Бухара свадьба: купить свадебные наряды на OLX Бухара
Брачный аферист хотел наживиться на доверчивости невесты
ПроисшествияПолучить короткую ссылку
917 0 0
Доверчивая невеста не могла отказать в помощи будущей свекрови и отдала возлюбленному в общей сложности 4,5 млн сумов (порядка 470 долларов США) и ювелирные украшения стоимостью 3 млн 675 тысяч сумов (около 390 долларов США).
ТАШКЕНТ, 6 апр — Sputnik. Правоохранительные органы Бухарской области задержали мошенника, который выманил у девушки крупную сумму денег, пообещав при этом на ней жениться.
В Узбекистане установлены размеры штрафов за пышные свадьбы >>
По данным областного УВД, брачным аферистом оказался 29-летний житель Шафирканского района. В декабре 2019 года он познакомился с 31-летней жительницей Ромитанского района и между молодыми людьми завязались отношения.
Далее история разворачивалась по знакомому сценарию. На пути к семейному счастью стояла преграда. Мать жениха оказалась тяжело больна, и нуждалась в срочном лечении. Заботливый сын не мог сыграть свадьбу, не вылечив сначала свою родительницу. Только вот денег на лечение у него не хватало.
Доверчивая невеста не могла отказать в помощи будущей свекрови и отдала возлюбленному в общей сложности 4,5 млн сумов (порядка 470 долларов США) и ювелирные украшения стоимостью 3 млн 675 тысяч сумов (около 390 долларов США).
Молодой человек пообещал девушке, что в скором времени выкупит ценности и вернет их ей. Однако, как позже выяснило следствие, мошенник этого делать не собирался, а просто истратил деньги на свои нужды.
Сейчас следствие выясняет, были ли еще жертвы у брачного афериста или эта история – неудачный дебют новоявленного мошенника. В отношении мужчины возбуждено уголовное дело.
Наследие Узбекистана |
воскресенье |
6 дней |
от 559 EUR |
Ташкент,Самарканд,Бухара |
воскресенье |
6 дней |
от 527 EUR |
Сказки Шахерезады |
воскресенье |
6 дней |
от 599 EUR |
Колыбель цивилизации Термез,Бухара,Самарканд |
суббота |
7 дней |
от 703 EUR |
Узбекистан — Восточная сказка |
суббота |
7 дней |
от 617 EUR |
Сафари на верблюдах |
пятница |
10 дней |
от 852 EUR |
По Великому Шелковому пути |
пятница |
11 дней |
от 983 EUR |
Бухара — SindbadTour
Бухара́ (узб.
Культурный слой на территории города составляет более 20 м. Именно на такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду и монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются IV веком до н. э.
Все, кому доводилось бывать в Бухаре, наверное, обращали внимание на странные “лохматые шапки” на вершинах минаретов. Это гнезда аистов. И белая птица надежды может служить символом города, его стойкости и постоянства. Богатый город не раз подвергался нападению врагов, особенно опустошительным было нашествие монголов. Но Бухара всякий раз возрождалась снова, причем на том же самом месте, сохраняя верность своим основам.
Древняя Бухара
Возраст Бухары (Бухоро-и-Шариф) превышает 2500 лет. Возникновение города связано с различными легендами и преданиями. В одной из легенд рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк.
В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура. Существуют различные версии происхождения названия города. По одной версии, слово
Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими великолепными настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов. Центром Бухары является крепость Арк, где проживали правители и их приближённые. За её стенами сложился собственно город — «шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья — «рабад». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь. Здесь было более 60 караван-сараев, где размещались купцы из Индии , Китая, Ирана и других стран.
Бухара—город поэзии и сказки. Здесь легенды витают над зигзагами уличных лент, здесь в вертикалях минаретов- полет человеческого гения, и каждый камень в кружеве каменной кладки покрыт пылью вечности. Славу города-музея, города-памятника снискала Бухара. Как магнитом притягивает ее романтический облик туристов со всего земного шара.
Для нас, современников, трудно переоценить значение памятников страны, ибо это живое воплощение многовековой истории города, подлинная летопись в камне. Архитектурное творчество древних зодчих -народных умельцев- наше бесценное достояние.
В городе сейчас сохранились не только отдельные мечети, медресе и мавзолеи, но и целые районы древней планировки, где легко вообразить себя современником легендарного Ходжи Насреддина. Юрист из Франции Роберт Рени так и сказал о Бухаре:- « Бухара была самым замечательным местом в нашей поездке по Узбекистану. Наверное, бог создал Бухару в единственном числе и поэтому у нее нет конкурентов». Американский историк Б.Стоук из Калифорнии считает :-«Бухара- один из интереснейших городов, которые я посетил в Средней Азии. Если идти по улицам старого города, будет казаться, что ходишь по страницам истории. История Бухары очень интересна, и особенно оставляет хорошее впечатление будущее города».
В городе , где проживает 250 тысяч человек, слышна узбекская, таджикская, русская речь, рука об руку живут и трудятся представители более 80 национальностей. Город объявлен Государственным историко – архитектурным музеем- заповедником.
Бухара как магнит, притягивает любопытные взгляды миллионов людей. Большая часть человеческой истории связана с этим городом. Город в течение столетий был благодатным оазисом в долине реки Зарафшан и на протяжении многих веков караваны верблюдов из Китая и Европы перевозили товар по Великому Шелковому пути и более того они перевозили известия о других культурах, науках и цивилизациях.

Многовековая деятельность мусульманских ученых, мыслителей, зодчих, поэтов снискала городу почетные титулы “Купола веры”, “Благородной Бухары”, “Благословенного города”. Думается, что Бухара по праву заслуживает все эти эпитеты.
Большинство едет в Бухару полюбоваться великолепной средневековой архитектурой. Но и в повседневной жизни этого восточного города тоже есть много интересного и необычного- это приготовление свадебного плова. С самого вечера мужчины начинают готовить плов, чтобы на заре после утреннего намаза угостить друзей, знакомых и соседей. Так в Бухаре начинается свадьба. Приготовление свадебного плова -целое искусство. В Узбекистане им занимаются только мужчины. Процессом руководит опытный повар. Ему помогает несколько человек.
На утренний плов в Бухаре обычно приходит тысяча или даже больше человек. Примерно на такое количество порций и рассчитан казан, в котором готовят свадебный плов.
Приготовление плова- дело очень ответственное, особенно при таких объемах. Одного только риса на этот плов нужно примерно 80 килограммов, а еще 30 килограммов мяса , моркови и изюма.
Трудно понять, как можно в восемь утра с таким удовольствием поедать жирный плов. Но здесь есть своя логика: плов – пища тяжелая, поэтому есть его лучше пораньше.
8 утра, а все уже поели…
С утра на плов приходят только мужчины. То есть плов – это своего рода мальчишник перед свадьбой, на котором жених прощается с холостой жизнью…
Вечером многие из утренних гостей придут на свадьбу уже вместе со своими семьями.
Люди в Бухаре гостеприимные и радушные, они гордятся своим городом и всегда рады гостям.
Мавзолей Саманидов
Мавзолей Саманидов – древнейшее сооружение в Бухаре, сохранившееся до нашего времени в своей первозданности. Он был возведен на рубеже IX и X веков для Амеда ибн Асада по повелению его сына эмира Исмаила Самани, создателя первого централизованного государства в Центральной Азии.
Мавзолей Чашма-Аюб
Вблизи мавзолея Саманидов, у руин древней городской стены, расположен мавзолей Чашма-Аюб. Островерхий силуэт его шатрового перекрытия заметно выделяется среди куполов бухарских мечетей и медресе. Этот мазар возник в XII веке возле источника, связанного с именем библейского пророка Иова, или как его называют на Востоке, – Аюба.
Мечеть Калян
Пятничная мечеть Калян – одно из старинных зданий, составляющих ансамбль площади Пои-Калян. Соборная мечеть у мусульман всегда имеет значение не только главной мечети, но и центра общественной жизни исламского города. В этом отношении соборной пятничной мечети Бухары, построенной вскоре после установления ислама вблизи цитадели, не везло.
Минарет Калян
Еще приближаясь к Бухаре, путешественник видит вдали, над едва виднеющимися городскими постройками, высокую башню минарета Калян. Не даром в средние века он служил ориентиром для караванов, отмерявших фарсах за фарсахом по дорогам Великого шелкового пути. Ведь минарет – минора так и переводится с арабского – «маяк». А во время войн с минарета Калян стражники вели наблюдение за передвижениями врага.
Медресе Мири Араб
Среди множества медресе, возведенных в Бухаре в XVI веке, подлинным шедевром можно назвать медресе Мири-Араб. Оно сооружено на возвышенной платформе строго на оси, расположенной напротив мечети Калян. Этот архитектурный прием, получивший наименование «кош», то есть «сдвоенный», широко применялся в средневековом зодчестве.
Медресе Чор Минор
Среди множества исторических памятников Бухары медресе Чор-Минор выделяется неординарностью архитектурных форм. Его четыре, стоящих почти вплотную друг к другу, минарета издали похожи на бутоны неведомых лазоревых цветов. Вблизи минареты превращаются в довольно высокие, массивные башни, как бы сжимающие кубическое здание с куполом. Вход в медресе оформлен высоким порталом, такой же портал украшал и выход во двор. Внутри Чор-минора надпись на персидском языке, вырезанная из двухцветного ганча, сообщала время постройки – 1222 год Хиджры или 1807 год по современному календарю. Еще в средневековье в Центральной Азии сложились архитектурно-планировочные каноны строительства медресе, и вплоть до ХХ века зодчие четко их придерживались. Однако при сооружении Чор-Минора установленные правила нарушались на каждом шагу, потому что строители следовали желаниям и указаниям Халифа Ниязкула, на чьи средства возводилось медресе.
Медресе Модари Хан
К юго-западу от Арка на старинной улице Хиёбон, когда-то тянувшейся к городским воротам Шир-Гарон, высится ансамбль Кош-медресе из двух расположенных фасадами на одной оси медресе. Кош означает «сдвоенный, спаренный», и этот строительный прием часто применялся в градостроительстве средневекового Востока. Ансамбль Кош-медресе сложился во второй половине ХVI века, в эпоху правления Абдуллахана.
Медресе Абдуллахана
В ансамбль Кош-медресе входят два медресе. Через двадцать три года после сооружения медресе Модари-хан, в 1590 году, было закончено строительство медресе Абдуллахана. Архитектурное решение его фасада почти зеркально повторяет фасад стоящего напротив медресе Модари-хан, лишь его громадный пештак возвышается над всеми окружающими постройками.
Медресе Улугбека
Внук Амира Темура, Мирзо Улугбек, царствовавший в Мовароуннахре в первой половине XV века, построил три медресе. Первое было сооружено в 1417 году в Бухаре. К тому времени Бухара уже на протяжении нескольких веков была известна как столица исламской учености. На Востоке очагами науки и образования всегда были медресе.
Медресе Абдалазизхана
Напротив медресе Улугбека, в строительном приеме «кош», в 1652 году правитель Бухары Абдалазизхан повелел воздвигнуть новое медресе, которое должно было превзойти все созданные до него величием и роскошью убранства.
Архитектурный ансамбль Ляби Хауз
Архитектурный ансамбль Ляби-хауз, состоящий из трех монументальных зданий, расположен в самом центре Бухары. Его отличительной особенностью является то, что, вопреки общепринятым традициям, центром его застройки стала не городская площадь или перекресток улиц, а водная гладь большого бассейна – хауза.
Некрополь Чор Бакр
В Бухаре бытует старинное поверье, что, если за один день совершить паломничество к четырем мазарам, где похоронены святые с именем Бакр, то сбудется любое желание. Именно поэтому в мусульманском мире столь популярен некрополь Чор-Бакр, что означает «четыре Бакра», возникший вокруг почитаемой гробницы Абу Бакра Саъеда в пригородной местности Бухары под названием Сумитан.
Дворец Ситораи Мохи Хоса
Среди многочисленных загородных дворцов бухарских правителей до наших дней сохранился лучший из них – летняя резиденция последних эмиров – дворец Ситораи Мохи-хоса. Он расположен в четырех километрах к северу от города, на дороге, ведущей в Гиждуван.
Мечеть Магоки-Аттори
В самом центре заповедной части Бухары расположена мечеть Магоки-Аттори. С XVI века она была известна как небольшая квартальная мечеть с двумя куполами на граненых барабанах и высоким пештаком на восточном фасаде. Археологические раскопки, произведенные в 30-х годах прошлого века, показали, что ее история восходит к доисламским временам.
Мечеть Боло Хауз
К западу от цитадели Арк еще до завоевания Бухары арабами сложилась площадь Регистан, некогда кипучий общественный центр города. К XVII веку у входа на Регистан находились торговые ряды. От ворот Даштака сюда подходила одна из караванных дорог, связывавших Бухару с Хорезмом. Здесь бойко торговали зерном и тканями, оружием и головными уборами, скотом и фруктами, бумагой и чернилами.
Комплекс Бахоуддина Накшбанди
В пригороде Бухары находится мемориальный комплекс великого суфия, аскета и святого шейха Бахоуддина Накшбанди, оказавшего неоценимое влияние на формирование передовой творческой мысли Центральной Азии.
Крепость Арк
Так уж повелось на свете, что там, где дворцы, там, обычно, и казематы. Средневековая цитадель Арк в Бухаре вполне отвечает этому условию. Прямо при въезде в цитадель, за массивными крепостными воротами с башнями по краям начинается мрачный крытый коридор – далон с двенадцатью входами в старые темницы, где томились узники. А в конце коридора размещался тронный зал эмира, приемная для церемоний и торжеств. Это был обширный, мощеный кирпичом двор, обнесенный с трех сторон айванами на деревянных колоннах. В глубине зала располагался мраморный трон эмира.
Монументальные рыночные здания
На главных торговых улицах средневековой Бухары возводились купольные рыночные здания. Три из них, построенные в XVI веке, сохранились до наших дней. Токи Заргарон – «купол ювелиров» расположен на перекрестке двух магистралей рядом с мечетью Калян и медресе Мири-Араб.
Тим Абдуллахана
На Востоке торговля всегда считалась почтенным занятием. И в Благородной Бухаре шумели базары, а вдоль улиц гостеприимно открывали двери лавки ремесленников. Однако в XVI веке в Бухаре строили и огромные крытые торговые пассажи – тимы. Один из них – Тим Абдуллахана, названный так по имени его строителя, правителя из династии Шейбанидов, существует до сих пор.
Музей Абу Али Ибн Сино (Авиценна)
В окрестностях Бухары немало городов и сел, чей возраст перевалил за тысячу лет. Вот и поселок Афшона, что находится в нескольких километрах от областного центра, является одним из самых древних. Точно известно, что в 980 году там, в семье сборщика налогов, родился мальчик по имени Абу Али ибн Сино.
Бани ХVI века. Хаммом.
В Бухаре сохранились интересные памятники средневекового гражданского строительства, среди них – восточные бани-хаммом. Сооруженные в XVI веке, в период правления Абдуллахана, они имеют глубокие исторические традиции. Рядом с рыночным куполом Токи Саррафон находится Хаммоми-Сараффон, и неподалеку от Токи Тельпакфурушон расположена Хаммоми Бозори-Корд.
Городище Пайкенд
На территории Бухарского оазиса насчитывается около трехсот городищ, оплывших холмов и курганов, таящих в своих недрах руины исчезнувших городов и поселений. Многие из них ждут своих первооткрывателей, а некоторые, такие как Варахша, Вардана и Пайкенд уже исследованы учеными и стали историческими памятниками ушедших цивилизаций.
Куратор выставки Николая Буранова: Большое искусство всегда будет востребованным
(Казань, 15 июля, «Татар-информ», Эльвира Зайнулина). В Казани впервые открылась выставка художника Николая Буранова. Представленная в галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ экспозиция под названием «Слышу голос Насретдина среди улиц Бухары» приурочена к 100-летию со дня рождения мастера, а также к 100-летию образования ТАССР.
«Я решила привести в Казань работы Буранова 1970-х годов. Сквозным штрихом через его творчество прошли Самарканд и Бухара. Он пел гимн Востоку, у него было тяготение к нему. Многие художники тогда отправлялись в Среднюю Азию, чтобы изменить угол зрения», – отметила куратор выставки – кандидат искусствоведения Татьяна Касторская, член Союза художников России.
Всего в столице Татарстана представлены 60 работ художника, проникнутых ориентальным духом. По словам куратора, это произведения из частной коллекции дочери художника. Ранее подобные выставки проходили в Костроме, Плесе и Санкт-Петербурге (дважды).
«Николай Буранов относится к редчайшим художникам России. Этот человек всю жизнь посвятил творчеству. Он не гнался не за какими премиями и регалиями. Ему было важна его миссия. Он ставил перед собой художественную задачу – освоить огромный мир творчества», – подчеркнула искусствовед. И добавила, что после Казани выставка будет представлена и в других городах России.
Выставка отражает период творчества Буранова, связанный с поездками в Узбекистан в 1976–1978 годах. Многие работы, представленные в Казани, были созданы с натуры в Бухаре, Хиве и Самарканде.
«Жители Казани – очень искушенные зрители. Когда сюда привозят выставки, организаторы тщательно продумывают, как можно удивить тех, кто посещает залы. Практика показывает, что это получается», – отметила присутствовавшая на церемонии открытия заместитель председателя Общественной палаты РТ Анастасия Исаева.
Творчество Николая Алексеевича Буранова (1920–1991) связано с неофициальной линией советского искусства. Его произведения хранятся в музеях и частных собраниях России, Украины, Японии, Франции, Великобритании и других стран. Выставка в Национальной художественной галерее «Хазинэ» будет работать вплоть до 4 сентября.
Люди, город, традиции. Узбекистан в объективе местного фотографа
Яркие фотографии колоритных улиц восточного города, портреты местных жителей и зарисовки о традициях, которые восходят к древности, — всё это запечатлел в своих снимках Анзор Бухарский, один из лучших фотографов Бухары.
Анзор Салиджанов в 2009 году решился на эксперимент, который изменил его жизнь.
В скромной галерее в древнем городе Бухаре, где Анзор продавал туристам «шаблонные» картины «минаретов, ослов и верблюжьих караванов», Салиджанов выставил несколько своих фотографий.
«Эксперимент меня вдохновил, — рассказывает он Азаттыку. — Потому что в тот же день я продал одну из фотографий».
Вскоре после первых удачных продаж Салиджанов взял в аренду маленькую студию. Там он зарабатывал на изготовлении документальных фото, а в свободное время продолжал бродить с камерой по улицам любимого города, делая интересные фотозарисовки.
Мальчики играют в древнем центре Бухары в марте 2020 года.Решив перейти в профессиональные фотографы, Салиджанов взял себе эксцентричный псевдоним, в котором есть что-то от древних эмиров, — Анзор Бухарский (Анзор из Бухары).
Ученикам подают выпечку и лепешки в одной из школ Бухары. 2010 год.Но стать фотографом в Узбекистане — не так-то просто.
Анзор Бухарский объяснил Азаттыку, почему в Узбекистане очень мало хороших фотографий, запечатлевших культуру и жизнь страны, особенно до 2016 года, когда страной правил авторитарный лидер Ислам Каримов, пришедший к власти еще до развала СССР.
«Фотографы просто боялись снимать на улицах. Любой полицейский может спокойно задержать снимающего и отправить его в полицейский участок. У меня были десятки случаев, когда мне приходилось писать объяснительные, почему я фотографировал площади или рынки. Фотографии удалялись после тщательного их изучения на предмет шпионажа», — говорит Бухарский.
Бухарский говорит, что его не интересует фотожурналистика, где делают акцент на конфликте «между аутсайдерами и обществом, одинокими личностями, идущими против государства, и так далее». Бухарский отмечает, что вместо конфликта ищет «гармонию света, тени, цвета, линий и событий».
Сельские дети позируют с петухом, стоящим на тандырной печи.
Сергей Пономарев, фотограф New York Times и многократный лауреат премии World Press Photo, — один из тысячи поклонников работ Бухарского в Facebook’е. Он сказал Азаттыку, что видит в Бухарском «настоящий характер».
«Получаю удовольствие, читая время от времени его тексты. Я знаю не так много узбекских фотографов из Бухары, и он стоит особняком».
Юная невеста, погруженная в думы, в день своей свадьбы. 2010 год.В 2009 году Бухарский стал первым фотографом из Узбекистана, приглашенным на Венецианскую биеннале, форум мирового искусства. После этого его приглашали на несколько мероприятий в разных уголках планеты, где собирались ценители фотоискусства. Однако поездки фотохудожников внутри Узбекистана и за его пределы редко проходят без эксцессов.
Рабочий держится за страховочный трос, оштукатуривая потолок под куполом мечети.Когда Бухарский возвращался домой из Латвии в 2015 году, узбекский таможенник на границе вытащил жесткий диск из его сумки с вопросами: «Что здесь? Порно?»
Бухарский говорит: «Я объяснил таможеннику: “Сейчас нет необходимости носить с собой такие материалы. Всё можно посмотреть онлайн”». Представитель власти и бровью не повел и забрал жесткий диск для изучения содержимого.
Для Бухарского, который не говорит по-английски, проблемы во время путешествий не ограничиваются инцидентами на границе.
Однажды в 2017 году он проснулся посреди ночи в отеле Майами из-за стуков женщины в дверь с криками: «Открой дверь, ублюдок! Я знаю, что ты здесь!»
«Я посмотрел на телефон на тумбочке и подумал, как же я объясню полицейскому, что мне нужна помощь? Я не знаю английского», — вспоминает он. Бухарский говорит, что решил позвонить по 911 и затем сообщить название гостиницы, номер отеля и закричать «SOS!».
К счастью, всё закончилось быстро — стук в дверь разбудил соседа, вскоре наступила тишина.
Всадники борются за тушу козла во время игры бузкаши. Пригород Бухары, 2014 год. Старшеклассники на уроке начальной военной подготовки с деревянным макетом автомата Калашникова и настоящими противогазами.
Фотограф говорит, что жители Бухары «любят свой минарет» и он — не исключение.
«Иногда мои приезжие друзья удивляются и говорят: “Кажется, мы были здесь вчера!” На что я им отвечаю: “Я в своей квартире каждый день. Но это не мешает мне возвращаться туда снова и снова”».
Маленькая девочка в цыганском поселении возле Бухары смотрит фильм советской эпохи. Это одно из излюбленных мест Анзора для фотографирования с тех пор, как местные приняли его в свой круг несколько лет назад.Бухарский фотографирует быт цыган Узбекистана последние десять лет. «Я желанный гость почти в любом доме [цыган], слава Аллаху», — говорит он.
Девочка спит на куче одеял в цыганском поселении недалеко от Бухары.
Бухарский, который один воспитывает двух дочерей, говорит Азаттыку, что один из его цыганских приятелей посоветовал фотографу жениться, предложив в жены свою родственницу. Приятель сказал, что Бухарский, если женится, может ходить по городу и фотографировать, а дома «жена всегда тебя накормит».
Две дочери Бухарского позируют на обезлюдевшей из-за пандемии коронавируса улице. Женщина с сигаретой в центральной части Бухары. 2010 год. Полицейский рисует медресе Чор-Минор в Бухаре. 2010 год.Бухарский говорит, что возможность запечатлеть на фото жизнь в Узбекистане в последнее десятилетие — в обстановке политической паранойи и изменений в обществе — была «маленьким чудом».
Но он мечтает о большем. Намного большем.
Официант со знаменитым узбекским пловом. 2016 год.В 2017 году Бухарский заявил узбекскому журналисту, что он представляет себя в «новой квартире с большим шестиметровым балконом, с которого открывается закат. («Я уже присмотрел себе [что-то]», — сказал он.) Много поездок, выставок, презентаций, книг, мировой славы и мешок денег. Поклонники поднимают меня прямо из моего красного Ламборгини и уносят на руках. И большая дружная узбекская семья с большим числом детей и влиятельными родственниками, которая живет в моей старой квартире, и живет счастливо».
К моменту написания этой статьи Бухарский сказал, что действительно купил залитую солнечным светом квартиру, но до красного Ламборгини пока еще далеко.
Репортаж из посткаримовского Узбекистана — Реальное время
Репортаж из посткаримовского Узбекистана. Часть 1
Фото: Марк ШишкинКорреспондент «Реального времени» вернулся из поездки в Узбекистан с серией путевых заметок об этой среднеазиатской республике, переживающей сейчас период посткаримовской «оттепели». Предлагаем вашему вниманию первую часть его репортажа, посвященную Бухаре. Благодарим Госкомтуризма РТ за организационную поддержку этого материала.
Самый закрытый город Центральной Азии снова открывается
Сочетание глобальных трендов и местных особенностей в XXI веке красной нитью проходит через большинство политических событий, конфликтов, явлений в экономике. А вот город Бухара живет в этом режиме уже больше двух с половиной тысяч лет. На сувенирах можно увидеть образ сказочного города, в который по пустыне направляются торговые караваны. И действительно, Бухара много веков подряд была заметным узлом трансконтинентальной торговли.
С другой стороны, в прошлом Бухара имела репутацию самого закрытого города Центральной Азии. Венгерскому ученому и авантюристу Арминию Вамбери, который в 1863 году первым из европейцев сюда добрался, пришлось вжиться в образ странствующего дервиша и ежедневно рисковать. У этой бухарской закрытости была своя правда. Ликвидация Бухарского эмирата, после чего Бухара окончательно «открылась миру», сопровождалась разрушительным обстрелом старого города. Ущерб, нанесенный артиллерией Михаила Фрунзе в 1920 году, не восполнен до сих пор. Но чудом уцелевший исторический центр хорошо помнит былой уклад, когда люди жили замкнутыми квартальными общинами — махаллями, а над толчеей узких улиц господствовала цитадель Арк.
Сегодняшний Узбекистан заново открывает себя миру. Учитывая, какие сложности несет знаменитая среднеазиатская демография и географическое положение страны, власти делают все, чтобы этот процесс был управляемым. Привлечение иностранных туристов и расширение участия своих граждан в туристической индустрии — один из методов глобализации по-узбекски. И, конечно же, в этом направлении никак нельзя обойтись без Бухары.
Главная ценность Бухары – старый город, который можно обойти пешком за несколько часов, ни разу не покинув исторической архитектурной среды
Город старых камней без многоэтажек
Главная ценность Бухары — старый город, который можно обойти пешком за несколько часов, ни разу не покинув исторической архитектурной среды. Этим Бухара отличается от Самарканда, где величественные сооружения прошлого — как островки среди современности. Пускай бухарские каменщики иногда латают новоделами пустоты, образовавшиеся в исторической застройке, но в целом Бухара — город старых камней. Кварталы, тянущиеся по сторонам туристических улиц, жилые. И местные жители, гуляющие с детьми, сидящие в чайхонах и на лавочках, живые, настоящие.
Повсюду синие мозаичные фасады мечетей и медресе. «Прочитать» их и уловить разницу может только специалист. Для большинства туристов это лишь типовая визитная карточка региона, не нуждающаяся в пояснениях. Но в Бухаре этот вид достопримечательностей умеют подавать интересно. Например, площадь Ляби-хаУз расположилась вокруг искусственного водоема — хаУза, обсаженного деревьями. Здесь легкая и непринужденная атмосфера, что подчеркивает памятник Ходже Насреддину. И портал здешнего медресе, украшенный в XVII веке птицами-симургами, тоже смотрится легко и непринужденно. Потолкавшись по узким торговым улицам, выходим к архитектурному комплексу Пои-Калян. В этом месте легкость обращения уже неуместна. 46-метровый минарет и самая большая в городе мечеть созданы, чтобы внушать благоговение. Напротив располагается действующее медресе Мири Араб, храм исламских наук.
«Только в Бухаре свет исходит из-под земли»
Долгое время это было главное мусульманское учебное заведение в нашей стране. Выпускники Мири Араб есть во всех мусульманских регионах бывшего СССР и являются элитой исламской уммы. Их имена хорошо известны не только верующим. Галимджан Баруди для татар больше, чем просто муфтий, а один из отцов нации, Ахмад Кадыров больше, чем просто муфтий для чеченцев. В Бухаре любят вспоминать, как в alma mater своего отца приезжал Рамзан Кадыров.
Название «Бухара» происходит от санскритского «вихара» — буддийский монастырь. На заре становления города буддизм был влиятельной религией в Центральной Азии. Кроме буддистов, в Бухаре и окрестностях жили и проповедовали зороастрийцы, христиане, манихеи. Но исключительное место Бухара заняла в исламской цивилизации. Здешними уроженцами были: имам Мухаммад аль-Бухари — автор самого авторитетного для суннитов сборника хадисов, Бахауддин Накшбанд — основатель распространенного по всему миру суфийского тариката Накшбандия.
Для миллиарда мусульман Бухара — это не просто областной центр Узбекистана, а город-святыня
Для миллиарда мусульман Бухара — это не просто областной центр Узбекистана, а город-святыня. Бухарские гиды упоминают старую восточную пословицу: «Во всем мире свет исходит с небес и только в Бухаре исходит из-под земли». Пословица намекает на тысячи исламских святых, похороненных в здешних местах.
В первые десятилетия независимости в выборе светского или религиозного пути Узбекистан несколько раз балансировал на грани гражданской войны. Был выбран светский путь, в соответствии с которым страна живет и сегодня. Но разворот современного Узбекистана к миру означает не только активизацию контактов с Европой и Америкой. Расширяется сотрудничество с мусульманскими государствами. Одна из форм сближения — зиярат-туризм, т. е. организация паломничества к исламским святыням. Вокруг мавзолея Бахауддина Накшбанда и семи суфийских пиров, погребенных в Бухарской области, вырастает особая туристическая индустрия. Первые в очереди на посещение бухарских святынь паломники из Юго-Восточной Азии — Малайзии и Индонезии. Россия с ее значительной мусульманской общиной пока не заметна.
Развлечения для иностранцев и сказка для пенсионеров из кишлаков
Для Узбекистана, как страны с этатистской политической культурой, естественно, что построение индустрии туризма ведется централизованно на государственном уровне. В четырех регионах с высоким туристическим потенциалом назначены заместители хокимов (т. е. губернаторов) по вопросам развития туризма. Список таких регионов, в принципе, у всех на слуху. Это Хорезмская область с древней Хивой, Бухарская область, Самаркандская область и Ташкент. Заместители по туризму имеют полномочия воздействовать на работу всех организаций, которые связаны с туристической сферой, включая банки по вопросам финансирования проектов и правоохранительные органы по пресечению работы нелегальных гидов.
Заместитель хокима по вопросам развития туризма в Бухарской области Ботиржон Шахриеров из местных, но карьеру построил в Ташкенте. На своей нынешней должности уже дал старт нескольким инициативам. Первая заключается в создании развлекательной зоны для отдыхающих. Исторический центр место тихое и святое, где после девяти вечера жизнь замирает. Чтобы гости Бухары могли посмотреть фильм в мини-кинотеатре, сходить на дискотеку, искупаться в бассейне, за пределами центра будет отведена специальная территория. Развлекательная зона станет доступна с 2019 года.
Для Узбекистана, как страны с этатистской политической культурой, естественно, что построение индустрии туризма ведется централизованно на государственном уровне
Вторая инициатива направлена на поддержание нарождающейся туриндустрии вне сезона отдыха. Одновременно государство решает вопросы культурного воспитания жителей сельской местности. По программе внутреннего туризма каждый день каждый район с 20 ноября до конца марта будет направлять 500 человек в тур по достопримечательностям области. Первый день посвящается осмотру святых мест ислама за пределами Бухары. Ночь туристы проведут в гостинице в Бухаре и следующий день посвятят достопримечательностями города. Стоимость такого тура 100 000 сум (т. е. 12 долларов). Эти деньги позволят гостиницам, гидам и другим участникам туриндустрии прожить самые критические месяцы года. А жители села получат возможность вырваться из своего кишлака и увидеть большой мир. Для многих пожилых людей, которые всю жизнь прожили в сельских домах, оказаться в современном гостиничном номере — предел роскоши, которую они видели.
Программа внутреннего туризма выполняется с узбекским размахом. За организацию школьников отвечает Союз молодежи Узбекистана. Работающее население получает путевки через профсоюзы. Пожилых организуют махаллинские комитеты — органы общественного контроля и самоуправления на уровне традиционного квартала (махалли). Все это чем-то напоминает известные по советским годам хлопкоуборочные кампании, только на этот раз в центре внимания государственной политики не сбор сырья для союзного легпрома, а запуск новой отрасли на глобальный уровень.
Еврейский дом на улице Тукая
Бухара гораздо интереснее шаблонных представлений о бывшем советском «Востоке» с пловом, сухофруктами, синими мозаиками и глухими стенами жилых кварталов. Гуляя здесь, выясняешь много интересных подробностей. Оказывается, многие семьи коренных бухарцев (узбеков по национальности) до сих пор дома разговаривают на таджикском языке. Такой след оставило разделение между оседлым ираноязычным населением и степным тюркским, существовавшее в Центральной Азии при Тамерлане и позже.
Интересная городская достопримечательность — еврейский квартал Бухары, откуда выросла особая этническая группа еврейского народа — бухарские евреи. Большинство бухарских евреев уехало в Израиль и другие страны, но синагога, существующая с XVI века, действует и сегодня. На окраине еврейского квартала на улице Абдуллы Тукая (так пишут местные) стоит дом богатого купца с сохранившимися интерьерами. В бухарском стиле на резной галерее расставлены разноцветные чайники, пиалы и другие предметы посуды, и здесь же — звезды Давида с еврейскими надписями.
Неподалеку отсюда находится татарский караван-сарай, где останавливались татарские купцы, на которых держались связи между Россией и Бухарой. А если вы отправитесь с экскурсией в цитадель Арк, вам расскажут, что с начала XVII да конца XVIII века здесь правили ханы-чингизиды, бежавшие из Астрахани, занятой Иваном Грозным.
Каждый из оттенков истории Бухары может привлечь в этот город свою аудиторию. Судя по тому, как местная власть взялась за дело, эффект почувствуется довольно скоро.
Продолжение следует
Марк Шишкин, фото автора
Туры в Узбекистан
Туры в Узбекистан — это самобытная культура и всегда радушный прием от чистого сердца.
Узбекистан одно из древнейших в мире мест, возраст многих городов более 2,5 тысяч лет! Узбеки говорят – «Самарканд такой же старый, как и сама Земля». Разве не интересно оказаться в таком месте и побродить по старинным районам, где бывал сам Тамерлан?
Увидеть нетронутую туристами природу, древнюю восточную архитектуру, познакомиться с уникальной самобытной культурой, познать удивительные обычаи и вдоволь насладиться узбекской кухней – всё это Вы сможете, выбрав тур в Узбекистан!
У нас Вы можете купить понравившийся Вам экскурсионный тур в Узбекистан с вылетом из Москвы, Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Волгограда, Самары, Уфы, Краснодара и других городов России.
Туры в Ташкент, Самарканд, Бухару
Туры в Ташкент, древний Самарканд и Бухару самые популярные туристические дестинации Узбекистана.
Столица Узбекистана поражает своими широкими проспектами, наравне с гостеприимством! Неисчислимые фонтаны, древние памятники – вся современная архитектура Ташкента несёт отголоски древних узбекских мотивов. Гордость современного Ташкента — самая высокая телебашня и единственное метро в Средней Азии. В центре можно наблюдать несколько зданий «двойников», напоминающие заграничные небоскрёбы.
Самарканд – город таинственных загадок и легенд. Чего стоит лишь одна могила Тимура — монгольского завоевателя, которому удавалось держать в страхе полмира. По преданию, тот, кто осмелится открыть его гробницу и вызвать его дух, мир окутает мрак. Археологи — люди не суеверные, не стали верить в «сказки Востока» и вскрыли гробницу 22 июня 1941г. В этот самый день гитлеровская Германия напала на СССР. Подобных историй вам расскажет не только экскурсовод в туре в Узбекистане, но и каждый местный житель.
Кроме великих тайн, Самарканд является богатейшим городом по количеству величайших, стоящих внимания, памятников мусульманской культуры, сегодня это редкость в арабском мире. Одна из древнейших мечетей Биби-Хоним, медресе и руины обсерватории мудрейшего восточного мыслителя-астронома Мирзо Улугбека, изумительные сады Самарканда, многочисленные музеи. До сих пор никто не может определить примерный возраст города, он колеблется между 2750 и 4700 годами.
Бухара — о возрасте этого города не принято говорить…можно лишь немного намекнуть, что 2,5 тысячи лет назад здесь уже активно велась торговля.Более 20 лет назад исторический центр Бухары включили в ЮНЕСКО. Здесь сконцентрировано множество уникальных строений, каждое со своим индивидуальным, неповторимым стилем постройки.
Если купить тур в Узбекистан с посещением Бухары, то будьте уверены, что не одно строение не останется без внимания, Вы наверняка посетите замок Эмира, мечеть Калян, многочисленные медресе, и, конечно же, ансамбль Ляби-Хаус – настоящая, подлинная на сто процентов, тонкая архитектура Востока!
Что обязательно нужно сделать в Узбекистане:
• Отведать свадебный плов с максимальным наполнением. Такого плова вы нигде не попробуете!
• Поторговаться на базаре
• Научиться выбирать самую сочную и медовую дыню
• Провести ночь в юрте в пустыне Кызылкум, где нет Wi-Fi и над головой только звёзды
• Ступить на дно бывшего Аральского моря
Почему стоит поехать в Узбекистан?
• Безвизовый въезд
• Русскоговорящая среда
• Дружелюбное отношение к гражданам РФ
• Низкие цены внутри страны
Если Вы любите древнюю историю, приключения, увлекательные мастер-классы и изысканную национальную кухню – туры в Узбекистан для Вас!
Наша компания предлагает индивидуальные и сборные групповые экскурсионные туры в Самарканд, Бухару, Ташкент, Хиву, Аральское море и другие города Узбекистана.
Возможна организация пеших, велосипедных, археологических туров в Узбекистан.
А путешественникам, у которых есть свои идеи и пожелания, мы с удовольствием составим индивидуальный маршрут по Узбекистану на 2015 год!