бабочка, весной. 
Объятий, чем ее, на свете нет милей! 
Я стала так скучать по маме по своей. ..

Но вот назначенный заранее мужчина все же касался руки девушки, выскакивал из кибитки, прыгал на коня и ждал, усевшись позади седла, приготовленного для невесты. После этого в кибитку заходили друзья жениха и, преодолевая сопротивление окружающих, брали невесту и усаживали в седло. Они вывозили ее за хотон, где была приготовлена оседланная лошадь и ожидали запряженные верблюды и конные подводы, и передавали невесту родным жениха, которые сопровождали ее к новому дому. В числе сопровождающих непременно присутствовала молодая сноха иди родственница отца жениха.

Завершив этот обряд, представители стороны жениха радостные и удовлетворенные выезжали вместе с невестой домой. Их сопровождали несколько парней на празднично украшенных верховых лошадях — представители со стороны невесты. Когда до дома жениха оставалось 5-6 километров, обе стороны пришпоривали коней и пускались вскачь.

И своих, и гостей встречал весь хотон: в нарядных одеждах выходили и старые, и молодые. Одна из самых красивых девушек хотона выступала вперед и махала над головой платком, в одном из уголков которого были завязаны серебряные и медные монеты. Каждый из скачущих старался прийти первым и изо всех сил торопил коня. Встречающие непрерывно подбадривали всадников, крича и улюлюкая. И тот, кто долетал на своем коне первым, на скаку выхватывал платок из рук красивой девушки — это был приз за победу в скачках в честь невесты.

Потом молодые женщины и девушки со стороны жениха встречали невесту — снимали ее с коня (или телеги) и вели по ходу солнца в специально поставленную для молодых кибитку. Двое верховых везли впереди них голубой полог — ценкр кешг. В кибитку вносили приданое невесты, вводили и усаживали будущую хозяйку за полог, где ее окружали девушки. Справа от двери садились женщины, слева — мужчины, все в порядке старшинства. Начинался свадебный пир в хотоне жениха.

Во второй половине дня исполнялись обряды по приему невесты в родительский дом мужа: поклонение молодой снохи очагу его родных, бурханам, золотому солнцу — источнику света и тепла, духу предков. Большая берцовая кость с альчиком, положенная перед девушкой, символизировала пожелание ей сына, который будет играть в альчики.

И, наконец, новобрачная отдавала поклон отцу и матери, во время которого сопровождавшие невесту мужчины забрасывали их кусочками курдючного сада из полной чаши. После обрядовых поклонов сопровождавшие невесту гости спрашивали, согласны ли родители принять невесту.

Едва молодая переступала порог кибитки, начинался шуточный обряд перетягивания бараньей шкуры: гости тянули за один конец, из кибитки, родные жениха — за другой, вовнутрь кибитки. Когда шкура разрывалась (не без помощи ножа, конечно) на две части, наружную ее половину перебрасывали через кибитку в направлении севера, а ту половину, которая оставалась внутри кибитки, клали с правой стороны кибитки. Переступив порог своего нового дома, молодая хозяйка бросала в огонь очага кусочек сала и кизяк. Все присутствующие при этом желали молодым счастья, здоровья, наследников и т. п.

Молодую снова сажали за полог с молодыми девушками — ведь она до сих пор еще в девичьей одежде.

После захода солнца молодежь продолжала веселиться, перейдя в другую кибитку. А в кибитке родителей оставались одни старшие. Они продолжали пировать, звучали шутки, народные песни, не затихали словесные состязания, в которых каждый старался проявить свою находчивость и мудрость.

Две пожилые женщины шли к невесте в кибитку новобрачных. Здесь они расплетали ее девичью косу (отныне она будет носить две косы с шивердыками), надевали на молодую женскую одежду. Затем женщины приводили в кибитку жениха. Молодые оставались наедине.

Утром невесту приглашали в кибитку свекра и свекрови. Здесь она варила чай и первую пиалу подносила свекру. Тот произносил благопожелание и давал невестке новое имя, а пиалу возвращал ей, но уже с деньгами. Родные невесты одаривали родителей жениха привезенными подарками.

Несколько дней длился свадебный пир. Прощаясь, родители жениха преподносили, в свою очередь, подарки всем гостям, сопровождавшим невесту, ни для кого не делая исключения. На этом свадебная церемония заканчивалась. 

Калмыцкие имена



Добавить комментарий

Родом из монгольских степей. Как калмыки нашли вторую родину на Дону | ОБЩЕСТВО:Люди | ОБЩЕСТВО

Когда мы говорим о донских казаках, то память тут же подсовывает нам образ или Степана Разина, или Григория Мелехова – статный, высокий, прекрасно владеющий оружием воин, который крестится, проезжая мимо церковных куполов.

Однако были среди казаков и настоящие буддисты – невысокие, юркие, бесшабашные всадники, многие из которых даже по-русски говорили плохо, тем не менее, считались настоящими казаками.

 Речь идёт, конечно же, о калмыках, пришедших на Дон из монгольских степей ещё в XVII веке. Кстати, первый договор о вхождении степняков в состав казачества с ними подписал уже упомянутый Степан Разин, а в 1723-м уже и Пётр Первый официально распорядился оставить всех кочующих по Дону калмыков в казачьем сословии. Калмыцкие сотни входили в состав донских казачьих дивизий, а в донской символике жёлтый цвет на казачьем флаге традиционно считался калмыцким.

Как сейчас живут калмыцкие казаки, помнят ли о своем боевом пути и как строятся их отношения с Всевеликим войском Донским, нам рассказал советник главы Республики Калмыкия по казачьему направлению Эрдни Манжиков.

Родовой казак

– Эрдни Николаевич, сами вы, как понимаю, из казаков?

– Да, я родовой казак, моя родовая станица – Новониколаевская, всегда интересовался историей своей семьи и, когда появилась такая возможность, занялся возрождением казачества. Как говорит президент России, «казачество – это опора государства»; выполнением государственной политики в отношении российского казачества мы и занимаемся. Делаем всё, чтобы казачество у нас, в Республике Калмыкия, в конце концов, стало самодостаточным и не зависело от государственной помощи, чтобы развивалась, поднималась и восстанавливалась материальная база. В частности, в прошлом году нам удалось провести Конный фестиваль, который неразрывно связан с лошадьми, конным спортом. Я считаю, что борьба, конный спорт, стрельба из лука – это традиционные виды спорта для калмыков, исторически свойственны нашему народу, поэтому, как не поддержать? Сейчас мы планируем данный фестиваль проводить ежегодно, и в этом году, я думаю, это мероприятие будет посвящено 75-летию Победы. Уже 350 лет калмыцкий народ стоит плечом к плечу с донскими казаками, участвовал во всех войнах Российской империи. У нас ведь во время Великой Отечественной войны была сформирована отдельная Калмыцкая дивизия, которая активно принимала участие в середине 42-го года в оборонительных боях на Дону. Наша дивизия 12 дней сдерживала немецкие моторизированные танковые части. Это далось дорогой ценой – за 12 дней полегли 700 человек, но зато три наши армии смогли отойти, перегруппироваться под Сталинградом и, в конце концов, дать отпор и одержать победу в Сталинградской битве. В рамках фестиваля мы пройдём по станицам Ростовской области, возложим цветы к тем мемориалам, где похоронены наши погибшие земляки.

Правда о депортации

– Раз уж мы заговорили про вой­ну, то нельзя не затронуть трагическую историю депортации калмыков, которых обвинили в том, что они поддерживали Германию.

– К сожалению, вокруг этой темы сейчас существует множество мифов. Что бы вы знали, около 40 тысяч калмыцких воинов добровольцами ушли на фронт. Калмыки воевали на всех фронтах. Мой дед, коммунист, ушёл на фронт добровольцем и прошёл всю войну до 1944 года. Другой мой дед, по моей маминой линии, тоже был добровольцем, прошёл Сталинград, дошёл до Будапешта, был награждён медалями. Вернулся домой, а Калмыкии уже не было. Тогда он отправился за своими родственниками в Сибирь. Там жили до 1957 года. Случилось это из-за небольшой части предателей, которые были у всех – ведь в каждом народе есть слабые люди. В 1943 году, в декабре, началась операция «Улусы» по депортации калмыков. 28 декабря основное население Калмыкии погрузили в вагоны для скота и отправили в Сибирь, где скончалось до двух третей нашего народа. И 13 лет калмыки были в ссылке.

– Как сказалась депортация 1943 года на народе и культуре Калмыкии?

– Главным образом повлияла на утрату калмыцкого языка. Ведь, как выселение происходило: не больше 5 семей в один населённый пункт, среди русскоговорящего населения. Это сильно отразилось на языке. И героизм нашего народа, я считаю, в том, что калмыки всё равно сохранили себя. Наши отцы и деды после выселения очень много сделали, чтобы восстановить и республику, и автономию. В этом году, кстати, мы будем отмечать 100 лет автономии Республики Калмыкия. И хоть нас и немного, но мы сохранили свои исторические традиции, корни, веру и, пока живы, постараемся и детям нашим эти традиции передать.

В своё время говорили, что «корона Российской империи усыпана бриллиантами народов, проживающих в ней». И никогда не было в России препятствия для сохранения традиций других народов.

Менталитет кочевника

– Какие основные традиции калмыцкого народа вы бы выделили?

– Калмыки – очень гостеприимный народ, не приютить путника в степи считалось большим грехом. В независимости от веры, национальности, если кто-то проходил мимо, хозяин должен был встретить его дома, накормить, напоить, а потом уже спросить – кто такой, куда держит путь.

Второе, это, думаю, стремление к знаниям. В калмыцких семьях стараются дать ребёнку высшее образование, научить его каким-то специальностям. Это такой менталитет кочевника: куда бы жизнь его ни забросила, родитель должен знать, что в любой ситуации его ребёнок сможет выжить, прокормить семью своими знаниями или же трудом.

Ну, и третья основная традиция связана с тем, что калмыки в основной массе – это воины. У нас есть такая притча. Когда пожилой монгол умирал, то сыновьям завещал следующее: старшему сыну – монголу – я отдаю овец, пусть ты будешь скотоводом; буряту – среднему сыну – я отдаю юрту свою, живи в тепле и достатке; а младшему – калмыку – я отдаю лошадь и меч, иди, отвоёвывай новые земли. Исторически так и получилось. Мы же пришли на Дон из западной Монголии. Сначала двигались в сторону Оби, Оренбуржья, Тюмени, но так как эти территории не приспособлены для разведения скота, то вспомнили про прекрасные земли, на которых можно жить, и откочевали уже сюда, к Дону. Более 400 лет мы здесь живем. Считаем, что это наша вторая родина. Кстати, откочевать назад нам помешали по приказу Екатерины Второй, которой калмыки нужны были как воины, которые защищали Юг России от набегов, благодаря чему он мог спокойно развиваться.

– А как совмещается менталитет воина с тем, что основная часть жителей Калмыкии – буддисты по вероисповеданию?

– Наши монахи молятся во благо всех живых существ. И нас учат тому же. Не разделяя по вере, цвету кожи или социальному происхождению. В наши храмы разрешают заходить всем – и православным, и мусульманам, и всем остальным желающим. Будда сам говорил в своё время «не делайте из меня фетиш, я вам стараюсь дать не религию, а учение, которое уменьшит жизненные страдания любого человека». Не более того.

– В национальном костюме калмыков обращает на себя внимание красная кисточка на мужской шапке. Что она значит?

– Она есть не только на мужских, но и на женских шапочках. Улан зала, так и называется – красная кисточка. Вообще история из очень далёкой древности, когда мы ещё жили в западной Монголии, где шли междоусобные войны между племенами. Мы же все были похожи, и для того, чтобы выделить и не порубить своих, один из ханов нашёл такое решение, прикрепить на шапки красные кисточки.

– Вы говорили о необходимости сохранения традиций. Что-то удаётся сохранить в нынешнем современном обществе?

– К примеру, и сейчас перед женитьбой идут к буддистским монахам, которые по лунному календарю высчитывают дни, энергетически благоприятные для свадьбы, по дате рождения определяют, будут ли жених и невеста жить вместе счастливо. Хотя, честно говоря, мы с женой ни по зодиакальному знаку, ни по календарю друг другу не соответствуем, но уже живём 30 лет вместе, четверо детей, и все в порядке. Так что сильно верить в это, конечно, не надо, но придерживаться поверий стоит. Я тоже перед проведением каких-либо мероприятий выбираю наиболее благополучный день по календарю.

Настоящая калмычка – краса и гордость нации

О том, как, по её мнению, выглядит и ведет себя настоящая калмычка, Аюна рассказала порталу lady.mail.ru, публикующему рассказы россиянок, представляющих особенности красоты, моды и женского предназначения в разных регионах России.

Аюне 27 лет, она родом из Элисты, живет в Москве. Окончила отделение дальневосточных языков в Военном университете Министерства обороны. Аюна — директор PR-агентства и представитель калмыцкого землячества.

Мой род происходит из поселка Шин-Мер. Это место считается оплотом национальной культуры, и в общем-то можно сказать, что я типичная калмычка.

Несмотря на то что большую часть жизни я провела в Москве, и мы много ездили по стране (мой папа военный), в Элисте прошло мое детство, и я очень скучаю. А когда мы с сестрой летим к бабушке на Новый год, и я вижу из самолета очертания степей, мне хочется плакать.

Четыре рода

В Элисте очень много красивых девушек, и все они при этом очень разные. Дело в том, что калмыки делятся на четыре рода, и каждому из них присущи свои черты: например, удервюдок (это я) и хошеуток классическая азиатская внешность; у торгудок более смуглая кожа;бузавки очень светлые, часто с каштановыми или рыжими волосами, а еще у нас много девушек с зелеными и синими глазами, выглядит необычно и красиво.

Детей от смешанных браков в Калмыкии называют балдырами. Несмотря на микс, азиатская кровь обычно доминирует и читается во внешности в первую очередь. К смешанным бракам в Калмыкии относятся сдержанно — людям, особенно старшему поколению, хочется сохранить аутентичность народа. Но мы кочевники, и смешение кровей в прошлом было неизбежно — мужчины привозили себе из походов жен, другие брали людей в плен, даже у меня одна бабушка турчанка, например.

В большинстве своем калмычки стройны и тонкокостны, так сказывается наше кочевое прошлое, когда на женщин ложилось много физической работы — чего стоит только собрать или разобрать кибитку, — а еще к этому добавлялась верховая езда и даже воинское дело! По причине малочисленности народа калмычек учили джигитовке и стрельбе из лука, чтобы в случае опасности в отсутствие мужчин они могли защитить аил (именно аил, а не аул — так назывались наши кочевые поселки).

Калмыцкий стиль

Больше всего в Элисте мне нравится рассматривать прохожих — редко когда встретишь столько интересно одетых девушек в одном месте. Калмычки наряжаются на работу, в гости, на учебу, если идут в магазин или заезжают на заправку. Куда бы они ни шли, по каждой видно, что наряд подбирался тщательно, хотя в отличие от соседних республик (мы граничим с Кавказом) наши девушки не любят стразы и оборки и более-менее чувствуют меру, то есть не щеголяют вечерними нарядами по утрам.

Мода в Калмыкии скорее европейская: подростки носят джинсы, сложные платья и грубую обувь на плоской подошве, девушки постарше пышные юбки, классические футляры, узкие брюки, каблуки и ботинки, то есть все, как в больших городах, только более продуманно.

Приступы повального увлечения чем-нибудь тоже случаются. Например, сейчас считается модным носить колье, которые весьма популярны в Элисте: их надевают днем и вечером, и, видимо, чем массивнее украшение, тем лучше.

Под влиянием дорам (современные корейские сериалы), которые весьма популярны в Элисте, подростки красят волосы в коричневый цвет, а потом надевают цветные линзы — выглядит похоже, но старшему поколению совершенно не нравится.

Самый приятный тренд — национальная одеждаТрадиционные орнаменты штампуют на худи и толстовках, а по фотографиям в фейсбуке я вижу, как степные красавицы выходят замуж в национальных нарядах и серьгах.

В калмыцкой женской одежде используются только яркие цвета, исключая желтый (цвет священнослужителей) и белый с черным (они считаются траурными), а классическое девичье платье обязательно красное, с большим количеством ручной вышивки в виде тюльпанов (национальный цветок Калмыкии) и других узоров.

Роскошные волосы

В Элисте очень много магазинов одежды и салонов красоты. Иногда кажется, что все только и делают, что укладывают волосы и покупают платья. 

У калмычек от природы хорошие густые волосы. Когда я была маленькой, мама все время водила нас с сестрой в парикмахерскую, чтобы проредить их, иначе их было невозможно собрать в косы или другую прическу. Неудивительно, что девушки в Элисте ходят с длинными распущенными волосами. Очень многие завивают локоны — это считается модным. Когда гуляешь по городу, кажется, что ты в рекламе шампуня. 

Также в моде наращенные ресницы, причем наращивают их до какой-то невероятной длины так, что сбоку лицо кажется кукольным. Несмотря на то что цены в салонах неоправданно высоки, это никого не останавливает. Калмычки в принципе не экономят на внешнем виде, особенно если речь идет о свадьбе, и не важно в качестве кого ты туда идешь — невесты или гостя.

Калмыцкие свадьбы

Свадьбы — это отдельная тема: калмыки признают только пышные празднества с салютами, выступлениями национальных ансамблей и певцов, и чтобы от угощений на столах не оставалось свободного места.

Практически никогда приглашенных гостей не бывает меньше 300—400 человек, а само торжество растягивается на несколько дней: сначала свадьбу празднует сторона невесты (так девушку провожают из родительского дома), потом сторона жениха, иногда на третий день свадьбу отмечают совместно.

При этом рестораны невозможно забронировать даже за полгода вперед, настолько плотно расписание, а весной и летом приглашения на свадьбы приходят каждую неделю.

Моя бабушка говорит, что любая калмыцкая свадьба — потенциальные смотрины невест, и отчасти это правда.

 

Когда я вижу, сколько усердий красавицы прилагают к тому, чтобы блеснуть на торжестве, мне становится не по себе, потому что я на такие подвиги не то что не способна, мне даже каблуки лень надевать.

Национальные черты

К слову, средний возраст вступления в брак по республике заметно увеличился: если раньше калмычки выходили замуж в 22—25 лет, то сейчас рубеж сдвинулся до 25—30.  Связано это в первую очередь с самореализацией: наши девушки очень талантливы и амбициозны, и когда я приезжаю к ээдж (бабушке), то только и успеваю, что слушать рассказы о том, как внучки ее подруг растут до новых высоких постов по всему миру начиная от Google и заканчивая ООН.

Образование — это в принципе национальная идея Калмыкии. Отправлять детей учиться за границу старались еще в конце XIX, начале XX веков, и хорошие университеты считаются главной инвестицией в каждой семье. При этом, даже живя за границей, калмыки чтят свои традиции. Сейчас самые большие калмыцкие диаспоры находятся в Америке, Франции, Германии и Чехии, но в какой бы стране мы ни жили, калмычки никогда не забываем о корнях: дети всегда учат родной язык, знают обычаи и традиции и умеют танцевать национальные танцы.

У калмыков сильна склонность к математике и другим точным наукам (кстати, шахматы в республике — обязательный школьный предмет), а в силу кочевого прошлого — когда билингвальность была необходимостью — нам легко даются иностранные языки, поэтому достижения калмычек я считаю закономерностью.

Если говорить об особенностях характера, то несмотря на то что мы буддисты, спокойных людей среди нас мало, практически все эмоциональны и активны. Калмычки очень жизнерадостны, я почти никогда не видела, чтобы наши девушки унывали — мы верим, что выход есть всегда, и не расстраиваемся по пустякам.

Мы любим принимать гостей. Иногда мне кажется, что умение вкусно и много готовить заложено в нас на генетическом уровне, хотя для непривычного человека калмыцкая кухня может показаться тяжелой, ведь в главной роли у нас всегда баранина. Также всем нам присущи требовательность и настырность: мои братья шутят, что женитьба на калмычке самая дорогая вещь в жизни, и что в спорах мы просто невыносимы.

Но несмотря на жизнь в больших городах и напряженные графики, наши девушки остаются женственными, следят за собой и не забывают о семье, что, кстати, является еще одной национальной чертой — калмыки обожают своих родственников. Много раз я наблюдала, как взрослые мужчины и женщины сбиваются с ног, чтобы ответить на звонок своих аав (дедушек) и ээдж (бабушек), на какой бы важной встрече они ни находились; отправляют посылки троюродным племянникам в другие города и помогают даже самым дальним родственникам. 

Раньше я это просто замечала, а сейчас я нахожу все те же самые черты в себе.  Как я уже говорила, я типичная калмычка 🙂

13 фотографий настоящих калмычек — Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы

28 апреля 2017 35483

Аюна Анджукаева

Аюна Анджукаева о том, как должна выглядеть и вести себя настоящая калмычка.

Россия так велика, что жизнь в разных ее уголках может порой кардинально отличаться. В Петербурге, Дагестане и Калмыкии представления о моде, красоте и женском предназначении неизбежно будут разными. 

О том, как выглядит и ведет себя настоящая калмычка, мы попросили рассказать Аюну Анджукаеву. Аюне 27 лет, она родом из Элисты, живет в Москве. Окончила отделение дальневосточных языков в Военном университете Министерства обороны. Аюна — директор PR-агентства и представитель калмыцкого землячества.

 

“Мой род происходит из поселка Шин-Мер. Это место считается оплотом национальной культуры, и в общем-то можно сказать, что я типичная калмычка. Несмотря на то что большую часть жизни я провела в Москве, и мы много ездили по стране (мой папа военный), в Элисте прошло мое детство, и я очень скучаю. А когда мы с сестрой летим к бабушке на Новый год, и я вижу из самолета очертания степей, мне хочется плакать.

 

Четыре рода

В Элисте очень много красивых девушек, и все они при этом очень разные. Дело в том, что калмыки делятся на четыре рода, и каждому из них присущи свои черты: например, у дервюдок (это я) и хошеуток классическая азиатская внешность; у торгудок более смуглая кожа; бузавки очень светлые, часто с каштановыми или рыжими волосами, а еще у нас много девушек с зелеными и синими глазами, выглядит необычно и красиво.

 

Детей от смешанных браков в Калмыкии называют балдырами. Несмотря на микс, азиатская кровь обычно доминирует и читается во внешности в первую очередь. К смешанным бракам в Калмыкии относятся сдержанно — людям, особенно старшему поколению, хочется сохранить аутентичность народа. Но мы кочевники, и смешение кровей в прошлом было неизбежно — мужчины привозили себе из походов жен, другие брали людей в плен, даже у меня одна бабушка турчанка, например.

 

 

В большинстве своем калмычки стройны и тонкокостны, так сказывается наше кочевое прошлое, когда на женщин ложилось много физической работы — чего стоит только собрать или разобрать кибитку, — а еще к этому добавлялась верховая езда и даже воинское дело! По причине малочисленности народа калмычек учили джигитовке и стрельбе из лука, чтобы в случае опасности в отсутствие мужчин они могли защитить аил (именно аил, а не аул — так назывались наши кочевые поселки).

 

Калмыцкий стиль

Больше всего в Элисте мне нравится рассматривать прохожих — редко когда встретишь столько интересно одетых девушек в одном месте. Калмычки наряжаются на работу, в гости, на учебу, если идут в магазин или заезжают на заправку. Куда бы они ни шли, по каждой видно, что наряд подбирался тщательно, хотя в отличие от соседних республик (мы граничим с Кавказом) наши девушки не любят стразы и оборки и более-менее чувствуют меру, то есть не щеголяют вечерними нарядами по утрам

 

Мода в Калмыкии скорее европейская: подростки носят джинсы, сложные платья и грубую обувь на плоской подошве, девушки постарше пышные юбки, классические футляры, узкие брюки, каблуки и ботинки, то есть все, как в больших городах, только более продуманно.


Приступы повального увлечения чем-нибудь тоже случаются. Например, сейчас считается модным носить колье, которые весьма популярны в Элисте: их надевают днем и вечером, и, видимо, чем массивнее украшение, тем лучше.

Под влиянием дорам (современные корейские сериалы), которые весьма популярны в Элисте, подростки красят волосы в коричневый цвет, а потом надевают цветные линзы — выглядит похоже, но старшему поколению совершенно не нравится.

 

Самый приятный тренд — национальная одежда. Традиционные орнаменты штампуют на худи и толстовках, а по фотографиям в фейсбуке я вижу, как степные красавицы выходят замуж в национальных нарядах и серьгах.

 

 

В калмыцкой женской одежде используются только яркие цвета, исключая желтый (цвет священнослужителей) и белый с черным (они считаются траурными), а классическое девичье платье обязательно красное, с большим количеством ручной вышивки в виде тюльпанов (национальный цветок Калмыкии) и других узоров.

 

 

Роскошные волосы

В Элисте очень много магазинов одежды и салонов красоты. Иногда кажется, что все только и делают, что укладывают волосы и покупают платья.

У калмычек от природы хорошие густые волосы. Когда я была маленькой, мама все время водила нас с сестрой в парикмахерскую, чтобы проредить их, иначе их было невозможно собрать в косы или другую прическу. Неудивительно, что девушки в Элисте ходят с длинными распущенными волосами. Очень многие завивают локоны — это считается модным. Когда гуляешь по городу, кажется, что ты в рекламе шампуня.

 

Также в моде наращённые ресницы, причем наращивают их до какой-то невероятной длины так, что сбоку лицо кажется кукольным. Несмотря на то что цены в салонах неоправданно высоки, это никого не останавливает. Калмычки в принципе не экономят на внешнем виде, особенно если речь идет о свадьбе, и не важно в качестве кого ты туда идешь — невесты или гостя.

 

Калмыцкие свадьбы

Свадьбы — это отдельная тема: калмыки признают только пышные празднества с салютами, выступлениями национальных ансамблей и певцов, и чтобы от угощений на столах не оставалось свободного места. Практически никогда приглашенных гостей не бывает меньше 300—400 человек, а само торжество растягивается на несколько дней: сначала свадьбу празднует сторона невесты (так девушку провожают из родительского дома), потом сторона жениха, иногда на третий день свадьбу отмечают совместно. При этом рестораны невозможно забронировать даже за полгода вперед, настолько плотно расписание, а весной и летом приглашения на свадьбы приходят каждую неделю.

 

Моя бабушка говорит, что любая калмыцкая свадьба — потенциальные смотрины невест, и отчасти это правда. Когда я вижу, сколько усердий красавицы прилагают к тому, чтобы блеснуть на торжестве, мне становится не по себе, потому что я на такие подвиги не то что не способна, мне даже каблуки лень надевать.

 

Национальные черты

К слову, средний возраст вступления в брак по республике заметно увеличился: если раньше калмычки выходили замуж в 22—25 лет, то сейчас рубеж сдвинулся до 25—30. Связано это в первую очередь с самореализацией: наши девушки очень талантливы и амбициозны, и когда я приезжаю к ээдж (бабушке), то только и успеваю, что слушать рассказы о том, как внучки ее подруг растут до новых высоких постов по всему миру начиная от Google и заканчивая ООН.

 

Образование — это в принципе национальная идея Калмыкии. Отправлять детей учиться за границу старались еще в конце XIX, начале XX веков, и хорошие университеты считаются главной инвестицией в каждой семье. При этом, даже живя за границей, калмыки чтят свои традиции. Сейчас самые большие калмыцкие диаспоры находятся в Америке, Франции, Германии и Чехии, но в какой бы стране мы ни жили, калмычки никогда не забываем о корнях: дети всегда учат родной язык, знают обычаи и традиции и умеют танцевать национальные танцы.


У калмыков сильна склонность к математике и другим точным наукам (кстати, шахматы в республике — обязательный школьный предмет), а в силу кочевого прошлого — когда билингвальность была необходимостью — нам легко даются иностранные языки, поэтому достижения калмычек я считаю закономерностью.

 

Если говорить об особенностях характера, то несмотря на то что мы буддисты, спокойных людей среди нас мало, практически все эмоциональны и активны. Калмычки очень жизнерадостны, я почти никогда не видела, чтобы наши девушки унывали — мы верим, что выход есть всегда, и не расстраиваемся по пустякам.

Мы любим принимать гостей. Иногда мне кажется, что умение вкусно и много готовить заложено в нас на генетическом уровне, хотя для непривычного человека калмыцкая кухня может показаться тяжелой, ведь в главной роли у нас всегда баранина. Также всем нам присущи требовательность и настырность: мои братья шутят, что женитьба на калмычке самая дорогая вещь в жизни, и что в спорах мы просто невыносимы.

Но несмотря на жизнь в больших городах и напряженные графики, наши девушки остаются женственными, следят за собой и не забывают о семье, что, кстати, является еще одной национальной чертой — калмыки обожают своих родственников. Много раз я наблюдала, как взрослые мужчины и женщины сбиваются с ног, чтобы ответить на звонок своих аав (дедушек) и ээдж (бабушек), на какой бы важной встрече они ни находились; отправляют посылки троюродным племянникам в другие города и помогают даже самым дальним родственникам.

Раньше я это просто замечала, а сейчас я нахожу все те же самые черты в себе. Как я уже говорила, я типичная калмычка.“

Калмыцкие свадьбы

  У этого народа, исповедующего ламайскую веру, женитьба детей совершается по воле родителей. Но прежде чем принимаются за сватовство, обращаются к гелюну (своему жрецу), объявляют ему имена жениха и невесты, год, месяц и число рождения каждого из них, и гелюн справляется в книге судеб (судар), а потом им объявляет соизволение Бурханов, их богов, или неуспех брака. В последнем случае брак никогда не состоится. Разве только задарят гелюна, тогда он постарается умилостивить своих богов.

  Таким образом, получив соизволение своего жреца, договариваются при свидетелях обеих сторон о калыме, который состоит из выкупа со стороны невесты. Она должна привесть за собою: новою кибитку, по несколько всякого скота и ясыр (прислугу).

  Брак гелюн совершает во время нового месяца с обыкновенными своими обрядами: сперва приводит жениха и невесту к бурханской присяге во взаимной верности; потом, выведя их из кибитки, приказывает им глядеть на солнце, а сам читает молитву, причем жених и невеста кладут земные поклоны.

  Наконец, гелюн по совершении надлежащих молитв возлагает на жениха и невесту руки, тем и кончается вся церемония. Потом сажают невесту в кибитку за занавес, а жених садится впереди.

  Родственники обеих сторон, взявшись за сырую овчину с двух сторон, начинают что есть силы тянутся между собою, и чья сторона перетянет, значит та должна угощаться на счет противоположной побежденной стороны. Обыкновенно с одной стороны тянутся одни жениховы родственники, а с другой – невестины.

  При начале пирушки вводят невесту в ее кибитку, где она с прочими женщинами и девушками при игре на чебыдзе, волынке и гудках веселится. В это время воспрещается видеться со свекром и старшею жениховой родней, а отца своего не прежде посетить, как по прошествии года, и тогда уже получает она от него надлежащий свой пай (удел или участок), состоящий в верблюдах, разном скоте и прочем.

  У калмыков уральских часто сговаривают детей не только младенцами, но даже тогда, когда жены их беременны, если только родятся у одного сын, а другого – дочь.

  Сочетаются браком еще по четырнадцатому году. За два года до свадьбы позволяется жениху ходить играть с невестою. Но ежели она до свадьбы забеременеет, то жених или его отец должен удабривать родителей невесты подарками, несмотря даже, что последовало обручение.

  Договоры с невестиным отцом и матерью насчет выкупа за нее производится до свадьбы. Со своей стороны, ее родители приготовляют в приданое платье, разные домашние вещи, постель, войлоки, одеяла и кибитку из белого войлока.

  Пред браком справляются у гелюна насчет благополучного для брака дня, когда и совершают потом брак. Пред началом брака, когда невеста в сопровождении родителей и родственников приезжает к жениху и ставят новую кибитку, то прибывший в дом гелюн при всем поезде читает некоторые молитвы; невесте, по его приказанию, расплетают косы и волосы заплетают только на две. Затем гелюн берет шапки у жениха и у невесты, отходит в поле и окуривает их ладаном при чтении ему известных молитв, возвратясь, отдает дружке женихову, а свахе – невестину шапку и приказывает надеть молодым.

  После этого брака начинается пирушка, на которую мясо для пира жертвует отец невесты. Затем невесту оставляют в кибитке у жениха, в которую некоторое время не дозволяется вход никому с ее стороны, кроме матери и сродниц.

  Многоженство и развод калмыкам возбранен, хотя бывали примеры и нарушения этих правил. В последнем случае развод по неудовольствию того или другого супруга между знатными калмыками. Говорят, что если желание развода следовало со стороны жены, то муж раздевал жену донага и гнал со двора плетью1. Но более благоразумные калмыки отпускали жену не только с честью, но даже делали для ее родственников пирушку и награждали скотом и лошадьми.

М. Забылин»Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»

Дата публикации: 19.03.2019 г.

назад      в оглавление      вперед

Калмыцкие свадьбы










КОММЕНТАРИИ

1
См. Позорище странных суеверий. 1797.

Калмыцкая свадьба — традиции и обычаи. Современная калмыцкая свадьба

Всегда здороваетесь со знакомыми? Калмыки – «правнуки» ойратских племён, перекочевавших на Нижнюю Волгу и Северный Прикаспий из Центральной Азии в конце шестнадцатого столетия, — пошли значительно дальше. В их языке существуют варианты приветствий на все случаи жизни!

При встрече калмыки говорят менд , что дословно переводится как «здоровье». Интересно, что в зависимости от контекста и статуса визави слово это применяется в различных вариациях. Просто менд – аналог русского «привет» — так здороваются с ровесниками или младшими. Старших, особо уважаемых или же нескольких человек сразу приветствуют словом мендвт, что трактуется как пожелание здоровья. Ещё несколько веков назад все личные письма калмыков начинались со слов мендин бичг , что дословно переводится «письмо здоровья». Менд суртн – вежливое уточнение о том, как поживают и здоровы ли родственники собеседника из других мест. Передавая привет знакомым произносят менд килюлтн . Людям, отправляющимся в путь, в качестве пожелания попутного ветра и доброй дороги говорят менд амулнг иртн .

Считается, что пожелание здоровья, сделанное от всей души, охраняет от болезней не только того, кому оно предназначается, но и «дарителя».

Поэтому в старые времена калмыки могли зайти в гости к соседу только для того, чтобы поздороваться. В наше время традиция претерпела некоторые изменения, но сохранилась: современные калмыки ограничиваются регулярными телефонными звонками знакомым, соседям и друзьям.

Жилища и быт калмыков

Самоназвание представителей этого народа на калмыцком языке — хальмг или хальмгуд, на монгольском — халимаг. В настоящий момент, если верить Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории России проживает 183 372 калмыка, есть небольшие группы калмыков и за границей. Большинство исповедуют буддизм (тибетская школа Гелуг).

До начала позапрошлого столетия в селениях калмыков хотонах жили в основном семьями. Дома в хотонах ставили в круг и в любой момент могли перенести. По центру пасли скот, там же проходили общие сборы жителей селения. В девятнадцатом веке калмыки «осели»: появились постоянные, не поддающиеся перевозке дома, планировка хотона стала линейной.

Кочевые калмыки в основном проживали в кибитках (монгольских юртах). Кибитка стояла на деревянном остове из 6-12 складных решёток, которые соединялись с кругом под потолком при помощи длинных изогнутых реек. Двери были двустворчатыми, как в тавернах из фильмов про Дикий Запад. Всё, что находилось слева от входа, считалось мужской территорией: там хранились конская упряжь, обработанные шкуры забитых зверей, хозяйская кровать, постельные принадлежности. На женской половине держали посуду и прочую кухонную утварь. В центре кибитки располагался очаг, над которым на треножнике устанавливали котёл. Очаг крайне почитался: за ним усаживали гостей в знак уважения и расположения к ним. Пол был застелен войлочными покрывалами.

Помимо кибиток, селились также в переносных юртах, которые можно было установить на повозку. Оседлые калмыки предпочитали землянки и полуземлянки из сырцовых или дёрновых кирпичей. В девятнадцатом веке приобрели популярность русские дома, бревенчатые или каменные.

Традиционная одежда

Мужчины-калмыки носили белые рубахи с длинными вшивными рукавами и круглыми воротами, синие или полосатые штаны. Сверху надевался бешмет, подпоясанный кожаным ремнём с серебряными бляхами, и верхние штаны, предпочтительно суконные. По ремню можно было понять уровень дохода владельца. К поясу с левой стороны был подвешен нож в ножнах. На голову надевали меховую шапку, похожую на папаху, или барашковую

Костюм и вышивка калмыка

Привет всем,

Сегодня я расскажу о костюме и вышивке калмыцкого народа, также пишущего калмык. Они обитают в районе устья Волги, где она впадает в Каспийское море, и в окрестных степях. Вот карта Калмыкии, показывающая ее родство с другими народами региона. Калмыкия показана тёмным цветом ржавчины.
Вы можете видеть, что калмыки в основном окружены русскими (показано бледно-зеленым цветом), но что они находятся недалеко от Казахстана на востоке, показано темно-зеленым, а также недалеко от Кавказа и на самом деле граничит с Дагестаном, показано в ярко-зеленом к югу от них. Столица — Элиста, и это их флаг.
Калмыки являются частью ойратского народа, выходца из Западной Монголии и соседних регионов. Они уехали после длительного конфликта с халхами, правящим народом Монголии. Миграция произошла между 1618 и 1630 годами, когда они прибыли на свою нынешнюю родину. Слово калмык происходит от тюркского, что означает «остаток». Сначала это использовалось как пренебрежительное, но калмыки приняли его. Те, кто остались, все еще называют себя ойратами.Этот регион был частью Астраханской Орды, но их сила давно рассеялась. Номинально он находился под контролем Российской империи, но на самом деле был очень малонаселенным, в основном кочевыми ногайцами. Ногайцы были вытеснены на юг и теперь в основном живут в прибрежных районах Дагестана. Более подробную историю смотрите в этой статье.
http://en.wikipedia.org/wiki/Kalmyk_people

Русские сначала настороженно относились к калмыкам, но вскоре поняли, что они фактически образуют эффективный буфер перед различными тюркскими мусульманскими народами региона, и заключили с ними союз. Со своей стороны, калмыки номинально принимали российское господство, но в основном управляли собой. Калмыки уникальны в Европе тем, что в основном придерживаются тибетского буддизма.

Чтобы проиллюстрировать одно из разочарований при проведении такого рода исследований, вот рисунок, сделанный художником Кристианом-Готфридом-Генрихом Гейслером в начале 1790-х годов во время его поездки в местность, где проживала пара калмыков. Плохо выполнено, мало деталей, определенно не впечатляет и не очень помогает. К сожалению, это верно для многих художников, создававших такие изображения.К их образам нужно подходить критически. Мы видим сапоги, нижнюю одежду и верхнюю одежду с рукавами на обоих. Рукава верхней одежды женщины не проверены другими моими источниками. Вот еще один рисунок, сделанный примерно в то же время Густавом Федором Паули.

Для женщины — сорочка, у которой виден только воротник, длинное платье, застегивающееся спереди на петли и узлы, типичные для монгольской одежды, но с отверстием по центру, в отличие от перекрывающегося бокового отверстия в монгольских одеждах. Вы заметите, что отверстие на талии перекрывается. Под застежками по краям изделия — орнамент из аппликационных рядов тесьмы. Поверх этого надета длинная одежда без рукавов с выступающими плечами, окаймленная лентой и снабженная завязками, которые можно использовать для ее закрытия. Вы также увидите тканевые рукава, закрывающие косы ее волос, что тоже очень типично для монгольской одежды. На заднем плане видны верблюды и юрты, которые калмыки, как и монголы, называют гер.

Теперь обратимся к нашему старому другу Максу Тильке, и он любезно нарисовал нам схему этих двух предметов одежды. Еще он сообщает, что нижнее белье называется. чонор. В других источниках говорится, что он называется терлык. Чонор / терлык пришивается по низу. Обратите внимание, что верхняя одежда, цегдык, прорезана сзади. это не всегда так, но это облегчает езду. Верхнюю одежду, цегдык, обычно носят замужние женщины.

Вот еще один рисунок, показывающий разрез нижнего белья.

Вот фотография аналогичного комплекта одежды из Русского музея.

Вы заметите ряды контрастной тесьмы по краю верхней одежды. Вы можете видеть только воротник сорочки. Верхнее белье завязывается двумя лентами, заканчивающимися плоскими орнаментальными узлами, столь типичными для Восточной Азии. На передней части нижнего белья — чонор / терлык — орнамент. Также можно увидеть необычную форму наручников, которые кажутся пережитком знаменитых наручников «подковы» Монголии.

Манжета обшивается широкой золотой тесьмой, затем золотой нитью вышиваются три кружочка, затем вокруг них укладывается узкая тесьма разных цветов. Это, как мы увидим, очень характерный орнаментальный мотив калмыков. Вот еще один экспонат, но с открытой верхней одеждой.

Снова мы видим, по существу, такое же расположение, на передней части нижнего белья, широкую одноцветную тесьму по краю, затем круги, вышитые золотом, обведенные контрастными рядами тесьмы.Обращают на себя внимание манжеты в виде полукопыта и асимметричный колпак. Боссерт дает нам это изображение орнамента на передней части комплекта одежды. Этот вид орнамента называется «эээг».

Вы заметите, что по краю есть сильно контрастирующие ряды тесьмы, которые занимают центральное место в общем эффекте. Таким образом, однозначно, что основной мотив состоит не из положительного или отрицательного пространства, а является границей между ними. Это повторяется снова и снова в калмыцком орнаменте.По краям одежды,

в прямоугольниках,

в кругах, как эти подушки,

и на манжетах полукопыта.

Вот пара фотографий более свежей, немного упрощенной версии этого костюма. Исчезли манжеты в виде полукопыта, их заменили манжеты в европейском стиле, но с тем же орнаментом, верхняя одежда вырезана таким образом, чтобы не закрывать орнамент на передней части хорон / терлыка, и нет никаких признаков сорочка.Однако она носит тесьму. Асимметричная кепка уникальна. Очень большой помпон на шапке тоже типичен для монгольской и маньчжурской одежды.


Еще более крупные планы этого типа кепки.


Вы заметите золотое шитье на последних двух примерах. Это также распространено среди калмыков, а также используется на костюме, а также на кепках. вот пара примеров.

Мужской костюм в основном такой же, как на Кавказе, рубашка, бешмет, под пиджак, черкеска, штаны, пояс с металлическим орнаментом и сапоги.Они носят разные кепки. Одно большое отличие состоит в том, что рукава обычно намного шире, чем на кокусах, и собраны в манжеты, создавая эффект крыла. В современных исполнительских коллективах бешмет иногда опускается, черкесская прилегает к воротнику, а орнамент размещается спереди там, где рубашка изначально должна была быть видна.

Костюм незамужних девушек несколько иной, и включает только нижнее платье, которое скроено по-другому.Вы снова заметите расширение рукавов в виде крыла. Это называется Biizie.

Вот фотография двух вариантов костюма девушки.

Признаюсь в особой любви к калмыцкому танцу. Вот несколько видеороликов, демонстрирующих этот костюм. Сначала группа пожилых людей в женском костюме. Это старая музыка, без аккордеона. На мужчинах куртки «все в одном».

Вот еще одна группа, демонстрирующая костюм девушки, и если вы внимательно посмотрите, мужчины одеты в костюм из двух частей, с отдельной рубашкой с орнаментом под курткой.У девушек на передней части платьев и на фуражках панно с золотым шитьем — танцевальный ансамбль «Тюльпан» или «Тюльпан». Тюльпаны дико растут в степях Калмыкии.

И еще одно видео, где танцоры виднее. Мужчины снова одеты в куртку «все в одном», а женщины — в костюме незамужней девушки, как в предыдущем видео. Это ансамбль «Карусель».

Для получения дополнительной информации, вот пара ссылок на калмыцкие организации.

Еще раз спасибо за чтение, как всегда. Я надеюсь, что это представление совсем другой эстетической традиции может вдохновить вас на ваше собственное творчество.

Чувствовать свободно обращаться ко мне с запросами на исследования. Я надеюсь в конце концов охватывают всю Европу и бывшую Российскую Империю / Советский Союз. Я также с благодарностью приму советы по исходным материалам, которых у меня может не быть. Я также принимать заказы на исследование / дизайн, шить и / или вышивать костюмы или другие предметы для групп или отдельных лиц.

Роман К.
[email protected]


Исходный материал:
Макс Тильке, «Костюмы, узоры и рисунки», Нью-Йорк, 1990 г. [перепечатка]
Корнеев Е., «Костюмы народов России в графике XVIII-XX веков», Москва, 1990 г.
Н. Калашникова, «Национальные костюмы советских народов», Москва, 1990
Жозефина Буль, «Эпос« Джангар »и калмыцкий сценический костюм», Элиста, 1997
Г. Цакирова, «Калмыкия», Москва, 1983
Хельмут Боссерт , ‘Народное искусство Европы’, Нью-Йорк, 1990 [перепечатка]
В.Пальчиков, «Хальмг Улсин Эрдм», Ростов-на-Дону, 1970

Калмыкия — Путеводитель на Wikivoyage

Калмыкия — республика на юге России и единственная область тибетского буддизма в Европе. 20% земель Калмыкии — это заповедники, парки и охотничьи угодья. Калмыкия граничит с Астраханской областью на северо-западе, Каспийским морем на востоке, Дагестаном на юге, Ставропольским краем на юго-западе, Ростовской областью на западе и Волгоградской областью на севере.

Карта Калмыкии

Гигантские шахматы в столице Калмыкии Элисте
  • 46.316666666667 44.266666666667 1 Элиста — столица и единственный «город» Калмыкии
  • 46.083333333333 41.933333333333 2 Городовиковск
  • 45,820277777778 44,64 3 Ики-Бурул
  • 45.331666666667 46.039444444444 4 Комсомольский
  • 45.383333333333 47.366666666667 5 Лаган — расположен на берегу Каспийского моря.
  • 47.556944444444 46.718333333333 6 Цаган Аман — расположенный на Волге, Цаган Аман является популярным рыболовным районом и быстро развивающимся спа-курортом
  • 45. 612777777778 44.261666666667 7 Зунда Толга

Другие направления [править]

  • Яшалтинское соленое озеро — расположено между селами Березовое и Соленое Яшалтинского района, оно известно в Калмыкии своими лечебными свойствами.Администрация Яшалтинского района и республиканские власти планируют открыть бальнеологический курорт на Яшалтинском соленом озере. Яшалта была основана эстонскими поселенцами в 1877 году.
  • Шахматный город — административная единица в Элисте, часто служит местом проведения нескольких международных шахматных мероприятий. В комплексе Chess-City также проходят встречи государственных чиновников России и проводятся олимпиады российских школьников.
  • Биосферный заповедник «Черные земли» — заповедник, расположенный на территории Черноземельского и Яшкульского районов.Это убежище для древних антилоп сайгаков.
  • Конная ферма «Лола» — расположена недалеко от Элисты в тихом поселке Лола — производит кумыс (см. Напиток). В советское время эта конная ферма и прилегающая к ней клиника респираторного лечения были очень популярны среди партийных боссов, которые приезжали из Москвы, Санкт-Петербурга и других далеких мест Советского Союза.
  • Золотая обитель Будды Шакьямуни — буддийский храм, построенный в 2005 году, расположенный в центре Элисты с самой большой статуей Будды в Европе.
  • Säküsn-Süme ( Хурул «Сәкүсн-сүме» ) — второй по величине, но самый старый хурул в Калмыкии, расположенный в 6 км к северу от столицы (большую часть времени закрыт для посещения).
  • Холмы Эргени расположены в северной части Калмыкии. В отличие от песчаных дюн и степей центральной и восточной части, холмы Ергени — единственное место, где можно найти лес в республике. Пейзажная зона Ергени наполнена многочисленными возвышенностями, оврагами, родниковыми ручьями и водоносными песками.Холмы Ергени, известные своими лечебными минеральными и пресными почвенными водами, также являются домом для исчезающих видов рыб и калмыцких лекарственных растений. Кроме того, это самая высокая точка республики, которая поднимается на 218 метров над уровнем моря.
  • Озера Сарпа — в непосредственной близости от холмов Эргени, в северо-центральной части Калмыкии, рассредоточены пресноводные озера, называемые Сарпа. Озера Сарпа включают озеро Сарпа 42,6 кв. Км, озеро Барманзак 25,8 кв. Км, озеро Цаган-Нур 23,5 кв.км, а озеро Батур-Мала 21,9 кв. Это не только живописные дикие пейзажи калмыцкой флоры и фауны, но и прекрасное место для охоты и рыбалки.
  • Буддийские храмы и монастыри — Всего в республике 30 хурулов . Меньшие священные памятники или ступа посвящены хорошим событиям.
  • Бамб-ЦеЦг ( Tullip ) — Национальный природный парк. Основанный в 1991 году, он включает более 500 гектаров травяных и тюльпановых полей красного (в основном), белого, желтого и фиолетового цвета.

Понять [править]

История [править]

В древности этот регион был домом для кочевых племен, в том числе хазар, а позже был северо-западным краем Монгольской империи. Будучи историческим перекрестком степного пути в Азию, одного из ответвлений Великого шелкового пути, этот регион имел свой участок на восток до побережья Каспийского моря.

Западно-монгольские калмыцкие племена, также называемые ойратами, мигрировали через Центральную Азию из прародины в Синьцзяне, Китае и юго-востоке Казахстана, и в конечном итоге прибыли на юг России, вытеснив татар из Астраханского ханства.Изначально независимое ханство, Калмыкия постепенно теряла свою независимость и в конечном итоге была ассимилирована в состав Российской империи.

Поскольку более половины калмыков являются последователями тибетского буддизма, эту страну часто называют единственной буддийской страной в Европе. К сожалению, почти все красивые хурулы Калмыкии (калмыцкие буддийские храмы), а также все христианские церкви были снесены во время масштабной сталинской кампании культурного вандализма. Под немецкой оккупацией все евреи Элисты были истреблены.Позже, в 1943 году, Сталин депортировал все калмыки в Казахстан и Сибирь. Несоответствующее сельское хозяйство наряду с предыдущей коллективизацией вызвало эрозию и опустынивание. Тем калмыкам, которые пережили жестокую депортацию и ссылку, наконец разрешили вернуться домой в 1957 году при Хрущеве. Но, несмотря на эти невзгоды, хурулы Калмыкии восстанавливаются, а люди остаются и заслуживают посещения.

Сегодня Калмыкия привлекла внимание прессы из-за эксцессов своего бывшего яркого и диктаторского президента Илюмжинова.Илюмжинов, бывший калмыцкий государственный деятель в СССР и президент Всемирной шахматной федерации, руководил Калмыкией с момента распада Советского Союза, но не смог выполнить довольно грандиозные обещания превратить Калмыкию в «каспийский Кувейт», в котором будет «мобильный телефон каждому пастырю». Однако он превратил Элисту в заявленную шахматную столицу мира, построив в Элисте небольшой район, известный как «Городские шахматы», и организовав в столице очередные шахматные чемпионаты.

Один из самых бедных и слаборазвитых регионов Европы с одним из самых высоких уровней рождаемости в России. Он имеет растущий частный сектор производства продуктов питания. Основным видом экономической деятельности остается животноводство и переработка, кроме того, здесь также есть рыболовство и земледелие. Значительный вклад в оживление экономики внесла нефтедобыча. Официальный рост ВВП в республике в 2010 году составил 2%.

Религия [править]

Помимо буддистов и православных христиан, существуют более мелкие общины мусульман, католиков и протестантов.

Хотя традиционным языком калмыцкого большинства является калмыцкий, на нем в основном говорят люди старшего возраста, тогда как молодые люди обычно говорят на русском как на родном языке (хотя калмыкский язык их изучают в школе).В настоящее время лишь несколько деревень являются в основном калмыкоговорящими от всех поколений. По-русски говорят и понимают везде, хотя и не среди самых старых калмыков.

Республика Калмыкия входит в состав Российской Федерации. Поэтому, планируя поездку в Калмыкию, вам следует оформить российскую визу.

Самолетом [править]

The 46.373889 44.330833 1 Аэропорт Элиста ( ESL IATA ). Принимает рейсы из Москвы «РусЛайн» и Санкт-Петербурга «Уральские авиалинии».

Поездом [править]

Все поезда до Элисты отменены. Если однажды возобновить, единственный способ добраться поездом — через Ставрополь, оттуда на это уйдет много времени. Удобнее всего добираться до Волгограда поездом, а затем на маршрутке-экспрессе до Элисты, которые стоят недорого.

На машине [править]

Автобусом [править]

Несколько частных компаний осуществляют ежедневное автобусное сообщение между Москвой и Элистой.Пункт отправления в Москве — стадион «Лужники». Билет в одну сторону стоит около 1000 рублей.

На лодке [править]

Обойти [править]

Маршруты [править]

Помимо достопримечательностей в пределах нынешних границ Республики Калмыкия, в Астраханской области стоит посетить один из немногих сохранившихся дореволюционных буддийских храмов (реставрируемых, но пока не используемых) в селе Речное слева (восток ) берег Волги. Он был основан в честь сражавшихся с Наполеоном калмыков, а затем его посетил писатель Александр Дюма.К северу от него находится гора Богдо (Великая), почитаемая буддийскими калмыками, и в ее породах много окаменелостей. К югу от нее можно увидеть священный лотос буддийских калмыков, растущий в водах дельты Волги. Эти объекты находятся на территории заповедника.

В Ростовской области есть несколько населенных пунктов, ранее заселенных в основном новым кланом Бузаф, состоящим из традиционно более русифицированных и христианизированных калмыков, которые также были казаками. Им не разрешили повторно заселиться в этом районе после их возвращения из депортации.

В Ставропольском крае на юге находится бальнеологический курорт Ессентуки (калмыцкий язык: «Десять флагов») в предгорьях Кавказских гор, недалеко от высочайшей вершины Европы, горы Эльбрус. В европейской части Республики Казахстан находится город Калмыково, смотрящий через реку Урал на Азию.

А если пересечь Казахстан до границы с Китаем, то можно встретить ойратов, живущих в Джунгарии, части провинции Синцзян. Это те калмыки, которые не хотели оставаться в Калмыкии, когда она была включена в состав Российской империи, поэтому вернулись домой.Все эти места занимают небольшую часть бывшей Калмыцкой империи, которая простиралась от Великой Китайской стены до реки Дон в Европе и от лесов Сибири на севере до Тибета и Гималаев на юге.

  • Национальный вид спорта республики — по воле бывшего президента Илюмжинова, шахматы и местные жители играют на протяжении всей школы. Присоединиться к игре в парках относительно легко.
  • Рыбалка, охота.
  • Посетить представление традиционного калмыцкого танца
  • Верховая езда
  • Наблюдение за тюльпанами продолжается с конца апреля до первой недели мая, когда степи покрываются дикими красными цветами
  • Берк — Калмыцкие традиционные пельмени крупнее и содержат больше мяса, чем обычные пельмени
  • Борц — Калмыцкая традиционная жареная лепешка
  • Макахан — Колбаса из конины калмыцкая вяленая
  • Махан шелтаган — традиционный калмыцкий суп, в составе которого много мяса и картофеля.
  • Куйр
  • Dotur — баранина и хаслет
  • Борцоки — печенье

Традиционные калмыцкие напитки в некоторой степени похожи на те, что можно найти в Монголии, но уникальны для этого региона. Пытаться:

  • Джомба — чай ​​с молоком с солью (так называемый калмыцкий чай , подаваемый и выпиваемый в определенной церемонии)
  • Кумыс — кислое конское молоко, которое считается лекарством от респираторных заболеваний, таких как туберкулез, астма и т. Д.
  • Araka — водка молочная

С развитием туризма путешественникам не составит труда найти хорошее жилье в Элисте, хотя жилье за ​​пределами столицы может быть скудным или более низкого качества. Возможно (и это очень выгодно) организовать проживание в семье в сельской местности, задав вопросы в городских или сельских центрах.

Оставайтесь в безопасности [править]

Будь здоров [править]

Калмыкия известна своей солнечной погодой и свежим воздухом. Однако посетителям не рекомендуется пить воду из-под крана из-за высокого содержания минералов и соли. В остальном Калмыкия предлагает здоровую окружающую среду и вкусные и свежие продукты — фирменными блюдами являются баранина и говядина, а также каспийская икра, которую ценят даже в Москве и Санкт-Петербурге.

  • С апреля по октябрь берегитесь от солнца.
  • Купание в соленом озере запрещено более 20 мин. из-за риска проблем с кожей.

Интернет-магазин ювелирных изделий Индия | Candere By Kalyan Jewelers

Бриллиантовые кольца, Бриллиантовые серьги, Браслеты Dimaond, Бриллиантовое ожерелье, Бриллиантовые украшения, Бриллиантовые подвески, Обручальные кольца, Пара колец, Золотые кольца, Золотые серьги, Золотые браслеты, Золотое ожерелье, Золотые украшения, Золотые подвески, Мужские кольца DImaond, Золотые цепочки , Золотые цепочки для мужчин

Добро пожаловать в Кандере

Ваше универсальное решение для покупки ювелирных изделий и подарков круглый год!

  • Бестселлеры
  • Новинки
  • рекомендованных страниц

Откройте для себя наши
популярных дизайна

Наши самые любимые дизайны заслуживают достойного упоминания, и вот они!

СМОТРЕТЬ ВСЕ ПРОДУКТЫ

Избранные коллекции

Давайте взглянем на наши популярные коллекции, прежде чем погрузиться в них!

Свадьба и подарки

Небольшая помощь, пока вы делаете покупки для своих особенных!

  • Подарки для нее
  • Подарки для него

калмыцких изображений, фотографий и векторных изображений

В настоящее время вы используете старую версию браузера, и ваш опыт работы может быть не оптимальным. Пожалуйста, подумайте об обновлении. Учить больше. ImagesImages homeCurated collectionsPhotosVectorsOffset ImagesCategoriesAbstractAnimals / WildlifeThe ArtsBackgrounds / TexturesBeauty / FashionBuildings / LandmarksBusiness / FinanceCelebritiesEditorialEducationFood и DrinkHealthcare / MedicalHolidaysIllustrations / Clip-ArtIndustrialInteriorsMiscellaneousNatureObjectsParks / OutdoorPeopleReligionScienceSigns / SymbolsSports / RecreationTechnologyTransportationVectorsVintageAll categoriesFootageFootage homeCurated collectionsShutterstock SelectShutterstock ElementsCategoriesAnimals / WildlifeBuildings / LandmarksBackgrounds / TexturesBusiness / FinanceEducationFood и DrinkHealth CareHolidaysObjectsIndustrialArtNaturePeopleReligionScienceTechnologySigns / SymbolsSports / RecreationTransportationEditorialAll categoriesEditorialEditorial главнаяРазвлеченияНовостиРоялтиСпортМузыкаМузыка домойПремиумBeatИнструментыShutterstock EditorМобильные приложенияПлагиныИзменение размера изображенияКонвертер файловСоздатель коллажейЦветовые схемыБлогГлавная страница блогаДизайнВидеоСоздатель коллажей ing

Войти

Зарегистрироваться

Меню

ФильтрыОчистить всеВсе изображения
  • Все изображения
  • Фото
  • Векторы
  • Иллюстрации
  • Редакционные
  • Видеоматериалы
  • Музыка

  • Поиск по изображению

kalmyk

Самое актуальное

Свежее содержание

Тип изображения

Все изображения

.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *