|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Свадьба в казачьем стиле. Казачьи поздравления на свадьбуСвадьба у донских казаков — Портал «Свадебный Вальс»О женитьбе сына заботились родители. Невеста и жених, достойные и по положению, и по достатку.О женитьбе сына заботились родители. В отцовском и материнском сердце давно облюбована была невеста сыну и жених дочери. Невеста и жених, достойные по положению и по достатку. И между собою родители сговорились давно. Однако нужно было учинить сватовство. За несколько дней до этого времени отец или мать говорили сыну: — Сынок, тебе время жениться. Мы с матерью выбрали тебе невесту. Она хозяйка домовитая и работящая. После этого устраивались смотрины невесты. Родители жениха отправлялись в дом родителей невесты на вечеринку. Собирались гости. Гости заводили разговор о хозяйской дочери, хвалили ее красоту, ум, называли ее доброю хозяйкой и просили, чтобы она поднесла им. Мать звала дочь. Та выходила по-домашнему, но принаряженная, приносила поднос с кубками и чарками, налитыми вином, и обносила гостей. А сама потом скромно становилась в углу. Гости медленно пили, похваливали вино, а жених смотрел на невесту. — Бог даст, — говорили гости, — она и нас полюбит! Все знали, в чем тут дело, но никто и вида не показывал, что знает. После этого засылали сватов. Сваты начинали дело просто. — Урядник Мосей Карпович и Маланья Петровна желают вступить с вами в родство, — говорили они. Если им отвечали: «Благодарим покорно за доброе мнение о дочери, только мы не сможем собрать свадьбу», — это значило отказ. Если же отец соглашался, то он говорил: «Дайте мне посоветоваться, да и ее самое поспрашивать, заходите на послезавтра». Невесту хотя иногда и спрашивали, но она и не смела ответить иначе как: «Воля ваша». В назначенный день сваты приходили уже с хлебом-солью. — Отец и мать Гаврилы Миронова, — говорили они, — кланяются и просят принять хлеб-соль. Хозяева, вместо ответа, целовали гостинец. — Дай Бог, — говорили сваты на прощанье, — в добрый час! — В добрый час! — отвечали родители и подавали друг другу руки не иначе, как обернув их суконной полой. В этот же день вечером в доме невесты справлялось рукобитье. Жених приходил с родителями. Его поздравляли с невестой и он кланялся в ноги будущему тестю и теще. Собирались гости, устраивалась вечеринка и девушки пели песни: По рукам ударили, Заряд (заклад) положили, Грунюшку пропили, Пропили и хвалятся: Что же мы за пьяницы, Что же мы за пропойцы... Помолчат немного и начинают ответ: Родимой мой батенька, Нельзя ли передумати? Нельзя ли отказати? — Нельзя, мое дитятко, Нельзя передумати, Нельзя отказати: По рукам ударили, Заряд положили. О приданом тогда никогда не говорили. Это было бы унижением чистоты брака. Сват выводил на середину комнаты жениха, по левую сторону ставили невесту, и жених целовал ее. Родители соединяли их руки и отец жениха говорил торжественно: — Сын, вот тебе невеста. Да благословит Господь Бог союз наш. Иногда при этом жених и невеста дарили друг другу что-нибудь. Девушки снова пели: По рукам ударили, Заряд положили... На рукобитье долго не сидели, назначали день сговора и расходились по домам. Женщины, проходя по станице, пели: «Ой, заюшка, горностай молодой!» и «Перепелушка, рябые перышки». И вся станица знала, что рукобитье состоялось. За рукобитьем следовал новый праздник - сговор. На сговор сзывалась чуть ли не вся станица. Ярко горели свечи в медных шандалах; все были принаряжены. На столах, накрытых скатертями, разложены были гостинцы и семечки. Женщины и девушки садились в отдельной комнате. В доме жениха готовили 10-20 блюд с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками и всякими сластями, готовили мед и вино, и длинной вереницей несли все это в дом невесты. Там в присутствии всех повторялось то же, что было на рукобитье. Потом жених с невестой обносили гостей вином. От последнего гостя невеста убегала к девушкам, и если жених не успевал ее обогнать, то он должен был ее выкупать. Начинался торг. Девушки ни за что не уступали невесту. — Она у нас золотая, недешево достанется, — приговаривали они. Все собирались смотреть этот торг; наконец, жених выкупал ее и ее ставили в угол комнаты. Наступала тишина, а потом через полчаса все оживлялось и начинались танцы. Танцевали больше два танца – «Журавель» и «Казачка». Во время ужина пели песни. Сначала пели песни о геройских подвигах донцов, протяжные, потом плясовые. За два дня до свадьбы праздновали «подушки», а накануне свадьбы — девишник. В день «подушек» приходили знакомые и родня жениха и смотрели приданое. В комнатах были положены подушки. Жених с невестой садились первыми на них. Швеи, шившие приданое, подносили им мед; жених выпивал мед маленькими глотками, после каждого глотка целовал невесту, приговаривая: «Мед горек, надобно подсластить». Осушив бокал, жених клал на поднос швеям деньги. После жениха и невесты на подушки садились и другие казачки, пили мед и целовались, а в них в это время бросали подушками. Бывала в день подушек и музыка, и тоже танцевали. Девишник — это был последний праздник молодой казачки. Вечером перед заходом солнца одна, или с какой-нибудь старой женщиной или с няней ходила она на кладбище, молилась на могилах родных и просила благословения на новую жизнь. В ее доме тем временем собирались гости «наволакивать подушки». В дом жениха съезжались «каравай сажать». Каравай пекли торжественно. Все гости держались за лопату дружно, и свахи освещали печь свечами ярого воска, обвитыми цветными лентами. Эти свечи давались жениху и невесте при венчании. Во время закладки каравая все гости пели: Каравай мой раю! Сажаю — играю, Сыром посыпаю, Маслом поливаю Каравайное тесто Прибегло к месту. По мед, по горелку, По красную девку. Вечером гости жениха, набрав караваев, отправлялись в дом невесты. Невеста сидела среди подруг. На ее голове надета была высокая шапка, украшенная цветами и перьями, а в косе был заплетен золотой косник. Подруги пели ей грустные песни: Кукуй, кукушечка, не умолкай. Недолго тебе куковать: От велика дня до Петра. Плачь, Грунюшка, не умолкай. Не долго тебе девовать: А и с вечера до утра, А и с утрева до обеда, А и с обеда часину - Там тебе косушку расплетут, Шелковый колпачок наденут. Жених заходил — песни смолкали. Садились опять на подушки, пили мед, а потом женщины разбирали легкие вещи из приданного и шли в дом жениха с песней: Оглянися, мати, Каково у тебя в хате? Пустым-пустехонько, Дурным-дурнехонько! Сестрицы подружки, Да несите подушки, Сестрицы Катерины Да несите перины. А сестрицы Алены, На несите павильоны! Метеная дорожка метена - Туда наша Грунечка везена! По дорожке василечки поросли, Туда нашу Грунечку повезли, Повезли ее, помчали, В один часочек свенчали! Свадьба справлялась особенно торжественно. Это был самый торжественный день, может быть, единственный праздник в жизни женщины-казачки. Все, что было богатого в доме ее родителей, доставалось для этого дня. Жемчуга и золото блистали на ней. Как только раздавался благовест к обедне, отец и мать благословляли невесту, она целовала икону и прощалась с родителями и родными. Слезы лились без конца. Между тем, жених в богатом платье шел к невесте. Платье жениха сохранялось из рода в род. Часто сын венчался в кафтане, в котором венчался его дед, жалованном царем кафтане. Иногда венчальное платье было одно на всю станицу. Оно хранилось в станичной избе и надевали его все женихи, а по окончании свадьбы возвращали обратно в станицу. Жениха вел «ведун», он должен был предупреждать его о всех порогах. Впереди его шел священник с крестом, а за ним мальчики несли благословенные образа с пеленами; кругом шли товарищи жениха, или поезжане. По окончании венчания в церкви, еще в притворе, молодой расплетали косу и укладывали волосы по-женски — надвое, обвивали ими голову и надевали шапку или повойник. При расплетании косы девушки пели: Не золотая трубушка вострубила, Рано на заре восплакала Грунюшка По своей русой косе. Свет моя косушка русая, Что родная маменька плела, Она мелко-намелко переплетывала, Мелким жемчугом усаживала. Поезд с молодыми, окруженный верховыми поезжанами, ехал в дом жениха. На крыльце молодых встречали родители с хлебом-солью, под хлебом-солью должен был пройти весь поезд. Когда проходили молодые, на них сыпали пшеницу и другие хлебные зерна, перемешанные с хмелем, орехами, пряниками, мелкими монетами — это означало пожелание молодым жить богато. Все садились за стол. Начинались тосты — первый тост был всегда за Царя, потом за войскового атамана, все Всевеликое Войско Донское, за молодого князя и княгиню. Тут обыкновенно родные и тесть одаривали их. Дарили дорогие вещи, оружие, иногда тесть отдавал молодому своего залетного скакуна с седлом, и родители жениха одаривали невесту платьями и материями. Пир шел иногда до утра. Пели свадебные песни. Смолкали они, поднимался старый казак и, держа в руке серебряный кубок, может быть, отбитый у турок еще в азовские походы, говорил: — Желаю здравствовать князю молодому с княгинею! Княжому отцу, матери, дружке со свахами и всем любящим гостям на беседе, не всем поименно, но всем поровенно. Что задумали-загадали, определи Господи талант и счастье. Слышанное видеть, желаемое получить, в чести и в радости нерушимо. И собрание в голос отвечало: «Определи Господи!» — а потом снова пели свадебные песни. Через несколько дней после свадьбы родители молодой давали всем гостям отводы — прощальный обед. Очень часто и месяца не проходило после свадьбы, как молодой муж получал наряд и шел на службу. Жена терпеливо ждала его три года смены. Тяжело жилось ей в чужом доме. И вот: Всем-то полкам С Дона смена идет, А моему-то дружку Перемены нет... Как часто бывало и так, что ждет жена мужа, идут полки домой: Как и все полки с моря домой идут. А моего-то друга милого — коня ведут! А на коне-то лежит седельце черкесское, На седеличке лежит подушка козловая, Во подушечке лежит рубашечка белая... На чистым-то чисто она вымыта Да в крови-то вся она измазана... Умирал молодец, друзьям приказывал: "Как лучит Господь вас на Тихий Дон, Отнесите вы моей жене поклон! Скажите, чтобы не мыла рубашечку в речной воде, А чтобы выбанила ее горючей слезой, Да чтоб не сушила ее на солнышке, А чтоб высушила ее — на своей груди!" Каждый поход приносил славу Дону. В Новочеркасске прибавлялось жалованных знамен, говоривших казакам об их недавней славе. Приносили станичники из похода дорогие хоругви, иконы и паникадила и ставили их в родную церковь, но прибавлялось в этой церкви на иконе Божьей Матери, всех скорбящих Заступнице, жемчугов на окладе. Этот жемчуг, как слезы клали казачки за своих убитых мужей. В походах и боях проходила жизнь донского казака. Вернулся с третьей перемены, а в четвертую уже и сына повел. Все жили вне Дона, на чужой земле. И только старики собирались на рундуках или на кладбище, на голубцах, пели боевые песни и пили мед. Пропоют они песню, помолчат и кто-либо скажет: — Да, послужили наши казаки Богу, государю и великому войску Донскому! Источник: kazak-mo.ru svadba-vals.ru Казачья свадьба традиции и обычаиСвадьба – один из волнующих моментов в жизни казака. Современные свадебные традиции и обычаи сильно отличаются от исконно казачьих. Обычно мероприятие проходит по сценарию: подготовка к свадьбе, выкуп невесты, церемония в ЗАГСе, торжество в ресторане. Если следовать православным казачьим традициям, этот список значительно увеличивается. Сватовство Если правильно провести сватовство невесты, это поможет установить теплые отношения с будущими родственниками. Сроки от сватовства до свадьбы составляют примерно три-десять месяцев. Во время этого обряда принято дарить подарки родителям невесты: отцу, например, вино, матери – что-то тканное (полотенце, платок). Обязательны красивые букеты для невесты и ее матери. Сваты с порога заявляют о своем намерении. Желательно начать традиционно: «У вас товар, у нас купец…» Говорить должен сват, это может быть крестный отец жениха, друг, дядя. Основная цель сватовства – рассказать о положительных сторонах жениха и невесты. Заканчивается обряд соглашением отца невесты – согласен ли он отдать свою дочь в новую семью. Если вопрос решается положительно, тогда назначается дата смотрин. После сватовства будущие супруги официально становятся женихом и невестой. Смотрины Смотрины проводятся в доме жениха. Невеста должна подарить будущей свекрови цветы и небольшой символический, но личный подарок. К столу на смотрины необходимо принести выпечку, приготовленную невестой. Отцу жениха подарок обычно не дарят. Именно на смотринах обсуждают подробности проведения свадьбы, решаются денежные вопросы. Будущим родственникам необходимо заранее поговорить о планах молодых, где будут жить, работать. Если сватовство веселое и легкое мероприятие, то смотрины серьезная часть подготовки к свадьбе. Ранее смотрины включали в себя осмотр дома жениха, знакомство с его укладом жизни, а денежные вопросы решались на рукобитье, теперь эти моменты объединены. Мальчишник / девичник Девичник проводится в любой день до свадьбы, после смотрин. В старину на вечеринке будущая жена прощалась с девичьей свободой, оплакивала конец беззаботной жизни, девушки пели грустные песни. Приглашали не только подруг, но и опытных казачек, которые давали советы. Сейчас девичник проходит легко, это просто повод повеселиться. Если невеста хочет провести девичник по казачьим традициям, ей придется отказаться от чрезмерного веселья. Мальчишники, также проводившиеся накануне свадьбы, были распространены не везде. В некоторых губерниях женихи только лишь объезжали гостей и приглашали их на свадьбу. Однако в северных губерниях мальчишник проводили обязательно и заключался он в прощании с холостыми друзьями – жениха «пропивали». Выкуп невесты Раньше выкуп требовали братья и сестры невесты, которые отказывались «за просто так» отдавать любимую родственницу. Тогда выкупали невесту только за деньги, сейчас же свадебной валютой может быть алкоголь, конфеты, игрушки – как жених сможет договориться. Обязательных заданий для жениха нет, выкуп проводится на усмотрение подруг и родственников. Благословение родителей После выкупа, когда жених встретился с невестой, родители невесты дают благословение молодым на брак. Традиционно благословляют Казанской иконой Божьей Матери. Жених и невеста встают на колени перед родителями на специальное свадебное полотенце, и родители дают напутственные слова и благословляют будущих супругов иконой. После этого молодожены едут к родителям жениха, где их встречают хлебом-солью и также дают родительское благословение. Церемония в ЗАГСе и венчание в церкви Сейчас венчание в церкви проходит с обязательным предъявлением свидетельства о заключении брака, то есть гражданская церемония, должна предшествовать венчанию. Поэтому важно заранее совместить дату свадьбы и венчания, поскольку венчание церковь проводит не каждый день. Подвенечное платье невесты должно быть скромным – обязательно закрыты плечи, ноги, спина, грудь. Если платье открытое, необходимо позаботиться о накидке. Голову следует покрыть платком или фатой. Макияж и маникюр невесты должны быть неброскими. На ногах закрытые туфли, желательно без каблука. Перед венчанием жениху и невесте необходимо держать пост, исповедаться и причаститься. На венчание необходимо взять два полотенца (одно кладут под ноги, другим завязывают руки), четыре носовых платка (два для молодых - держать свечи, два для свидетелей – держать венцы), две иконы (Божией Матери и Спасителя). Венчальные свечи можно купить в церковной лавке непосредственно перед началом церемонии. По казачьей традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. На венчании они должны держать венцы над головами новобрачных. Лучше если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые и держать их придется довольно долго. Существует поверье, что упавшее кольцо или погасшая свеча предвещают трудную жизнь в браке, расставание или даже раннюю смерть одного из супругов. Некоторые считают, что тот из брачующихся, кто первым встанет на расстеленное полотенце, будет главенствовать в семье. Все эти вымыслы православная церковь не не одобряет, они не должны волновать сердца новобрачных, ибо их творец – Сатана, названный в Евангелии «отцом лжи». А к случайностям нужно относиться спокойно – всякое бывает. После церемонии венчания, молодые должны пройти под тремя «воротами». На выходе из церкви сразу же за дверями молодожены проходили под «воротами» из двух обнаженных шашек. Обнаженная казачья шашка символизирует защиту новой семьи от всех невзгод и несчастий. Затем следуют вторые «ворота»: два казака держат над головами новобрачных снятые папахи, что означало наделение новой семьи всей полнотой законных прав, которыми охранялась семья. Третьи «ворота» образуются от вскинутого рушника – символа семейных обычаев. Свадебное застолье Многие считают, что на православной казачьей свадьбе выпивке вообще нет места, однако абсолютного запрета на это нет. На казачьей свадьбе обязательно должен быть ведущий, но ни в коем случае не тамада с пошлыми шутками. Все интимные моменты необходимо скрыть от глаз гостей – при криках «горько» не должно быть долгих, затяжных поцелуев, разрешены только целомудренные. По одной из версий традиция кричать «Горько!» появилась от обычая подносить чарку гостям. Невеста брала поднос с крепкими напитками и обходила гостей. Каждый гость клал на поднос подарок (деньги), выпивал чарку и жаловался, что «горько», а невеста должна была подсластить горечь напитка символическим поцелуем. И напоследок Формат проведения свадьбы может быть любым, однако нельзя венчаться в угоду традициям, по настоянию родителей, следуя моде. Венчание должно быть осмысленным и обдуманным. Ведь повенчавшиеся супруги получают благодать Божию, это поможет им строить свой союз в единомыслии и любви, быть едиными душой и телом. Другие казачьи традиции и обычаи Присяга казаков войска запорожского русскому царю Кто такие казаки пластуны Старинные обряды казаков. свадьба казачья традиции обычаи
kazachiyvir.ru Свадьба в казачьем стиле - Сценарий и стиль свадьбыДанная свадьба основывается на старинных свадебных обычаях казаков. Главная идея праздника - это безоговорочное веселье, по поверьям, сулившее счастье молодоженам в семейной жизни. Казачьи свадебные традиции. Своды.Перед главным днем бракосочетания должны состояться своды. Невеста накрывает стол и приглашает в гости жениха, его и своих друзей. В доме под иконами рассаживаются родственники невесты, во главе которых сидят ее крестные родители. Перед приходом жениха все девушки с невестой, прячутся в отдельной комнате. Затем приглашают жениха и просят найти суженную. Когда молодые, взявшись за руки, выходят к родным, им подносят бокалы с вином. Свидетели у казаков называются дружок и дружка. Они во время песнопений угощают гостей водкой и вином. Потом родители спрашивают детей о согласии на брак. Если дети дают положительный ответ, отцы молодоженов бьют по рукам, «принимают брак». С этого дня девушка становится «пропитой невестой». «Ночевки».После сводов в доме невесты начинаются «ночевки», на современный манер вечеринки. Все молодые люди собираются для игр. Песен, всевозможных развлечений. Главное условие, спать на вечеринке нельзя. Провинившимся придумывали разные наказания, например, пришивали на спину старую тряпку, а утром человек уходил, ничего не подозревая. День бракосочетания у казаков.В день свадьбы невеста утром обходит весь дом и прощается с ним. Затем вместе с подругами отправляется на кладбище, где просит благословение у умерших близких. Когда жених появляется в доме, начинается застолье для гостей, молодым есть не разрешается. Родители благословляют влюбленных, мать передает икону дочери и молодожены едут в ЗАГС. По возвращении домой (в ресторан) молодых поздравляют. Теперь их встречают родители жениха с иконой и хлебом-солью. Молодую пару осыпают монетами, орехами, рисом, хмелем и конфетами. По существующей примете, на порог наступать нельзя, дабы не потерять супруга. Для невесты проводят обязательный обычай - «обрезание косы». Сваха вместо одной косы заплетает две. За разрешение на это действие брат невесты требует у жениха откуп. После части дарения, гостям преподносятся «шишки». Они могут быть из хлеба или из сахара. Отец невесты дарит зятю плетку, которую молодые потом вешают над кроватью. Гости могут веселиться до утра, а вот влюбленные к полуночи отправляются на брачное ложе, в сопровождении дружки и свахи. Второй день казачей свадьбы.Казачья свадьба всегда длиться два дня. Этот день начинается с того, что молодая невестка умывает родных мужа. В это время гостям показывают или простыню или ночную рубашку невесты с целью доказательства ее «чести». Если девушка была невинна, гости привязывают высоко красный платок, а к своей одежде цепляют красные ленточки. Далее заново начинается застолье. Теперь молодой муж должен провести обязательный обряд. Ему подается сваренная курица: то как он ее разламывает говорит о его силе «расправиться» с женой. Опоздавших гостей катают на покрывале. Разувают и обливают водой. Если не позволяют с собой проделать подобное, то должны дать откуп. Родители молодоженов переодеваются в жениха и невесту, мужчины и женщины среди гостей меняются одеждой и в таком виде продолжают гулянья. Отдав предпочтение этому виду свадьбы, супружеской паре гарантировано огромное количество прекрасных, веселых, интересных, необычных фотографий и видеосъемки. Еще больше останется отличных воспоминаний о главном дне в жизни их семьи.
podgotovka-k-svadbe.ru Свадебные обряды донских казаков. Часть IАвторство - не мое Браки у казаков запрещались среди родни до 4-юродных полностью, 5-юродных – думали женить или нет, а последующие колена родством уже не считались.Муж с женой, жена с мужем – совет благ. Казаку без жены нельзя вести хорошее хозяйство, жить честно – так считали казаки. И всегда считали, что долго не женятся только плохие люди (за кем грехи водятся – из-за чего за него никого не выдают). В девушках оставались только уродцы или «сами себя потерявшие» (но они часто выходили позже за вдовцов).Старшие зорко следят за поведением молодежи, жестко, хотя раньше, несмотря на осуждение половой свободы, «грех бывал», молодые казаки и казачки и купались в реке вместе и многое другое… но постепенно это отмерло и стало постыдным – «потому как казак - не хохол: тот и спит с девкой, а до греха не доводит, а казак нешто стерпит…». За дочерьми был глаз да глаз, чем ближе к 20 веку, тем жестче – чуть какое подозрение дочь вообще никуда не пускали. При этом ранние браки у казаков всячески приветствовались (больше у верховых) – «в писании сказано – если мало лет, но в теле, то и отдавай замуж». Иногда даже в12 лет (если удавалось договориться со священником)… Нередко родители засватывали своих детей еще с младенчества. При этом иногда невеста была старше жениха, что выливалось в занятные для нашего времени истории: «на хуторе Попов был случай, женили казака 12 лет на 20-ти летней женщине. Она сначала на него и внимания не обращала, а когда ему пришло время на службу выходить, у него уже оказалось 5 человек детей»… «в другом месте в станичный суд явились муж 14 лет и жена 15 лет, три года как в браке. Отец от имени мужа жаловался, что жена ушла и не живет с ним. Жена отвечала, что муж её бьет и показывала всё лицо, ободранное ногтями. Муж плакал, говоря – не надо мне её, она дюже дерётся. А свекор настаивал, чтобы она жила, а в противном случае заплатила бы свадебные издержки.». Причем была смешная поговорка у казаков – «Корову выбирай по рогам, а девку по грудям» - ценилась не красота, а здоровье, ум и трудолюбие (ну и про достаток семьи не забывали – старались жен брать из богатой семьи, но чаще женились ровни). Хотя в низовых станицах казаки в брак вступали позже, чем в верховых – в 25-30.
Жену раньше казак выбирал сам – часто ясырку (пленницу). Позже с приходом русской церковной традиции – молодых казаков чаще женить стали родители, иногда не спрашивая об этом ни жениха ни невесту (чаще у верховых, низовые давали больше свободы выбора). Хотя с приходом 20 века эта традиция ослабела, т.к. почет (и подчинение) старшим в обществе был заметно поколеблен. При чем вплоть до конца 19 века выбор жены падал почти исключительно на казачек – «казак за бесчестие считал взять за себя русскую (т.е. иногороднюю) или хохлушку: все больше на казачках женились и лишь в крайнем случае, за неимением невесты – народу на Дону тогда мало было – сватали хохлушек. А ныне все смешалось – и русскую берут, и за русского выдают: оно бы и теперь не следовало, потому что мужику с казаком не равняться стать». Русские, украинские крестьяне же брак с казаком считали за честь. С цыганами не женились. С принявшими православие калмыками браки бывали, при чем исстари. Со старообрядцами также браки были без ограничения – либо жена переходит на старый обряд, либо невеста венчается по православному обряду, а жених по старому. Семьи спокойно состояли из православных и старообрядцев – это никакого конфликта у казаков не вызывало. При свадьбах казаки соблюдали черед – чтобы сначала женился старший сын и так далее – по возрасту, тоже самое и по дочерям. Свадьба. У казаков часто привычные невеста – товар, жених – купец, заменялись невеста крепость, жених – войско. Свадьбы обычно играли осенью и зимой, реже весной, летом крайне редко. Свадьбы принимали характер пира – в не очень больших станицах гуляли всей станицей. Иногда подолгу – до двух недель. При чем считалось – что справить казака было куда как тяжелее чем вырастить казачку. Казаки гутарили, что у них две заботы: первая – справить сына на службу, вторая – довести сына до дела. Казака женить – и кладку дать, и гостей угостить и попу заплатить… всё до последнего гроша достань, но свадьбу справь.Сватовству предшествует родственный совет, на нем решают кого посватать за казака. В нем принимают участие вся ближайшая родня, крестные родители жениха. Главное слово за матерью: «мать здесь – большой человек». На нем отец просит совета в поиске невесты. Гости дают свои ответы… затем после паузы и чарки для «повышения интенсивности» процесса зовут жениха, спросить есть ли душенька. Жених отвечал. Если ответ мать не устраивал, она решала по-своему – невеста ей по дому помощница и работница. Жениху остается только подчиниться.
Перед тем как засылать сватов производятся смотрины невесты – «не видавши товару - не торгуй». Жених отправлялся с парой-тройкой родственников в дом невесты, вечером, в гости. Там они хвалили будущую невесту и просили поднести её всем по чарке вина. Невеста, одетая по домашнему, выносила вино и ждала пока гости выпьют, а гости медленно пьют – смотрят. Выпив вино, потенциальная невеста забирала чарки и уходила, а вслед за ней и гости – разговоров о свадьбе не ведется (хотя всем сразу понятна причина визита). В других местах родители привозили жениха и сразу говорили о возможной свадьбе, оставив сына в сенях – затем зовут сына, чтобы отец невесты мог поговорить-расспросить его, проверив на смышленость. Если сговариваются – после чарки водки, отец невесты зовет дочь и они оба с женихом, стоя смотрят друг на друга. Потом жених дает невесте монетку, в виде небольшого подарочка. Невеста уходит, и в другой комнате её спрашивают понравился ли жених, которого тоже выводят и спрашивают о том же. И затем начинают сватать.Сватание происходит с помощью свахи или сватов. Они приходят вечером в дом невесты и начиная издалека, намеками заводят разговор о свадьбе. Отказ не считался бесчестием – отказ происходил сразу, сразу давалось понять, что свадьбы не будет. Для защиты от отказа старались сватами направить людей уважаемых (обязательно выпив по чарке – «чтобы не хромать и не заикаться»). После вопроса о выдаче дочки замуж, отец невесты в случае согласия просит время посовещаться с родней и назначал день ответа. Сам процесс зависел от красноречия и опыта сватов, иногда все происходило очень весело и красочно… В назначенный день сваты приходили за ответом с припасенным хлебом с солью, давали его родителям невесты. В ответ те целовали «хлебный подарок», что считалось согласием. Сваты, получив ответ, начинали требовать руки – мать невесты подавала свою, завернув в полу платья. Это называлось «взять руку». В заключение обряда невеста подносила сватам по стакану меда, а сваты выпивали и поздравляли её с женихом… Либо сваха приходила, узнавала ответ и уже родители жениха сами, вместе с ним и свахой приходили с хлебом-солью и просили руки. В комнату вводят жениха и невесту, ставят рядом и все вместе поднимаются, творят молитву и тройной поклон. На руку жениха кладут платок, на который кладет свою руку невеста, на которую также кладется платок. Сверху свою руку кладет мать невесты, на которую кладутся еще несколько рук присутствующих и все желают добра, и поздравляют жениха с невестой, а невесту с женихом… Иногда (больше в низовых станицах) сначала входит жених - сторона жениха его хвалит, просят посмотреть «товар». Входит невеста, выходит на середину и стоит, опустив глаза в пол. После вопроса жениха и получения согласия невесты о браке их ставят вместе и, помолившись, благословляют хлебом-солью. Затем идет круговая чарка – её всем вместе (обязательно по старшинству родства) подносят жених и невеста и принимают поздравления. Затем жених с невестой выходят в другую комнату и садятся рядом, а подруги поют им песни сватовского содержания…
Иногда (на Донце), вечером придя (сваты, родители и жених) в дом невесты, все рассаживались и после вопроса о «товаре» и согласии отдать, звали невесту. Приглушали свет, ставили жениха и невесту рядом и на свечу смотрели – не кривые, не слепые ли – и потом все в голос соглашались, что друг друга жених и невеста стоят. Затем предлагают им три раза поцеловаться - невеста из скромности начинает отказываться, пока не погасят свечи. Жених и невеста в темноте целуются, а все слушают звуки поцелуев, но недолго - гости и сами начинают шалить и тянуть в темноте к друг другу руки, перешептываться и т.д., шутки и отталкивания длятся до часа… потом зажигают свет. Самый уважаемый из присутствующих (из сватов) желает всем добра и выпивает чарку. Сватание завершается рукобитием (ударить по рукам) – договорить об условиях, на которых будет заключен брак. Отцы молодых спорили о «кладке» на свадьбу – кто что дает, все затраты. Торг и споры длились обычно долго – казаки не спешили брать очень затратный свадебный процесс на себя, и всегда были не против переложить его бОльшую часть на противоположную сторону. Отцам обычно спорить быстро надоедало, и главными подсказчиками выступали матери, наиболее досконально знающие всё необходимое для ведения хозяйства. После заключения договора – жених и невеста угощают друг друга вином – сначала жених подает невесте чарку, та два раза отказывается, а на третий немного отпивает и дарит жениху подарочек. Потом тоже самое наоборот. Потом сваты требуют, чтобы молодые поцеловались – невеста подносит отцу жениха чарку, тот говорит, что «не сладко», жених и невеста под сопутствующие побуждения присутствующих трижды целуются. Отец жениха крестится и дает невесте подарок. Тоже самое происходит и с матерью жениха – ей невеста подносит чарку, и всем остальным присутствующим родственникам жениха. Потом жених разносит вино всем родственникам невесты. Все пьют и желают «делу добром свершиться».После свершения этих мероприятий выбирают дружка – из женатых родственников, кто «повеселее», «порасторопнее», «поязыкастее», «повыносливее». Дружко обязан распоряжаться на свадьбе всем – угощать гостей, оберегать молодых, следить за порядком и т.д., требовать «чтобы вся беседа слушала его». Если ссора – дружко помирит и рассудит, у казаков не было принято доводить пьяные свадебные ссоры до суда. Дружко мог быть как один так и двое – с невестиной и жениховой сторон (чаще зависит от размаха свадьбы). Выбрав дружка – жених надевал ему «с левого плеча под правое крыло» полотенце, а невеста другое полотенце «с правого плеча под левое крыло» (если дружка два – каждому по одному полотенцу). В его честь пьют три чарки. Затем выбирают подружье (полудружье) – помощника дружки. В его честь пьется чарка. Потом выбирают сваху, которая чаще бывает женой дружки, либо кто из веселых и сметливых языкастых станичниц. Она помогает дружку, находится при невесте, созывает гостей, «убирает» невесту. В её честь пьют по 2 чарки. Свахе помогает подсвашка, которую выбирают следом.При рукобитии обычно этим всё и заканчивается – больших застолий не бывает. Посидев недолго, родственники жениха, теперь приглашают родню невесты в гости к себе. Путь проделывается обязательно с песнями. В доме жениха устраивается застолье для стариков.
В доме невесты остаются невеста, жених, собирается молодежь – поют песни и пляшут. Под песни молодежи жених и невеста целуются. С этого момента жениху разрешается бывать у невесты и даже ночевать в доме невесты. На рукобитье также договариваются когда должен быть справлен сговор (и быть ли ему). Сговор собой являет примерно тоже самое, только при большем стечении народа, торжественностью и с обязательным большим застольем. На нем прилюдно и торжественно повторяются согласие на брак женихом и невестой и оглашаются предбрачные условия. Сговор происходит за счет жениха и происходит не всегда – часто казаки решали запланированные на проведение этого пира деньги просто передать стороне невесты – и сговор по обоюдному согласию не устраивался.В назначенный день по две «позыватые» со стороны жениха и невесты с раннего утра ездили из дома в дом с приглашением ко всем родным и близким. Они передавали поклон от отца и матери и звали на сговор. Позыватых в каждом доме угощали сладким вином. Вечером все собирались в доме невесты – молодые девки у невесты, замужние женщины и казаки у родителей. Невеста с подругами была в своей комнате, а остальные гости находились в зале где был большой стол. У жениха собирались все его родные и знакомые. Там готовились от десятка до двух десятков блюд со сладостями и орехами. Все гости отправлялись в дом невесты со своим хлебом-солью – впереди блюда со сладким, затем шли казаки, потом замужние казачки, и затем жених с молодежью. Хозяева (отец и мать невесты) встречали гостей на крыльце, проводили в зал и просили садиться (обязательно по старшинству) – с одной стороны – родня невесты, с другой – жениха. Между ними родители молодых. Жених с молодежью присоединяется к невесте и её подругам. Отца невесты, хозяина, все «честят» особенно. Хозяева угощают всех вином с принесенными сладостями, после чего жених с невестой выходят из своей комнаты на середину зала и кланяются во все стороны, после чего проходят вокруг и целуют всю родню… где-то старики просят у родителей невесты разрешения жениху поцеловать невесту – после разрешения, жених целует невесту и родня подходит к молодым – целует и поздравляет. Затем молодые трижды пригубляют вино и после каждого раза целуются. Где-то после этого родня жениха и невесты обмениваются подарками. Сговор заканчивается подносом женихом и невестой каждому родственнику чарки и принимают поцелуй с поздравлениями. После этого с уходом последнего гостя невеста убегала в свою комнату, где она с подружками садились как можно теснее, чтобы жениху было негде сесть – он должен был выкупить невесту у подружек, сидящих около невесты, чтобы сесть рядом. Невеста же должна была в тот вечер успеть сменить два-три платья. После сговора подруги невесты начинают собираться у неё и шить ей подушки и платья (этих швей называют чиберками). Жених с друзьями приходит к невесте каждый день с подарками-гостинцами и может оставаться ночевать там.
kornilovez.livejournal.com Традиции казачьей свадьбы - Виктория СлавянкаЗакончился Успенский пост, а это значит, что пришла пора свадеб у казаков, которые могли длиться несколько недель, а подготовка к ним занимала годы. 1. Свадьба на майдане. Во времена Ермака у казаков было принято проводить свадьбы на майдане, т. е. главной площади станицы или хутора. Этот обычай в казачьих краях помнят до сих пор, рассказывая о тех временах, когда община определяла судьбу будущих супругов. Казак выбирал себе невесту из числа местных девушек или их тех, которые попали в станицу после военных набегов - появлялись в казачьих краях турчанки, карачаевки и чеченки. О своих намерениях пожениться казак говорил на майдане: «Ты, Наталья, будь мне женой!», а невеста в свою очередь, поклонившись ему в ноги, отвечала: «А ты, Михаил, будь мне мужем». После этого казак обращался к жителям станицы: «Вот честная станица, она мне жена, а ей муж», а станичники выкрикивали: «В час добрый!». Перекрестившись и поклонившись во все стороны, молодожены целовали друг друга и принимали поздравления от присутствующих. Таким же образом проходил развод. Казак приводил на майдан жену и заявлял собравшимся: «Она мне больше не жена. Она мне была услужлива и верна. Кто ее желает в жены — может взять». После этих слов казак отпускал свою бывшую супругу, которую сразу же мог позвать в жены другой казак, изъявивших желание жениться. Он накрывал ее своих кафтаном и объявлял о своих намерениях. Молодоженов обычно величали князем и княгиней. Древние обычаи были настолько крепки среди казаков, что даже при сочетании браком по правилам православной церкви молодожены исполняли древний обряд бракосочетания на майдане, который просуществовал до конца XVIII века. 2. Свадьбе - свое времяСвадьба у казаков проводились в определенное время, связанное с православными праздниками, постами и полевыми работами. Обычно свадьбы «игрались» в течение осеннего (между Успенским и Рождественским постами) и зимнего мясоеда ( между Рождественским и Великим постом). Иногда свадьба «справлялась» на «красную горку» (первое воскресенье после Пасхи).На свадьбу приглашались все родственники, друзья и соседи. Гуляли все станицей, говорили об этом старики. Чтобы «справить» свадьбу требовалась крупная сумма денег, поэтому с торжеству готовились заранее (за пару лет). Родители жениха не могли опозориться, поэтому иногда распродавали большую часть имущества, чтобы отпраздновать бракосочетание. «Свадьба сорочку найдет: все до последней сорочки придется вынуть — хоть в работники после нанимайся, а свадьбу справь», поговаривали родители жениха. В этой связи, родителям невесты было немного проще: «Коли у тебя нечем дочь справить, то и сват поможет. Девушку всякий с охотой возьмет — плохо справлена, зато работница». 3. Семейный совет, смотрины и сватовство — долгий путь к свадьбе На семейном совете принимают участие все ближайшие родственники и крестные родители жениха. Главной роль здесь отведена матери, которая давала наставления сыну о том, какую невесту выбрать. После начинались смотрины невесты. Старики говорили: «Не видавши товару, не торгуй». Вместе с ними отправлялся в гости к невесте жених. Молодые, иногда впервые, знакомились и общались. Если же понравились друг другу молодые, то к невесте через некоторое время отправлялись сваты. Сваты приходили в дом невесты вечером, что бы обсудить с ее родителями свадьбу, рассказать о достоинствах жениха и разузнать о невесте. От удачной беседы сватов и родителей зависело будущее молодых — могли и не договориться о свадьбе и разойтись ни с чем. После сваты приводят в дом жениха. Родители проверяли чувства молодых так: «если любы они друг другу, то путь поцелуются три раза, а если при свете не могут, то и свечу потушим». В темноте молодые впервые целовались. Старики и сваты радовались и обсуждали уже свадебные хлопоты: «Дай же нам Господи, любезные сваты, что задумали благополучно окончить. Дай Господи, любезные сватеньки, начатое дело кончить» и осушали рюмки за счастье молодых. После чего пожимали друг другу руки, тем самым подтверждая договор. 4.Поезд князя и выкуп невесты Жених, получивший благословение от родителей, отправлялся в день свадьбы к невесте. Впереди него шел священник с крестом. Жених шел вместе с дружком и сватами. А возле него двигался «княжеский поезд» - казаки на лошадях едут по бокам торжественной процессии, заставляя прохожих снимать верхние уборы и поклоняться к жениху, который в этот день приравнивался к «князю». Во дворе «княжны» процессия останавливалась. Невеста уже ждала своего возлюбленного в красном углу, «под святыми», в ее руках находилась «держава» - плетка, обшитая золотом и серебряными бляшками. Братья являлись охранниками и торговались с женихом. После выкупа брат передавал дружку «державу, а невеста сходила со своего места. Дружок просил благословения у родителей невесты. Родители бросали на пол дома шубу, молодые вставали на колени — так благословляли молодоженов. Теперь все родственники и друзья отправлялись в церковь, где проходило таинство венчания. В церкви косу невесты расплетали, которые вновь заплетали «по-женски» и надевали повойник (головной убор замужних женщин). Родители встречали новобрачных на входе в дом невесты с караваем и солью. Молодые прикладывались к святому образу в сенях и целовали хлеб. После этого вся процессия отбывала в дом жениха, где проходил праздничный пир, который мог длиться несколько дней и даже недель. 5. Пир на всю станицу и первая брачная ночь В доме жениха собираются все гости, жених с невестой сидят в переднем углу, встречают гостей и провожают их в горницу, где стоят столы с закусками, вином и водкой. После этого молодоженов дружка и сваха отводят в спальню. Они же помогают снять с невесты платье, а невеста должна была снять сапоги с ног жениха. Дружка в это время ложится на кровать и приговаривает: «холодна кровать, надо ее погреть». Молодых кладут на кровать, накрывают одеялом и оставляют одних. Пока молодые находились в спальне, все остальные продолжали пировать. Заключительным днем пира является «отводы», когда проводится обед у родителей невесты, где присутствовали старики с обеих сторон. Так свадьба подходила к концу. Александр Гаврилов Взято с сайта: http://cyrillitsa.ru/posts/832-5-faktov-o-kazachey-svadbe.html slavynka88.livejournal.com |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|